В чем состоит духовный подвиг сергия радонежского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Физический труд Сергия был одним из проявлений его хозяйственной деятельности. Впоследствии многие из русских святых были, прежде всего, не только основателями, но и организаторами хозяйства. Таким был, например, Пафнутий Боровский в своём Благовещенском монастыре, игумен Филипп в Соловецком монастыре и даже Иульяния Осорьина, в своём собственном доме. Последняя не была монахиней. В числе главных её христианских подвигов был труд в её собственном поместье, от которого кормилась она сама и все её слуги. Если бы не её труд, - она не смогла бы оказывать помощь нищим и приходившим к ней голодающим крестьянам.

Внеклассное мероприятие, посвященное великому деятелю России - прп. Сергию Радонежскому. Исследуя основные этапы жития святого, отвечаем на вопрос - в чем же состоит его духовный подвиг.

ВложениеРазмер
dukhovnyy_podvig_prp._sergiya_radonezhskogo.pptx 2.13 МБ
dukhovnyy_podvig_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo.docx 36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

". Смотри, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют, а захотят стопам твоим последовать"

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского

исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской; в чем состоит его духовный подвиг;

развивающие: развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы;

воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

– Как вы понимаете эти слова?

- Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым? В чем состоит духовный подвиг прп. Сергия Радонежского? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Мы вернёмся к нему в конце нашего занятия.

Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад .

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. (Сл. 3) Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

Что вы видите необычного?

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский

На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением прп. Сергия Радонежского.

II. Основная часть

Учитель: Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. И постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают С.Р. великим деятелем России, в чем состоит его духовный подвиг? Именно так звучит тема нашего классного часа. Но начнём всё по порядку. Я приглашаю вас пройтись по жизненным степеням преподобного. Кстати, что значит преподобный?

Уч-ся: Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.

Учитель: Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов. При рождении дали ему имя Варфоломей. С течением времени, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж. Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр . Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу .

Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал.

(Сл.4) Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил монаха и рассказал ему о своей беде. Монах предложил мальчику войти в дом, чтобы Варфоломей показал, что у него не получается. Но случилось чудо! Вопреки всему мальчик стал читать. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее.

- Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?

Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать, была Псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на демонстрационные листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.

Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране. (Сл. 5)

- Когда Варфоломей стал подрастать, то захотел уйти в монастырь. Что ответили на это его родители?

Уч-ся: Они попросили подождать, пока они умрут.

Учитель: Как поступил Варфоломей?

Уч-ся: Он выполнил волю родителей.

Учитель: О чём говорит его поступок?

Учащиеся: Об уважении и почитании старших.

Учитель: Что же было после смерти родителей?

Уч-ся: Он совершает задуманное.

Учитель: Совершенно верно. Итак, вернемся к нашему повествованию. После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу младшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец, им полюбилось место, удалённое от дорог и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоначальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.(Сл. 6)

Возьмем книгу С.О. Никулиной "Игумен земли русской" (читать только два четверостишия).

Сказанье дальше продолжая,

Спешим подвижнику вослед,

Он навсегда оставить свет.

Стефан, уже монахом ставший,

(Жену он рано потерял),

Себе иной судьбы желавший,

Душой томился, унывал.

Сравните Сергия и Стефана. Они сопоставлены или противопоставлены?

Учитель: Можно ли сказать, что Стефан плохой? Почему про одного мы говорим, что он совершил подвиг, а про другого нет?

Учащиеся: Стефан неплохой, но видимо у него недостаточно силы воли, целеустремленности, не смог до конца выдержать испытания отшельничеством, возможно, испугался трудностей.

Учитель: Почему же Сергий стал святым, а Стефан нет? Для чего же уходит из мира Стефан и для чего Варфоломей?

Уч-ся: Возможно, Стефан уходит из мира в порыве горя, отчаяния, а у Варфоломея – это вполне сознательный поступок. Братья живут по-разному, разные поступки совершают.

Учитель: Сможем ли мы уже ответить на вопрос: что же такое духовный подвиг?

Уч-ся: (Сумбурные ответы)

Учитель: Наверно, мы еще недостаточно узнали сведений. Слушаем дальше. Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и был перед ним кроток, как овца. (Сл.7)

Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.

Учитель: Что было главным в Учении Сергия, его правдой, его силой, его религией?

Учащиеся: Труд. Учитель: Ежедневный, напряженный, бескорыстный, во имя общего блага. Каждый работал с любовью, выбирая дело в меру своих способностей и сил. Будучи настоятелем монастыря, он работал наравне со всеми. На всю братию годами носил он воду и колол дрова, молол муку и выпекал хлеба, выращивал капусту и готовил квас. Раскраивал общинникам одежду, себе оставляя негодные куски ткани. И при этом успевал переписывать книги, обсуждал с иконописцем сюжеты икон, лечил людей, усмирял самых строптивых князей, приводя их под начало московского князя. Терпеливо и настойчиво, ежедневно и ежечасно учил он своих общинников дисциплине мысли. Потому что главнее всех дел считал он процесс мышления и призывал к бдительности, утверждая, что не только за поступки и слова несет человек ответственность, но прежде всего за мысли. Все, что говорил Сергий, обладало особой убедительностью, потому что собственным примером он воплощал в жизни те принципы, которые провозглашал. Сергий запрещал братии просить милостыню. Он говорил, что даже кусок хлеба должен быть заработан. В подвижничестве Сергия плотничество очень знаменательно. "Сам рубил избу в лапу". Сергий вырос в сосновых лесах, выучился этому ремеслу. Через столетия сохранил образ плотника, святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий.

-Ребята, попробуйте определить, где он на картинке?(Сл.9) Уч-ся: С нимбом над головой. Учитель: Совершенно верно, нимб – символ святости. Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм. На территории монастыря строятся церкви. (Сл. 10) Внутри стены церкви украшали особыми рисунками, иконами. Сергий Радонежский почитал самую главную икону Святая Троица. (Сл. 11) Сергий, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь праздника, а в честь самой Святой Троицы, во имя в Троице прославляемого Бога — Отца, Сына и Св. Духа. Так он подчеркивает, что мы, христиане, поклоняемся не просто единому Богу, но Богу единому в Троице. Поэтому и храм имеет такое название – Троице–Сергиева лавра.

Вот стоит он перед нами во весь рост. Скромный человек в монашеской рясе. Это вся его личная собственность, другой за полвека неустанных трудов у него не было. На разоренной Руси не нашлось бы человека беднее. А он отказался от золотых одежд митрополита Московского. А вот всю полноту ответственности за судьбу Отчизны взял на себя, когда пришло время дать отпор монголо-татарам. (Сл.12)

Учитель: Расскажите, пожалуйста, что вам известно об этом из уроков истории?

Уч-ся: То время для Руси было очень тяжёлым. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска. Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? (Ст.13) Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска. Что и свершилось. Много в этом сражении погибло русских воинов-богатырей. Но битва была выиграна, как и предсказал Сергий Радонежский.

Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу, но на этом чудеса преподобного не заканчиваются. Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский имел особое дерзновение к Богу, поэтому умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много.

Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

Мне бы хотелось , ребята, прежде, чем мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего занятия, обратить ваше внимание еще на один знаковый момент, касающийся личности прп. Сергия Радонежского. Один очень крупный ученый мыслитель художник советской эпохи Н.К.Рерих очень восхищался личностью С.Р. Многие его картины, размышления в его дневнике посвящены именно этому святому. (Сл. 14) Та картина, которую вы видите перед собой, является пророческой. Картина написана в 1932 г., когда Рерих чувствовал реальную угрозу войны. Образ Святого Сергия для художника - выражение духовности, трудолюбия и ратного подвига русского народа. Это полотно- отклик на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной и выражение уверенности в конечной победе России. На картине использованы некоторые принципы иконописи. Сергий изображён в полный рост, крупным планом. Внизу была надпись, сделанная славянской вязью: "Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз . " Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду он события Великой Отечественной войны. Из книги старца Симона Азарьина известен такой исторический факт: в сонном видении явился ему Сергий и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но полагая, что собирание войска не его дело, не знал на что решиться. Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился к нему и сказал: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, младшие охотно исполнят это и благое дело будет иметь добрый конец". Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело. Кратко обобщим теперь основную зашифрованную идею картины: Святой Сергий Радонежский во все времена был, есть и будет величайшим покровителем Земли Русской, и в этом Божья воля.

Учитель: А теперь ребята давайте подведем итог нашего непростого занятия.(Сл.15) В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежского?

Уч-ся: Он умел творить различные чудеса, он помогал всем. Кто к нему обращался. Он был очень хорошим человеком.

Учитель: А скажите, пожалуйста, он изначально мог исцелять людей? Или, может были предприняты какие-то усилия с его стороны?

Уч-ся: Он много трудился, молился Богу, старался быть скромным, честным, порядочным.

Учитель: Совершенно верно, ребята. Я попрошу обратить внимание на экран- прочитайте вслух те качества прп. Сергия, благодаря которым до сих пор хранится добрая память о нем в народе.(Сл.16)

Уч-ся: Бескорыстие, Трудолюбие, Патриотизм, Милосердие, Великодушие, Смирение.

Преподобный Сергий Радонежский

8 октября Православная церковь отметила память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Вспомним главные 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих православных на совершение дел полезных для спасения души.

1. Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный и звери

2. Благословение монахов на войну

3. Настоящее причастие

Преподобный и чудо причастия

4. Воскресение мальчика

Воскресение мальчика

Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

5. Подвиг скромности

Митрополит Алексий

6. Хлеба для Москвы

Преподобный и Москва

6. Подброшенный царь

Иван Грозный


— Русская Земля просияла множеством угодников Божиих; почему именно его образ столь благоговейно почитается народной памятью? Что означает личность Преподобного для истории русской святости, для православной аскетической традиции?

Преподобный сыграл огромную роль в становлении единого Русского государства: он был миротворцем в княжеских междоусобицах, от которых Русь страдала не меньше, чем от татарского владычества, он же преподал благословение Дмитрию Донскому на сражение в Куликовской битве. Известный русский историк В.О.Ключевский отмечал, что при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.

— Весьма парадоксальной является глубокая укоренённость почитания святого Сергия в русской культуре – книжности, изобразительном искусстве, общественной мысли. В силу каких причин монах, не увлекавшийся написанием духовных сочинений или созданием икон, оставил столь глубокий след в культуре (в том числе и светской)?

— Действительно, Преподобный не оставил будущим поколениям писаний и поучений, (возможно, они просто не дошли до нас). Но таким поучением стала вся его жизнь, явившаяся евангельским свидетельством миру, величие которого вдохновляло как современников Сергия Радонежского, так и его потомков. Этот Евангельский свет, исходящий от Игумена Земли Русской, видели в самых дальних уголках Древней Руси. Он виден и нам, живущим многие сотни лет спустя, вдохновляя и просвещая каждого, кто открывает к нему свой взор.

Не стоит забывать заслуг Преподобного в основании новых монастырей, один из которых Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Также и его воспитанники и последователи разлетелись как птицы, создавая новые обители. В чем важность и нужность монастырей? Дело в том, что монастыри на Руси всегда были центрами образования и просвещения. При них создавались библиотеки, школы. Впоследствии из стен этих обителей выходили выдающиеся богословы, в них создавались шедевры мирового искусства. И сейчас при Троице-Сергиевой Лавре действует мощнейшая богословская школа — Духовная семинария и Академия.

— Кем является Сергий Радонежский для Русской Церкви сегодня? В чём актуальное значение подвига святого Сергия? Нет ли у Вас ощущения, что общественная и государственная деятельность Преподобного в сознании наших современников несколько закрывают его образ как монаха-молитвенника и тайнозрителя?

— Можно ли говорить о том, что в духовном наследии Радонежского чудотворца есть моменты, важные и насущные не только для православных христиан, но и для всех россиян (тогда и нынешний юбилей приобретает общегосударственное звучание)?

— Безусловно, Сергий Радонежский почитается православным миром за свои святые подвиги, но многие его деяния носят светский, общегосударственный характер. Благодаря дипломатическим способностям ему удалось не просто найти компромисс между князьями, но и сплотить политическую элиту тоговремени. Ему это удалось в тяжелое время раздробленности и открытой вражды. Преподобный понимал, что подобная ситуация не сможет избавить государство от многолетней зависимости от Золотой Орды.

Именно поэтому, юбилей Сергия Радонежского организуется не только на церковном, но и государственном уровне.

— Каковы основные аспекты деятельности возглавляемого Вами юбилейного Комитета? Какие церковные, общественные, культурные события и мероприятия прошли и ещё планируются?

— В рамках Организационного комитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проводится множество мероприятий: конкурсов, выставок, конференций. Одним из самых важных из них стали XXII Международные Рождественские образовательные чтения. Это крупнейший международный церковно-общественный форум, в котором принимают участие представители Русской Православной и других Поместных Церквей, руководители общественных организаций и государственных органов. Чтения проводятся в несколько этапов: на региональном уровне и международном — в Москве. Международный этап проводился в январе этого года, открывшись в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя с участием первых лиц государства, а всего в его работе приняло участие более 15 000 человек.

— Преподобного Сергия именуют Аввой, наставником монашества. С Вашей точки зрения, какие заветы преподобного Сергия важны и значимы для современного русского монашества и допустимо ли считать современных православных иноков в каком-то смысле учениками Игумена Земли Русской?

— Мне кажется, что деление монашества на монашество прошлых веков, древнее и современное, не совсем верный подход. Монашество – это состояние духа. Это аскеза, отрешенность. Эти качества жизни были основными для монаха во все времена. Может быть так, что по тем или иным обстоятельствам монах вовлечен в самую гущу событий этого мира. И при этом, руководствуясь примером Преподобного, духовно он не принадлежит этому миру. Если человек монах, то не имеет значения, в какой среде и в какое время он живет.

— А вы чувствуете это отеческое попечение о себе?

— Да. Начиная с самого пострига. Когда я пришел к раке с мощами преподобногопросить благословения, когда это благословение получил, когда мои монашеские одежды мне были пошиты в Троице-Сергиевой лавре. Архиерейское мое служение и избрание в епископы тоже связано с особым благословением святого.

Это рассказ сильно впечатлил меня. Старец, который силен не физически, но духовно; который способен извлечь человека не только из болота, но и из трясины житейских волнений. Вот таким запал в мою душу преподобный Сергий. Житие же его я прочитал намного позже.

— В каких жизненных ситуациях Вы к нему обращаетесь?

— Получив благословение на монашество от мощей Преподобного, я всегда чувствую его молитвенное присутствие и всегда прошу Преподобного, чтобы он помогал. Он поистине воевода взбранный русского монашества.

— В Троице-Сергиевой лавре, в коллекции, хранятся реликвии, связанные с жизнью Сергия Радонежского. Как удалось сохранить эти святыни и как они воздействуют на людей и на Вас лично?

— Удалось сохранить благодаря той любви, которую имели ученики Преподобного и все, что связано с ним, хранилось как освященное подвигами и молитвами Преподобного. Конечно, мы не обожествляем те предметы, но все, с чем он соприкасался, несет на себе отпечаток его подвигов, трудов, образа его жизни и мыслей. Как и всё в этом мире, вещи говорят о людях, к которым они имели отношение. Церковь через эти предметы напоминает себе о подвигах и трудах Радонежского игумена, сохраняет неразрывную с ним связь. Думаю, что так происходило, происходит, и будет происходить в Церкви.

— С Вашей точки зрения, какие произведения культуры, живописи, скульптуры, литературы, наиболее удачно раскрывают образ Игумена Земли Русской?

— Это, конечно, иконография и гимнография. Потому что служба преподобному Сергию, особенно исполняемая лаврскими распевами, — уникальное явление музыкальной культуры и Церкви. Текст службы и музыка написаны таким образом, что невозможно не сопереживать. Ты невольно становишься участником земного прославления Сергия Радонежского. Слова гимнов, посвященных Преподобному, дышат любовью к угоднику Божию.

— Как Вы можете оценить современные трактовки представления образа преподобного Сергия?

— Многие пытаются по-своему понять Преподобного, но чем дальше от него и чем меньше опыт духовной жизни соответствует образу жизни Преподобного, тем более неточным становится образ святого. Не страдавший, не сможет понять страдающего. Не любивший, не знает, что такое любовь. Тот, кто далек от подвига преподобного Сергия и не встал на этот путь, не может полностью понять тех трудов, которые он нес. Чем больше граней соприкосновения с жизнью Преподобного, тем шире его образ открывается человеку.

— Благодарю Вас, владыка, зато, что Вы нашли возможность побеседовать с нами и ответить на наши вопросы.

Читайте также: