В чем сходство и различие в понимании личности в психологии отношений и теории установки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.

Структура: Оно (целиком в б/c)- примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, главный принцип которого – немедленная разрядка (принцип удовольствия), Я (эволюционирует из оно) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений, исполнительный орган личности. Сохраняет целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом (принцип реальности) , Сверх-Я - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения.

Две подсистемы: совесть - приобретается посредством родительских наказаний. Эго-идеал – поощрительный аспект Сверх-Я. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.

Аналитическая теория: К.Г.Юнг

Личность – культурный субъект.

Движущая сила поведения – Тень, как источник жизненной силы.

Развитие личности – обретение самости, индивидуализация–самореализация.

Структура: Эго – цент сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго управляет Тенью. Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты (содержит в себе комплексы, влияющие на поведение). Коллективное бессознательное – состоящая из архетипов (предрасполагающие факторы) хранилище латентных следов памяти человечества.

Архетипы: Персона – наше публичное лицо, множество проигрываемых нами ролей. Тень – темная, дурная и животная сторона личности, источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Анима и Анимус. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность. Конечное выражение индивидуализации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Индивидуальная теория: А.Адлер.

Личность – социальный субъект.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Движущая сила поведения - Стремление к превосходству – потребность возвысится от несовершенства к совершенству.

Развитие личности - Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности.

Теория: Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен. Появление этого раннего ощущения неполноценности - начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

Стиль жизни – уникальный способ для индивида к адаптации к жизни, в плане поставленных целей. Социальный интерес – социальное чувство, чувство общности. Предпосылки его врождены. Но они должны проявится. Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут Фикционный финализм – поведение индивида подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Социокультурная теория: К.Хорни.

Личность – социальный субъект.

Движущая сила поведения - базисная тревога, кот. определяется как чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Оно может быть порождено разными факторами - от недостатка уважения к ребенку до сверхопеки. Вообще, все, что нарушает безопасность ребенка, порождает тревогу.

Развитие личности - интеграции трех ориентаций: движение к людям, от людей, против людей.

Теория: У ребенка не чувствующего безопасности развив. различные стратегии поведения, для совладания с чувством изоляции и беспомощности: А) стать враждебным. Б) стать сверхпослушным В) у него может развиться нереалистический идеализированный образ себя. Г) стремиться вызывать жалость. Если ребенок не может обрести любовь, то он может искать власти над другими. Т.е. в личностной динамике стратегия может обретать характер драйва или потербности. Она выделяет 10 невротических потребностей как следствия иррационального решения проблемы: в любви и одобрении; в. том, чтобы быть объектом восхищения; в совершенстве и безупречности и др. Они источник развития внутренних конфликтов. Они ненасытны.

Гуманистическая теория: Э.Фромм.

Личность - сумма врожденных и приобретенных псих. св-в, характериз. индивида и определяющих его уникальность. Личность – природный, культурный субъект.

Движущая сила поведения - Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы.

Развитие личности – Объединение с природой. Здоровый человек через ответ на экзистенциальные вопросы и удовлетворение экзистенциальных потребностей может объединиться с природой. Стремление к индивидуации, позитивная свобода.

Экзистенциальные потребности: 1) Потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего). Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с к-т., вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание). 2) Потр. в самоопределнии - желание подняться над пассивным и случайным существованем в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути. 3) Потр. в укоренненности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувстввовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) Самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я - это я и я отвечаю за свои поступки) Непродуктив - принадлежность к группе. 5) Cистема ценностей. Непродуктив - иррациональные цели.

Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не явл. инстинктивными, с пом. которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социализацию (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный.

Эго-теория: Э.Эриксон.

Личность - психологический, биологический и социальный субъект.

Движущая сила поведения - стремление к достижению собственной идентичности. По Э. идентичность- это и сознательное ощущение личной и., и бессознательное стремление к целостности личного характера, и процесс синтеза эго, и внутренняя солидарность с групповыми идеалами.

Развитие личности - психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжатся всю жизнь. Человеческая личность развивается в соотв. с принципом постепенного нарастания готовности к тому, чтобы его вели вперед и в зависимости от готовности общаться с расширяющимся соц. кругом.

Стадии: 1) базовое доверие-недоверие к миру (1 год, удволетвор. базовых потр)- Чувство внутреннего комфорта, доверие к себе и другим, оптимизм. 2) Автономия или стыд и неуверенность в себе (2-3 года развит мотор навык) 3)Инициатива против вины (4-6 лет сложн. психомоторные навыки) 4)Трудолюбие против неполноценности (6-12 лет школа) – трудолюбие, способность доводить дело до конца 5) Эго-идентичность или ролевое смешение. (12-19 лет. Подростковый возраст) - Самоидентификация, принятие себя, понимание себя 6) Близость против изоляции (20-25)- Близость, интимность, взаимность, 7) Продуктивность – инертность (26-64) - продуктивность, чувство сопричастности 8) Целостность против отчаяния (65-смерть) - человечество – мудрость.

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием).

Когнитивная психология: Дж. Келли.

Личность = личностный конструкт. Процессы личности – проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события. Система ЛК – набор гипотез об изменяющемся мире, постоянно проверяющихся опытом (наличие обратной связи). Опыт – перестройка жизни на основе конструктов.

Движущая сила поведения - человек активен, поскольку он живет - мотивация излишня. Люди воспринимают мир через четкие системы – конструкты. Каждый стремится предугадать будущем (в отличие от Фрейда). Конструкт – идея (мысль) для предсказания, осознания опыта. Мотивация – личностные конструкты, ее нельзя предписывать, так как у каждого конструкты свои. Схожесть личностей оценивается по схожести конструктов

Развитие личности – конструкты иерархичны и постоянно меняются, смена зависит от успешности прогнозирования.

К.Левин.

Движущая сила поведения – напряжение, существующее в областях. Для напряженной системы характерна тенденция к уравниванию напряжения с соседними областями. 2 способа разрядки напряженной системы:

Теория: Жизненное пространство - все множество реальных и нереальных событий, которые находяться в психологическом пр-ве индивида в данный момент (ожидания, цели, образы . ) - все то, что обуславливает поведение.

2 типа личности: G-типа (более склонны к проявлению индивидуальности, негибкие в общение, их ж.п. характеризуется большим кол-во регионов, кот. отоносятся к частной сфере) U-типа (наоборот).
Развитие личности - движение между новыми для человека регионами, включение их в жизненное пр-во. Развитие по Л. это: 1) растущая организация жизненного пр-ва 2)изменение подвижности / жесткости ж.пр-ва 3) рост дифференциации каждого уровня ж.п. на множество соц. связей и областей деятельности.

Гуманистическая психология: А.Маслоу.

Личность – в качестве центральной характеристики личности - иерархия уровней потребностей.

Движущая сила поведения – стремление к удовлетворению всех потребностей и самоактуализации. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации.

Развитие личности – движение вверх по пирамиде потребностей. Условие: доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.

Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

Феноменологическое направление: К.Роджерс.

Личность – человек, познающий себя через наблюдение и оценивание собственного опыта,

Движущая сила поведения - Тенденция к самоактуализации - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Она врожденная. Личностный рост - преобладающей тенденция человека.

Развитие личности - Я- идеальное - набор представлений, качеств, которыми индивид очень хотел бы обладать или то образ, которому он хотел бы соответствовать. Если между Я-реальным и Я-идеальным разрыв, то человек неудовлетворен. Стремление к достижению Я-идеального и стремление к самоактуализации и есть развитие личности.

Экзистенциальная теория:

Франкл

Личность – субъект культуры.

Движущая сила поведения - стремление к поиску смысла - присуща всем, смысл – жизненная цель. Кроме того, чтобы найти смысл, его надо осуществить – за это несем ответственность.

Развитие личности - Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде. Животное = влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) - свобода. Человек решает сам за себя. Свобода – не есть всемогущество - это ответственность (принятие решения). Совесть - сверхличность -“Ты” (Бог - образ отцовства).свобода в том, что мы можем находить смысл и несём ответственность за него.

Теория: Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Сверхсмысл – смысл того целого в свете чего приобретает смысл человеческая жизнь; сверхсмысл непознаваем. 3 экзистенции. 3 экзистенции человеческого сущ-я: свобода, духовность, ответственность. Совесть - творческий потенциал (помогает найти смысл). Совесть – иррациональна, бессознательна.

Диспозиционное направление:

Личность - анализ черты личности, зафиксированных в языке, по выбору которых судят о структуре личности. С помощью опросников выявляют поверхностные черты личности (корреляционный и факторный анализ) = обобщенные исходные черты, являющиеся причинами выступления на поверхности реакций человека. Элемент анализа – черта личности. Кеттел, Айзенк, Гилфорд.

Структура личности – набор черт. Диагностируя структуру личности с помощью таких процедур, получаем представление о модальных формах личности, т.е. о созвездии черт, характерной для той или иной популяции людей в определенной культуре.

Структурная теория: Р.Кеттел.

Личность - Категории черт личности, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях.

Поверхностные черты – исходные черты: совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность + беспокойство = невротизм). Это основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Это более глубокий уровень личности. Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипа исходных черт). Конституциональные – развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания - раздражительность). Средовые – обусловлены влияниями социального и физического окружений (результат научения).

Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт. Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистические качества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения. Общие и уникальные черты. Общая – присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (но организация общих черт в личности всегда уникальна). Уникальная – у одного или нескольких.

Теория типов личности: Г.Айзенк.

Личность – набор черт. Интроверсия-экстроверсия * нейротизм-стабилбность. Это суперчерты (типы). Эти суперчерты построены из составных черт. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые в свою очередь формируются из специфических реакций (улыбается и протягивает руку – если всякий раз, то это привычная реакция приветствовать другое лицо – общительность – экстраверсия). Для факторных концепций характерна позиция двойной детерминации развития личности, признание изменения базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, т.е. среды.

Диспозициональная теория: Г. Олпорт.

Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума

Все, что наблюдаемо – выражение личности.

Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности –включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. .

Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки) строительные блоки индивидуальности, вторичные - черты менее заметные (предпочтение в еде, в одежде).

Движущая сила поведения - Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва. 7 аспектов самости и стадии: на последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка к самоосознанию и самопознанию.

Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой.Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател. Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется. Механизм Ф.А. объясняет формирование личности.

Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность, реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.

А.Ф. Лазурский

Личность - индивид (природный субъект).

Структура личности:

Эндопсихика - восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п. – всё, что обычно обозначается терминами "темперамент", "характер" и "умственная одаренность"

Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам, к среде, причем понятие "среды" или "объектов" берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться; сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага - наука, искусство, религия, – и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности.

Теории личности – это различные концепции и гипотезы, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития.

Психология личности

Психология личности — это направление психологии, представляющее собой отдельную область исследований. Изучение личности является самой волнующей и трудной темой в психологии. Существует огромное число теорий личности, которые часто подвергаются сравнительному анализу.

Для психологического знания характерно наличие множества уникальных концепций и формулировок. С их помощью философы, психологи и другие ученые предпринимали попытки объяснить сложность и разнообразие личности и поведения человека. Поведение личности рассматривалось исследователями в норме и в патологии.

Фактически каждая теория личности включает ценные соображения. Их добавляют часто к общей картине для получения более полного представление о том, что представляет собой человеческая личность. Философские положения, которые касаются природы человека, являются убедительной и полезной моделью, позволяющей оценить широкий спектр теоретических воззрений.

Положения, существующие в современной теории личности, стали концептуальной основой психологии личности. Они помогли сформировать базу для адекватного объяснения природы поведения, мышления и чувств людей.

Основополагающие положения о природе человека формируют фундамент, на котором производится моделирование и проверка взглядов на личность. Приобретение и развитие базисных положений теоретиков, касающихся природы человека, происходило в зависимости от других представлений о мире. Помимо основных положений, на мышление теоретиков оказывали воздействие следующие обстоятельства:

  • Период истории,
  • Уровень развития психологии и прочих направлений науки,
  • Академическое образование ученого и его личный жизненный опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Философские положения о природе человека становятся истоком для всех будущих подходов к пониманию личности.

Различные теории личности и их сравнение

Обобщенно совокупность прошлых и будущих научных теоретических исследований в отношении личности человека можно разделить на несколько групп. Общие теории личности включают постановку, обсуждение и решение практически всех проблем личности.

Каждая из общих теорий личности разработана одним или группой ученых. Часто это единомышленники или глава какой-либо школы (направления). Примером может быть теория личности Фрейда, последователями которого стали Адлер и Юнг. Еще один пример — это теория, основанная на субъектном подходе. Ее в свое время разработал Рубинштейн С. Л., а доработали его последователи и ученики (например, А. Н. Леонтьев).

В общих теориях осуществляется постановка и обсуждение многих вопросов, которые касаются личности. Тем не менее, не все из них способны заинтересовать ученых и практиков, поскольку ни одна из них не представляет собой идеальную теорию личности. Степень разработанности также является в разных теориях различной. Она не в полной мере соответствует тому, что в идеальной реальности было бы желательно представить в завершенной теории личности.

Отдельно выделяют теории, которые углубленно изучают соответствующие проблемы, имеющие теоретический характер. Это может быть общее представление о личности и ее структуре, динамика ее развития, процессы происхождения и развития, преобразования в течение жизни. Данные направления также рассматривают связь личностных и прочих психологических свойств человека, личности и другие проблемы.

Специфика таких проблем состоит в том, что исследования в их области организованы и проводятся главным образом на теоретическом уровне. Они не проходят проверку опытным (экспертным) путем и не используются в целях, которые связаны с оказанием воздействия на личность человека.

Еще одно направление обстоятельно изучает на теоретическом уровне частные вопросы, которые относятся к психологии личности, включая следующие аспекты:

  • Возрастные,
  • Дифференциально-психологические,
  • Профессиональные.

В этой группе теоретических исследований личности уже ставятся и решаются частные вопросы. Они достаточно глубоко изучены путем проведения прикладных и практических исследований различных отраслей психологической науки.

Принято отличать не только теории личности, разработанные в нашей стране. Абсолютно разными теориями, но иногда имеющими нечто общее, становятся отечественные и зарубежные теории.

Общее среди теорий состоит в признании отличия личностных свойств от прочих психических человеческих свойств. Еще одна общая черта всех теорий личности — это большая разработанность темы структуры личности и ее составляющих. Эта проблема более детализирована и тщательно исследована практически во всех теориях.

Различие заключается, в первую очередь, в том, что за рубежом существует гораздо больше подходов к личности, чем у нас в стране. Они отличаются разнообразием, практическим подходом, направленностью и др. По этой причине на Западе есть такое противоречие мнений в отношении рассматриваемого вопроса.

В зарубежных теориях личности, в отличие от российских концепций, более разработанными считаются вопросы законов формирования и развития человека, а вопрос генезиса личности оказался менее изученным.

Если в России практически любое исследование личности обладает гуманистическим характером, то за границей они равномерно распределяются между несколькими направлениями (например, психоаналитическим, гуманистическим, факторно-аналитическим, бихевиористским, когнитивным). У нас в стране по традиции к бихевиористскому и психоаналитическому направлениям относятся с явным предубеждением.

Сходства и различия между зарубежными и отечественными теориями личности требуют конкретизации и уточнения за счет осуществления более глубокого анализа информации. Ученые для этого используют систему конструктивно-критического метанаучного аппарата.

В XX веке теории личности в психологии развивались одновременно в нескольких направлениях. И сегодня, основные концепции и подходы, несмотря на довольно противоречивые выводы, позволяют составить наиболее полное представление о личности человека.Дают возможность рассмотреть его психику с разных сторон. Относительность этих теорий можно представить, как различные проекции одного непростого и многопланового предмета.

Классификация теорий личности

В психологии теории личности построены на данных, подтверждающих особенности ее формирования с учетом материального положения, достигнутого человеком, его социального статуса и морального сознания, понимания прав и обязанностей.

Все современные теории можно разделить на две группы:

разные типы личности

  1. Рассматривающие человека как индивидуума, со своими особенностями характера и психики. Это, прежде всего, теории Эрика Хомбургера Эриксона, известного психоаналитика и специалиста, изучающего психологию развития, а также Абрахама Маслоу, являющегося основателем гуманистической психологии.
  2. Теории, в которых исследуются классы людей. К этой группе можно отнести работы Карла Густава Юнга, основоположника аналитической психологии. И Гордона Олпорта, психолога из США, разработавшего теорию черт личности.

Теории личности оказывают непосредственное влияние на развитие науки о человеке и способствуют дальнейшему продолжению работы в выбранном направлении.

Основные теории личности в психологии

основные теории личности в психологии

Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.

Психодинамическая теория

психодинамическая психология

В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.

Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:

  1. Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
  2. Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
  3. Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.

Все концепции психоанализа нацелены на изучение бессознательного. Они способствуют наиболее полному пониманию человеком особенностей своей личности.

Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Аналитическая теория

аналитическая теория

Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.

К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.

В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:

  • бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
  • бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
  • сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.

Архетипы различны, они могут быть универсальными и определяться одинаково для всех народов, например, понятия о добре и зле. Но есть и нестандартные варианты.

Гуманистическая теория

Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:

  • любовь;
  • альтруизм;
  • творческий подход в решении многих задач;
  • создание нетрадиционных идей.

Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.

Маслоу представляет следующие модели личности:

Основные теории личности в психологии — видео

Теории личности в психологии (2)

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Теории личности в психологии (3)

Теории личности в психологии

Психодинамическая теория

Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

Psihodinamicheskaya-teoriya

В теории личности Фрейда определяется три её модели:

Аналитическая теория

По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

 Teorii-lichnosti-v-psihologii

Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
  2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
  3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

Аналитическая теория

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

Гуманистическая теория личности

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Когнитивная теория

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Поведенческая теория

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

Читайте также: