В чем состоит основной конфликт трагедии пушкина и оперы мусоргского борис годунов кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. Сам образ царя очень ёмкий, раскрывается с разных сторон. Он предстаёт мудрым, искренне озабоченным судьбами государства; он способен трогательно нежно любить своих детей, но он терзаем лютыми муками совести, так как взошёл на трон ценой кровавого преступления. Это пример глубокого психологизма, вряд ли превзойдённый и в XX веке.

3. Народ и хоровые сцены в русской опере обычно служили фоном событий и, как правило, участники хора представляли собой нечто единое, сплочённое, т.е. выступали все вместе. У Мусоргского народ стал активным участником действия, мотивируя переживания центрального героя, причём впервые из него выделяются отдельные фигуры и социальные группы.

4. В драматургии оперы несколько линий – психологическая, эпико-трагедийная, жанрово-бытовая, которые тесно переплетены и прослоены комедийно-юмористическими сценками, которые также неотъемлемо вплетены в развитие основного конфликта. Такая жанровая контрастность, которая часто используется композитором даже внутри одной сцены создают впечатление необыкновенной жизненной достоверности, которой ещё не достигало оперное искусство. Польский акт второй редакции дополнительно усложнил жанровую структуру произведения новой линией – лирико-романтической.

5. В опере несколько конфликтных линий: 1) Конфликт в душе Бориса. 2) Конфликт царя и народа. 3) Конфликт царя и бояр (в лице Шуйского), 4) Конфликт царя и Лжедмитрия, 5) Конфликт Бориса и Пимена. Таким образом Борис противопоставлен в опере всем, это единственный герой, который предстаёт крупным планом.

6. Драматургия отличается напряжённым развитием действия. В опере последовательно проведены 3 основные сюжетно-драматургические линии: 1) линия Бориса, 2) линия народа, 3) линия Самозванца. Каждая из них развивается по принципу нарастания к концу. Муки совести приводят Бориса к смерти. Народ в начале оперы – забитый, подавленный, безвольный показан бунтующим в финале. Самозванец приходит к осуществлению своей цели.

Отсюда жанр оперы – психологическая, народная музыкальная драма.

В музыкальном языке.

4. Главная структура оперы – это сквозная сцена, которая позволяет раскрыть стремительно развивающееся действие. Мусоргский отказывается от арий и заменяет их монологами, которые не скованны ограничениями музыкальной формы и позволяют раскрыть сменяющие друг друга чувства и настроения героя.

5. Огромна в опере роль оркестра. Он несёт большую психологическую нагрузку, раскрывает подтекст психологических сцен. Часто в оркестре звучат темы вокальных партий, лейтмотивы. Партитура Мусоргского всегда прозрачна, логически ясна, изобилует соло. Тембровая палитра не поражает роскошью, она скорее проста, экономна, если не аскетична (Головинский стр. 385). И в то же время любой штрих, выбор любого тембрового сочетания строго мотивированы драматургически и сценически.

Отличия и сходства с трагедией Пушкина.

Пушкин обрисовал народ сочувственно, со смесью любви, симпатии и мягкой иронии, но обрисовал беглыми, разрозненными штрихами. Образ народа у Мусоргского гораздо расширен. Композитор вводит новые сцены с участием народа, значительно расширяет его трактовку. Народ показан разносторонне с выделением отдельных персонажей. Мусоргский показывает противоречивость и сложность этого образа. Народ в опере предстал со всеми своими добродетелями и грехами: прозорливым и детски-наивным, мудрым и невежественным, кротким и способным на вакханалию слепой ярости. В этом новаторство композитора, отличие от идеализированной и героизированной трактовки народа в операх Глинки, Бородина, Римского-Корсакова.

Образ Бориса Годунова у Мусоргского сложнее, противоречивее и намного человечнее пушкинского.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

http://www.belcanto.ru/godunov.html
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, - писал он. -Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке "кучкистов", собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими",-вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция "Бориса", законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

"Борис" был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила "Бориса" восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. "Ходили слухи, - писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре".

Несмотря на отдельные возобновления "Бориса", его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

забей в гугле: либретто оперы "Борис Годунов" и наслаждайся. надеюсь бессмертное произведение Пушкина ты прочитал? вот и сравни

негуляева галина валентиновна

Задачи работы:

1. Познакомить с исторической эпохой трагедий.

2. Раскрыть идейный замысел произведений.

3. Дать характеристику героям, оценить их действия.

4. Композиция произведений.

6. О жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского.

ВложениеРазмер
boris_godunov.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Марий Эл

Городское управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

(Опыт сравнительного анализа)

  1. Познакомить с исторической эпохой трагедий.
  2. Раскрыть идейный замысел произведений.
  3. Дать характеристику героям, оценить их действия.
  4. Композиция произведений.
  5. Трудный путь.
  6. О жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского.

Словно гиганты между пигмеями до сих пор

высится между множеством guasi – русских

в гордом суровом уединении в недоступном

величии строгого художественного стиля,

благородной классической простоты.

Русская действительность начала 20 годов, характеризовавшаяся стремительным нарастанием антикрепостнических настроений широких масс и развивавшимся движением дворянских революционеров не могла не оказать сильнейшего влияния на идейное и художественное развитие Пушкина, приводившее его к более глубокому и верному восприятию исторического процесса, чем это имело место у большинства его современников.

В центре исторических раздумий Пушкина была судьба русского народа и созданного им сильного многонационального государства, проблема народного счастья, процветания, максимального развития всех заложенных в народе могучих творческих сил.

А легче ли народу? Спроси его

Попробуй самозванец им посулить

Старинный Юрьев день, Так и пойдет потеха.

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать….

И вот, наконец, разрешение напряженности ожидания:

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис!

Ярок, многопланов характер Бориса Годунова. Он слаб и жалок, когда его мучит совесть и окровавленный призрак Дмитрия преследует его:

…ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Но если в ней единое пятно

Единое, случайно завелося;

Тогда беда! Как язвой моровой

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Одна из главных гуманистических идей пушкинской трагедии такова: ни упоение властью, ни богатство - ничто не может заменить счастье чистой совести. Но в изображении Пушкина Борис не только царь- преступник, это человек сильной воли, ясного государственного ума, и любящий отец, и, усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек. Если в начале своего царствования Борис ещё прибегал к некоторым мероприятиям, стремясь завоевать любовь и доверие народа, то скоро, по трагедии Пушкина, отложил пустое попеченье и перешёл к противоположной политике устрашения и насилий:

Лишь строгостью мы можем неусыпной

Исходя из положения, что милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо;

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!

В то же время он пылок, беспечен, полон дерзкой отваги, способен на искреннее увлечение: не хочет притворствовать перед Мариной и сам признаётся, что он не Димитрий – наследник престола по праву рождения, а всего лишь ловкий и наглый авантюрист:

А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь; скажу: я бедный черноризец;

Монашеской неволею скучая,

Под клобуком свой замысел отважный

Выступления Самозванца теперь уже носят политическое значение. Дальнейший ход событий будет определяться уже не столько вмешательством иноземных сил, сколько широким массовым народным движением в самой России, взметнувшим мощную волну мятежа против режима Годунова, на гребне которой, отнюдь не управляя ею, понесётся самозванец:

…везде без выстрела ему

Послушные сдавались города,

А воевод упрямых чернь вязала.

Не войском, нет, не польскою подмогой,

А мнением; да! Мнением народным.

….О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу:

2.Изменил единство действия. События происходят одновременно и сцены меняются из дворца на площадь, из кельи в корчму, из России в Польшу…

Образ Бориса Годунова поражает необычайной психологической глубиной. Противоречия в его характере усилены: пушкинский Борис – царь, уверенный в своей власти; у Мусорского трагедия усугубляется внутренней душевной драмой Бориса, царя- убийцы, муками его совести. Внимание композитора было сосредоточено на раскрытие основного замысла: столкновения царя и народа. Народ в опере Мусорского – главное действующее лицо.

Уж как на небе солнцу красному слава, слава!

Уж и слава на Руси царю Борису, слава!

Но не радостен Борис, у него тяжкие предчувствия:

Скорбит душа! Какой-то страх невольный

зловещим предчувствием сковал мне сердце.

Достиг я высшей власти. Шестой уж год я

Царствую спокойно. Но счастья нет моей

В место возмущения несправедливостью судьбы - вместо пафоса трагического, который сквозит в пушкинском монологе, возник пафос романтический - пафос ужаса перед злодеянием…Мусоргский превратил суровый облик Бориса в кающегося грешника и сжалился над ним, придав музыке монолога теплый, почти сплошь лирический тон скорби и раскаяния

« Хлеба! хлеба! Дай голодным! Хлеба! хлеба!

Начинается этот хор совсем тихо, с просьбой милостыни, за тем вырастает в трагический и в ужасный вопль, в котором вся неизбывная мука голодного люда. Главное действующее лицо этой сцены – Юродивый. Обездоленный человек глубоко страдает, предчувствуя несчастья родной земли. Его музыкальная характеристика основана на интонациях народный причитаний и плача:

Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие,

Плачь, плачь, душа православная!

Скоро врач придёт и настанет тьма,

Темень тёмная, непроглядная.

Плачь, плачь, русский люд, голодный люд.

Несколько выиграло при этом заключение оперы в трагичности, потрясающей силе и грозном значении! Эту столь важную перестановку присоветовал Мусорскому его приятель В.В. Никольский.

Однако опера не долго продержалась в репертуаре и вернулась на сцену уже в редакции Н.А.Римского-Корсакова, заново переинструментовавшего её. В этом виде опера была поставлена в 1896г., в Большом зале Петербургской консерватории, а в сезоне 1898 -1899г.- на частной сцене театра С.И.Мамонтова в Москве. Здесь её успеху способствовало выступление в роли Бориса Ф.И.Шаляпина. Позже опера совершила триумфальное шествие по Европе.

Постижение истории, глубокое воспроизведение бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – всё это беспримерно присутствует как у Пушкина, так и у Мусорского. Оба произведения в высшей степени своеобразны и в своём роде единственны. Каждое из них стало шедевром народного художественного и музыкального искусства.

Сам Пушкин вложил в уста народа – одного из главных действующих лиц драмы”Борис Годунов” слова, которые определяют суть конфликта этого литературного произведения:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической

Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами”.

С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика: автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения – в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин

Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…. Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного.

Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

Пушкин избрал Бориса Годунова – правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, – ступени трона всегда в крови.

Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта циничный урок:

Милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо:

Грабь и казни – тебе не будет хуже.

Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, – не случай, а закономерность. Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни –

Когда-нибудь, и скоро может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою –

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Царь Борис считает, что искупил свою вину умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения – преступление – потеря народного доверия – тирания гибель.

Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда… ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Но путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии.

Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

Однако позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, – выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца –

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.

Нас издали пленяет слава, роскошь

И женская лукавая любовь

Я долго жил и многим насладился;

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела.

В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “… то ведают бояре, / Не нам чета”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа.

Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос – Мужика на амвоне

Народ, народ! В Кремль!

В царские палаты! Ступай!

Вязать Борисова щенка!

Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство.

Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор – теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы Что ж вы молчите? Кричите да здравствует царь Димитрий Иванович!”

Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя Ирода.

Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

Читайте также: