В чем состоит необходимость изучения естествознания кратко

Обновлено: 07.07.2024

Зачем естествознание старшеклассникам?

В школу вводится профильное обучение, а естественнонаучные предметы не являются основными для большинства профилей. Крайне сложно в таких условиях преподавать в старших классах биологию, физику и химию, о неэффективности одночасового школьного курса не говорил только ленивый. Некоторым школам удается отводить на данные предметы по два часа, однако базовые курсы все же не дают шансов изучить важные темы достаточно глубоко.

Введение естествознания позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом эффективное и увлекательное преподавание предмета (3 часа в неделю). По естествознанию не предусмотрена сдача ЕГЭ, что открывает преподавателю определенную свободу действий, возможность организовать интегрированное обучение. На сегодняшний день есть два подхода к структурированию и определению содержания курса:

Объединение трех автономных образовательных областей в один предмет.

Синтез полученных в основной школе знаний и их развитие в старшей школе в ЕНКМ (естественнонаучную картину мира).

Формирование у учеников естественнонаучных представлений о мире специалисты называют одной из ключевых задач курса. Несмотря на хорошее советское образование, в головах многих людей в наше время господствуют абсолютно антинаучные идеи, вплоть до плоской формы Земли. Очевидно, что есть необходимость не просто передавать ученикам знания, связанные с физикой, химией, биологией — нужно объединять эти знания в общую систему, демонстрировать их практическое значение.

В ряде зарубежных стран накоплен опыт изучения естествознания в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.

Педагогические ВУЗы пока не готовят учителей для ведения естествознания, а курсы повышения квалификации не решают проблему полноценной подготовки педагогов.

Скоропалительное введение курса естествознания приведет к уменьшению учебной нагрузки учителей химии, физики и биологии, что повлияет на размер заработной платы.

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс. Рабочая тетрадь

Принципы построения курса О.С. Габриеляна:

Формирование естественнонаучной картины мира.

Современное состояние естествознания.

Эксперимент и проектная деятельность.

Для работы по представленному УМК вы можете воспользоваться бесплатной методической помощью (необходима регистрация на сайте):

Естествознание. Базовый уровень. 11 класс. Рабочая тетрадь

Предлагаемая тетрадь - часть УМК к учебнику Габриеляна О.С. и др. "Естествознание. 11 класс.Базовый уровень". Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Магистрант Агапова С.А., д. ф.-м.н., профессор Бобылев Ю.В.

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого

Естественнонаучные достижения – это одна из важных частей человеческой культуры. Знание и понимание современных теорий, основных концепций естествознания формирует адекватное отношение к окружающему миру, научный метод мышления и т.д.

Наука и ее достижения твердо вошли в нашу жизнь, без них трудно представить существование современного человека. Они изменили структуру и содержание процессов в обществе. Наука и деятельность человека направлены на познание мира, преобразование и приспособление природы для удовлетворения потребностей социума. Изучение природы базируется на едином фундаменте дисциплин: физики, химии, биологии, и составляет предмет естествознания. Эти области естествознания изучают формы движения материи и также являются фундаментом и теоретической основой техники и медицины.

Сегодня естествознание становится ближе к человеку, распространяет свои методы на гуманитарную сферу знаний и различные сферы деятельности, например экономику, искусство.

В своем развитии естествознание шло от непосредственного созерцания природы к воссозданию картин мира и синтезу наук, претерпевая разделение знаний и внутренний анализ дисциплин в отдельности.

Естественные науки играют огромную роль в развитии современного общества, и за последние сто лет пик достижений пришелся на физику. Она все время развивается, пополняет глубокими теориями и увеличивает способности человека. Физические концепции и принципы лежат в основе современной естественнонаучной картины мира и оказывают влияние на все стороны человеческой жизни. Это и промышленность, и культура, и политика.

В начале XX столетия изучение атомного и субатомного мира показало ограниченность идей классической механики. Это привело к переосмыслению и пересмотру основных понятий таких, как пространство, время, материя, пространство и др., т.е. всей картины мира.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии – вещества и их превращения, экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. В состав биологии входят ботаника, зоология, генетика и др. Предметами изучения этих наук являются различные явления, элементы, организмы. Например, в ботанике предметом изучения являются растения, зоологии – животные, микробиологии – микроорганизмы. Химия включает ряд более узких наук: органическая и неорганическая химия, аналитическая химия. К географическим наукам относят геологию, землеведение, климатологию, физическую географию. Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. К примеру, биологическая наука зоология включает в себя орнитологию, энтомологию, ихтиологию и т. д. Орнитология – наука, изучающая птиц; энтомология – насекомых; этология – наука о поведении животных.

В настоящее время появились новые научные дисциплины, изучающие окружающий мир и позволившие получать более конкретные знания. Например, астрофизика изучает физические процессы и явления солнца, планет, космоса; геофизика – внутреннего строения земли, петрофизика – горных пород с их структурой. Биофизика изучает физические процессы и явления в живых системах и влияние на них различных факторов. Исследования проводят в биоэнергетике, радиобиологии, фотобиологии и др. Химическая физика исследует электронное строение молекул и атомов.

Исследования в области электромагнетизма способствовали возникновению и дальнейшему развитию электроники, радио, телевидения, новейших технологий: лазера, ядерного реактора, микропроцессора, авиакосмической техники, ЭВМ.

Таким образом, современное естествознание представляет собой основу формирования научной картины мира и комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами развития научной дифференциации и создания синтетических дисциплин, ориентированных на интеграцию научных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исаков, А.Я. Основы современного естествознания. Часть 3. Естествознание нового времени. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2012. – 336 с.

Михайлова, Л.А. Концепция современного естествознания: учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.

Сазанова, Т.В. Естествознание: учебное пособие. – Тюмень: ТюменГУ, 2013. – 288 с.

Что понимается под словом естествознание?

Место естествознания в жизни человека неоспоримо, оно является основой всех видов деятельности человека, как технической, так и биологической. Помимо этого естествознание заложило теоретические основы сельского хозяйства, промышленности и производства. Таким образом, естествознание один из важнейших показателей уровня культуры и цивилизованности общества и связано с элементами культуры – философией, этикой, культурой.

Готовые работы на аналогичную тему

Само понятие естествознание появилось в Европе в 18 веке. Тогда же были окончательно сформированы предмет, цели и структура науки.

Предмет естествознания

Несмотря на то, что естествознание представляет совокупность наук, оно, тем не менее, имеет свой предмет отличный от предмета отдельных наук. А именно рассматривает природные явления с позиции разных наук, выявляя общие черты и закономерности. Так природа предстаёт целостной системой, на которой выстраивается всё многообразие законов и явлений и формулируются законы, которые связывают объекты микро- и макро - мира, физические, химические, биологические явления.

Структура естествознания

Структура естествознания представляет собой сложную систему, все части которой находятся в строгой иерархии. То есть наглядно систему естественных наук можно представить в виде лестницы, где каждая последующая ступень связана с предыдущей, и фундаментально основана на ней.

Базой для всех остальных научных дисциплин является физика, изучающая тела и материи, их движение, превращения и формы. Внутри самой физики можно выделить множество подразделов, у каждого из которых есть свой предмет и структура, специфические методы исследования. Первой из физических дисциплин стала механика, а именно механика Ньютона, которая легла в основу естествознания и дала толчок первой научной революции в истории человечества. Механика специализируется на изучении различных форм движения объектов в пространстве и времени. В свою очередь механику делят на:

  • статику;
  • кинематику;
  • динамику.

Каждая из наук рассматривает движение тела со своей позиции, будь то равновесное состояние, движение с геометрической точки зрения или приложения сил. Объединяет все эти дисциплины то, что они изучают макрообъекты.

Сравнительно недавно появились науки, посвященные изучению микрообъектов, это:

  • физика элементарных частиц;
  • атомная физика;
  • молекулярная физика и др.

С течением времени появляются новые разделы, которые позволяют нам взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения.

Следующей после физики выделяют химию, науку об элементах, их соединениях, свойствах и превращениях. Выше говорилось, что науки находятся в иерархической подчинённости. Что это значит, посмотрим на примере химии. Говоря, о химических элементах, вводят понятие электронной оболочки, как раз это область ответственности физики. В химии выделяют два основных раздела: органическую и неорганическую химию.

На следующей после химии ступени располагается биологии, наука о живых существах, их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Биология – это, по сути, комплекс дисциплин, включающих в себя ботанику, зоологию, анатомию, цитологию, палеонтологию и др.

Далее следуют науки о Земле: география, геология, экология. Они рассматривают строение, эволюцию нашей планеты, представляющей собой сложное взаимодействие физических, химических и биологических явлений. Так же не стоит забывать о таких дисциплинах как астрономия, которая изучает строение, происхождение планет, галактик. В основе астрономии опять же лежит физика, таким образом можно сказать о цикличности научного знания и взаимосвязи всех исследуемых процессов.

Структура естествознания не ограничена перечисленными науками, внутри самой дисциплины идут двухсторонние процессы дифференциации и интеграции знания.

Давайте подведём итог, что же изучает естествознание?

Естествознание изучает мир во всем его многообразии. Не важно, о какой сфере деятельности человека мы говорим, в основе всё равно будет естествознание. Дальнейшее развитие человека, общества также будет проходить в рамках естествознания или одного из его направлений.

Мы все интересуемся изменениями в окружающей нас среде. Для того, чтобы узнать о них, мы всегда задаемся такими вопросами, как: Кто? Что? Когда и Где? Как и Почему?

est

Что такое Природа? Это всё, что окружает нас: воздух, вода, Земля, люди, растения, животные, планеты, Солнце, другие звезды и т. и. Это всё является естественной Природой. Природу мы еще называем окру­жающим миром.

Люди накапливали знания о Природе постепенно. Наши предки инте­ресовались только самыми необходимыми для жизни вещами. А Природа давала людям пищу, одежду, место для жилья. Узнавая тайны природы, люди научились:

  • не только пользоваться растениями дикой природы, но и получать из них новые сорта растений;
  • превращать диких животных в своих верных друзей — домашних животных;
  • добывать и перерабатывать полезные ископаемые;
  • ориентироваться по звездам на суше и море;
  • пользоваться энергией ветра, воды и пара, электричества и солнеч­ных лучей.

Юный друг, тебе следует научиться вести наблюдение за измене­ниями в окружающем мире и находить причины их возникновения. На­учись вести наблюдение за Природой и делать выводы об увиденном. Каждый день наблюдай за продолжительностью дня, температурой воз­духа, направлением ветра, в обеденное время наблюдай за длиной тени столба. Сравни результаты наблюдений за 2-3 месяца и сделай вывод о взаимосвязи продолжительности дня и температуры воздуха в обеден­ное время. Такие наблюдения дали возможность людям объяснить смену времён года, временные изменения в условиях жизни растений и живот­ных. Знания о природе необходимы всем людям. Они позволяют береж­но пользоваться благами Природы, не наносить ей вреда неразумными действиями. Люби и уважай Природу, и ты получишь от нее всё что тебе необходимо для долгой жизни в чистом и безопасном окружающем мире!

Читайте также: