В чем состоит отличие различных видов учета кратко
Обновлено: 05.07.2024
Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
2. Определение, предмет и объекты бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:
* планировании целей действий;
* контроле за их выполнением;
* оценке принятых решений.
Предмет бухгалтерского учета — упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении.
Содержание предмета бухгалтерского учета обусловлено сущностью учитываемых объектов, а состав объектов зависит от формы собственности и особенностей отраслей экономики.
Объекты бухгалтерского учета:
* имущество (хозяйственные средства, активы);
* источники формирования имущества (средств, активов);
Имущество организации. Классификация имущества по функциональной роли в процессе воспроизводства
Имущество — принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяется на:
* доходные вложения в материальные ценности;
* оборудование к установке;
* вложения во внеоборотные активы. Оборотные активывключают:
* запасы а) производственные запасы;
б) животные на выращивании и откорме;
в) готовая продукция;
* затраты незавершенное производство;
* денежные средства а) в кассе;
б) на счетах в банке;
в) финансовые вложения (акции, облигации,
займы и др.);
— средства в текущих расчеты с дебиторами:
расчетах (дебиторская • с покупателями и заказчиками;
задолженность) • с учредителями по вкладам
в уставный фонд;
• с прочими дебиторами (подотчетные
Отвлеченные активы — убытки организации.
Источники формирования имущества. Классификация источников
Источники формирования имущества организации подразделяются на:
* заемные (привлеченные) источники.
Собственные источники включают:
Заемные (привлеченные) источники состоят из:
* долгосрочных заемных источников (долгосрочные обязательства: кредиты банков сроком выше 1 года и займы сроком погашения свыше 1 года);
* краткосрочных заемных источников (краткосрочные обязательства: кредиты и займы сроком погашения до 1 года, расчеты с кредиторами (с поставщиками и прочими кредиторами), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).
Хозяйственные операции — составляющие хозяйственных процессов,
Их характеристика
Хозяйственная операция — это движение имущества (средств) организации, сопровождающееся сменой его форм. Она характеризуется признаками и показателями.
Признаки характеризует качественно (цена, норма, расценка и др.).
Показатели отражают количественную характеристику хозяйственной операции (натуральные, трудовой и денежный измеритель).
Факт хозяйственной деятельности охватывает все без исключения объекты и явления первичного бухгалтерского наблюдения.
Хозяйственная операция — частный, наиболее распространенный, случай факта хозяйственной деятельности.
Практика хозяйственной деятельности определила 3 совокупности хозяйственных операций:
* хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов;
* хозяйственные операции по производству продукции;
* хозяйственные операции по реализации продукции.
Каждая совокупность образует отдельный хозяйственный процесс.
Схема пассивного счета
Запись операций по уменьшению источников (-) | Остаток (сальдо) на начало месяца Запись операций по увеличению источников (+) |
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций) | Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций) |
Остаток (сальдо) на конец месяца |
Конечное сальдо (Ск) в пассивном счете определяется по формуле:
11. Общая характеристика и структура активно-пассивных счетов бухгалтерского учета
Активно-пассивные счета носят смешанный характер, однако в конечном счете записи хозяйственных операций в них соответствуют общему правилу деления счетов на активные и пассивные.
В зависимости от характера совершаемых хозяйственных операций на этих счетах остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно и дебетовыми, и кредитовыми.
Остатки по таким счетам могут быть отражены в активе или в пассиве баланса.
Для определения сальдо в активно-пассивных счетах используются данные аналитического учета. Сальдо выводится по каждому дебитору и кредитору, а затем определяется итоговый остаток по дебету и кредиту счета.
Схема активно-пассивного счета
Примеры активно-пассивных счетов: «Расчеты с разными дебиторами
Классификация документов
Для облегчения изучения и использования в учетной практике большое разнообразие первичных документов классифицируется по следующим признакам:
- назначению | · распорядительные; · оправдательные (исполнительные); · бухгалтерского оформления; · комбинированные |
- последовательности (времени) составления | · первичные; · сводные (авансовый отчет); · производные; · промежуточные; |
- способу использования или степени охвата хозяйственных операций | · разовые (кассовые ордера); · накопительные (лимитно-заборные карты); |
- количеству позиций (строк) | · однострочные; · многострочные; |
- месту составления | · внутренние; · внешние; |
- форме | · типовые (унифицированные); · специализированные; |
- способу заполнения | · вручную; · на пишущих машинах; · на персональном компьютере; |
- воспроизведению информации | · подлинники (финансы); · копии; · выписки из документов; |
- срокам хранения | · текущего срока хранения (от 1 до 5 лет); · постоянного хранения. |
20. Организация документооборота. Обработка документов
Документирование хозяйственных операций заключается в восприятии данных об операции (подсчет, измерение) и занесение полученных данных в документ (заполнение его реквизитов).
Создание совокупности первичных документов представляет собой первичный учет. Первичный учет — это комплекс приемов по восприятию исходной информации и регистрации ее в документах.
Первичный учет может осуществляться ручным и автоматизированным способом.
Состояние (т.е. достоверность и своевременность) первичного учета зависит от обеспеченности организации разнообразными техническими средствами для подсчета и измерения количественных величин.
Следовательно, первичный учет — это организованная система наблюдения, измерения, регистрации данных о хозяйственных организациях и других фактах хозяйственной деятельности, используемая для принятия управленческих решений.
Необходимо не только правильно оформлять документы, но и своевременно представлять их для обработки, т.е. должен выдерживаться график документооборота.
Документооборот — это движение документа от момента его составления через все стадии учетной обработки до передачи на хранение.
В организации должен быть разработан план-график документооборота, где указываются сроки сдачи в бухгалтерию документов для обработки (по их видам) с указанием ответственных лиц. План-график документооборота предусматривает равномерную нагрузку не только учетного аппарата, но и всех других работников, связанных с первичным учетом.
План-график документооборота разрабатывает главный бухгалтер. Он же осуществляет контроль за его выполнением.
В каждой организации должна быть разработана система управления документооборотом, включающая:
* разработку положения о бухгалтерской службе;
* составление должностных инструкций учетному аппарату;
* составление плана-графика документооборота;
* создание технологии обработки учетной информации;
* разработка номенклатуры дел для текущего и постоянного хранения.
Обработка документов в бухгалтерии
- по форме | · установление всех реквизитов; · подписей; · подчисток, неоговоренных исправлений; |
- по существу | · законность хозяйственной операции, соответствие действующему законодательству; |
- арифметическая проверка | · правильность подсчетов, выделения итогов, вычисления процентов. |
Обработка проверенных и принятых бухгалтерией документов включает в себя следующие этапы:
- таксировка | определение денежной оценки хозяйственной операции, отраженной в документе (т.е. перевод натуральных и трудовых измерителей в денежные); |
- группировка | объединение документов по однородным признакам за определенный период; |
- контировка | указание в документе взаимосвязи между счетами, вытекающей из содержания документа (т.е. это проставление корреспонденции счетов). |
После проставления корреспонденции счетов документы используются для записи операций по сетам в учетные регистры.
Обеспечение сохранности документов и форм отчетности возложено на руководителя организации.
После составления бухгалтерской отчетности первичные документы передаются на хранение. Время хранения документов определяется специальным перечнем, в котором по конкретным видам документов установлены сроки хранения.
Документы постоянного хранения передаются в ведомственные и государственные архивы.
Изъятие документов у организации может производиться только на основании постановлений органов дознания и судов. Изъятие оформляется актом, копия которого вручается под расписку должностному лицу организации. С разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие, главный бухгалтер (другое должностное лицо) может снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:
Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.
Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
2. Определение, предмет и объекты бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:
* планировании целей действий;
* контроле за их выполнением;
* оценке принятых решений.
Предмет бухгалтерского учета — упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении.
Содержание предмета бухгалтерского учета обусловлено сущностью учитываемых объектов, а состав объектов зависит от формы собственности и особенностей отраслей экономики.
Каждый, кто открывает свою фирму или только задумывается об этом, знает, что ему предстоит вести финансовый учет. Начиная разбираться в этой теме выясняется, что существует три вида учета, а именно: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Чем же они отличаются и какой учет вести обязательно, а какой нет? Давайте разбираться.
Для того, чтобы ответить себе на вопросы, необходимо подробно разобраться с каждым из видов.
Основные типы учета в компании
Налоговый учет – обязательный для ведения учет, который регламентирован государством, а именно Налоговым кодексом РФ. Государство жестко определило правила ведения и сдачи отчетности, а все потому, что такой учет позволяет определить налогообложение каждой организации и контролировать выплату налогов. То есть получается, что целью налогового учета является корректное отражение движения денежных средств, чтобы выделить сумму налогов и передать эту информацию государству по установленной форме.
Существует несколько систем налогообложения:
- Общая система налогообложения(ОСН), такая система по которой фирме необходимо платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие виды налоги.
- Упрощенный вид налогообложения, который подразделяется на:
- Упрощенная система налогообложения (УСН), такая система подразумевает под собой две формы. Первая форма, когда налог платится с дохода компании. Вторая форма, когда налог платится с дохода, за вычетом суммы расходов компании. Такая система является распространенной среди малого бизнеса.
- Единый сельскохозяйственный налог – такая система используется бизнесом в сфере сельского хозяйства.
- Единый налог на вмененный доход – система, разрешенная к использованию некоторым видам деятельности, таким как розница, бытовые услуги, реклама и прочие. Смысл системы в том, что оплата налога привязывается к определенной метрике, например, площади торговой площадки.
- Индивидуальным предпринимателям доступен такой вид налогообложения как патентная система, смысл которой заключается в разовой оплате налога и возможности работы без налогообложения на определенный период.
Бухгалтерский (финансовый) учет – предназначен для оценки фирмы. Так же, как и налоговый учет, он является обязательным и жестко регламентирован государством, так как отчетность сдается в налоговую по установленной форме. Регламентом бухгалтерского учета в РФ является Российский Стандарт Бухгалтерского Учета (РСБУ).
Бухгалтерский учет отражает задолженности, обязательства и капитал организации, выражая все это в стоимостном эквиваленте. Все операции подтверждаются документально и содержат в себе суммы этих движений. Основным понятием являются бухгалтерские счета, по которым и происходят движения денежных средств, одновременно отражаясь на нескольких таких счетах как поступление и списание по дебету и кредиту.
Как следствие, за терминологией бухгалтерского учета кроется экономическая суть процессов организации, которая подразумевает под собой ограничения:
Управленческий учет – необязательный, но зачастую необходимый вид учета, которым предпочтительно пользуются руководители, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена для контроля определенных показателей. Такой вид учета – это своего рода метрика текущего положения дел в организации, и она дает возможность пользователю взглянуть на картину бизнеса целиком.
В чем отличие управленческого учета от бухгалтерского (финансового)?
Управленческий и бухгалтерский учет, безусловно, имеют тесную взаимосвязь, но при этом, управленческий учет несколько отличается от бухгалтерского. Основополагающем различием данных видов учета являются конечные пользователи информации и, как следствие, задачи учета и способы его ведения.
Управленческий учет не является обязательным для ведения в организации, но ввиду своей понятности руководящему составу, необходим для осуществления эффективного контроля и анализа деятельности. Основная цель управленческого учета – предоставление необходимой и достаточной информации заинтересованным лицам (руководители предприятия, собственники) для формирования стратегии управления компанией и формирования управленческих решений.
Финансовый (бухгалтерский) учет – по сути, часть управленческого учета, которая так же отражает состояние организации, но использует для этого регламентированные правила, закрепленные законодательно. Основными потребителями этой информации на ряду с руководителями и собственниками являются контролирующие госорганы.
При этом, финансовый учет зачастую понятен только бухгалтеру или аудитору в сфере бухгалтерского учета, и не содержит актуальной информации для собственника. Кроме того, финансовый учет отличается от управленческого тем, что в финансовом учета фиксируется история финансовых операций, а управленческий еще и предусматривает прогнозирование бизнес-показателей.
Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия
Основные сходства этих двух видов учета:
Чем же отличается бухгалтерский учет от налогового? Основные отличительные особенности заключается в самих целях ведения учета: бухгалтерский учет используется для оценки общего состояния организации по ее активам и обязательствам, а налоговый – только для корректного расчета налоговых обязательств перед государством. Еще одно важное отличие бухучета от налогового учета – обязательность ведения: от ведения бухгалтерского учета освобождаются ИП и физлица, налоговый учет же ведут все без исключения.
Сравнительная таблица видов учета
Для того, чтобы наглядно понять суть отличия управленческого учета от бухгалтерского и налогового, предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей:
Сравнимые характеристики
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Управленческий учет
Обязательность использования вида учета в организации
Регламент
Цель ведения учета
Пользователи данных, получаемых при ведении учета
Основополагающий принцип ведения учета
Основные правила
Показатель отражения учета во времени
Тип информации
Периодичность отчетности
Зачем вести управленческий учет в организации?
Первым и основным преимуществом ведения управленческого учета является получение актуальной картины функционирования бизнеса, что в свою очередь помогает эффективно реагировать на внешние изменения как в периоды кризиса, так и позитивных влияний внешнего мира. Этот вид учета позволяет оперативно корректировать стратегию развития бизнеса с помощью различных метрик и их допустимых значений, выход за которые должен сигнализировать о необходимости изменения стратегии. При этом, информация отражается не только в стоимостном эквиваленте, но в качественном или количественном показателе, что приводит к улучшению восприятия текущего состояния организации.
Еще одним фактором является возможность планирования показателей, что позволяет на основе предыдущих периодов сделать прогнозы по возможным значениям показателей на предстоящие – например, анализировать сезонность при сбыте продукции.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ преподаватель: СТРЕЛЬЦОВА А.А.
Раздел 5. Понятие бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет как система. Отличия бухгалтерского учета от других видов учета. Основные задачи бухгалтерского учета.
Любая деятельность нуждается в контроле как со стороны администрации, так и со стороны государственных органов. А контроль требует всестороннего учета деятельности организации (предприятия).
Хозяйственный учет представляет количественное отражение и качественную характеристику хозяйственных процессов и явлений.
В Российской Федерации действует единая система хозяйственного учета, основной задачей которой является формирование качественной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для обоснования принятия управленческих решений на различных уровнях, для выработки стратегии развития в условиях рыночных отношений.
Для характеристики хозяйственных процессов и явлений используется три вида измерителей: натуральные, трудовые, денежные.
Натуральные измерители применяются для учета количества материальных ценностей (т, кг, м, штуки и т.д.), а также для качественной характеристики объектов.
Трудовые измерители необходимы для учета затраченного труда на производство продукции, выполненные работы (рабочий день, час) и последующего расчета заработной платы, производительности труда.
Денежные измерители позволяют отразить все объекты учета в едином выражении (руб.).
В системе хозяйственного учета выделяют четыре вида учета:
Оперативный учет отражает отдельные факты, операции производственно-технического характера на всех уровнях организации (участок, цех, производство) за короткий период времени(час, смена, сутки, декада. Оперативный учет дает информацию о движении материальных ресурсов на предприятии, о наличии производственных запасов, о выработке продукции, ее отгрузке и т.д. Информация может быть зафиксирована в документах или передана устно, по телефону, телетайпу и т.д. Отличительная черта этого учета заключается в быстром и своевременном получении информации, необходимой для оперативного управления. Оперативный учет на предприятиях ведется работниками производственных подразделений с последующим обобщением информации планового отдела, отделов снабжения, маркетинга, кадров, и т.д. Для отражения информации оперативного учета чаще всего используются натуральные и трудовые измерители.
Статистический учет служит для отражения массовых явлений в целях их изучения, обобщения и выявления закономерностей развития. Статистический учет технико-экономических показателей предприятия позволяет выявлять динамику развития производства, его финансово- экономическое состояние. Данные статистических отчетов используются для контроля, управления, планирования и прогнозирования как на уровне отдельных организаций (предприятий), так и на уровне экономических районов, отраслей и народного хозяйства в целом. Статистические отчеты предприятий поступают в статуправления, где информация обобщается и оформляется в Статистические сборники об итогах развития народного хозяйства, численности населения, уровня жизни и т.д. и периодически публикуются в печати. В статистическом учете используются натуральные, трудовые и денежные (стоимостные) измерителя в зависимости от содержания изучаемых явлений, при этом широко применяются группировки, усреднение, обобщение данных по различным субъектам хозяйствования (региону, отрасли). Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных процессов, операций наряду с их качественными характеристиками. Бухгалтерский учет осуществляется путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в натуральных, так и денежных измерителях. Таким образом, бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. В этом определении отражены основные этапы учётного процесса: наблюдение, измерение (оценка), регистрация, обработка учётной информации для её передачи пользователям. Из определения также следует, что бухгалтерский учет по сравнению с другими видами хозяйственного учета имеет ряд особенностей: - является сплошным и непрерывным во времени, т.е. наблюдения осуществляются изо дня в день, без исключений каких-либо операций; - строго документирован. Это означает, что каждая операция может быть отражена в бухгалтерском учете только на основании первичного документа. Документальность придает бухгалтерскому учету юридически доказательную силу; - использует специфические методы и приемы обработки учетных данных, такие как метод балансового обобщения, метод двойной записи в системе бухгалтерских счетов, оценку, калькулирование, инвентаризацию и др. - обобщает информацию о средствах и хозяйственных процессах в денежном выражении. В аналитическом учете использует все три измерителя; - организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. Эти особенности обеспечивают информации бухгалтерского учета точность.
Налоговый учет позволяет контролировать правильность определения налогооблагаемой базы, исчисления налогов и своевременность расчетов по налогам. В системе управления экономикой важны все виды учета. Однако перечисленные особенности придают бухгалтерскому учету особую роль и значение, которые усиливаются в условиях развития рыночной экономики и укрепления международных связей.
Каждый вид учета рассматривает одни и те же факты хозяйственной жизни, но с разных позиций, что не исключает на отдельных этапах пересечение потоков информации. Единство хозяйственного учета поддерживается системой интеграции всех видов учета.
Для управления экономикой на разных уровнях необходима разнообразная информация о хозяйственной деятельности людей. Процесс добывания этой информации представляет сущность учета.
Любой учет – это вид работы выполняемый человеком по количественной и качественной характеристике изучаемого предмета.
Добывание информации о хозяйственной деятельности людей наз-ся хозяйственным учетом.
Учетная работа включает:
- Количественные и качественные измерения
В процессе исторического развития хоз. учет распадается на отдель. ветви и появ. новые 3 вида учета.
-Оперативный: отражаются отдельные хозяйственные явления в момент их совершения.
Данные ОУ исп-ся для принятия управленческого решения по подразделениям ( бригадам, участкам, цехам) Часть инф-ии передается в статист. органы.
- Статистический учет – отражает и изучает массовые хозяйственные и общественные явления и выявляет закономерности развития экономики. На основе этой инф-ии сост-ся стат. отчетность и предостав-ся в органы стат. Широко исп-ся для принятия управлен. решений в масштабе макроэкономике по отраслям и эк. районам страны.
- Бухгалтерский учет – ведется ЮЛ в соответ. с законодательством РФ и отражается по средствам специфических приемов ( бух. Счета, двойная запись, бух. Баланс). Инф-ия формируемая в БУ непосредственно исп-ся для управления в каждом отдельно взятом эк. Субъекте, где ведется учет. Бух. Информация исп-ся внешними пользователями для принятия решений.
Хозяйственные факты, отражаемые в бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу.
Таким образом, бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.
В послед. время получили развитие новые виды учета:
Место, роль и значение бухгалтерского учета в системе управления.
БУ изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.
Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия. Хозяйственные факты, отражаемые в бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу. В бухгалтерском учете все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, на основе обобщения натуральных и трудовых показателей.
Таким образом, БУ - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций. Управлять хозяйственной деятельностью предприятия можно только при наличии информации о количестве и качестве происходящих на предприятии экономических процессов. Первичные данные о фактах хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете - это способствует систематизации разобщенных данных в обобщенную характеристику определенных явлений хозяйственной деятельности предприятия, а также формированию экономических показателей.
В отличие от других видов учета БУ является системным. В нем отражается каждая выполненная хозяйственная операция в натуральном, трудовом и денежном выражениях. Экономические процессы обобщаются в бухгалтерском учете как движение стоимости. Это позволяет получить информацию о вновь созданной стоимости, и распределений и перераспределений.
Информация о прибыли предприятия порождается путем сопоставления в системе БУ доходов и расходов предприятия. При других видах учета эту информацию получить нельзя.
БУ играет важную роль в оценке объектов учета и определении их себестоимости (калькулирование) . В настоящее время в условиях интенсификации общественного производства требуется совершенствование хозяйственного механизма и прежде всего хозрасчетных отношений, экономического стимулирования, контроля за производством и распределением. В этих условиях значение информации БУ в управлении предприятием еще больше возрастает.Читайте также: