В чем состоит компетенция органов местного самоуправления и органов мвд россии в вопросах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Задачи и полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного порядка (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством местная администрация в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью обеспечивает охрану общественного порядка на подведомственной территории.

Охрана общественного порядка обеспечивается местной администрацией с использованием сил милиции общественной безопасности (местной милиции). Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразделение соответствующего органа внутренних дел. В своей деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органам местного самоуправления представлены значительные полномочия, позволяющие им влиять на деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

а) входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию названных учреждений, о назначении на должность и освобождении от нее начальников соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;

б) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания;

в) создают условия для этих учреждений и привлечения осужденных к труду;

г) в необходимых случаях, с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, они вправе привлекать персонал учреждений для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п.

Создаваемая при местной администрации наблюдательная комиссия осуществляет контроль за обеспечением законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Глава местного самоуправления, на территории которого находится такое учреждение, вправе посещать его без специального разрешения.

Обеспечивая охрану общественного порядка, местная администрация принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, зрелищных и других массовых общественных мероприятий, а также в случае его массового нарушения.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления оказывают содействие и помощь органам внутренних дел и их сотрудникам (выделение служебных помещений, жилья для сотрудников, установка телефонов, материальная и финансовая поддержка, установление местных льгот и т.п.)

Структуру органов местного самоуправления составляют:


Обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Представительный орган муниципального района

Состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.


Местная администрация

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава местной администрации

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Помимо главы муниципального образования, представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, устав муниципального образования может предусматривать возможность создания контрольного органа муниципального образования, а также иных органов местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления – это предусмотренная Конституцией, законодательными и иными нормативными правовыми актами совокупность обязанностей, прав и предметов ведения органов и должностных лиц муниципального управления, обеспечивающих решение вопросов местного значения и реализации отдельных делегированных государственных полномочий.

Состав компетенции органов местного самоуправления

В общем виде компетенция органов местного самоуправления включает в себя следующие составляющие: обязанности, права, посредством которых обеспечивается реализация задач и функций местного самоуправления.

Между правами и обязанностями органов муниципального управления существует тесная диалектическая связь, единство и взаимозависимости.

Орган муниципального управления представительного характера наделяется правом утверждения муниципального бюджета. Однако это является не только его правом, но и обязанностью, поскольку отсутствие муниципального бюджета делает невозможным функционирование муниципальных органов власти, местных учреждений, осуществление муниципального управления в целом.

Любой субъект муниципальных правоотношений, наделенный соответствующими полномочиями, получает не только права осуществления муниципального управления, но и наделяется обязанностями, соответствующими этим правам. Права и обязанности органов муниципального управления, населения, должностных лиц муниципального управления находятся в определенном сочетании, формируя компетенцию местного самоуправления.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом не все права подразумевают наличие определенных обязанностей, некоторые из них наделяются самостоятельным характером. К примеру, население муниципального образования наделено правом добровольного внесения средств, предназначенных для финансирования решения вопросов местного уровня. Однако в отношении населения муниципального образования не существует обязанности внесения таких средств при отсутствии соответствующего желания. Органы муниципального и иного управления не имеют права обязать население к участию в сборе финансовых средств. Так же орган муниципального управления представительного характера наделен правом установления льгот в отношении местных налогов и сборов, но обязанности делать это для всех хозяйствующих субъектов у него нет. Орган муниципального управления представительного характера имеет право решения вопросов законодательной инициативы в законодательном органе регионального уровня, но не обязан это делать.

При этом в отношении обязанностей субъектов муниципального управления такой свободы выбора не предусмотрено, действия органов муниципального управления и должностных лиц имеют жесткую регламентацию. Например, органы муниципального управления и должностные лица муниципального управления обязаны предоставлять ответ по существу обращения населения к ним в течение одного месяца.

Группы полномочий органов местного самоуправления

Компетенцию органов местного самоуправления можно представить в разрезе 3 групп полномочий:

  • во-первых, установленных законами;
  • во-вторых, делегированных государством;
  • в-третьих, добровольных, то есть собственных полномочий.

Добровольные или собственные полномочия органов муниципального управления предусматриваются уставами муниципальных образований. На региональном уровне регулирование состава полномочий местного самоуправления осуществляется без единообразного подхода. Некоторые акты содержит в себе три группы полномочий, некоторые только две группы. Например, все виды полномочий местного самоуправления предусматриваются региональными нормативными актами таких субъектов федерации как Республика Карелия, Хакасия, Мордовия, Курганская, Ивановская, Волгоградская и Омская области. Две группы полномочий местного самоуправления закрепляются такими регионами как Республики Башкортостан, Адыгея, Саха, Марий Эл, Тыва, Бурятия, Северная Осетия, Дагестан, Татарстан, Удмуртия, Тюменская, Тамбовская, Челябинская, Сахалинская и иные области.

Изучение содержания нормативных актов показывает, что большинство регионов склоняется к конституционной модели местного самоуправления, предусматривающей две группы полномочий. Таким образом, собственные полномочия местного самоуправления устанавливаются только на основании местных нормативных актов.


В целях повышения эффективности деятельности органов публичной власти в сфере управления, одним из главных направлений является взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для реализации поставленных целей необходимо создать определенную систему, механизм как на региональном, так и на государственном уровне. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация. С помощью данных методов в работе были определены основные принципы взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: легитимности, целесообразности, независимости, паритетности, координации интересов, обеспеченности ресурсами, гласности.

Ключевые слова: полиция, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ, органы публичной власти, общественный порядок, взаимодействие органов власти, принципы взаимодействия органов власти.

Одним из самых актуальных вопросов, рассматриваемых в административном праве, является охрана общественного порядка. Данная проблема этого вопроса имеет такое значение, потому что:

− в последнее время произошли существенные изменения в системе охраны общественного порядка;

− в стране были проведены реформы по совершенствованию организации охраны общественного порядка в системе органов внутренних дел, государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении. Целью данных изменений является высокий уровень охраны общественного порядка. Одной из главных проблем в этом вопросе выступает создание механизма для взаимодействия органов государственной власти для реализации данной функции на территории как самого государства в целом, так и территории муниципального образования.

Рассматривая некоторые элементы криминальных тенденций в настоящее время, можно зафиксировать тот факт, что степень развитости взаимодействия органов полиции с органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления довольно низкая, что не соответствует уровню общественной опасности. Основная мысль данного вопроса заключается в наличии угрозы нормальному функционированию и развитию государства. Ввиду этого, современное государство нуждается в разработке организационного механизма по слаженному и правовому взаимодействию органов внутренних дел с другими органами публичной власти. Для создания этого механизма, необходима выработка специального алгоритма деятельности в сфере управления, с целью повышения результативности деятельности каждого субъекта отношений. Помимо отсутствия определенного порядка взаимных действий между органами власти, имеет место быть и несовершенство нормативной базы. Это выражается в недостаточности информационного и ресурсного обеспечения в совместной деятельности. Низкий уровень разработанности организации взаимодействия определяет необходимость исследования данного вопроса и выявления путей решения этой проблемы.

Социальная, экономическая и криминальная обстановка, сложившаяся в стране в настоящее время, указывает на проблематичность слаженности работы органов публичной власти. Для решения данной проблемы, нужно установить взаимодействие между всеми властными структурами управления, главным направлением которого является улучшение качества эффективности их взаимодействия, недопущении ошибок и недочетов [1]. Однако, имеется некая сложность в решении поставленной задачи. Она заключается в том, что имеется потребность в разграничении принципов организации деятельности органов внутренних дел с региональными и местными органами публичной власти, а также принципов организации трехстороннего взаимодействия данных структур.

Сотрудничество правоохранительных органов, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выстраивается по следующим направлениям:

− определение основного круга задач;

− определение формы, характера совместной работы полиции и органов местного самоуправления.

Таким образом, можно выявить следующие принципы взаимодействия правоохранительных органов, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

− принцип законности. Данный принцип является основополагающим при взаимодействии правоохранительных органов с органами исполнительной власти РФ и органами власти местного значения. Именно этот принцип гарантирует легитимность управления, осуществляемая органами власти;

− принцип независимости. Принцип независимости определяет самостоятельность, независимость принятия решений органами внутренних дел, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, без всякого вмешательство со стороны третьих лиц. Однако, стоит отметить, что контроль и надзор иными властными структурами не исключается;

− принцип координации интересов. Суть данного принципа заключается во взаимном оповещении о разрабатываемых планах, проектов, выполнения работ, проведения тех или иных мероприятий. Реализация этих действий происходит созданием координационных комиссий в составе которых находятся представители из каждых взаимодействующих структур. Посредством разграничения компетенции, определения вопросов для совместного ведения, а также установления полномочий, передаваемых друг другу на основании заключенного соглашения, происходит разрешение проблемных ситуаций при взаимодействии правоохранительных органов с органами исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. Таким образом, соблюдение принципа координации интересов участников отношений в добровольном порядке способствует верному функционированию механизма взаимодействия между соответствующими субъектами.

− принцип гласности. Реализация принципа гласности предполагает гарантию защиты прав муниципального образования, учитывая, что полноценная информация не позволяет в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность, установленную в договорном порядке. Так, можно сделать вывод о том, что данный принцип имеет место быть в пределах заключения соглашений, договоров;

− принцип целесообразности. Предполагается тот факт, что все действия, совершаемые органами власти, должны быть направлены на достижение поставленных целей. Также, этот принцип включает принцип соблюдения интересов государства;

− принцип паритетности. Значение принципа паритетности заключается в равноправии взаимодействующих субъектов, а именно полиции, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления. Данный принцип выступает неким гарантов равных правовых, организационных и финансовых возможностей;

− принцип обеспеченности ресурсами. Данный принцип предполагает такие ресурсы, как материальные, правовые, финансовые, человеческие и т. д. Он направлен на реализацию полномочий, возложенных на те или иные органы.

Помимо этого, можно определить следующие направления по совершенствованию организации взаимодействия между органами внутренних дел, государственными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления:

1) создание форм по организации взаимодействия;

2) выработка, принятие и реализация оптимальных совместных управленческих решений при организации взаимодействия;

3) оценка результатов совместной деятельности;

4) ресурсное обеспечение организации взаимодействия;

5) улучшение и активизация деятельности координирующих органов по обеспечению взаимодействия [3].

Таким образом, рассмотренные принципы взаимодействия территориальных подразделений полиции с органами местного самоуправления и исполнительными органами власти субъектов Федерации являются основополагающими в системе единого централизованного руководства и в целях повышения эффективности сотрудничества, решения проблем безопасности на общегородском, краевом и иных уровнях должны получить законодательное обоснование и закрепление.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, общественный порядок, публичная власть, орган власти, Российская Федерация, взаимодействие органов, государственная власть субъектов РФ, дело, исполнительная власть субъектов.

Ключевые слова

полиция, общественный порядок, органы местного самоуправления, органы публичной власти, органы государственной власти субъектов РФ, взаимодействие органов власти, принципы взаимодействия органов власти

полиция, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ, органы публичной власти, общественный порядок, взаимодействие органов власти, принципы взаимодействия органов власти

Читайте также: