В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос по обществознанию:

В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 22.09.2015 23:05
  • Обществознание
  • remove_red_eye 5251
  • thumb_up 44
Ответы и объяснения 1

Мир создал Бог- это идеализм. Мир образовался эволюционно- это материализм.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий це­лью формирование и развитие его способности творчески преобра­зовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыг­рал труд. Исторически искусство развивается как система конк­ретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изоб­разительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного на­слаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущ­ности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа ду­ховного производства. Поскольку искусство включает в себя отра­жение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство при­обретает социальный характер.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рас­сматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие ис­кусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения пред­метов и явлений окружающего мира искусство воздействует од­новременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и раз­вивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жиз­ни общества, которые могут быть более или менее благоприятны­ми для творческой деятельности человека.

Обшей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) — наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к ча­стным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периоди­ческой печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эта средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе поли­графического, звукового или экранного тиражирования произве­дения традиционных видов искусства (в первую очередь живопи­си. скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного тво­рения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Ис­кусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме вза­имоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;

2) имморалистический, построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте об­щих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществ­ляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстети­ческого переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекра­щением непосредственного контакта с произведением, а, напро­тив, только начинается, уходя вглубь сознания человека, где не­заметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, по­читание их, поклонение им, развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­дают и восприятие произведения искусства, и религиозные риту­алы. Только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестествен­ным миром. С возникновением мировых религий отношения между искус­ством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распростра­нения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так. в исламе долгое время запрещалось изображать людей и живот­ных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усмат­ривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусст­во, живопись начали проникать в христианский культ, а несколь­ко позже и христианские идеологи признали необходимость ак­тивного использования искусства в религиозных целях. В Визан­тии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архи­тектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искус­ства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизи­рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив­шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­ки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, ли­нии. музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко дости­гал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, исполь­зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требу­ют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искус­ство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются об­разный строй и материальные возможности архитекторы, пласти­ческих искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фо­тоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятель­ности, как это видно на примерах (строительства театров и ки­нотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического про­изводства, кино- и фототехники, создания музыкальных ин­струментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Чем искусство связано с моралью?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?

Инь-Янь

Философия – неоднозначная наука, в которой один и тот же вопрос может иметь различные интерпретации, теории и учения. Но основным предметом спора философов разных школ является вопрос о том, что первично: материя или идея.

В связи с этим в системе философских учений выделяют два направления – материализм и идеализм. В чем различие этих течений читайте в этой статье.

Впервые два направления описал в своих работах немецкий философ Ф. Шлегель. Материализм утверждает первичность материи, принимает ее как изначальное, то из чего происходит все остальное, в том числе и мир, и сознание человека.

Материалисты считают, что сознание является продуктом материи, оно отражает внешний окружающий мир, который в свою очередь является вечным, а также бесконечным во времени и пространстве.

Познавание окружающего мира, по мнению материалистов, происходит через наши знания о нем, через реальный опыт и практику взаимодействия с ним. Знания о мире, полученные в процессе его познавания, являются достоверными и эффективными в дальнейшей деятельности человека. Идеализм является полной противоположностью материализма и утверждает первичность идеи, духа, сознания, при котором все материальное есть лишь продуктом духовного. Идеалисты рассматривают мир как нечто конечное, ограниченное во времени и пространстве, сотворенное богом. Познавание окружающего мира в идеологическом направлении не однозначно.

Существует две точки зрения в этом вопросе – объективная и субъективная. Объективный идеализм окружающий мир идей считают независимым от материи и сознания человека. Познание такого мира невозможно для человека. Субъективный идеализм, который был тесно связан с мистикой и религией, признавал возможность познания мира, но при этом связывал ее с волей бога и другими потусторонними силами.

Идеализм получил сильную поддержку со стороны религии, а общество приняло его идею в связи с недостаточным развитием науки и незаинтересованностью в научных исследованиях. Так как некоторые явления в природе было сложно объяснить логически, то проще было принять это как нечто неосязаемое, сотворенное богом. Но с развитием науки и увеличением интереса к познанию сути вещей более популярным становился материализм. Последователями этого течения были, как правило, высокообразованные люди, заинтересованные в правильности познания окружающего мира и становлении власти над природой, такие как Гераклит, Ф. Бэкон, К. Маркс, Т. Гоббс и Д. Локк. Идеализм поддерживали такие философы как Платон и Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант и Д. Беркли.

Вопрос о том, что первично материя или идея остается нерешенным и в современной философии, что позволяет специалистам продолжить работу над теориями философского материализма и идеализма.

В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов.


Мир создал Бог - этоидеализм.

Мир образовался эволюционно - этоматериализм.


Подбери различные прилагательные к слову взгляд и составь как можно больше словосочеианий ?

Подбери различные прилагательные к слову взгляд и составь как можно больше словосочеианий .

Например : мужественный взгляд , строгий взгляд.

Сделай вывод что может рассказать о человеке его взгляд?


Сходства и различия религии и искусства?

Сходства и различия религии и искусства.


Семён Ефимович материалист, потому что считает, что :а)мир можно познатьб)мир нельзя познатьв)мир надо изменятьг)мир надо не изменять, а следовать предначертанному пути?

Семён Ефимович материалист, потому что считает, что :

а)мир можно познать

б)мир нельзя познать

в)мир надо изменять

г)мир надо не изменять, а следовать предначертанному пути.


Помогите, пожалуйста, книжки очень желательно, направление мысли - просветитель, классическая немецкая, материалист?

Помогите, пожалуйста, книжки очень желательно, направление мысли - просветитель, классическая немецкая, материалист.

Д. философы : аристотель, вольтер, конфуций, кант, карл маркс, ницше, бердяев, макиавелли.


К какому виду искусства относится архитектура?

К какому виду искусства относится архитектура?

А) Синтетическое искусство Б) Изобразительное искусство В) Пространственное искусство Г) Зрелищное искусство.


В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов.


Чем по мнению в?

Чем по мнению в.

И. ленина отличаются материалисты и идеалисты.


В чем различие материалистов и идеалистов?

В чем различие материалистов и идеалистов.


Что общего и каковы различия во взглядах на государство Гоббса и Макиавелли?

Что общего и каковы различия во взглядах на государство Гоббса и Макиавелли?


Сравните взгляды социалистов - утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему?

Сравните взгляды социалистов - утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему.

Выделите общее, укажите различия.


1 вопрос - а, 2 вопрос - б.



Да, например, явными функциями высшего образования являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает закрепление социального н..


: Если у какого нибудь человека есть одна потребность, но на её реализацию он не имеет права, то лучше ему и не браться за это дело. Или вот ещё : Если у человека есть право на произведение какого нибудь действия, но у него совсем нет потребности ег..


Человек 1) Биосоциальное 2) Целеустремленный 3) Умеет мыслить 4) Склонен к творчеству 5) Трудоспособный 6) Саморазвивается.


4 - это наши психофизические способности 5 - отражение окружающего мира с помощью форм познания. ( чувственного и рационального) 6 - чувства - осознанный процесс Эмоции - бессознательный.


По ложным ответом теорема будет правильна.


Общество, я считаю, так как мы растем и развиваемся в этой среде, которая дает нам как и окружающий нас мир понятия о жизни.


Ценности современного общества, увы, в наше время достаточно утрачены в отличии от советского времени, но всё - таки всё равно присутствуют. Под этими эпитетами могут скрываться такие значения как "зарплата", "поездка на Юг" или просто "отдых". Отв..

Читайте также: