В чем различие психических функций полушарий мозга человека обж 10 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Психика является свойством живой высокоорганизованной материи – мозга.

Нервная система – центр деятельности организма.

Нервная система, спинной и головной мозг формируются на третьей недели после оплодотворения яйцеклетки. На восьмой недели нервная система начинает функционировать, благодаря чему эмбрион совершает первые движения. Ближе к рождению нервные клетки сформированы, и, начиная с этого момента, они больше не обновляются и не формируются. В головном мозге 100 миллиардов нейронов. Мозг новорожденного весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослых имеет разницу от 900 до 2000 г, при этом большой вес не отвечает за высокий уровень интеллекта.

Нервная система бывает двух типов:

  • центральная (спинной и головной мозг);
  • периферическая (нервы, нервные узлы, которые расположены во внутренних органах. Управляет работой организма, почти не зависит от волевых усилий).

К элементам головного мозга относятся:

  • два полушария (их кора отвечает за речь, мышление, память, принятие решений);
  • мозжечок (отвечает за координацию);
  • ствол мозга (отвечает за процессы физиологии человека: дыхание, ритм сердца и т.д.)

Функции нервной системы:

  • передача информации (за это отвечает периферическая нервная система и ее рецепторы (нервные окончания на коже, глазах и т.д.) и эффекторы (железы и мышцы);
  • интеграция и переработка получаемых сведений, программирование наиболее адекватной реакции (за это отвечает центральная нервная система).

Мозг состоит из двух веществ:

  • серого (сосредоточении нервных клеток);
  • белого (сосредоточение нервных волокон).

Волокна соединяют между собой клетки. В коре мозга на кубический см приходится 1000 км нервных волокон.

Американский профессор из калифорнийского университета заметил, что у мужчин и женщин во время размышления отличаются области взаимодействия частей головного мозга. У мужского населения при данном процессе активно работает серое вещество, у женского населения – белое вещество.

При повреждении или неадекватном функционировании одного из участков нервной системы проявляются специфические нарушения в работе организма и психики. Сильно на психику оказывает влияние характера полноценности и адекватности функционирования мозга и коры. В состав коры головного мозга входят такие зоны как:

  • сенсорная (отвечает за поступление и обработку сведении от органов чувств и нервных окончаний);
  • моторная (отвечает за управление скелетной мускулатурой тела, движения);
  • ассоциативная (отвечает за переработку информации. Зоны располагаются в лобной части. Тесно связаны с речью, мышлением и т.д.)

Развитие рефлексов, мозга и психики

Родившийся ребенок имеет врожденные рефлексы, которые начинают функционировать с семи месяцев внутриутробного развития:

  • сосание;
  • мигание;
  • реагирование на свет и звук.

Далее развитие рефлексов, мозга и психики происходит в течение жизни и зависит от условий. Развитие мозга детей заканчивается в 6 лет. Младенец рождается с маленьким количеством синапсов, которые к 6 года увеличиваются, стабилизируются и не меняются в течение жизни.

Синапс – точки соприкосновения отростков нервных клеток, передача нервных импульсов, сведений.

В 18 лет у человека происходит функциональная зрелость мозга. С 25 лет нервные клетки начинают отмирать. Ежедневно человек теряет десятки тысяч. Сначала этот процесс не опасен, так как в коре головного мозга около 40 миллиардов нервных клеток, и одна из них может заменить 9 погибших. С 45 лет процесс гибели усиливается, т.е. уже каждый день может погибать до 1000 клеток. Это приводит к:

  • снижению скорости восприятия;
  • снижению понимая новой информации;
  • замедлению скорости и точности реакции;
  • нарушениям памяти;
  • ослаблению интеллекта;
  • слабоумию;
  • расстройству движений;
  • эмоциональному и личностному изменению.

Но этот процесс может начаться раньше, так как неблагоприятные условия тоже влияют на ускорение гибели нервных клеток, к деградации психики и интеллекта, к смерти:

  • постоянные стрессы;
  • алкоголь;
  • наркотики;
  • плохая экология.

Для того чтобы нейроны работали полноценно, они поддерживаются глиальными клетками. Их в девять раз больше. В функции глиальных клеток входят:

  • направление питательных веществ из кровеносных сосудов в нейроны;
  • поддержание оптимального баланса ионов в мозге;
  • обезвреживание болезнетворных микробов;
  • влияние на образование синапсов;
  • установление нервных связей;
  • обмен сигналами с нейронами и глиальными клетками.

По некоторым данным, ученые выдвинули гипотезу о том, что, если человек обладает повышенным количеством глиальных клеток, то он является гением.

Мозг человека отличается высокой пластичностью, но при малейшем его повреждении, удалении, меняется личность человека, психика, в худшем случае может привести к летальному исходу. Например, повреждая зону Брока (задняя треть нижней лобной извилины) у человека нарушается речь. Или повреждение пришлось на зону Вернике (задняя треть верхней височной извилины), то больной может говорить, но речь становиться бессодержательной. Если повреждена лобная часть, то нарушается:

  • восприятие реальности;
  • самооценка;
  • интеграция информации восприятия;
  • память с эмоциями и мотивациями;
  • программа, которая была создана для достижения целей.

Сущность асимметрии полушарий мозга

В организме человека нет ничего похожего: глаза разные, руки то же, полушарии мозга не исключение. В данном случае мы говорим не о размерах, а об их активности. У кого-то частичное преобладание левого полушария, у кого-то правого. Левое полушарие отвечает за:

  • информационные и логические функции по обработке сведений;
  • активное управление правой рукой;
  • речь.

Функционирование полушарий меняется под влиянием генетических и социальных факторов.

Асимметрия полушарий – это динамическое образование. В процессе онтогенеза она постепенно нарастает, и становится ярко выраженной в среднем возрасте, а к старости угасает. Если одно полушарие было пораженно, то его функции может частично выполнять другое. Различия в психике человека зависят от того, какое полушарие лучше развито.

Именно полушарии помогают:

  • рассмотреть мир с двух сторон;
  • познавать объекты;
  • создать базу для творчества;
  • использовать словесно-грамматическую логику, интуицию с пространственно-образным подходом и моментальным охватом целого.

Стоит отметить, что осуществление любой функции в норме является результатом работы двух полушарий. Например, субъект попал в аварию. У него произошло обильное кровоизлияние в правое полушарие, из-за чего он его лишается. Но человек потерял не только орган, но и творческие способности. Так художник, музыкант и т.д. перестают творить. Но, если эти творческие люди лишились левого полушария, отвечающего за словесное описание, то они продолжают заниматься любимым делом. Такие лица часто подвержены депрессиям, печали.

Различия психики мужчин и женщин

На основе исследований, ученые выяснили, что женщины имеют высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, ручным манипулированием. Эти параметры характерны для развитого левого полушария. Мужчины же имеют хорошие творческие художественные способности, обладают ориентацией в пространстве. Этому они обязаны правому полушарию.

Вывод

Психическое состояние может меняется из-за гормонов, например, повышенное количество серотонина, вещества, которые передают сигналы от одной клетки мозга в другую, в темно-лобной коре и гиппокампе мозга увеличивают вероятность психических нарушений и развивают склонность к самоубийству.

Ученые пришли к выводу, что мозг не может работать на 100% по разным причинам. Например:

Еще в одном из медицинских кодексов XI–XII веков говорится, что в голове находится два мозга и каждый отвечает за свои функции. К такому выводу люди пришли, связав обескровленный после смерти левый желудочек сердца как вместилища души с левым полушарием мозга. Последнему они приписали контроль над интеллектом как высшей, духовной частью. А левому осталось восприятие, то есть ее низшая часть.

В действительности ни одна из функций мозга не является строго латерализованной (то есть реализуемой за счет только одного полушария), даже очень простая. Например, известно, что мозг контролирует движения конечностей контралатерально: нервные волокна, идущие от левой части тела, в определенный момент перекрещиваются и приходят в правое полушарие, и наоборот.

Однако и это не жесткое правило: до 20% волокон не перекрещиваются и приходят в полушарие той же стороны. Что же касается памяти, внимания, речи и других высших психических функций, их сложная организация не оставляет никакой возможности для того, чтобы за них отвечало одно полушарие. Тем не менее об относительной функциональной асимметрии говорить можно.

Например, в речи больше задействовано левое полушарие, по крайней мере у большинства людей. Это подтверждают и нейровизуализационные исследования, в которых регистрируется мозговая активность, связанная с речью и пониманием, и клинические данные — инсульт в правом полушарии редко становится причиной выраженных речевых расстройств. Тем не менее известно, что в обработку громкости, скорости, ритма речи в большей степени вовлечены височные структуры правого полушария. Также есть данные о том, что человек выбирает тип речевого поведения за счет правых лобных отделов.

Но в природе не бывает все гладко. Случается, что мозг травмируется или в нем развивается злокачественная опухоль. В таком случае всей функциональной системе приходится перестраиваться: вовлеченность отделов меняется, иногда подключаются новые структуры. Если патология развивается медленно или серьезная травма нанесена на ранних этапах развития мозга, то есть ребенку, велик шанс, что произойдет перераспределение обязанностей. И даже если проблема охватит, к примеру, все левое полушарие, вполне вероятно, что заметных нарушений в речи не будет. Функция успеет реорганизоваться.

Давайте рассмотрим функции и особенности полушарий головного мозга — главного регулятора работы всего организма.

Ведь, несмотря на одинаковые размеры полушарий, их функции кардинально противоположны. Эта особенность сказывается на мыслительной деятельности человека.

polushariya-golovnogo-mozga

При этом, нельзя асимметрию рассматривать однозначно: все отделы головного мозга взаимозависимы и взаимосвязаны, что обеспечивает нормальную работу органа.

Это интересно: В головном мозге отсутствуют болевые рецепторы, поэтому, при проведении операций на мозге не используется наркоз. Зато их содержат мозговые оболочки и кровеносные сосуды. Поэтому головная боль возникает не в самом мозге, а в окружающих его тканях.

Немного о головном мозге

Центральная нервная система у человека состоит из спинного и головного мозга, содержащих скопления нейронов и их отростков.

Благодаря главной и специфической функции центральной нервной системы, осуществляются простые и сложные высокодифференцированные отражательные реакции – рефлексы.

Головной мозг является мягкой, губчатой массой, защищенной костями черепа и тремя тоненькими мембранами (оболочками). Он руководит:

  • желаемыми действиями (различными движениями и пр.);
  • автоматическими процессами в организме (дыханием и др.);
  • нашими чувствами (зрением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием); ; ;
  • развитием личностных характеристик.

Мозг – имеет достаточно сложное строение. Остановимся на его трех основных отделах:

  1. Передний мозг является самой большой часть органа. Содержит большие полушария и промежуточный мозг. Именно в больших полушариях анализируются нервные импульсы, которые поступают из органов чувств. Интересно, что для правого полушария характерно управление органами, левой части тела и получение информации из внешней среды слева. Левое полушарие занимается регуляцией органов, расположенных в правой части тела и восприятием информации, приходящей справа.
  2. Мозжечок регулирует мышечный тонус, координацию движений, равновесие тела в пространстве, сохранение положение тела. Также, отдел предназначен для выполнения адаптационно-трофической функции.
  3. Ствол – соединяющее звено между головным и спинным мозгом. Участвует в различных важных рефлексах.

otdely-mozga

Полушария

Полушария головного мозга по своему внешнему виду – зеркальное отражение друг друга, имеют едва различимые отличия.

При этом, к важнейшему психофизиологическому свойству головного мозга человека специалисты относят функциональную межполушарную асимметрию. Это означает, что функциональные структуры полушарий неравнозначны и доминируют в осуществлениях каких-либо функций.

При этом специалисты считают, что между полушариями происходит взаимодополняющее сотрудничество. Каждое из них имеет преимущество только на определенных стадиях какой-либо нервно-психической деятельности, а не полностью функций. Можно говорить не о глобальной, а парциальной латеральности – принятии полушариями различного по характеру и неравного по значимости участия в психических функциях.

Это интересно:Сложными действиями занимаются высшие отдела мозга, которые отличаются асимметрией. Отделы, отвечающие за выполнение простых функций, как правило, симметричные. К ним можно отнести участки, которые отвечают за дыхательную, сердечную и зрительную функции.

10 различий полушарий

Давайте рассмотрим, в чем проявляет латеральность полушарий, их 10 различий.

Характеристика левого полушарияХарактеристика правого полушария
Придает мышлению аналитическую и логическую направленность. Придает мышлению творческую направленность.
Координирует движения правой части тела.Координирует движение левой части тела.
Отвечает за вербальную информацию.Занимается обработкой невербальной информации, выражающейся не словами, а символами и образами.
В отделе происходит формирование наших языковых способностей, умения читать и писать, контроль речевых функций.С его помощью человек мечтает и фантазирует, приобретает способность к сочинению различных историй.
Мы приобретаем способности к запоминанию имен, дат, фактов.Позволяет человеку ориентироваться в пространстве, оценивать свое месторасположение, узнавать людей по внешнему виду.
Здесь происходит анализ всех фактов, чисел, математических символов и манипуляций.Руководит сексуальными желаниями и всем интимным процессом.
Каждое понятие воспринимается буквально.Позволяет воспринимать метафоры, переносное значение сказанного, а также мистические проявления (порой надуманные).
Отдел позволяет ориентироваться во времени и ощущать собственное тело.Информация обрабатывается параллельно. В один и тот же момент разнообразные данные.
Человек способен понимать собственное Я и выделять себя из окружающих.Проблема рассматривается целиком, без применения аналитического мышления.
В этом отделе информация обрабатывается последовательно и поэтапно. Наделяет человека творческими способностями, интуицией.

У левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое.

Также существует такое понятие как Амбидекстрия – одинаковое функциональное развитие двух рук, врожденного или приобретенного характера. Врожденная особенность наблюдается примерно у одного процента жителей планеты.

Какое мышление лучше?

У большинства детей наблюдается доминирование правого полушария. Однако, по мере взросления, творческое мышление ребенка постепенно подавляется воспитанием взрослых. Малышей заставляют читать скучные книги без картинок, над их фантазиями и мечтами смеются или считают нелепыми.

Ведь, если у ребенка доминирует левое полушарие, он будет хорошим и старательным учеником, способным к решению сложных арифметических задач. Считается, что в будущем из него получится успешный человек.

Важно: Если у малыша больше развито правое полушарие, он будет склонен к постоянным мечтаниям, витанию в облаках, сочинению историй. Учителями это, конечно, не поощряется, но ведь это так прекрасно. Воспринимайте ребенка как личность, не убивайте в нем творческое начало.

В современном мире ценятся больше люди с логическим мышлением, что напрасно.

Творческое осмысление проблемы невозможно, используя лишь логический аппарат. Без интуиции никак не обойтись, а ответственность за нее несет как раз правое полушарие. Для левого не составит труда выделение важнейших ключевых моментов, но если этого будет недостаточно, решение вопроса зайдет в тупик. И тогда необходима помощь правой половины мозга, которая займется образованием различных ассоциаций, их перебором, формированием гипотез, идей, даже бредовых, нестандартных и парадоксальных, но часто правильных.

Повреждение полушарий

Учеными выявлено, что повреждение или удаление одного полушария не влечет гибель пациента.

После хирургического вмешательства (гемисферэктомия) восстановительный период продолжается около года, за это время мозг и пациент приспосабливаются к новым условиям жизни. Оставшаяся часть берет на себя функции поврежденной или удаленной.

Важно: Гемисферэктомию – удаление одного полушария мозга проводят при обнаружении злокачественной опухоли на одной стороне органа. Операция не исключается у младенцев при обширном повреждении одного полушария и угрозе нормального функционирования другого.

В некоторых случаях полного восстановления не происходит. Так, при поражении левого полушария у человека может нарушиться:

  • способность к обобщению полученных данных;
  • умение к построению логических цепочек;
  • речевой аппарат (пациент перестает понимать речь или утрачивает способность к разговору);
  • письменный анализатор (человек не понимает написанное, но прекрасно воспринимает устную речь или не может написать что-либо);
  • письмо и речь одновременно;
  • формирование выводов из полученной информации;
  • способность к правильному построению задач.

Также человек может перестать ориентироваться во времени.

Как развить полушария

Для определения, какое полушарие у вас больше развито, существуют различные тесты, которые можно найти в интернете или пройти у психолога.

Так, для развития левого полушария можно:

  • ежедневно решать несколько арифметических и логических задач;
  • разгадывать кроссворды;
  • левшам повысить двигательную активность правой половины тела.

Развитие правого полушария предусматривает:

  • приобщениние к творчеству. Посещайте музеи, галереи, творческие мероприятия;
  • попробуйте рисовать, используя две руки;
  • для правшей рекомендуется все дела выполнять левой рукой;
  • представляйте различные звуки: любимые мелодии, шум дождя и др. Постарайтесь это сделать как можно правдоподоней.

Упражнения должны быть регулярными, их скорость постоянно увеличиваться.

Развивать головной мозг очень важно, ведь это откроет дверь, за которой находится огромный потенциал человека.









Межполушарная асимметрия головного мозга человека

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления. В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Историческая справка: Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Свойства мозговой асимметрии.

Доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

Их удобнее представить в виде таблицы.

Левое

Правое

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Ведущий психолог ЦПиСЗМ Логинов А.Н.

Читайте также: