Правоохранительная деятельность президента рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда. .
  6. Охрана общественного порядка.
  7. Юридическая помощь и консультирование.
  8. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией). – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  6. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. .
  7. Федеральная таможенная служба.
  8. Нотариат.
  9. Адвокатура.
  10. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

Целью исследования в дипломной работе выступает анализ правового статуса Президента РФ как субъекта правоохранительной деятельности. Задачами исследования в представленной дипломной работе соответственно выступают: рассмотрение конституционного статуса Президента РФ; анализ полномочий Президента РФ по осуществлению правоохранительной деятельности; анализ правовых проблем в сфере правоохранительной деятельности Президента РФ; изучение полномочий главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти; рассмотрение проблем, связанных с расширением полномочий Президента РФ в сфере правоохранительной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ
1.1. Становление института президентства в России……….6
1.2.Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти…………12
1.3.Конституционно-правовая ответственность
Президента РФ………………………………………………. 26
1.4. Структура администрации Президент РФ………………28
Глава 2. Проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России
2.1. Проблемы правового регулирования полномочий Президента в сфере правового статуса личности…………………………………31
2.2. Деятельность Президента РФ в военной сфере и области внешней политики: проблемы и перспективы развития……………34
Заключение………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………..….40

Файлы: 1 файл

курсовая с анализом.docx

Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже считают Россию суперпрезидентским государством.

Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.

Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской.

В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.

    1. Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти

    Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти. Взаимодействуя с Федеральным Собранием:

    - Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием.

    - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

    - назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях 7 .

    Президент, взаимодействуя с Государственной Думой:

    - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

    - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка:

    - ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

    - назначает выборы Государственной Думы;

    - распускает Государственную Думу;

    - вносит законопроекты в Государственную Думу;

    - вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

    Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.

    Президент, взаимодействуя с Советом Федерации:

    - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатур) Генерального прокурора РФ;

    - вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.

    - Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

    Президент, взаимодействуя с Правительством РФ:

    - принимает решение об отставке Правительства;

    - по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

    - имеет право отменять постановления Правительства.

    Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л. А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства. 8

    - представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда. Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    - самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

    - вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

    Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.

    Президент наделен правом, принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

    В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля.

    Компетенция Президента РФ.

    Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.

    Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ:

    1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

    2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности:

    3) Президент РФ обеспечивает согласованное, функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

    4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

    5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.

    Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций.

    Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти. 9

    - экономическая, которая отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав населения;

    - социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;

    - функция развития научно- технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра, кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников истории и культуры и т. д.;

    - экологическая функция, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.

    Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.

    Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т. д. Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.

    Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.

    Если обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия Президент включает те его права и обязанности, которые закреплены в различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обороны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т. п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды. Такой подход Л. А. Окунькова с методологических позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента. 12

    Президент РФ — гарант конституции.

    Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса.

    Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

    Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме. 13

    Государственно-правовой институт Президента РФ является относительно новым в Российской Федерации (по сравнению с США и странами Западной Европы), что обусловливает наличие актуальных проблем, связанных с формами реализации полномочий главы государства. К их числу относятся организационно-правовые способы гарантирования Президентом РФ осуществления положений Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов России.

    Содержание работы

    Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ

    1.1. Становление института президентства в России……….6

    1.2.Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти…………12

    1.4. Структура администрации Президент РФ………………28

    Глава 2. Проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России

    2.1. Проблемы правового регулирования полномочий Президента в сфере правового статуса личности…………………………………31

    2.2. Деятельность Президента РФ в военной сфере и области внешней политики: проблемы и перспективы развития……………34

    Список использованной литературы…………………………………..….40

    Содержимое работы - 1 файл

    Д.Р.Президент(т.3).doc

    Министерство образования и науки РФ

    Кафедра уголовно-правовых дисциплин

    Выпускная квалификационная работа

    (дипломная работа)

    Правоохранительная деятельность Президента Российской Федерации

    Введение………………………………………………………… ……3 Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ

    1.1. Становление института президентства в России……….6

    1.2.Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти…………12

    1.4. Структура администрации Президент РФ………………28

    Глава 2. Проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России

    2.1. Проблемы правового регулирования полномочий Президента в сфере правового статуса личности…………………………………31

    2.2. Деятельность Президента РФ в военной сфере и области внешней политики: проблемы и перспективы развития……………34

    Список использованной литературы…………………………………..….40

    Государственно-правовой институт Президента РФ является относительно новым в Российской Федерации (по сравнению с США и странами Западной Европы), что обусловливает наличие актуальных проблем, связанных с формами реализации полномочий главы государства. К их числу относятся организационно-правовые способы гарантирования Президентом РФ осуществления положений Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов России.

    Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

    Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Президент - совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. Президентская власть была призвана наладить государственное управление исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

    Важно отметить, что, направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации.

    Необходимость теоретического изучения существующих проблем и противоречий правового регулирования института Президента РФ и выработки предложений по их устранению обуславливают актуальность темы исследования.

    Целью исследования в дипломной работе выступает анализ правового статуса Президента РФ как субъекта правоохранительной деятельности.

    Задачами исследования в представленной дипломной работе соответственно выступают:

    • рассмотрение конституционного статуса Президента РФ;
    • анализ полномочий Президента РФ по осуществлению правоохранительной деятельности;
    • анализ правовых проблем в сфере правоохранительной деятельности Президента РФ;
    • изучение полномочий главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти;
    • рассмотрение проблем, связанных с расширением полномочий Президента РФ в сфере правоохранительной деятельности.

    Объектом исследования в представленном дипломном исследовании является правовое регулирование института Президента РФ как субъекта правоохранительной деятельности.

    Предметом исследования являются нормативно-правовая система, теоретическая концепция в сфере правового регулирования правоохранительной деятельности Президента РФ.

    Методы исследования: изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования; анализ отечественной практики в сфере правового регулирования правоохранительной деятельности Президента РФ, а также ряд общенаучных методов.

    Степень научной разработанности рассматриваемой темы достаточно высока. Вопросам конституционных полномочий Президента РФ посвящены работы Баглай М.В., Кутафина О.Е., Гуценко К.Ф., Колосова Н.М., Лазарева Б.М. и др.

    Структура построения работы. Исходя их поставленной цели и задач, структура работы включает в себя главы: правовое регулирование института Президента РФ и проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России.

    Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ

    В современном понимании президент республики — это глава государства.

    Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.

    В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в 1991 г.

    Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И. В. Сталин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.

    Вновь эта идея возникла в 1964г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н. С. Хрущев предложил учредить пост президента.

    При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала жить, а затем была подхвачена в период конституционных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР. В 1990г. этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М. С. Горбачев.

    Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л. А. Окунькова. следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий лидерами которых они являются. Думается, что в условиях острой политической конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности.

    Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.

    В современной российской литературе вопрос о правоохранительных функциях Президента РФ является дискуссионным и вызывает немало споров среди ученых - правоведов и практиков.

    Президент РФ является главой государства и одновременно гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, целостности и независимости государства (т.е. реализует основные правоохранительные функции). Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, многие из которых осуществляют правоохранительные функции в качестве своих основных или предметных функций.

    Следует отметить, что по Конституции РФ Президент РФ – глава государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, которые самостоятельны по предметам ведения и в объеме своей компетенции (ст. 10,11 Конституции РФ).

    Одними правоохранительными органами Правительство РФ руководит непосредственно (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба), другими – совместно с Президентом РФ, принимая нормативные акты по вопросам организации деятельности, порядка прохождения службы, кадрового, правового, материально-технического и социального обеспечения работников многих правоохранительных органов, которые одновременно являются органами исполнительной власти, например; МВД РФ, ФСБ России, СВР России, Минюст России, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба охраны РФ, ФАПСИ и иные федеральные органы исполнительной власти, реализующие в той или иной мере правоохранительные функции.

    Система судебной власти в соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ, являясь самостоятельной ветвью власти по предметам ведения и в объеме компетенции, осуществляет одновременно различные виды правоохранительной деятельности, из них основной вид деятельности – правосудие.

    Судебная власть является самостоятельной государственной властью по предметам ведения и в объеме полномочий, что особо выделяет суды в правовом статусе среди остальных правоохранительных органов, большинство из которых входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, например МВД России, ФСБ России, Минюст России и другие правоохранительные органы.

    Рассматриваемый вопрос изучали такие ученые как: Н.В. Витрук, Н.А. Петухова, Ж. Ведель.

    Полномочия Президента России в области принятия правовых актов. Правовыми актами Президента являются указы и распоряжения.

    Указы нормативного характера могут издаваться Президентом РФ как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    В действующем законодательстве РФ нет однозначного определения понятий:

    правоохранительная деятельность и

    Вместе с тем данные термины часто применятся в различных нормативных документах, например, в Конституции РФ, в официальном правовом законодательстве.

    Правоохранительная деятельность:

    это деятельность государственных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами - правоохранительными органами

    путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных законодательством процедур.

    Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности:

    обеспечение в обществе режима законности,

    под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

    Правоохранительную деятельность можно также рассматривать как:

    • деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан.

    Признаки правоохранительной деятельности:

    правоохранительная деятельность реализуется в определенном порядке, установленном законом:

    контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций,

    предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав,

    принятие мер к устранению нарушений прав граждан, применение к виновным мер воздействия;

    правоохранительная деятельность осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия:

    к юридическим мерам воздействия принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

    правоохранительная деятельность носит установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

    правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

    реализация правоохранительной деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы - правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

    обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;

    возможность беспрепятственно обжаловать решения правоохранительных органов в установленном законом порядке, а также

    установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

    Главная цель правоохранительной деятельности в РФ – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

    Структурно к системе правоохранительной деятельности относятся следующие направления деятельности:

    деятельность по выявлению, предупреждению и расследованию преступлений;

    деятельность по обеспечению охраны участников уголовного судопроизводства;

    деятельность по защите государственной (национальной) безопасности, государственной границы и правопорядка.

    Правоохранительная система РФ

    Правоохранительную функцию (деятельность) государство в значительной мере осуществляет в рамках специально создаваемой им правоохранительной системы. В юриспруденции нет четкого понятия правоохранительной системы.

    В среде научного юридического сообщества существует мнение:

    что правоохранительная система – это понятие более объемное,

    в отличии от системы правоохранительных органов.

    В понятие правоохранительной системы входят:

    не только специальные правоохранительные органы,

    но и другие государственные органы, обладающие правоохранительной функцией,

    а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.

    Главной целью правоохранительной системы является охрана человека, защита его прав.

    В этом смысл правоохранительной системы. Права человека и его интересы должны стоять выше всех иным прав, свобод и интересов, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других.

    Таким образом, правоохранительная система в РФ обслуживает, в первую очередь, человека, участвуя в реализации его прав и свобод, закрепленных законом, во вторую очередь, её функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций и государства.

    Правоохранительные органы

    Правоохранительные органы – государственные органы:

    осуществляющие правоохранительную деятельность,

    обладающие соответствующей компетенцией и

    необходимыми для этого материальными ресурсами.

    Признаки правоохранительных органов:

    уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности;

    осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур;

    в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение;

    принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

    В систему правоохранительных органов РФ входят следующие виды правоохранительных органов:

    суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ;

    прокуратура - Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов;

    органы юстиции - включают также ФССП (службу судебных приставов), ФСИН (службу исполнения наказания);

    органы внутренних дел - полиция, система следственных органов, внутренние войска;

    органы безопасности - Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ;

    органы государственной охраны - Федеральная служба охраны (ФСО) РФ;

    таможенные органы - таможни, таможенные посты;

    нотариат (от лат. notarius — писец) - нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы;

    адвокатура (от лат. advocatus — призывать на помощь) - адвокатский кабинет — адвокат осуществляет деятельность индивидуально; коллегия адвокатов; адвокатское бюро — работают два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация;

    налоговые органы - налоговые инспекции, Налоговая полиция.

    Все эти правоохранительные органы можно разделить на три вида:

    органы выявления и расследования правонарушений;

    органы юридической помощи и

    органы обеспечения правопорядка и безопасности.

    Основные функции правоохранительных органов

    Выполнение задач по правоохранительной деятельности, возложенных на правоохранительные органы, достигается реализацией следующих основных функций:

    Организация деятельности каждого правоохранительного органа (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня.

    Читайте также: