В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами кратко

Обновлено: 07.07.2024

Стоики - последователи философской школы Стои. Стоя - греко-римская философская школа, название которой поисходит от греч. stoa poikile - Пестрая стоя (место, где собирались основоположники стоицизма). Философская школа просуществовала со времен раннего эллинизма (основана Зеноном ок. 300 года) до эпохи Римской империи.

Основатель школы Зенон из Китиона (335-262) разработал утопическое учение о всемирном государстве, в котором все равны (господа и рабы, мужчины и женщины, богатые и бедные, греки и варвары). В этом государстве живут мудрецы, которые ведут жизнь в соответствии с законами природы.

После Зенона главой школы стал Клеанф, а после него Хрисипп, который систематизировал стоическую философию, в соответствии с которой добродетель не бывает врожденной, но ее можно достичь воспитанием, а идеал мудреца-стоика заключается в невозмутимости, стоическом спокойствии, умении не реагировать на внешние и внутренние раздражители.

Натурфилософия не играла в учении стоиков такой же важной роли как этика и не была также разработана, основой ее, по всей видимости были идеи, заимствованные из метафизики Аристотеля и Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре, этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистические представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события.

Эпикурейцы - последователи Эпикура, в узком смысле слушатели школы, основанной им в Афинах, принимавшие его учение почти как догму.

Эпикур (342-271) был родом с острова Самос, в 310 году основал в Митилене философскую школу, которую в 306 году перенес в Афины, школа получила название "Сад Эпикура". От трудов Эпикура до наших дней сохранилось три письма и "Главные мысли" - в одной из книг Диогена Лаэртского отрывки из главного произведения "О природе" и немногочисленные фрагменты других произведений. Учение Эпикура состоит из каноники, физики и этики.

Каноника (логика). Выдвигает критерии, по которым можно определить, что является истинным, а что - ложным, указывает, к чему нужно стремиться, а чего избегать. Все чувственные восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения проверяется практически ощущением удовольствия или неудовольствия.

Учение Эпикура о природе направлено на организацию практической деятельности, которая освобождала бы людей от суеверий религии и страха смерти, оно (учение о природе) вытекает из материалистического учения последователей Демокрита (атомистов), которые одними из первых разработали более или менее убедительную научную гипотезу образования мира в результате столкновения атомов.

По Эпикуру, цель человеческой жизни - удовольствие, но оно трактуется не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если жить стремиться к покою, душевному равновесию, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте, в тесном дружеском кругу, неучастие в государственных делах - эти советы отражают эпоху, когда политическая нестабильность угрожала личности и государству. Для духовной радости нужно быть добродетельным, чтобы быть добродетельным, надо быть мудрым.

Жизнь Эпикура протекала в полном соответствии с его учением, ему претила показная роскошь, его почитали многочисленные друзья. Учение и сама личность Эпикура в позднейшее время подверглись клеветническим нападкам ( в частности попыткам свести учение Эпикура к философии наслаждения и прожигания жизни, сущность идей Эпикура часто вульгаризировалась и подавалась в извращенном виде) и истинная сущность его учения была заново открыта сравнительно недавно.

Последним школу Эпикура возглавил Патрон и преподавал до 51 года. Идея дружбы сохраняла свое значение для последователей Эпикура, дружеский кружок мыслился, как замена уходящему в небытие полису. До конца существования школы эпикурейцам было свойственно благородство и веселый образ жизни.

Эпикурийцы и стоики придерживались разных взглядов на жизнь . Стоики презирали богатство и считали что люди должны вести суровый образ жизни В то время как Эпикур создал философию, которая целью жизни объявляла удовольствия и наслаждения Однако Эпикур также как и стоики презирал пьянство и обжорство, а воздержанность в питье и еде считал главным. Самым основным удовольствием он считал утонченные духовные и телесные наслаждения Со временем его мысли исказили и его имя стало нарицательным для человека предающегося чувственным наслаждениям.

Что-то общее всё равно проскальзывает:
Стоики были минималистами. Плащ служил им и палаткой, и матрасом, и одеялом.
Эпикур выступал за умеренность.
Главный его девиз: "Живи незаметно и воздерживайся от излишеств".

Эпикурийцы и стоики придерживались разных взглядов на жизнь . Стоики презирали богатство и считали что люди должны вести суровый образ жизни В то время как Эпикур создал философию, которая целью жизни объявляла удовольствия и наслаждения Однако Эпикур также как и стоики презирал пьянство и обжорство, а воздержанность в питье и еде считал главным. Самым основным удовольствием он считал утонченные духовные и телесные наслаждения Со временем его мысли исказили и его имя стало нарицательным для человека предающегося чувственным наслаждениям.

эпикурейцы живут удовольствиями. стоик -почти монах.

Что-то общее всё равно проскальзывает:
Стоики были минималистами. Плащ служил им и палаткой, и матрасом, и одеялом.
Эпикур выступал за умеренность.
Главный его девиз: "Живи незаметно и воздерживайся от излишеств".

Данные материалы характеризуют развитие античной философии в эллинистический период . Значительное внимание уделяется особенностям философии стоиков. Представлены взгляды наиболее известных представителей философии Древнего Рима.

Философия Древнего Рима.ppt


В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.
Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоно­вой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жиз­ненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью.


У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, сла б ость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы.





Читайте также: