В чем состоит актуальность изучения опк в школе

Обновлено: 08.07.2024

Самой школе (директорам, учителям) говорить обэтом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?
Вот краткий и примерный их перечень.

2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКСЭ, следовательно, и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего финансирования.

7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКСЭ, в том числе по ОПК, для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы — преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания.

Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? — На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу — это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры.

Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой.

Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы — и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя!

В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России — православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера.

Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать ОПК, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования.

Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет.

Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано — чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории.

17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат

Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

Современная российская образовательная система переживает большие изменения: ведение стандартов 2 поколения, нового Федерального закона “Об образовании” и многое другое. Обновление содержания образования предполагает новый взгляд на изучение основ православной культуры в школе как спецкурс. Этот вопрос возник давно и не случайно. Но в долгих спорах с трудом найдено решение проблемы.

Основы православной культуры для российского образования – проблема, прежде всего, не политическая, а образовательная. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам - литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью народа, с ментальностью, с глубинными основами отечественной культуры. Это - религия и, прежде всего, православная культура.

Культуру, самобытность может спасать только сам народ. Сегодняшний день характеризуется увеличением информации о мире через СМИ, через Интернет. Но через эти же каналы распространяется и насилие, безнравственность, пропагандируется оккультизм и деструктивные секты. В этой ситуации встает острая потребность в повышении качества гуманитарного образования ребенка, чтобы, вооружив его знаниями, защитить от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни.

Предназначение данного курса:

- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Преподавание истории религиозной мысли России можно одновременно назвать и возвращением к российской традиции, и образовательной инновацией, которая, в конечном итоге, должна повысить качество гуманитарных знаний наших школьников.

Её основное содержание связано с изучением культурообразующей религии России – православного христианства, однако наряду с этим программа знакомит учащихся с древними религиями и современной конфессиональной картиной мира. Делая акцент на изучении разнообразных (устных и письменных) вербальных форм религиозной культуры, программа также даёт представление об истории православия, о церковном искусстве, об устроении православного храма, о православном календаре, о православной этике, о культовой архитектуре других религий, о мифологии и другие знания

Авторская программа “История религиозной культуры” подходит для любого региона, она содержит тот общий фундамент, без которого не обойтись ни одному региону. Но каждый регион и даже каждый учитель в состоянии адаптировать отдельные темы к местным святыням, памятникам культуры, к региональному историческому опыту.

Таким образом, история религиозной культуры — это историческая дисциплина, изучающая:

• собственно религию, то есть взаимоотношения человека с Богом;

• религиозную этику и философию;

• искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.

Предмет истории религиозной культуры также изучает влияние религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие области жизни и деятельности человека; события религиозной жизни.

К области истории религиозной культуры относятся история происхождения и смысл церковных Таинств и богослужений, религиозных понятий и символов.

Необходимо добавить, что, согласно православному вероучению, Бог непостижим для человеческого разума, а основа религии — вера (в Православии это вера в Святую Троицу, Спасителя и спасение) — явление таинственное, сугубо личное и не подлежит изучению, во всяком случае в рамках школьного историко-культурологического курса, каковым является “История религиозной культуры”. Изучение же религиозной жизни, отраженной и сохранившейся в культуре и истории народов, возможно и полезно для каждого современного школьника.

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всё самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории Египта, Китая, Индии, Греции, Рима, как и любого другого государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков этих культур.

Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. И даже прикладное искусство, служащее в основном утилитарным целям, отражает и доносит до нас через века и тысячелетия определённые религиозные представления, идеалы и символы.

Таким образом, история религиозной культуры поможет нам в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

Другая важная причина необходимости изучения истории религиозной культуры заключается в том, что мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

У нас же проблема, прежде всего, образовательная. Функция школы – передача культуры, социального опыта. Если спросить любого учителя, может ли он глубоко раскрыть особенности русской литературы и культуры без основ православной культуры. И услышите, что учителя очень нуждаются в знаниях о православной культуре для себя и для школьников. Если учитель литературы, искусства, истории говорит, что он может обойтись без таких знаний, значит, он сам не знает ни русской литературы, ни архитектуры, ни живописи, ни музыки, ни истории.

Новизна и сложность религиоведческих и религиозных курсов требует от системы образования обеспечения открытости и ясности как целей и задач, так и изложения учебного материала. Мы, включаясь в работу по изучению основ религиозной культуры, ставим перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели.

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве,

- воспитание здорового образа жизни,

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,

- формирование культуры общения.

Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением.

“Создавать учебник по "Основам Православной культуры" и не писать хорошо, с любовью и уважением о предмете, было бы просто аморально. Тем более наша культура является частью мировой культуры. И отечественные исследователи, и зарубежные подчеркивают ее главную особенность - духовность. И нам нечего этого стесняться” А.В.Бородина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность изучения основ православной культуры в школе обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина РФ, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Отдел образования администрации г. Гуково Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

ИНН 6144006163, ОГРН 1026102024190, ОКПО 51577793,

индекс 347879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17,

тел.8 (863 61) 3-25-80, тел\факс 8 (863 61) 5-01-75



Малахова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы первой квалификационной

категории МБОУ СОШ №23


Малахова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы первой квалификационной

категории МБОУ СОШ №23

Актуальность изучения основ православной культуры в школе.

Актуальность изучения основ православной культуры в школе обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина РФ, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:

раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций русского народа;

формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы занятий построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. Во втором классе происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся будут знакомиться с историей православной религии и культуры. Темы занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия в русских землях. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святой преподобной Евфросинии; святой праведной княгини Софии Слуцкой у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

В пятом классе на более глубоком уровне продолжается знакомство школьников с евангельским учением о земной жизни Богородицы и её благочестивого рода, её иконописным изображением. Знакомство с богородичными праздниками рекомендуется проводить в соответствии с православным календарём.

Занятия в шестом классе освещают основные исторические события из истории христианской церкви в I тысячелетии и в определенной степени могут служить средством повторения, закрепления и углубления знаний, полученных в процессе изучения истории в V–VI классах.

В седьмом классе особое место отводится знакомству подростков с жизнью и духовным подвигом святых подвижников восточных славян, в том числе и русского народа, в исторический период с IX до первой половины XVI века. В содержании занятий в восьмом, девятом и десятом классах последовательно рассматривается история православия на восточнославянских землях соответственно во второй половине XVI – середине XIX веков, второй половине XIX века, XX веке.

Изучение истории христианства в VI–X классах позволяет устанавливать синхронные и перспективные межпредметные связи с историей, русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви на Руси. При их изучении можнообращаться к краеведческому материалу. При изучении истории православия на Руси в Х классе особое место занимает знакомство с христианским подвигом новомучеников, которое имеет особое значение для развития высоких нравственных качеств личности учащихся.

Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Свято-Воскресенские и т. д.), знакомство с историей их постройки будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории России. Включение в содержание занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования.

На проведение занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II классе – 34 учебных часа, в III–XI классах – по 35 учебных часов (по одному часу в неделю).

Главный её плод - это созданный ею человек. И задача нашего курса - понять и услышать друг друга, понять самих себя. Эти уроки интересны тем, что на них дети могут узнавать своих соседей по парте, по классу, по городу, по планете. Может ли быть более высокая радость, чем радость дискотеки? Как распределять свои оценки - что хорошо, что плохо в твоей жизни? Чем руководствуется христианин, ставя себе оценки за прожитый день? Это ключевые темы уроков.

Слушая чтение рассказов о сверстниках, обсуждая их и свои поступки, дети рисуют, раскрашивают картинки на Библейские темы, изготовляют поделки-подарки к Рождеству, Пасхе, к Дню Матери, разучивают и с удовольствием поют песни об этих праздниках. У нас есть и коллективные дела: создаём свой ковчег, готовим концерт для детей в приюте и для пожилых людей в центре реабилитации.

Ознакомление с иконами Богородицы, Иисуса, святых привело к неожиданному открытию: оказывается хорошо известные детям личности тоже святые и на их иконы можно посмотреть: Илья Муромец, А.В. Суворов, Фёдор Ушаков, последний Российский царь и его семья.

А мальчики с интересом изучают жизнеописания святых полководцев и понимают, что и сегодня есть место подвигу

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры, традиций, в том числе и религиозных, своей страны и своего народа. Только человек знающий историю и культуру своего народа сможет уважать традиции и культуры других народов.

ВложениеРазмер
statya_k_voprosu_o_prepodavanii_opk_v_4_klasse.docx 23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Суслова Елена Владимировна, учитель школы №62 г. Санкт-Петербурга

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры, традиций, в том числе и религиозных, своей страны и своего народа. Только человек знающий историю и культуру своего народа сможет уважать традиции и культуры других народов. Данная тенденция характерна не только для России, но и для всего мирового сообщества в целом. Во всем мире в школах дети изучают культуру и традиции страны, в которой они проживают. Не является исключением и наша страна.

В-третьих, для верующих православных родителей выбор модуля ОПК представляется очевидным. Естественно, что воцерковленные родители стремятся воспитывать своих детей в рамках христианской нравственности и религиозной культуры, однако не всегда могут осуществить это самостоятельно в силу занятости или иных причин. Теперь они имеют возможность осуществить это в рамках школьного образования.

Несмотря на множество аргументов в пользу преподавания ОПК, данный предмет все же очень спорный. Его противники приводят следующие аргументы.

Я стараюсь, чтобы мои уроки ОПК не превращались в монолог педагога и не сводились к чтению учебника. Я стремлюсь к тому, чтобы дети включались в диалог, делились своим опытом и впечатлениями. Если в моем классе встречаются дети из других стран и других национальностей, то я предлагаю им подготовить доклады и презентации об особенностях своей православной церкви (например, Армянская церковь, греческая и т.п.).

На уроках ОПК я стараюсь использовать межпредметные связи, провожу параллели с такими предметами, как литературное чтение, история, музыка, окружающий мир, ИЗО.

Своим ученикам я предлагаю принять участие во Всероссийской олимпиаде по истории православия Свято-Тихвинского университета. В рамках данной олимпиады предлагаются очень интересные задания, а также видео ответы для самопроверки.

Занятия по ОПК я стремлюсь дополнить и активной внеурочной деятельностью, тем более, что курс предлагает для этого большие возможности, а культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в целом весьма велик.

Такие экскурсии вызывают у школьников и их родителей неподдельный интерес, побуждают их к дальнейшему изучению православной культуры. Во время экскурсии дети и их родители с неподдельным интересом слушают экскурсовода, задают серьезные вопросы и т.п. Тем более такие экскурсии (носящие преимущественно туристический, а не паломнический характер) способствуют общему культурному развитию и не противоречат светскому характеру школьного обучения.

На Пасху и Рождество мы готовили тематические поделки, используя самые разнообразные материалы: бумагу, дерево, нитки, пластилин и т.п. Затем устраиваили выставка данных поделок.

После летних каникул мы обсуждаем с детьми, где они побывали и какие православные святыни видели. Это могут быть монастыри Северо-Запада, о. Валаам, просто церкви в каком-либо городе или деревне. Многие рассказывают о православных церквях в Греции, Турции или на Кипре. Дети охотно делятся своими впечатлениями, показывают фотографии, сувениры.

Приведу несколько высказываний ребят:

Читайте также: