В чем состоит специфика экологических отношений кратко

Обновлено: 17.05.2024

Экологические правоотношения — это система правовых норм в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, решения проблем, вызванных хозяйственной и иной человеческой деятельностью.

  • земля;
  • недра;
  • почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух;
  • растительный, животный мир и иные организмы;
  • озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Целью экологического регулирования является достижение гармоничных отношений между обществом и природой. Это необходимо в интересах не только нынешних, но и будущих поколений. Особенность экологического права заключается в том, что действия, которые принимают люди сейчас, являются основой благополучия природной среды в будущем.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Предметом экологического права являются отношения:

  • по природопользованию;
  • собственности на природные объекты и ресурсы;
  • по охране окружающей среды;
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Состав экологических правоотношений

Экологическое право — это комплексная отрасль. Структура отношений внутри нее включает в себя:

  • объекты;
  • субъекты;
  • содержание правоотношений.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются:

  • компоненты природной среды;
  • природные объекты;
  • природные комплексы.
  • государственным природным заповедникам, в т. ч. биосферным;
  • национальным паркам;
  • природным паркам;
  • государственным природным заказникам;
  • памятникам природы;
  • дендрологическим паркам и ботаническим садам.

Субъектами являются те, кто способен вступать в экологические правовые отношения. Их можно условно разделить на две группы.

  1. Публичные. К этой группе относят РФ и ее субъекты, а также органы власти.
  2. Частные. В число таких субъектов входят: физические лица, находящиеся на территории государства, экологические некоммерческие организации, юридические лица.

Отличительной чертой субъектов правовых отношений, являются обладание правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — способность иметь права и нести обязанности. Она есть у человека от рождения до смерти.

Дееспособность — способность осознанного гражданина осуществлять свои права, а также исполнять обязанности. Полная дееспособность признается за человеком с 18 лет.

Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения, как и другие отношения в правовой сфере, можно классифицировать по множеству различных признаков.

По индивидуализации субъектов

Значимую роль играет, кто определен в качестве субъектов и сколько сторон вступают в правоотношения.

По нормам права

В этой классификации выделяют два основных типа правоотношений.

  1. Материальные — возникают из норм материального права. Они устанавливают права и обязанности участников отношений.
  2. Процессуальные — возникают из норм процессуального права. Устанавливают форму реализации материальных.

По юридической функции

Правоотношения подразделяются по критерию соответствия юридическим функциям права.

  1. Регулятивные — законодательные предписания соблюдаются.
  2. Охранительные — возникают, когда законодательство нарушено.

По основанию возникновения

Этот критерий классифицирует разновидности правоотношений по их источнику.

  1. Общие — возникают на основании нормы закона.
  2. Конкретные — возникают на основании различных юридических фактов. К примеру, судебных прецедентов или лицензий.

Общий механизм классификации представлен на схеме.

Виды отношений

Юридические факты

Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Выделяют несколько групп юридических фактов.

  1. Правоустанавливающие — события и действия, являющиеся основой для возникновения правоотношений.
  2. Правоизменяющие — события и действия, изменяющие уже сложившиеся правоотношения.
  3. Правопрекращающие — события и действия, которые становятся поводом прекратить экологические правоотношения.

Основной группой юридических фактов являются источники экологических правоотношений:

Специфика экологических отношений состоит в тесной связи человека и природы, поскольку первый воздействует на второй и изымает из него выгоду. Также к специфическим чертам относят использование человеком природных качеств. Человек в основе экологических правоотношений занимается охранной деятельностью природы от всевозможных посягательств. В ходе своей деятельности человек обязан сохранять природные объекты в цельном состоянии, а также создавать и приумножать новые, восстанавливать разрушенное.

Специфика в том, что экологические правоотношения регулируют отношения не между лицами, госструктурами, юридическими лицами и обществом и так далее, а отношения человека и природы. Специфичен сам предмет регулирования. Человек и природа взаимодействуют постоянно, на протяжении веков. И сложились два основных механизма взаимодействия. 1. Использование человеком природы для самых разнообразных потребностей. Природопользование. 2. Охрана природы человеком. Природоохранная деятельность. В таких праоотношениях некоторые аспекты регулирует сама природа, на них не закроешь глаза, не запретишь законом. Порой в экологических правоотношениях человек не выбирает, а лишь регламентирует, оборачивает в букву закона фактические требования окружающей среды и потребности.

Экологические правоотношений представляют собой самостоятельную область общественных отношений, развивающихся в процессе взаимодействия социума и природы.

Экологическое законодательство образуют законодательные нормы, которые регулируют поведение социума в вопросах отношений к окружающей среде.

Цель экологического законодательства заключается в конструировании модели экологически корректного и максимально соответствующего законам природы поведения общества.

Управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды необходимо для обеспечения реализации экологического права. Общественная ценность его заключается в обеспечении благоприятной окружающей среды в процессе реализации предписанных законодательных актов. Управление необходимо как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, которые образуют само законодательство окружающей среды.

Стоит отметить, что экологическое законодательство и политика, которая проводится органами государственной власти – непоследовательны

Российская Федерация сейчас является сырьевым придатком Европы. В нашем государстве не всегда соблюдаются общепризнанные в мировом хозяйстве законы охраны окружающей среды. Российские По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее стандарты отстают от стандартов развитых государств. Отечественная промышленность не экономит природные ресурсы, что несовместимо с принципами устойчивого развития. Также преобладает тенденция борьбы с последствиями экологических катастроф, а не их предотвращение, как принято во всем мире. В современных условиях, деятельность по охране окружающей среды финансируется по остаточному принципу, а внедрение рыночного инструментария в сферу экологических отношений себя не оправдывает.

Готовые работы на аналогичную тему

В современных условиях, появилась необходимость разработки концепции экологической безопасности, предусматривающей баланс государственных, экономических и иных методов регулирования экологического законодательства.

Особенности экологических правоотношений

Предметом экологических правоотношений являются экологические отношения, которые возникают в области взаимодействия социума и природы в вопросах использования и охраны окружающей среды.

Они регулируются нормами экологического законодательства. Стоит отметить, что не все экологические отношения являются правоотношениями, а только выраженные в законодательных нормах и закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это можно объяснить тем, что:

  • одни отношения не требуют правового регулирования,
  • вторые регулируются нормами экологического права,
  • третьи – регулируются нормами иных отраслей правоотношений.

Это свидетельствует о постоянном совершенствовании и изменении экологического законодательства.

Все экологические правоотношения подразделяется на природоресурсные и природоохранительные.

Первые возникают в процессе использования природных ресурсов, дабы удовлетворить материальные и культурные потребности общества, а вторые возникают в процессе требования охраны природной среды в вопросах ее использования.

Содержанием экологического законодательства являются права и обязанности участников данных правоотношений

Также содержание экологического законодательства зависит и от отнесения их к тому или другому виду, состава участников и особенностей объекта.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 12.10.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятие, объект и субъект экологических правоотношений

В состав структуры рассматриваемых правоотношений включен субъект, объект и их содержание.

Объект правоотношений представлен тем, по поводу чего в правовую связь вступают участники правоотношений. ФЗ об охране окружающей среды в ст. 4 раскрывает состав объектов следующим образом:

  • земля, включая почву и недры;
  • воды, в том числе поверхностные и подземные;
  • леса и прочая растительность, животные и иные организмы, включая генофонд;
  • атмосфера (воздух), ее озоновый слой и космическое пространство около земли.

В качестве субъекта правоотношений выступают участники, для которых характерны взаимные субъективные права и правовые обязанности. Они включают граждан и предприятия, иностранных лиц, лиц без гражданства, органы гос. власти и субъектов РФ, органы местного самоуправления и их должностных лиц.

Содержание экологических правоотношений

Содержание правоотношений заключается во взаимных субъективных правах и юридических обязанностей участников.

Субъективное право представляет собой меру юридически возможного или дозволенного поведения, которую определяют нормы объективного права. В их рамках субъект имеет возможность удовлетворять свои интересы.

Что касается юридической обязанности, то она является мерой юридически должного поведения, которая определена с помощью норм права.

Субъективное право включает полномочия. Они представляют собой возможности, обеспеченными правом, в том числе:

  • самостоятельные действия;
  • использование социальных благ с целью удовлетворения собственных интересов;
  • требование соответствующего поведения от обязанных субъектов;
  • обращение за защитой интересов к компетентным органам.

В свою очередь, юридическая обязанность представляет собой потребность осуществлять должное поведение, которое соответствует возможностям управомоченных лиц.

Юридические факты заключаются в конкретных жизненных обстоятельствах. С ними правовые нормы связали проявление, прекращение или изменение правоотношений. Примером юридического факта может быть подача человеком заявки на получение лицензии на пользование водой (ст. 48 Водного Кодекса). Также это может быть проявление объективной необходимости охраны определенного объекта, которое приводит к ограничению или приостановлению права пользования участками объекта (ст. 26 Лесного Кодекса).

Правовая ответственность

Юридическая ответственность за нарушение законодательства в экологической сфере представлена правовыми отношениями компетентных органов и лиц, которые совершили экологическое нарушение. Это может быть связано с использованием в отношении такого лица мер принуждения со стороны государства, которые лицо обязано претерпевать.

В качестве основания юридической ответственности выступает действие, которое содержит всю совокупность признаков состава экологического правонарушения.

Важная ее цель представлена поддержкой правопорядка.

В состав функций юридической ответственности можно включить:

  • карательную (штрафную),
  • право восстановительную (компенсационную),
  • воспитательную,
  • предупредительную (превентивную).

Экологическое правонарушение представляет собой виновное, общественно опасное деяние, предусмотренное нормами экологического права. Его совершает деликтоспособное лицо и за него предусмотрена юридическая ответственность.

Основанием юридической ответственности является состав экологического правонарушения, а признаки, из которых он состоит (элементы состава, включая объект, субъект, объективную и субъективную сторону), можно сгруппировать с целью максимально точной и детальной характеристики всех аспектов совершенного деяния.

В соответствии с ФЗ об охране окружающей среды за нарушение законов в этой сфере может предусматриваться уголовная, имущественная, дисциплинарная и административная ответственность. Граждане и должностные лица при этом могут нести материальную, дисциплинарную, административную, уголовную, гражданскую ответственность. Для предприятий предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность.

Наступление дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с нормами трудового законодательства. Здесь сформулированы основания, перечень субъектов и взыскания. Для привлечения к ней нужно обязательное условие в виде ведения профессиональной деятельности, которая связана с использованием природных ресурсов или воздействия на окружающую среду. При наличии дисциплинарного проступка работодатели вправе использовать несколько типов дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Наступление административной ответственности происходит при совершении экологического проступка. Оно подлежит регламентированию с помощью КоАП РФ, 8 глава которого посвящается административным нарушениям в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В качестве примеров состава такого типа могут выступать:

  • нарушенное законодательство об экологической экспертизе;
  • скрытые или искаженные экологические сведения;
  • порча земель;
  • невыполнение обязанности в области приведения земель в состояние, которое пригодно для применения в соответствии с целевым назначением и др.

Рассмотрение и разрешение административных правонарушений происходит с помощью суда, должностных лиц государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологическим надзором и органов, контролирующих использование и охрану отдельных природных ресурсов. В состав последних можно включить государственный земельный контроль, геологический контроль, лесную охрану, государственный охотничий надзор и др.

В качестве субъектов, которые могут быть наказана по уголовному законодательству за экологические преступления, выступают граждане нашей страны, лица без гражданства, должностные лица, персонал организаций, любой формы собственности и др.

Нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды предполагает и имущественную ответственность, которая состоит в наложении на правонарушителей обязанности с помощью своего имущества произвести возмещение причиненного окружающей среде и здоровью человека вреда.

ФЗ об охране окружающей среды установил порядок и обязанность, предусматривающие полное возмещение вреда окружающей среде.

Читайте также: