Что сделал фома аквинский очень кратко

Обновлено: 06.07.2024

Итальянский теолог Фома Аквинский был одним из самых влиятельных представителей средневековой схоластической мысли, а также основателем школы фомизма в теологии.

Ранние годы

Сын Ландальфа, графа Аквинского, святой Фома Аквинский родился около 1225 г. в итальянском городе Роккасекка, в Королевстве Сицилия. Фома был младшим из девяти детей в семье. Несмотря на то, что родители мальчика происходили из рода императоров Фредерика I и Генриха VI, семья принадлежала к низшему сословию дворянства.

Перед рождением сына, святой отшельник предсказал матери мальчика, что ребёнок войдёт в Орден братьев-проповедников и станет большим учёным, достигнув невероятной степени святости.

Следуя традициям того времени, в 5 лет мальчика отправляют в аббатство Монте Кассино, где он учится у монахов-бенедиктинцев.

В монастыре Фома пробудет до 13 лет, а после смена политического климата в стране заставит его вернуться в Неаполь.

Образование

Последующие пять лет Фома проводит в бенедиктинском монастыре, завершая начальное образование. В это время он усердно изучает труды Аристотеля, которые впоследствии станут отправной точкой его собственный философских поисков. Именно в этом монастыре, тесно сотрудничавшем с Неапольским университетом, у Фомы возникает интерес к монашеским орденам с передовыми взглядами, проповедующим жизнь в духовном служении.

Около 1239 г. Фома учится в Неапольском университете. В 1243 г. он втайне вступает в доминиканский орден, а в 1244 г. принимает постриг. Узнав об этом, семья похищает его из монастыря, и целый год держит пленником. Однако от своих взглядов Фома не отказывается и, освободившись в 1245 г., возвращается в доминиканский приют.

С 1245 г. по 1252 г. Фома Аквинский продолжает обучаться у доминиканцев в Неаполе, Париже и Кёльне. Оправдывая пророчество святого отшельника, он становится примерным учеником, хотя, по иронии судьбы, скромность его часто приводит к неверным представлениям о нём как о человеке недалёком.

Теология и философия

Закончив учёбу, Фома Аквинский посвящает жизнь странствиям, философским трудам, преподаванию, публичным речам и проповедям.

Фома, единственный в своём роде, говорит о связи надлежащего социального поведения с Богом. Он верит, что государственные законы, по своей сути, являются естественным продуктом человеческой природы, а потому являются неотъемлемой частью социального благосостояния. Неукоснительно следуя законам, человек может заслужить вечное спасение души после смерти.

Работы

Перу Фомы Аквинского, писателя весьма плодовитого, принадлежит около 60 трудов, от кратких заметок до огромных томов. Рукописи его работ разошлись по библиотекам всей Европы. Философские и богословские труды его затрагивают широкий спектр вопросов, включая комментарии к библейским текстам и рассуждения на тему натуральной философии Аристотеля.

Последние годы и смерть

Во время празднования Дня св. Николая в 1273 г. Фоме Аквинскому является видение, которое отрешает его от работы.

В январе 1274 г. Фома Аквинский отправляется в паломничество во Францию, на богослужения в честь Второго Лионского собора. Однако по пути его сражает недуг, и он останавливается в цистерцианском монастыре г. Фоссанова в Италии, где и скончается 7 марта 1274 г. В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован папой Иоанном XXII.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.


Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.


Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века, последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в 1225 или 1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку от Неаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил в Университет Неаполя.

Возвращение в Рим

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка.
Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в 1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через 60 лет, в 1323 году, он был возведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в 1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.


А

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты из жизни итальянского теолога, основателя томизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский краткая биография

Фома Аквинский появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

В те времена господствовала традиция, когда ребенку исполнялось 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника. В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия). Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты

Томас был из обеспеченной семьи в Италии. У него было трое братьев и пять сестер.

Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом Ордена братьев-проповедников, а также великим ученым.

В школе его не считали умным, так как он был тихим и молчаливым.

У него был страх перед бурями. В детстве его младшая сестра была убита молнией, когда они оба спали в одной комнате. Всю жизнь он всегда носил реликвию святой Агнес и молился ей о защите во время штормов.

Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.

Он имел отличную память. Еще в школе он дословно запоминал все, что говорил учитель, а позже сам развивал свою память

В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.

Он был основателем нового течения – томизма.

У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

фото 814

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

фото 816

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Читайте также: