В чем различие сатиры и юмора кратко

Обновлено: 05.07.2024

Юмор - это умственная способность индивидуума замечать комичные свойства явления или иного события. Также, это своего рода проявления человека, которые могут привести к смеху и позитивному настроению окружающих людей. Наличие чувства юмора позволяет обладателю находить невероятности и противоречивости в мире окружающем, оценить их и комично донести до людей. Юмор часто связан с комедийными обстоятельствами и абсурдными ситуациями. Юмор в народе использовался издавна. Применялся он в целях осмеивания нелепостей и демонстрировал добродушное поведение в отношении к подобным фактам, вызывая удовольствие, радость и улыбку.

Сатира же является разновидностью осмысления реальности и представляется унизительным высмеиванием, какого - либо факта. Она изобличает пороки жизни общества. Для этого применяются такие средства, как гротеск, сарказм, гипербола, ирония и иные средства. Относится сатира к жанру комедийному. Она не только разоблачает поступки и конфликтные проявления, но и потешается над ними. Сатира является инструментом общественной критики. Нередко объектом сатиры могут стать проблемные моменты общества или системы власти. Комизм в сатире может вызывать отрицание, порицание или наказание. Малыми сатирическими формами являются: фельетон, басня и памфлет. Сатирические приёмы использовались в своих работах многими писателями. Особым даром сатиры отличался Салтыков-Щедрин. Он великолепно использовал обличительные и критические приёмы в своих известных произведениях. Сегодняшняя сатира встречается в публицистике, в театре на сцене, в литературе, на эстраде и в обычной разговорной речи.

Каковы отличительные свойства юмора от сатиры?

Нельзя не заметить, что существует определённая связь между сатирой и юмором. Обнаруживается она в том, что способна творчески отражать комический факт, как категорию оценки, в результате которой, люди представляют его как смехотворное, уродливое и нелепое явление. Выбор юмора или сатиры способствует остроте ситуации или спаду к нему интереса.

И, тем не менее, имеются некоторые отличия между этими приёмами. Так, юмор не обладает оценочным свойством, в то время как сатира дерзко срывает маску с порока и энергично воздействует на вырабатывание сознания общества. Приёмы юмористические основываются на словесной игре и ситуационной абсурдности. В этом жанре широко используются приёмы гротеска и карикатурной обрисовки. Юмор, в конечном счёте, добродушен. А сатира – гневна и анекдотична. Юмор настолько универсален, что используется, практически, повсеместно. А сатира – предпочтительно, в литературе художественной, публицистике и драматургии. Сатира является своего рода элементом осмеивания факта и устремлена против злобных носителей. Она находится в зависимости от социальной актуальности и значимости явления. Может она употребляться, как в пословицах, так и сказках и рассказах. В то же время, юмор – прикольные, весёлые и анекдотичные истории. В сатире место находит негодование и возмущение, она выявляет все позорящие нас и негативные явления. Юмор же мягче и чаще встречается в бытовых ситуациях.

Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость со-ответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внут-реннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно представлять собой на самом деле.

Смех есть форма осознания того, что явление утратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее.

Юмор и вскрывает эту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной. В основе юмористиче-ского образа и лежит известное искажение, преувеличение (например, кари-катура) тех или иных явлений жизни, для того чтобы отчетливее обнаружил-ся алогизм их, т. е. их внутренняя неполноценность.

Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данное явление ока-зывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождение между представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность, во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем оно нам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно бы-ло быть, оно в наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданный переход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашего отношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его, показывая во всех индивидуальных особенно-стях, связывает с эстетическими представлениями и т. д.

Мы наблюдаем в искусстве, и в частности в литературе, особый тип об-раза - юмористический. Основная его особенность состоит в том, что в нем заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка, с которой он подходит к жизни: стремление раскрыть внутреннюю несостоятельность тех или иных явлений в жизни, которые в глазах читателя обладают мнимым соответствием формы и содержания, а на самом деле не имеют его.

В том случае, если недостатки явления уже не дают возможности сим-патизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаем усиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора к сатире.

Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—это шутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве пре-восходства говорящего над тем, к кому он обращается, в ней в известной ме-ре скрыт обидный оттенок.

Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее, связан с более существенными его свойствами, дает основание для презри-тельного по существу к нему отношения.

Еще резче говорит о разоблачаемом явлении сарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом, который вы-зван у художника данным явлением.

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явле-нии, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает сущест-венное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет ре-альные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как от-рицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в ос-новных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедри-на, Гоголя.

Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, всту-пив с ними в борьбу.

С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с осо-бенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.

Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.

Юмор - мягкий и никого не задевает лично. Сатира - жёсткая и целенаправленная,она всегда имеет адрес,по которому стреляет.

О психике говорить сложно. Я не возьмусь ))))

Правда. Ваш вопрос заставил вспомнить известного всем сатирика Задорнова, и вспоминая его монологи, да простит меня Бог, но кажется Я понимаю почему Бог наслал на него эту болезнь. Он много себе позволял, и ставил себя выше всех, это Богу не угодно. А также открыто высмеивал людей всех мастей. В чем-то у него можно поучиться, но не во всем. А юмор настоящий он легкий. Читать далее

Овощное мнение, особенно в части насылания божественных болезней. Это прямо таки клевета и выражение крайнего. Читать дальше

О сообществе

Команда опытных психологов обсуждает интересные темы и отвечает на ваши вопросы. Подписывайтесь, спрашивайте, комментируйте, мы готовы к общению. При необходимости вы всегда можете обратиться со своей проблемой лично к любому из нас.

Юмор это мягкая насмешка над чем-то,над недостатками или особенностями человека,над жизнью.Вобщем юмор -это когда смешно.

Сатира это обличение недостатков,нередко в юмористической форме,но более резко.Вобщем сатира это тоже смешно,но сквозь слезы. )))

Юмор - больно хочется смеяться.

Сатира - хочется смеяться, но больно.

Это в двух словах. Юмор - все смеются над чем то, без последствий для кого то.

Сатира - Все смеются над кем то с последствиями для последнего

И юмор и сатира ставят перед собой одну цель:СМЕЯТЬ. Только задача юмора поСМЕЯТЬся,а задача сатиры выСМЕЯТЬ.В соответствии со своими вкусами каждый сам выбирает,что ему предпочтительней-СМЕХ до слез или СМЕХ сквозь слезы.

Конечно мы иногда путаем такие понятия как юмор и сатира, ведь они между ними есть много общего – оригинальное смешное изложение истории или ситуации.

Но нужно понимать, что между сатирой и юмором все таки есть определенная грань, которая их разделяет.

Юмор, это по большей степени , является мягкой и добродушной формой комических приемов. В качестве примера можно привести те же анекдоты, где ситуации чаще выдуманы или в них подмечены определенные особенности кого-то.

Сатира является более серьезны освещением какой-то проблемы и она высмеивает пороки общества в целом или конкретного человека в частности. Целью сатиры является освещение несовершенства общества, неправильное (извращённое) толкование каких-то общепринятых норм.


Юмор не отличается от сатиры. Сатира - это один из видов юмора. Юмор, это более обширное понятие, а сатира - конкретное. Идея сатиры: высмеивать человеческие недостатки, в основном характера. Либо одного человека, либо группы людей.

Юмор подразумевает достаточно добродушное и мягкое подшучивание на каким-либо явлением, вызывающее искренний весёлый смех или доброжелательную улыбку. А сатира является гораздо более острой и злой формой насмешки, возмущённой и разгневанной, которая при этом значительно преувеличивает имеющиеся недостатки и как правило задевает гораздо сильнее.

Юмор это что то доброе, направленное на неопределенное лицо. "Приезжает муж из командировки. ". А сатира, едкое замечание в адрес конкретных лиц. "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!"("Ревизор" Л.Н.Толстой).Предлагаю продолжить фразу так: "Друг юмора-сатиры сон!"

Есть профессиональные сатирики, пишущие сатирические произведения для эстрады, иногда сами выступают, иногда пишут конкретному артисту.

Пишущие в сатирическом жанре, это люди умеющие обобщать явления нашей с вами жизни, которые касаются практически всех. Особенно, если такие явления создают уродливые гримасы на лице общества.

Это мода, глупость народных избранников, антинародные законы, взаимоотношения людей из различных социальных групп, в семье и т.д.

Темой для сатирика может стать любой момент, любая подробность жизни, на которую он может посмотреть с юмором и показать смешную сторону нам.

Сатира и сатирики нужны людям обязательно, моё мнение. Иногда в жизни заходишь в такой тупик, что хоть волком вой, а посмотришь на этот тупик с юмором и, вроде, свет в конце тоннеля забрезжит.

Другое дело, что качество многих сатирических произведений оставляет желать лучшего.

Эстраду заполонили плоские шутки, сальные анекдоты и низкопробная тарабарщина.

Но иногда встречаются и жемчужины острословия и ума, тогда думаешь, не всё ещё потеряно.

5jh7uVdnA4Bh1xJnz4SbP0HeUZ9Nw.jpg

Первое очевидно отличие - в окончании этих слов и, соответственно, их родах: Понедельник - это суровый мужик, а Пятница - игривая женщина. Конечно, там еще количество и набор букв разные, но это уже мелочи.

Еще эти дни отличаются тем, как к ним относятся в искусстве. В произведении "Робинзон Крузо" Пятница, будучи именем помощника главного героя, играла явно положительную роль. А вот в песне "Видно в понедельник их мама родила" Понедельнику отводится роль явно негативная. И это несмотря на то, что, как мы знаем по кинематографу, именно в пятницу происходят страшные дела! Так что понедельник совершенно незаслуженно считают плохим днем, а пятницу - незаслуженно считают днем хорошим!

Если серьезно, то можно даже увидеть, как в отношении к дням проявляется наше отношение к жизни, и как в этом кроется корень наших бед. Понедельник мы не любим до такой степени, что с ним даже связывают суеверия про то, что нельзя важное дело с понедельника начинать, что в понедельник даже корабли в море не выходят. А пятницу часто называют "развратницей", но исключительно позитивным тоном. Вроде бы мелочь, но тут, как о во многих сказках, проявляется человеческая лень и любовь к развлечениям. А еще сильная нелюбовь к понедельнику показывает, что многие люди вынуждены заниматься работой, которая им не нравится. Когда любишь свою работу - понедельник не превращается в муку.

Именно 3 отличия, их, отличий может быть и больше, и меньше.Ну пусть наберём три отличия.

1)8 марта большинство мужчин просто вымотаны, начиная с начала марта ищущих подарки женщинам на работе и в семье.

2)Большинство женщин 9 марта тоже не совсем праздные, тоже приустали, а вот 24 февраля женщины от устали не падают.Ну чуть-чуть повкуснее ужин мужу приготовят.Да и футболку мужу подарят, да и ладно ( не все, конечно).

3) А вот 24 февраля попроще всё.И у женщин, и у мужчин.Хотя голова у некоторых мужчин может конкретно болеть, но не от поисков подарков, а от принятия на грудь горячих напитков, и иногда в чисто мужской компании. А что, зачем жену напрягать.

Это с точки зрения поведения людей после праздников 23 февраля и 8 марта.

Читайте также: