В чем смысл евангельской истории в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 04.07.2024

События, происходящие в Москве в 20-30 гг. , абсолютно параллельны ершалаимским страницам, а это говорит о том, что в мире ничего не меняется: "люди как люди", вечные проблемы внутренней свободы и несвободы, тема власти, предательства и верности, нравственного выбора.

Она дана под углом той философской системы, которой придерживался сам Булгаков. Я читал это в книге "Загадки любимых книг". Автора не помню, само-собой, библиографию тоже.

По моему:
Добро, сделанное даже очень плохим человеком, всегда будет склонять чашу весов в положительную сторону.

иногда мы попадаем в ловушку собственных слабостей и недостатков, даже когда их осознаем. Понтий Пилат струсил, и не смог смериться со своим поступком.
Иногда, мы совершаем недостойный поступок, осознавая его мы занимаемся самобичеванием, даже если получили прощение.

Смысл состоит в том, что автор предупреждает нас о существовании среди нас людей, которые вероятно знают правду жизни. Так как Мастер пишет в романе о Иешуа, который жил очень давно.

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" многожанров. это и философский, и бытовой, и любовный (и т. д. ) роман. Главы евангельские раскрывают как раз философскую основу романа, заставляя нас задуматься над тем, что такое есть добро и зло, смелость и трусость, любовь и ненависть.

На мой взгляд, смыслов много. С ходу пришло в голову вот что. Относительно фигуры Иешуа: чтобы быть носителем истины, не обязательно являться Богом или Божьим сыном. Что же касается Понтия Пилата - нужно прислушиваться к себе, потому что внутренний голос, в основном, правильно подсказывает человеку, в каком направлении действовать. Руководствуясь внешними факторами, можно совершить непоправимое, о чем впоследствии будешь вечно сожалеть.

На протяжении всего романа М.А. Булгакова прослеживаются евангельские мотивы, которые всячески переплетаются с современными реалиями московской жизни. Мастер пишет свое главное произведение – роман о Понтии Пилате и Иешуа. Особенностью этой книги стало соединение событий, происходящих в ершалаимском мире, с реальной обстановкой в городе.

Образ Мастера тесно связан с образом Иешуа, так как они оба олицетворяют собой героев с трагической судьбой, гонимых обществом и властью. Как Иешуа погибает за свои правдивые идеи и убеждения, так и Мастер, отверженный критиками, постепенно уходит в иной мир. Он делает это для того, чтобы дождаться того момента, когда общество улучшиться и избавиться от своих пороков.

Булгаков в своем романе делает евангельские мотивы доступными для понимания читателя. Описывая ершалаимский мир, он знакомит нас с шестым прокуратором Иудеи по имени Понтий Пилат. Изначально Пилат представляется нам грозным человеком, но постепенно он открывается с другой стороны. Прокуратор ненавидит запах розового масла, но всем сердцем любит свою верную собаку. Понтий был согласен с взглядами Иешуа, он не видел в них общественной опасности. Тем не менее, Понтий, боясь за собственное положение и воздействие власти, отправляет Га-Ноцри на страшную казнь. Иешуа же в глубине души понимает поступок Пилата, так как считает, что все люди по своей природе добрые, однако пороки общества, в котором они живут, во многом негативно влияют на их дальнейшие поступки и поведение.

Также в роман вплетаются такие евангельские герои, как Левий Матвей, Иуда, а также силы сатаны, о которых много говорится в христианских книгах. Но по своим особенностям эти персонажи немного отличаются от тех, что были описаны в Евангелие. Например, Иуда – человек, предавший Иешуа, впоследствии не терзается раскаянием. Он совершил этот поступок только потому, что все остальные тоже перестали поддерживать Иешуа. И поэтому предательство было его долгом. Однако евангельский Иуда глубоко переживал о содеянном преступлении, чего нельзя сказать о булгаковском, который после предательства спокойно пошел на свидание. Также разнится и дальнейший сюжет, когда Пилат, чтобы искупить вину перед Иешуа, приказывает убить Иуду. Кроме этого, Понтий тоже не избежал наказания, он был приговорен к бессмертию, однако именно Иешуа спасает его от этой злой участи, так как видел в нем хорошего человека.

Таким образом, роман М.А. Булгакова всячески переплетается с евангельскими сюжетами. Однако в некоторых моментов авторская трактовка отличается от христианской. И это во многом объясняется тем, что писатель хотел всячески приблизить те события к современной жизни, сделать их понятнее для читательской аудитории.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тема: - Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова

События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет продолжают оставаться загадкой. До сих пор не умолкают споры об их реальности и, прежде всего, о реальности личности Иисуса. М. А. Булгаков попытался изобразить эти события по-новому в романе “Мастер и Маргарита”, представляя нам, читателям, своеобразное “Евангелие от Булгакова”.
В романе “Мастер и Маргарита” внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд.
Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и “искал отпустить его”, т.е. смысл событий Булгаков сохранил. Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат -один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение.
Единственное, что мы узнаем о Пилате из Евангелия - это то, что он был уверен в невиновности Иисуса и “умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови праведника сего”. Из романа “Мастер и Маргарита” мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, —
это его собака.
Иешуа привлекает Пилата не как целитель (хотя с его появлением головная боль Пилата прошла), а как человек: Пилат увидел в нем настоящую человеческую душу. Его поражает неумение Иешуа говорить неправду. Особенно запоминается Пилату фраза “трусость - один из главных пороков человечества”. Позже уже сам Пилат скажет, что “трусость - самый главный порок человечества”.
Вероятно, по Булгакову, грех Пилата - грех страха, страха открыто и смело высказать свои мысли, защитить свои убеждения, друзей - был особенно понятен людям эпохи, которая пугала грубо и изощренно. И для лучшего раскрытия образа Пилата Мастер иногда позволяет себе отход от евангельской трактовки событий.
Еще одно различие - это судьба Иуды. У М. А. Булгакова Иуда - красивый молодой человек (кстати, интересно, насколько различно рисуют один и тот же образ разные авторы: у Л. Андреева Иуда, наоборот, чрезвычайно уродлив). Он предает Иешуа потому, что это считается нормой, потому, что делают все и не сделать это, значит не выполнить свой долг. Он предает
Иешуа за тридцать серебренников так же, как и евангельский Иуда, но, в отличие от Евангелия, в “Мастере и Маргарите” Иуду не терзает раскаяние. И после предательства он со спокойной душой идет на свидание. Далее сюжет романа еще сильнее отличается от евангельского сюжета: Иуду убивают по приказу Понтия Пилата, который хочет таким образом хоть как-то искупить свою вину перед Иешуа.
Пилат был наказан самым страшным наказанием - бессмертием (вспомним горьковского Ларру). И освободить его просит не кто иной, как Иешуа (что еще раз доказывает, что он не может творить чудеса).
Сразу же возникает вопрос: почему булгаковская трактовка евангельских событий так сильно отличается от Евангелия? Конечно же, нельзя сослаться на то, что М. А. Булгаков плохо знал Евангелие: будучи сыном профессора духовной академии, будущий писатель был знаком с каноном как никто другой. Причина такой трактовки состоит в том, что Булгаков проводит параллель между древним Ершалаимом и современной ему Москвой. Писатель показывает, что спустя почти две тысячи лет психология людей не изменилась. Действительно, если внимательнее посмотреть на Иуду у М. А. Булгакова, то в нем можно увидеть типичного советского обывателя двадцатых-тридцатых годов прошлого века, для которого предать своего друга, соседа или даже родственника — обычное дело. И фраза о трусости относится не только к Пилату, она вне времени.

В романе М.А. Булгакова есть главы на религиозную тему. Это главы 2, 16, 25, 26, которые связаны с событиями в Ершалаиме. Данные главы перемежаются с главами, посвященными московским событиям. Библейские главы отличаются тем, что они серьезны, в них отсутствуют сатирические приемы, которые М.А. Булгаков использует при описании Москвы 30-х годов.

Библейские главы взаимосвязаны с другими главами, так как события в Ершалаиме являются сюжетной основой романа Мастера. Однако из рассказа Воланда, утверждающего, что он лично был на балконе Понтия Пилата, и из финала произведения, где Мастер видит одного из своих героев – Понтия Пилата, ясно, что события происходили не только в рамках литературного произведения, но и в реальной жизни.

М.А. Булгаков хотел показать важность тех проблем, которые подняты в ершалаимских главах. Если в московских главах используются сатирические приемы, которые отвлекают читателя от серьезного осмысления поднятых проблем, то библейские главы помогают отнестись к повествованию серьезно.

В библейских главах поднимаются проблемы добра и зла, власти, смысла жизни, свободы, веры, истины, несправедливости, ответственности, совести, сострадания, порочности, трусости. М.А. Булгаков поднимает и философские, и нравственные, и общественно-политические проблемы. Все эти проблемы актуальны во все времена, поэтому для автора романа было важным обратить на эти проблемы особое внимание.

Библейские главы тесно переплетаются с главами, описывающие 30-е годы XX века. В них поднимаются те же проблемы, обличаются те же человеческие пороки. Включение в повествование библейских глав помогает М.А. Булгакову выразить мысль о том, что люди, вне зависимости от времени и пространства, не меняются. Персонажи ершалаимского мира имеют много общего с персонажами московского мира. Писатель показал реальную действительность не только через образ Москвы, символизирующего Россию того времени, но и через события далекого прошлого.

Читайте также: