В чем сходство и различие сказок жуковского и пушкина кратко самое главное

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность темы

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказки с детства учат нас различать добро и зло, хорошее и плохое. В жизненных ситуациях, вспоминаем положительных героев, и принимаем верные решения.

Изучая сказки на уроках литературы, мы заметили, что в сказках есть что-то такое, что их объединяет. В детстве мы все просим рассказать сказку перед сном. На следующий день хотим новую сказку. А ведь нет ни чего проще, чем в старую добавить новых героев (злодеев, друзей), новую обстановку, неожиданное решение проблемы. Что же все-таки объединяет сказки?

Цель исследовательской работы:

  1. Определить основные сходства и различия в написании сказок.

Задачи:

1. Изучить историю создания сказок.

2. Перечитать ранее изученные сказки, проанализировать содержание сказок.

3. Узнать, много ли еще сказок было написано на схожую тему.

Гипотеза: Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского тесно переплетаются друг с другом, в них больше сходств, чем различий.

Методы: Работа с художественными произведениями, ознакомление с выводами критиков, проведение опроса.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа 178.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

Исследовательская работа по теме:

Сходства и различия сказки А.С. Пушкина

Ерёмина Е.Н. учитель

русского языка и

2.1 История Создания

2.2 Названия сказок

2.5 Художественные средства выразительности

2.6 Подведение итогов

3. Заключение и вывод

4. Список использованной литературы

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказки с детства учат нас различать добро и зло, хорошее и плохое. В жизненных ситуациях, вспоминаем положительных героев, и принимаем верные решения.

Изучая сказки на уроках литературы, мы заметили, что в сказках есть что-то такое, что их объединяет. В детстве мы все просим рассказать сказку перед сном. На следующий день хотим новую сказку. А ведь нет ни чего проще, чем в старую добавить новых героев (злодеев, друзей), новую обстановку, неожиданное решение проблемы. Что же все-таки объединяет сказки?

Цель исследовательской работы:

  1. Определить основные сходства и различия в написании сказок.

1. Изучить историю создания сказок.

2. Перечитать ранее изученные сказки, проанализировать содержание сказок.

3. Узнать, много ли еще сказок было написано на схожую тему.

Гипотеза: С казки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского тесно переплетаются друг с другом, в них больше сходств, чем различий.

Методы: Работа с художественными произведениями, ознакомление с выводами критиков, проведение опроса.

2. Основная часть

2.1 История создания

Александр Сергеевич Пушкин (26.05.1799-29.01.1837) – русский поэт, прозаик, драматург.

Василий Андреевич Жуковский (29.01.1783-12.04.1852) – русский поэт, переводчик.

2.2 Названия сказок

А. С. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, он любил бывать на ярмарках в толпе людей, прислушиваясь к меткому народному слову.

Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

  1. В обеих сказках царевны прекрасны.
  2. С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
  3. Кто-то хочет отомстить из-за зависти.
  4. Зло с царевнами совершают женщины.
  5. Со временем с царевен снимается проклятие.
  6. Обеих героинь пробуждают женихи.
  7. Обе сказки заканчиваются свадьбами.
  1. Места действия в сказках различны: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
  2. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
  3. У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти. У Пушкина царевна умерла - у Жуковского уснула.
  4. У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского - 300 лет спала.
  5. Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну - царевичу Жуковского помогает старик.
  6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.
  7. У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
  8. Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
  9. У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

Композиция сказок одинакова: как и в народных, в них есть зачин.

У В.А. Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

У В.А. Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У А.С. Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

У В.А. Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У А.С. Пушкина: Сватание царевны - девичник - гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

У В.А. Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка - свадьба, пир.

У В.А. Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

2.5 Художественные средства выразительности

Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях.

У В.А. Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина. У А.С. Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море.

У В.А. Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор и стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.

У А.С. Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Всех я краше; Он лесного зверя злей.

2.6 Подведение итогов

Оба автора отступают от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т. к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

Широко используются средства художественной выразительности, что придает сказкам их необычный шарм.

Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

В результате опроса были получены результаты. 40% учеников сказали, что это одна и та же сказка, 60% что это разные сказки. Получается, что сказки так похожи между собой, что ученики начинают задумываться, а не одна и та же сказка ли это?

Такие результаты дают возможность нам предполагать, что в сказках А.С. Пушкина и В.А. Жуковского больше сходств, чем различий.

Сказки учат нас мудрости, добру, справедливости, учат понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле, учат правде, учат жизни. В них главное – это мораль. Еще они могут обличать недостатки, рассказывая о несправедливости и лжи, и при этом непременно указывают на то, что добро всегда побеждает.

Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.

Сходства сказок Пушкина и Жуковского

Особенность

Примеры

Спящая красавица – злая фея
Иван-царевич — Кощей
(у Жуковского)

Различия между сказками Пушкина и Жуковского

Особенность

Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела.

Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта.

Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное.

Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба.

Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей.

Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой.

Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком).

Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.

Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.

Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.

Одинаковая (по смыслу) концовка "Я там был, мёд-пиво пил".
Чтобы разрушить чары, в обоих случаях нужно было поцеловать царевну.

Отличия:
Различный сюжет.
Королевич и царевна в "Спящей царевне" не знакомы, а у Пушкина они жених и невеста.
Разные мотивы поцеловать царевну.
Разное отношение к действиям злой колдуньи ( у Жуковского она хочет убить царевну из мести, а у Пушкина - из зависти).
В Пушкине, Елисей повсюду ищет невесту, а у Жуковского царевич из любопытства приходит в о дворец

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском
Совпадения:

- беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;

- причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;

- зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) - мачеха. Они губят царевен;

- с царевен снимается проклятие;

- царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);

- царевны обе красавицы;

- царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек - 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);

- царевны пробуждаются - оживают;

- женитьба спасителей на царевнах;

- колдунья-фея и царица - мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Различия в сюжете сказок:

- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

- У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).

- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.

- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик.

- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.

- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено.

- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

-У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

"Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях" ближе к народной, потому что Жуковский использует фразеологические обороты, а Пушкин -народные слова и выражения. В описании главной героини Пушкин использует народную лексику, а Жуковский-книжную.

Думаю что.
Сходства в том что оба автора в своих сказках описывают какие например ( красивые царевны, цари. )
Различия. у А. С. Пушкина сказки больше связанные с царевнами, а у Жуковского больше о природе

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю.

И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному.

В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке.

В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей.

Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства.

Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Определение "бродячий сюжет". 2) Название сказок. Сравнение. 3) Общее. 4) Различия (по разным аспектам сюжета, герове и т.д.) 5) План проекта-презентации (по выбору):"Броядчий сюжет"о спящей царевне в сказках разных народов мира"

Сравнение сюжетов о спящей девушке (царевне) в сказках В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.

- устойчивый комплекс сюжетных мотивов , составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

в основу сказок положены сюжеты

Сон или смерть героини?

Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром.

Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни.

Спаситель и его помощники.

Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники.

Во всех сказках героиню кладут в особенное место.

Причина сна (смерти).

Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета.

Сказки Жуковского и Пушкина, основанная на одном и том же бродячем сюжете о спящей девушке, отличаются друг от друга, имеют свои черты и особенности, имеют разную идею .

Жуковский: добро побеждает зло, любовь побеждает злое колдовство.

Пушкин: нужно хорошо трудиться, быть честным, смелым, чтобы достичь любви.

1 сл.: Тема. Кто выполнил? Класс? Школа?

2 сл.: Какие сказки сравниваете (автор, название).

3 сл.: Общее.

4 сл.: Различия. Сюжет.

5 сл.: Различия. Герои.

6 сл.: Различия. Причина смерти. И т.д.

Послед. сл.: Вывод.

Помощь! Перед тем, как начать работу с презентацией необходимо свои наблюдения записать, напечатать. Работая над проектом обращайтесь к учителю. Использовать сказки, прочитанные на уроке не нужно. В конце презентации укажите источники литературу, сайты, ссылки и т.д.)

  • Перед тем, как начать работу с презентацией необходимо свои наблюдения записать, напечатать.
  • Работая над проектом обращайтесь к учителю.
  • Использовать сказки, прочитанные на уроке не нужно.
  • В конце презентации укажите источники литературу, сайты, ссылки и т.д.)


-75%

Читайте также: