Демократизм деятельности братских школ беларуси

Обновлено: 04.07.2024

На белорусских землях просвещение и педагогическая мысль в XVI-XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело. Поэтому с XVI в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри, церковные приходы) возникают иные центры обучения и воспитания: католические, городские (латинские), протестантские, братские школы, учебные заведения униатов.

Оплотом борьбы с католической экспансией на славянских землях стали братства — национально-религиозные общественные объединения православного украинского и белорусского населения, возникшие во второй половине XVI в. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов велась братствами и через сеть братских школ — в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учеников принадлежала к среднему классу. Плата за обучение в братских школах дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи. Если зажиточные семьи платили в полном объеме, то бедные семьи могли освобождаться от платы или вносили ее натурой: хлебом, дровами, скотиной и т.п.

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко эти школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаский) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смот- рицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Отдельные братские школы имели типографии. Братства обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения.

Братские школы отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог послужить основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. У детей надлежало воспитывать такие качества, как благочестие, послушание, кротость, уважение и почитание старших, рассудительность. Учитель был обязан систематически проводить с учащимися беседы на религиозно-нравственные темы, следить за их поведением. Высокие требования предъявлялись к учителям, которые должны были быть высоконравственными и образованными людьми. Нередко в братских школах работали

выдающиеся деятели культуры и просвещения того времени: Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотриц- кий, Леонтий Карпович и др.

Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительную роль в борьбе против католицизма, полонизации, в отстаивании чистоты православной веры. Некоторые историки считают, что деятельность братских школ была компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры [13, с. 50—56].

Спустя столетие после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1696 г. специальным постановлением Сойма в Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве. Это решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение, начинается вытеснение учебных заведений других религиозных конфессий. К концу XVII в. братские школы прекращают свою деятельность.

Лаврентий Зизаний (Тустановский) – гуманист, просветитель белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Педагогические взгляды Лаврентия Зизания изложенные в его полемических и учебных произведениях, среди которых следует отметить "Грамматику словенскую" (1569 г.). Это была вторая славянская грамматика. Заслуга автора состоит в том, что он выдвинул утверждение о возможности познания всего союза наук славянском языке через создание ее грамматики. Грамматика - ключ к знаниям, она способствует изучению других наук. Написал "Катехизис великий", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Книгами Лаврентия Зизания пользовались учителя братских школ, а также учебных заведений Российского государства. Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю, выступал против социальной несправедливости, против национального и религиозного угнетения украинского народа.

Педагогические идеи Л. Зизания:

· осмысленное усвоение знаний;

· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.);

· первостепенная роль знаний в формировании личности;

· важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

· придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Продолжателями традиций Скорины во 2-й п. XVI выступил его последователь Сымон Будный (1533—1593) – талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из руководителей реформационного движения в Беларуси.

С помощью родного языка Будны хотел научить “истинной вере” свой народ. В своих взглядах на мир Будны исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму.

Основой воспитания Будный считал труд, без которого он не представлял жизнь человека. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек. Воспитание в труде- важнейший принцип формирования человека. Будный также широко развивал идею об обучении учащихся на родном языке, требовал, чтобы для детей из простого народа открывались школы. Будный был убеждён, что обучение должно развивать, а для этого учеников необходимо учить рассуждать, делать выводы, обобщать, доказывать.

Арианские школы были 2 видов: начальные и типа гимназий, которые давали среднее образование. Учебный план арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось предметам природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине. Такого обширного образования в Беларуси ранее не давала ни одна школа.

Иезуитские школы. Подразделялись на 2 типа: низшие и коллегии. Коллегии состояли из 2 отделений – низшего и высшего. Низшее имело 3 класса. В некоторых коллегиях было еще 2 класса, где изучалась этика, мораль, богословие, физика, математика. Следовательно, полная иезуитская коллегия состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего: грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось 1 год, в классе риторики – 2 года. Изучали такие предметы как: классическая латынь, греческого и древнееврейского языков, риторики, логики, философии. Обучение было бесплатным и официально провозглашалась терпимость к вероисповеданию учащихся.

Униатские школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа изучали риторику, право, философию и богословие, в небольшом объеме историю. Учитывая то, что униатские школы предназначались в основном для бедного населения, уровень учебно-воспитательной работы в них был не высоким. 17. Демократизм деятельности братских школ Беларуси.

Православные церковные братства возникли в результате религиозно-политического движения горожан Беларуси и Украины в ответ на усиление католической экспансии, принудительное насаждение униатства и явились сильной опорой в борьбе за сохранение национальной культуры.

В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Она очень быстро получила известность, и первой среди всех православных школ применила в учебном процессе печатные книги.

Вслед за Виленской возникает целая сеть братских школ: Могилевсакя (1590 г.), Брестская (1591 г.), Минская (1592 г.), Гродненская (1591 г.), Оршанская (1591 г.), Бельская (1594 г.), Шкловская (1625 г.), Полоцкая и Пинская (1633 г.) и др.

Братские школы в своей деятельности руководствовались Уставом братства и уставом школ. В них использовались элементы классно-урочной системы.

Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.

В братских школах преподавался целый ряд предметов: диалектика, риторика, астрономия, математика, которая сводилась в основном к арифметике, музыка, история и география (изучались по летописным источникам, текстам священного писания, жития святых).

Учебную и воспитательную работу в братских школах нередко вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. В Брестской и Виленской братских школах учительствовал Л. Зизаний, в Ивьевской – М. Смотрицкий, в Виленской – Л. Карпович, И. Бобрикович, С. Косов, в Полоцкой – С. Полоцкий.

Следует отметить огромный вклад братств в развитие издательского дела. Многие православные братства имели типографии, где печатали церковные книги, учебники и пособия на старославянском и белорусском языках.

Развитие белорусского языка, поэзии, драматургии и музыки также было связано с братскими школами.

18. Влияние Реформации и Контрреформации на развитие просвещения и педагогической мысли в Беларуси.

Начиная со второй половины XVII века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации), в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце XVII в. на территории Великого Княжества Литовского были закрыты все Братские школы, а также арианские, кальвинистские и другие (на территории Белой Руси насчитывалось около двадцати одного типа тип различных школ). В 1697 году белорусский язык в Княжестве Литовском перестал быть государственным и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский. .В истории Беларуси конец XV – начало XVIвв. известен как период заметного оживления социально-политической и культурной жизни, расширения производства и общественных отношений. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как эпоха Возрождения. Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др.

19. Педагогические взгляды Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий.

20.Педагогическая систмев Я.А.Коменского.

Цель воспитания по Я.А. Коменскому – подготовка к вечной загробной жизни и вместе с тем подготовка к жизни реальной, деятельности в ней. Данная цель, считал великий чешский педагог, реализуется посредством следующих задач: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к Богу (религиозное воспитание).

Методологическую основу его педагогической системы составляет принцип природосообразности. Под природой Я.А. Коменский понимал единство человека (микрокосма) и окружающей действительности (макрокосма). Поскольку, полагал он, природа и человек познаваемы, значит должны быть познаваемы законы воспитания и обучения.

В соответствии с принципом природосообразности Я.А. Коменский предложил свою возрастную периодизацию; при этом он подробно проанализировал основные задачи воспитания в каждом из четырех периодов (по шесть лет в каждом), определил соответствующий каждому периоду тип школы (материнская школа, элементарная (начальная) школа, латинская школа или гимназия, академия); подробно проанализировал содержание образования для каждой ступени (кроме академии).

Примечательно, что типы школ, предложенные Я.А. Коменским, были преемственно связаны между собой, тем самым он значительно опередил свое время требованием единой школьной системы. Все учебные книги Я.А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире.

Одним из первых он рассмотрел проблему структуры процесса обучения, рассматривая ее с позиций сенсуалистической философии. В основе процесса обучения, как и процесса познания, считал он, лежат ощущения. Структура процесса обучения по Я.А. Коенскому выглядит следующим образом: сначала действуют органы чувств (ощущения), затем вступают в действие ум и память и завершают действие язык и руки. Центральное звено процесса обучения составляет деятельность мышления; теория связанная с практикой – единство языка и руки.

21.Педагогические взгляды Дж.Локка.

Нравственное воспитание – главная и наиболее разработанная часть системы воспитания джентльмена. Главную задачу Дж. Локк видел в дисциплинировании характера и наметил пути воспитания характера; при этом он особо подчеркивал увеличение примера старших, убеждения, поощрения, порицания, привычек, соответствующих навыкам своего класса.

Образование Дж. Локк ставил на второй план, считал формирование характера и благоразумия более важными задачами. Программу образования джентльмена он строит на новых для того времени основаниях: образование должно сообщать учащимся реальные, практически полезные знания (арифметика и геометрия, география и астрономия, история и хронология, этика и право, законоведение, логика и риторика), т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, чем классическая система.

Юный джентльмен, считал Дж. Локк, обучается танцам, фехтованию, верховой езде и вместе с тем ремеслам и бухгалтерии. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел пригодится деловому человеку (как предпринимателю). Воспитание буржуазной молодежи завершается путешествиями.

Образование, юный джентльмен приобретает дома под руководством опытных воспитателей. Школа, по мнению Дж. Локка, это учреждение, где собрана толпа порочных мальчиков всякого состояния, и даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее школьных знаний и умений.

Идеи Дж. Локка оказали определенное влияние на домашнее реформирование как классической, так и реальной систем образования.

22. Педагогические идеи французских просветителей.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли и школьного дела оказали идеи французских просветителей ХVIII в. (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Видными представителями французского материализма ХVIII века были Д. Дидро и К.А. Гельвеций, проявившие большой интерес к проблемам воспитания.

В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок, по мнению Ж.-Ж. Руссо, еще не способен рассуждать.

К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию.

- выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; он был католиком, писателем, социологом и философом, музыковедом и композитором, психологом и педагогом. В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания.

В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию. В этом возрасте, по Ж.-Ж. Руссо, подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями, не может правильно понять взаимоотношения людей, а потому, он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой (география, природоведение, астрономия).

Теперь Эмиль приготовлен к жизни, и на 16-ом году жизни Ж.-Ж. Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии.

Что касается воспитания девочек, то Ж.-Ж. Руссо ограничивал его физическим, эстетическим и религиозным воспитанием, считая, что никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

24. Педагогическая деятельность и взгляды пиетистов, филантропистов и неогуманистов.

Существенное влияние на развитие образования и педагогической мысли Германии и в целом Европы оказали пиетизм, филантропизм и неогуманизм.

Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

Судьба Б. ш. на западнорус. землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Б. ш. потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

Организация учебного процесса

Б. ш. были устроены по образцу протестант. гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском уч-ще.

Большое внимание в Б. ш. уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

Учебная литература

Важнейшие Б. ш.

Одним из первых руководителей львовской школы являлся Стефан Зизаний, преподававший там церковнослав. язык. В 1592 г. он стал ректором школы, в следующем году переехал в Вильно. Видную роль в организации школы и в первые годы ее деятельности играл также учитель греч. языка архиеп. Элассонский и Димоникийский Арсений. До 1592 г. в школе преподавали Лаврентий Зизаний, Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), покинувшие Львов из-за конфликта с еп. Гедеоном. Одним из первых учеников львовской школы был Иов (Борецкий; впосл. Киевский митрополит; в миру Иван), в 1604 г. ставший ее ректором.

В нач. XVII в. школа пришла в упадок в связи с недостатком средств, однако с помощью Кирилла Лукариса в 1616 г. уровень преподавания в ней был восстановлен, в 1619 г. Виленское братство уже вновь просило о присылке учителей из Львова. С кон. 20-х гг. XVII в. преподавание в школе вновь начало ухудшаться из-за гонений со стороны иезуитов и переезда лучших преподавателей школы в более спокойный Киев. Тесные связи львовской школы с Киевской академией сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв., несмотря на вхождение Киева в состав России и принятие Львовским братством в 1708 г. унии. Мн. ученики львовской школы заканчивали свое образование в Киеве, а затем, вернувшись во Львов, становились там учителями. Львовская школа была закрыта австр. властями в 1790 г.

С начала своего существования виленская школа терпела нападки со стороны виленской иезуитской академии (преобразована из коллегии в 1579). В 1598 г. студенты академии учинили разгром братской школы. Однако, несмотря на потерю учителей, школа не прекратила своего существования и оставалась одной из наиболее влиятельных Б. ш. Согласно привилею кор. Владислава IV (1635), только виленской и киевской школам разрешалось преподавать латынь и греческий. Виленское братство стало во главе всех лит. братств, мн. мон-ри поступили под протекторат братского мон-ря, в т. ч. могилёвский Богоявленский, Евейский, Купятицкий, Буйничский и др. Братство обязывалось обеспечивать мон-ри учителями, к-рых готовило в своей школе. Упадок уч-ща начался во 2-й пол. XVII в., в кон. столетия братская типография закрылась, однако школа продолжала действовать. В 40-х гг. XVIII в. братство просило Святейший Синод Русской Церкви о присылке учителя. После пожара 1749 г. братство было разорено, и школа, если и продолжала существовать, влачила жалкое существование.

Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

В 1632 г. киевская школа приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634 король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики. Выпускниками школы в XVII в. были выдающиеся укр. и белорус. церковные писатели, ораторы, богословы - Иоанникий (Галятовский), Лазарь (Баранович), Симеон Полоцкий, Епифаний (Славинецкий) и мн. др. Просветительские возможности школы в немалой степени были усилены использованием для школьных нужд типографии Киево-Печерского мон-ря.

В 1658 г. постройки коллегии пострадали от пожара, в результате конфискаций земель ухудшилось ее материальное обеспечение. Положение школы изменилось к лучшему начиная с 1669 г., когда ее ректором стал Варлаам (Ясинский), впосл. митр. Киевский. Он начал посылать молодых людей на учебу за границу с целью воспитать новое поколение профессоров. В 1670 г. кор. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал привилеи, разрешавшие восстановить разоренную коллегию и защищавшие имения братского мон-ря и уч-ща. Грамотой царей Петра и Иоанна в 1694 г. в коллегии разрешалось беспрепятственное преподавание наук, в 1701 г. указом Петра I коллегия была превращена в академию. В кон. XVIII в. число учеников в академии доходило до 1 тыс. чел.

На протяжении XVII в. и позднее влияние киевской духовной школы на правосл. образование в разных землях было очень велико. Киевская школа являлась главным поставщиком учителей в др. Б. ш. и участвовала в открытии новых правосл. учебных заведений. В 1640 г. по желанию молдав. господаря в Яссах при участии Софрония (Почаского) была открыта школа по образцу киевской. Воспитанники и преподаватели киевской коллегии Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) сыграли важную роль в создании греко-лат. школы в Москве; выпускник коллегии Симеон Полоцкий был одним из организаторов московской Славяно-греко-латинской академии.

Устав луцкой школы (утвержден в 1624) полностью копировал львовский школьный устав. В начале ее существования (с 1619) за контроль над преподаванием в школе боролись братчики-миряне и монахи Крестовоздвиженского братского мон-ря. В 1624 г. было достигнуто соглашение, согласно к-рому ректор и учителя должны были избираться из монахов, миряне должны были заботиться об обеспечении учителей. В XVII в. луцкая школа являлась образовательным центром православных всей Волыни, что определялось довольно высоким уровнем преподавания в ней. Среди учителей школы наиболее известны Павел Домжив-Люткович Телица, Елисей Илковский, Павел Босинский, Августин Славинский. Школа неоднократно подвергалась нападениям со стороны учеников луцкой иезуитской коллегии, в 1627 г. разгромивших школьное здание. В 1726 г. братство и вместе с ним школа прекратили свое существование.

Ист.: Пам'ятки братських шкiл на Украïнi, кiн. XVI - поч. XVII ст.: Тексти и дослiдження / Ред. В. I. Шинкарчук. К., 1988.

Лит.: Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Папков А. А. Братства. Серг. П., 1900; Савич А. Нариси з iсторiï культурних рухiв на Украïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII вв. К., 1929; Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954; Исаєвич Я. Д . Братства та iх роль в розвитку украïнськоï культури XVI-XVIII ст. К., 1968; Мещеряков В. П. Братские школы Белоруссии (XVI - 1-я пол. XVII в.). Минск, 1977; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987.

Лебеди 05.09.2008 --> Смотрели: 31 (5) По звёздам 10.08.2007 --> Смотрели: 53 (5)

-Музыка

-неизвестно

-неизвестно

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Создан: 01.04.2007
Записей: 272
Комментариев: 1464
Написано: 2774