В чем состоит особенность морали как регулятора поведения человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мораль –это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, предписаний.

Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Мотивы нравственности: страх наказания, чувство долга, стремление к добру,…

Цели и задачи нравственного воспитания личности.

Цель нравственного воспитания школьников: 1) формирование у детей ценностных ориентаций в области морали, моральных убеждений (рациональная форма проявления):

- развитие нравственных чувств (эмоциональная форма);

- выработка нравственно необходимых навыков и привычек поведения (поведенческая форма).

Задачи нравственного воспитания (стратегия деятельности педагога):

Содержание нравственного воспитания.

Содержание воспитания –это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Базовая культура личности – система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Нравственное воспитание – формирование у детей системы моральных отношений к себе, к другому, к ячейке, к стране, обществу, к другим народам, к труду, к материальным ценностям, к искусству.

Содержание нравственных стержневых качеств личности. Насчитывают свыше 260 нравственных качеств личности. Их можно сгрупировать следующим образом:

2) Отношение к другому как к наивысшей ценности – гуманности, гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, великодушии, в ориентации на интересы другого человека в сопереживании его состоянию.

3) Отношение к труду: добросовестность, инициативность.

Уровни нравственного развития.

1) Доморальный уровень:ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания (внешний контроль). Дети действуют часто подражательно.

2) Конвенциональный уровень:Мораль соблюдают, подчиняясь требованиям общества, чтобы успешно жить с окружающими, это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.

3) Автономный уровень:Моральные нормы являются жизненными принципами, человек служит им добровольно, даже если это угрожает его жизни. Это внутренний контроль.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний

Понятие эстетики.

Эстетические категории – все, что характеризует прекрасные и безобразные проявления, возвышенные и низменные.

Эстетические категории Антиэстетические категории
Прекрасный Возвышенный Изящный Низменный Безобразный Грубый ……

2. Цель эстетического воспитания –формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

- эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.

- эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусстве.

- эстетические потребности – нужда в общении художественно – эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

- эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.

- эстетические идеалы – социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, быту, человеке, искусстве.

Содержание эстетического воспитания.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, через познания прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике человека, в общественных отношениях, то оно реализуется прежде всего в процессе обучения на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение и приобщение к различным жанрам искусства- к литературе, музыке.

Литература:

Основная:

1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с(117-121)

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды мировоззрения.

2. Структурные компоненты мировоззрения

4. В чем отличие административных, юридических и нравственных норм поведения.

5. Назвать нравственные качества личности.

6. Как проявляются доморальный , конвенциональный и автономный уровни нравственности

7. Понятие эстетики.

8. Назвать эстетические категории

9. Способы осуществления эстетического воспитания

Лекция № 3

Тема: Методы и средства воспитания.

Цель: Дать характеристику методов и средств воспитания.

1. Понятие о методах и средствах воспитания.

2. Функции методов воспитания

3. Классификация методов воспитания.

4. Характеристика методов воспитания.

1.Понятие о методах и средствах воспитания Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод- инструмент прикосновения к личности ( А.С. Макаренко)

Средство воспитания – это то, через что реализуется метод.

Средства воспитания могут быть самыми разнообразными по характеру и форме:

-формы воспитательной работы (предметные кружки, утренник , вечер клубная работа)

-виды деятельности (труд, художественно-эстетическая деятельность)

- предметы материальной и духовной культуры различная наглядность( художественные картинки, книги,журналы)

- технические возможности (интерне т, школьное радио, учебное телевидение)

- живое слово педагога

- в целом личность учителя

2.Функции методов воспитания.

Даже добрые поступки, не говоря уже о плохих, дети совершают неосознанно, неадекватно оценивают происходящее события. Даже эмоционально реагируя на них, они не дают себе отчета в их значении. Дело здесь очевидно, в том, что имеющихся у них знания недостаточны для анализа реальных отношений. Школьнику не удается выделить и осознать те этические и нравственные понятия и нормы, которые утверждаются или нарушаются в данной конкретной ситуации. Неустойчивы система мотивации и ценностных ориентаций. И все это – следствие того, что сознание школьников , их убеждения сформированы недостаточно. Они нуждаются в духовном наставнике.

Функции методов воспитания:

- способствовать формированию понятий, представлений, принципов, оценок, взглядов и убеждений.

- содействовать образованию , социально ценных мотивов и способов поведения.

Итак, сознание школьников сформировано недостаточно. Неустойчива мотивация и способы поведения. Их необходима помощь духовного наставника.

3.Классификация методов воспитания.

В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упражнение, предмет, поощрение, наказание и их конкретные варианты, которые иногда называют примерами.

Известна следующая классификация:

а) методы формирования сознания – это методы словесного разъяснения и воздействия на чувства. Рассказ, беседа, лекция, пример.

б) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

в) методы формирования опыта поведения- методы организации деятельности учащихся: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

в) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: требование; постановка перспективы, соревнование, поощрение, наказание.

Методы самовоспитания- личные обязательства , самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Методы контроля , самоконтроля и самооценки: наблюдение , опросные методы (беседы, анкетирование),тестирование, анализ результатов деятельности (сочинений, рисунков)

Мораль –это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, предписаний.

Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Мотивы нравственности: страх наказания, чувство долга, стремление к добру,…

Цели и задачи нравственного воспитания личности.

Цель нравственного воспитания школьников: 1) формирование у детей ценностных ориентаций в области морали, моральных убеждений (рациональная форма проявления):

- развитие нравственных чувств (эмоциональная форма);

- выработка нравственно необходимых навыков и привычек поведения (поведенческая форма).

Задачи нравственного воспитания (стратегия деятельности педагога):

Содержание нравственного воспитания.

Содержание воспитания –это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Базовая культура личности – система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Нравственное воспитание – формирование у детей системы моральных отношений к себе, к другому, к ячейке, к стране, обществу, к другим народам, к труду, к материальным ценностям, к искусству.

Содержание нравственных стержневых качеств личности. Насчитывают свыше 260 нравственных качеств личности. Их можно сгрупировать следующим образом:

2) Отношение к другому как к наивысшей ценности – гуманности, гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, великодушии, в ориентации на интересы другого человека в сопереживании его состоянию.

3) Отношение к труду: добросовестность, инициативность.

Уровни нравственного развития.

1) Доморальный уровень:ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания (внешний контроль). Дети действуют часто подражательно.

2) Конвенциональный уровень:Мораль соблюдают, подчиняясь требованиям общества, чтобы успешно жить с окружающими, это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.

3) Автономный уровень:Моральные нормы являются жизненными принципами, человек служит им добровольно, даже если это угрожает его жизни. Это внутренний контроль.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний

Понятие эстетики.

Эстетические категории – все, что характеризует прекрасные и безобразные проявления, возвышенные и низменные.

Эстетические категории Антиэстетические категории
Прекрасный Возвышенный Изящный Низменный Безобразный Грубый ……

2. Цель эстетического воспитания –формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

- эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.

- эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусстве.

- эстетические потребности – нужда в общении художественно – эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

- эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.

- эстетические идеалы – социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, быту, человеке, искусстве.

Содержание эстетического воспитания.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, через познания прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике человека, в общественных отношениях, то оно реализуется прежде всего в процессе обучения на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение и приобщение к различным жанрам искусства- к литературе, музыке.

Литература:

Основная:

1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с(117-121)

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды мировоззрения.

2. Структурные компоненты мировоззрения

4. В чем отличие административных, юридических и нравственных норм поведения.

5. Назвать нравственные качества личности.

6. Как проявляются доморальный , конвенциональный и автономный уровни нравственности

7. Понятие эстетики.

8. Назвать эстетические категории

9. Способы осуществления эстетического воспитания

Лекция № 3

Тема: Методы и средства воспитания.

Цель: Дать характеристику методов и средств воспитания.

1. Понятие о методах и средствах воспитания.

2. Функции методов воспитания

3. Классификация методов воспитания.

4. Характеристика методов воспитания.

1.Понятие о методах и средствах воспитания Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод- инструмент прикосновения к личности ( А.С. Макаренко)

Средство воспитания – это то, через что реализуется метод.

Средства воспитания могут быть самыми разнообразными по характеру и форме:

-формы воспитательной работы (предметные кружки, утренник , вечер клубная работа)

-виды деятельности (труд, художественно-эстетическая деятельность)

- предметы материальной и духовной культуры различная наглядность( художественные картинки, книги,журналы)

- технические возможности (интерне т, школьное радио, учебное телевидение)

- живое слово педагога

- в целом личность учителя

2.Функции методов воспитания.

Даже добрые поступки, не говоря уже о плохих, дети совершают неосознанно, неадекватно оценивают происходящее события. Даже эмоционально реагируя на них, они не дают себе отчета в их значении. Дело здесь очевидно, в том, что имеющихся у них знания недостаточны для анализа реальных отношений. Школьнику не удается выделить и осознать те этические и нравственные понятия и нормы, которые утверждаются или нарушаются в данной конкретной ситуации. Неустойчивы система мотивации и ценностных ориентаций. И все это – следствие того, что сознание школьников , их убеждения сформированы недостаточно. Они нуждаются в духовном наставнике.

Функции методов воспитания:

- способствовать формированию понятий, представлений, принципов, оценок, взглядов и убеждений.

- содействовать образованию , социально ценных мотивов и способов поведения.

Итак, сознание школьников сформировано недостаточно. Неустойчива мотивация и способы поведения. Их необходима помощь духовного наставника.

3.Классификация методов воспитания.

В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упражнение, предмет, поощрение, наказание и их конкретные варианты, которые иногда называют примерами.

Известна следующая классификация:

а) методы формирования сознания – это методы словесного разъяснения и воздействия на чувства. Рассказ, беседа, лекция, пример.

б) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

в) методы формирования опыта поведения- методы организации деятельности учащихся: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

в) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: требование; постановка перспективы, соревнование, поощрение, наказание.

Методы самовоспитания- личные обязательства , самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Методы контроля , самоконтроля и самооценки: наблюдение , опросные методы (беседы, анкетирование),тестирование, анализ результатов деятельности (сочинений, рисунков)



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Существуют следующие основные теории происхождения морали:

естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);

априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).

В современной философии практически не подвергается сомнению тезис о том, что мораль обусловлена социально-историческими причинами и обстоятельствами, её структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.д.

Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:

моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

К основным социальным функциям морали относятся:

Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.




Существуют следующие основные теории происхождения морали:

естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);

априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).

В современной философии практически не подвергается сомнению тезис о том, что мораль обусловлена социально-историческими причинами и обстоятельствами, её структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.д.

Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:

моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

К основным социальным функциям морали относятся:

Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мораль – это представления и правила, которые обычно существуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика . Этические проблемы пытались разрешить такие мыслители, как Аристотель, Эпикур, Иммануил Кант и др.

Мораль – это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль – это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответствии с которыми он считает необходимым совершать любые действия.

С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит основой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех.

Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полностью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти принципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими словами, подлинная мораль не допускает "двойных стандартов", то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, независимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все больше государств признают, что убийство – даже на государственном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, – аморально.

Мораль выражается в виде совести . Под совестью обычно понимают способность познавать моральные ценности. Совесть – это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выражаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека общество, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества.

Слово "мораль" в одном из своих значений означает "закон, правило, предписание". Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеются не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди.

Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отношению к другому человеку – это моральная норма, и людей с детства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве.

В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специальными властными органами, а его исполнение обеспечивается путем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда существует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона. К тому же закон может быть несправедливым или предписывать человеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тогда как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать человека сообщать в правоохранительные органы любую информацию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае человек, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, "стукачом".

Нарушение норм морали также карается, хотя и совсем иначе, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует прежде всего как убеждения.

Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира.

Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения.

В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.

В литературе принято под моралью понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений.

Мораль– система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения.

Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее.

Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер. Подобный подход характерен для марксистской этики.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Основные функции морали:

3. Ориентирующая функция. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позволяющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивация могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.

5. Познавательная (информационная) функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющимися источником информации об общественных нравственных ценностях и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция. Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности.

8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.

9. Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей.

Моральные нормы не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе совместной деятельности. Человек не рождается с готовыми моральными понятиями, его нравственность формируется окружающей средой, условиями жизни и воспитательным воздействием на личность. Моральные нормы – это разновидность социальных норм, которые регулируют взаимоотношения людей, возникающие в процессе их совместной деятельности. Юристы в качестве элементов социальной нормы выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель.

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые имеют для него ценностный смысл, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место Другого, т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а Другого поставить на свое собственное место. И если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

Центральными понятиями морального сознания и важнейшими категориями этики являются добро и зло.

Добро - понятие этики, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению.

Зло - понятие нравственности, противостоящее добру. Оно означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. На борьбу со многими формами проявления зла: преступностью, воровством, нарушением законности и правопорядка, пьянством, наркоманией и т. п. и направлена деятельность сотрудников ОВД. Именно на них, в первую очередь, возложена борьба с указанными явлениями. Дело в том, что объективный индикатор истинности добра – обобщенные моральные представления людей, выраженные в общественном мнении. Они лежат в основе юридических норм и охраняются юридическими санкциями. Тем самым мораль переходит в право.

Работники органов внутренних дел, борясь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

Любой поступок, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает других людей. За каждым поступком следует реакция на него, за каждым деянием – воздаяние. Зло не должно оставаться безнаказанным, добро – невознагражденным. Поэтому добро и зло тесно связаны со справедливостью как равным воздаянием за равные деяния. Государство не может допустить, чтобы воздаяние за зло велось на индивидуальном уровне, иначе общество погрузится в анархию насилия. Для этого и созданы правоохранительные органы, призванные выявлять, предупреждать и пресекать факты причинения зла, воздавать за это причинение. Поэтому справедливостьдля сотрудников органов внутренних дел является целью и смыслом их деятельности.

Если мы говорим, что профессиональная этика сотрудников ОВД имеет деонтологический характер, то центральное место в ней занимает категория долга,который следует понимать как практическое самопринуждение к поступку исключительно из-за уважения к нравственному закону, пусть даже вопреки естественным человеческим потребностям. Животные действуют не сообразно долгу, а в силу инстинктов, поэтому лишь осознавая и исполняя свой долг, мы обретаем человеческую сущность. И то место, которое мы занимаем в семье, в служебном коллективе, в обществе в целом, прямо пропорционально объему возложенного на нас долга. Профессиональный же долг сотрудника ОВД представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования в данном случае совпадают с государственной волей.

Моральные последствия исполнения или неисполнения долга образуют моральную ответственность. Она может быть внутренней, выступая как способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя же ответственность представляет собой общественные санкции на действия личности. Причем если в правовом государстве для гражданских лиц моральная и юридическая ответственность четко разведены, то для сотрудников правоохранительных органов эти виды ответственности часто смыкаются – за нарушение этических норм служебного поведения может последовать не только моральная, но и дисциплинарная и другие виды правовой ответственности. С другой стороны, в кадровой политике ОВД действует непреложный принцип: сотрудник только в том случае назначается на более высокую должность, если он в состоянии понимать и принимать на себя более высокую ответственность.

Формально такие меры могут не вписываться в принятую большинством общества систему моральных предписаний. Высказывается даже точка зрения, что правовое принуждение – это то же насилие, только исходящее от государства. Более того, не будучи направленными на противодействие непосредственной угрозе имуществу, здоровью и жизни граждан, подобные меры вызывают психологическое неприятие заметной части гражданских лиц. Остается также опасность, что монопольный характер правового принуждения может повлечь деформацию морального сознания у самих сотрудников ОВД.

Поэтому для правильного разрешения морально-правовых коллизий, неизбежно возникающих в ходе несения службы в ОВД, необходимо исходить из следующих положений.

1. Правовое принуждение есть то меньшее зло, которое призвано уберечь отдельного человека и общество в целом от зла гораздо большего.

2 Правовые запреты, реализуемые сотрудником полиции, исходят не от него лично, а от государства, а значит, выражают согласованную волю большинства граждан.

3 Правовое принуждение происходит с заведомого согласия тех, на кого оно направлено, поэтому имеет легитимный характер, а значит, не может считаться насилием

Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях. Но именно поэтому общество, государство предъявляют повышенные требования к нравственному облику сотрудников, а за соблюдением деонтологических требований ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и средств массовой информации.

Вывод: Соблюдение нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств личности сотрудника полиции. Осознающий свою профессиональную честь, своё достоинство стража правопорядка, сотрудник органов внутренних дел всегда будет верен гражданскому и служебному долгу.

Вопрос № 3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих - как свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения сотрудников ОВД.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Читайте также: