Как обращался фараон с израильтянами кратко история 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

Фараон, царь Египта, не хотел отпускать евреев из рабства, и весь Египет был наказан 10-ю Казнями. Но и после этого горделивый и жестокий правитель не смирился до конца.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фараон (פרעה)‎ — титул египетских царей. Во второй книге Пятикнижия — книге Шмот (Исход) — повествуется о том, как фараон поработил еврейский народ, безмерно изнурял его и отказался выпустить из Египта. Фараон и египтяне за все свои злодеяния по отношению к евреям были наказаны Десятью казнями Египетскими. Многие еврейские мудрецы видят образ фараона как архетип определенного мировоззрения, противоположного мировоззрению иудаизма. Рамбам пишет о фараоне как о символе дурного начала (ецер а-ра).

Оглавление

Как звали фараона? [↑]

Согласно другой версии, это был Аменофис. С учетом того, что у каждого египетского правителя было пять имен, обозначающих его различные статусы, путаница в именах неизбежна.

Фараон и евреи [↑]

Мидраш рассказывает, что вначале фараон вежливо попросил у евреев об одноразовом добровольном участии в работах в знак благодарности за гостеприимство. Для повышения мотивации за каждый изготовленный кирпич была обещана высокая плата. Кроме того, фараон также присутствовал на стройке, держа в руках орудия труда.

Под вечер фараон приказал подсчитать количество кирпичей, изготовленных каждым евреем, и с этого момента это стало их ежедневной обязательной нормой (Мидраш Агада к Шмот 1:13 и др.).

Поэтому и возмездие должно было прийти к Фараону путем хитрости, мера за меру. Оно включало в себя плату евреям за годы рабского труда, десять казней и конечное наказание — тотальная гибель в Красном море.

Именно таким и был фараон, который со слугами ждал появления Моше и его брата, с тем чтобы уничтожить их: жестокий диктатор, который принимал ванны из крови еврейских младенцев, самодур, который считал себя божеством. Следствием его слепого высокомерия явились необычайные чудеса, потрясшие империю до глубочайших ее основ.

Сердце фараона [↑]

Как мы знаем, фараон и египтяне были наказаны Десятью казнями Египетскими. Как после первых казней сердце фараона ожесточилось и стало твердым, так и после заключительных казней сказано: “И Б-г ожесточил сердце фараона”, “И Я ожесточил его сердце” и так далее. Тора не имеет здесь в виду, что Б-г вмешался в свободу выбора фараона и не дал ему исполнить Свое требование.

Абарбанель объясняет, что причиной ожесточения сердца фараона послужило только то, что казней было много и что они через какое-то время заканчивались, поэтому фараон убеждал себя каждый раз, что это случайность, а не Высший промысел.

“Ожесточение сердца” фараона связывается с Б-жественным деянием лишь потому, что Он, благословенный, насылал на Египет казни, пока из-за них фараон не ожесточил свое сердце.

Перед седьмой казнью градом Творец велит Моше сказать фараону: “На этот раз пошлю кары Мои прямо в сердце твое, и слуг твоих, и твоего народа, чтобы вы узнали — нет во всем мире подобного Мне”.

Слова “прямо в сердце” объясняют нам, что только сейчас, после шести казней, фараон признал свою неправоту: “И фараон призвал Моше и фараона, и сказал им: Виноват я на этот раз! Справедлив Б-г! А я и народ мой неправы” (Шмот, 9:27).

На этот раз фараон не только понял, но и сказал. Сказать правду — это совсем другой уровень осознания. Но фараон признал неправоту слишком поздно. И когда после этого не изменил своего поведения — его участь была решена!

Урок для всех нас состоит здесь в том, что надо учиться просить прощения вовремя и с душой — пока не поздно.

Последняя погоня [↑]

В свое время фараон побудил евреев зайти в ловушку рабства “добровольно”. И Вс-вышний побудил фараона по собственной воле гнаться за евреями и ступить в разверзшееся море.

Согласно предсказаниям, которые фараон получил ранее, Моше должен был погибнуть раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, и Моше не вошел в Землю Израиля). Было также обещано, что Моше будет перед смертью угрожать фараону десятью казнями.

Фараон решил, что он обязан выстоять. Главное — держаться и крепиться, и победа на море будет за ним. Фараон ожидал, что победа его будет в физическом уничтожении рабов. На самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам — и для такой победы надо было попрощаться с евреями и повернуть домой.

Мидраш к главе Бешалах рассказывает: Фараон призвал египтян собрать войско и устремиться в погоню за евреями. Но население Египта не согласилось с планом фараона: недавние потери были еще слишком свежи в памяти. Поэтому фараон использовал все средства убеждения и разные ухищрения, чтобы заставить египтян согласиться. “Знайте, — сказал он им, — хотя по обычаю царей, чтобы защитить себя, я должен быть позади армии, в этой битве я буду скакать во главе!”

“Почему же ты будешь вести себя столь необычно?” — спросили фараона.

“Потому что эта война не против евреев, — ответил фараон. — Она против Самого их Б-га! Поэтому я буду во главе битвы!”

Фараон также обещал: “Я не буду требовать для себя большую часть добычи, как это заведено у царей. Я поровну разделю между вами добычу. Кроме того, я вознагражу вас, открыв свои сокровищницы. Я буду раздавать вам золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни!”

Ни одному из слуг фараон не доверил запрячь свою колесницу. Он сделал это сам и воскликнул: “Это битва против Царя Царей. Поэтому мне следует запрячь колесницу самому”.

И сказал Ашем: “Я удостою тебя не меньшей чести! Я покараю тебя не через посланца, Я сам совершу наказание!”

Фараон выбрал шестьсот самых лучших колесниц, которые были в земле египетской. Кроме того, он взял и другие колесницы и назначил возниц.

Сам фараон решил уничтожить весь народ, заявив: “В прошлом я приказал, чтобы убивали лишь еврейских мальчиков, но теперь мы уничтожим их всех!”

Конец фараона [↑]

Что случилось с самим фараоном — точно не известно. Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Вс-вышнего.

Мидраш Пиркей де раби Элиезер указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Ашема, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и тот бежал в Нинве, где стал царем. Именно к нему был направлен пророк Йона, и он прислушался к посланию пророка.

Фараон в каждом из нас [↑]

Тора рассказывает, что фараон заставлял евреев строить из некого материала — хомер. На духовном уровне это символизирует, что Фараон насаждал материализм: “хомер” на иврите — не только “материал”, но и “материя”. Когда мы материальное ставим выше духовного, в нас просыпается Фараон.

Фараон, который был представителем философии “моя сила и крепость моей руки”, продолжает властвовать над людьми. Наша задача — освободиться от оков фараонова мышления. И в более широком смысле — освободиться от дурного начала (ецер а-ра), который, как учит Рамбам, символизирует фараон.

Сила у дурного начала такова, что она отталкивает знания человека, разделяет его мозг и сердце. Злое начало диктует фараону не думать о том, что Вс-вышний — единственный правитель в мире, и вести себя так, будто он сам управляет всем. Следствие этого — не отпускать еврейский народ. Злое начало нашептывает фараону проигнорировать предупреждение о том, что вот-вот начнется самая страшная, десятая казнь, во время которой будет убит и его сын-первенец, — и пойти спать. После того, как фараон уже отослал народ, под влиянием злого начала он запряг свою колесницу и вышел в погоню за ним, чтобы вернуть, спеша к своей гибели.

В каждом из нас гнездится маленький “фараон” и пытается уловить нас в свои сети, установить перегородку между знаниями и делами. Мы вышли из Египта, но от фараона мы продолжаем освобождаться каждый день заново.

У каждого есть свой ецер а-ра, который обладает нашей индивидуальностью, то есть отличается от ецерим всех прочих людей. Но общее между ними всеми — фараон. Потому нам он и интересен, что, изучая его, мы изучаем свой ецер, а значит, в какой-то степени, — себя.

Злое начало хочет ввести человека в грех во всех 365 запретительных и 248 исполнительных заповедях. И хотя мы несовершенны, все-таки исполняем много заповедей и не совершаем многие грехи. И в этих областях мы вышли из-под власти фараона! Вместе с тем, нельзя быть безмятежным, думать, что у нас есть иммунитет от нападения дурного начала. Ведь даже после того как фараон сам отослал сыновей Израиля, он собрал свое войско, и начал их преследовать — чтобы научить нас, что фараон (ецер а-ра) не отчаивается.

Израильтяне жили в восточной египетской области Гошен, орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране. Однако постепенно многие из них привыкли к оседлой жизни, стали жить в домах вместо шатров, заниматься земледелием и ремеслами.

Затем шли колеса: Симоново, Левиино, Иудино, Исахарово, Зевулоново, Даново, Ашерово, Гадово, Нафталиново и Вениаминово. Каждое из этих колен имело своих старейшин и начальников, но верховного начальника над всеми не было. Тем не менее связь родственных колен между собою не прерывалась. Их соединяли одинаковые религиозные верования и воспоминания о происхождении от общих предков — Авраама, Исаака и Якова-Израиля.

Израильтяне не смешивались с египтянами; но быт и нравы египтян все-таки оказывали на них большое влияние. Египтяне являлись в древнейшее время самым образованным народом в мире. У них были многолюдные и богатые города, роскошные храмы ДЛЯ поклонения богам, жрецы, знакомые с науками, воины, совершавшие дальние походы. Египетские цари, или фараоны, воздвигали, руками тысяч рабов, громадные дворцы, пирамиды и гробницы. Египтянам уже тогда известны были многие искусства, такие как строительное дело, орошение полей, умение писать. Израильтяне усвоили от них некоторые полезные искусства и ремесла; иные даже подражали египетским обычаям и порядкам. Но полного сближения между этими двумя народами не было и не могло быть; напротив, между ними существовала постоянная вражда. Египетская религия, с ее грубым поклонением идолам в образе животных, внушала отвращение тем израильтянам, которые сохранили веру в единого Бога. Египтяне же с презрением смотрели на чуждое им еврейское племя, отличавшееся от них своим образом жизни и религией.

Чем более размножались израильтяне, тем враждебнее относились к ним египтяне.

Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4 Высадка в Египте 1249 год

Глава 4 Высадка в Египте 1249 год В самом начале марта по приказу короля всем судам королевской флотилии, всем сеньорам и другим крестоносцам был разослан приказ грузить на борт свежие запасы вина и другой провизии и быть готовыми по слову короля сниматься с места. Как

Глава пятьдесят четвертая Ассирийцы в Египте

Глава пятьдесят четвертая Ассирийцы в Египте Между 681 и 653 годами до н. э. Фригия падает к ногам варваров, а ассирийцы заново отстраивают Вавилон и теряют ЕгипетСо смертью Синаххериба в храме Набу, в Ассирии разверзлись двери ада.Два претендента сбежали согласно записям,

Глава 8. Иисус в Египте

Глава 8. Иисус в Египте Никто не знает, где именно жил Иисус с отрочества и до того момента, как он появился в Галилее, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя. Апостол Лука говорит, что Иисус крестился в пятнадцатый год правления императора Тиберия — это 28 или 29 год

Глава 30. ИНЖЕНЕР В ЕГИПТЕ

Глава 30. ИНЖЕНЕР В ЕГИПТЕ Древние египтяне владели умениями изготовления орудий труда, сравнимыми с навыками космического века?За последние три года артефакты, превратившиеся в символы исследований древнего Египта, создали новую ауру. Есть различные предположения о

Часть первая ИЗРАИЛЬТЯНЕ

Часть первая ИЗРАИЛЬТЯНЕ Евреи – самый упорный народ в истории. Доказательство тому – судьба Хеврона. Он находится в двадцати милях к югу от Иерусалима на холмах Иудеи, на высоте примерно километра над уровнем моря. Там, в пещере Махпела, находятся могилы Патриархов.

Глава 3 Израильтяне в пустыне

Глава 3 Израильтяне в пустыне 25. От Красного моря до Синая Моисей повел израильтян от Красного моря в пустыню Шур. Путники сильно страдали в песчаной пустыне от недостатка воды. В одном месте они нашли воду, но ее нельзя было пить, ибо она была горька. Народ стал роптать на

Глава 7 Израильтяне

Глава 7 Израильтяне Революция ценностей 102-й псалом возносит хвалу Господу в следующих выражениях: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты

Глава 3. КЛЕОПАТРА И ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ

Глава 3. КЛЕОПАТРА И ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ Через четыре дня после убийства Помпея Цезарь прибыл в Александрийский порт с десятью кораблями и войском, состоявшим из 3200 пехотинцев и 800 всадников. Его встретила депутация во главе с ритором и философом Теодотом, который занимал

Глава 14. ПОБЕДИТЕЛЬ В ЕГИПТЕ

Глава 14. ПОБЕДИТЕЛЬ В ЕГИПТЕ Октавиан заявил о себе в Александрии еще до самоубийства Клеопатры. Явившись в гимнасий, где Антоний в свое время совершал церемонию Александрийских пожалований, Октавиан обратился к народу с речью. Он сказал, что желает быть терпимым,

Израильтяне и Великая пирамида

Израильтяне и Великая пирамида Существует достаточно популярное предание, будто Великую пирамиду построили израильтяне, или, точнее, протоизраильтяне, томившиеся в рабстве в Египте. На самом деле не сохранилось никаких надежных свидетельств в пользу этой гипотезы, и

Глава III В Египте

8. На север или на юг шли богоборцы = израильтяне из Египта в Страну Обетованную?

8. На север или на юг шли богоборцы = израильтяне из Египта в Страну Обетованную? Зададимся вопросом: в каком направлении шли богоборцы = израильтяне из Египта к земле обетованной? Согласно скалигеровской истории, они вышли из африканского Египта и продвигались в

Согласно Библии потомки Авраама поселились в Египте, где жили довольно хорошо. Однако египтяне стали их опасаться и решили подчинить себе евреев жестокостью — отправили на тяжёлые работы. Затем фараон и вовсе приказал убивать всех мальчиков. Тогда одна женщина положила сына в корзину и пустила её по Нилу. Корзинку нашла дочь фараона и усыновила мальчика, дав ему имя Моисей .

Moses_-_Alta-Tadema.jpg

Бог выбрал Моисея, чтобы тот освободил евреев из египетского плена. Фараон отказался их отпускать, за что Бог наслал на его земли Десять казней египетских , среди которых были нашествие жаб, кровососущих насекомых и саранчи. После этого фараон дал своё согласие, и евреи покинули Египет. Однако затем он передумал и решил нагнать их. Бог раздвинул воды Красного моря , и евреи прошли по его дну, после чего воды сомкнулись, затопив фараона с его армией.

Aivazovsky_Passage_of_the_Jews_through_the_Red_Sea.jpg

Так совершился Великий Исход . После этого евреи пришли к горе Синай , где Моисей получил от Господа скрижали — каменные доски, на которых были записаны \(10\) заповедей , то есть основных правил жизни человека.

Моисей водил евреев по пустыне \(40\) лет, чтобы не осталось больше людей, рождённых в рабстве, после чего они осели на Земле Обетованной , то есть обещанной для евреев стране, Израиле .

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил .

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд.

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может.

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с.

-Сообщества

-Статистика

19. Жизнь в Египте. Много лет прошло с тех пор, как род патриарха Якова, или Израиля, переселился из Ханаана в соседний Египет. Этот еврейский народ, состоящий сначала из десятка или двух десятков семейств, с течением времени размножился и превратился в многочисленное племя. Люди этого племени стали называться "сынами Израиля" или израильтянами (Бен-Израиль), в отличие от прочих родственных племен, которые вели свое происхождение от Авраама и Исаака, но не от Якова, или Израиля.

Израильтяне жили в восточной египетской области Гошен, орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране. Однако постепенно многие из них привыкли к оседлой жизни, стали жить в домах вместо шатров, заниматься земледелием и ремеслами. Израильтяне все более размножались. При переселении в Египет в семьях двенадцати сыновей Якова было, по преданию, около семидесяти человек. Эти семьи с течением времен разрослись в роды или "колена", насчитывавшие своих людей тысячами. Каждое колено называлось по имени того из сыновей Якова, от которого оно произошло. Старшим было колено Рунимово, занимавшееся пастушеством и в Египте. Наиболее многочисленным было колено Иосифово, которое распадалось на два рода: Эфраимов и Менашиин (по именам двух сыновей Иосифа). Затем шли колеса: Симоново, Левиино, Иудино, Исахарово, Зевулоново, Даново, Ашерово, Гадово, Нафталиново и Вениаминово. Каждое из этих колен имело своих старейшин и начальников, но верховного начальника над всеми не было. Тем не менее связь родственных колен между собою не прерывалась. Их соединяли одинаковые религиозные верования и воспоминания о происхождении от общих предков - Авраама, Исаака и Якова-Израиля.

Израильтяне не смешивались с египтянами; но быт и нравы египтян все-таки оказывали на них большое влияние. Египтяне являлись в древнейшее время самым образованным народом в мире. У них были многолюдные и богатые города, роскошные храмы ДЛЯ поклонения богам, жрецы, знакомые с науками, воины, совершавшие дальние походы. Египетские цари, или фараоны, воздвигали, руками тысяч рабов, громадные дворцы, пирамиды и гробницы. Египтянам уже тогда известны были многие искусства, такие как строительное дело, орошение полей, умение писать. Израильтяне усвоили от них некоторые полезные искусства и ремесла; иные даже подражали египетским обычаям и порядкам. Но полного сближения между этими двумя народами не было и не могло быть; напротив, между ними существовала постоянная вражда. Египетская религия, с ее грубым поклонением идолам в образе животных, внушала отвращение тем израильтянам, которые сохранили веру в единого Бога. Египтяне же с презрением смотрели на чуждое им еврейское племя, отличавшееся от них своим образом жизни и религией. Чем более размножались израильтяне, тем враждебнее относились к ним египтяне. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами.

20. Египетское рабство. Рождение Моисея. Спустя долгое время после смерти Иосифа, в Египте появился новый царь, или Фараон, который не любил евреев. Он сказал своему народу: "Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами". Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны стали принуждать израильтян к тяжким работам в пользу государства. Их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ. Таким образом были выстроены для Фараона два города: Питом и Рамсес. Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться, к великой досаде египтян. Тогда египетский царь отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у одного человека из колена Левиина, Амрама, родился сын. Мать три месяца прятала новорожденного, чтобы египтяне не смогли его найти и утопить; но, наконец, нельзя уже было дольше скрывать его. Тогда мать взяла корзину, положила туда младенца и спрятала ее в густых тростниках на берегу реки (Нила). Сестра младенца, Мириам, остановилась вдали, чтобы наблюдать, что с ним будет. В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела се открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сжалилась над малюткой и сказала: это, должно быть, из еврейских детей. Тут подошла к царской дочери стоявшая в отдалении Мириам и спросила: не сходить ли мне, чтобы позвать какую-либо кормилицу из евреек? Получив позволение, она пошла и скоро привела свою мать. Дочь Фараона сказала пришедшей женщине: возьми этого младенца и вскорми его для меня, а я дам тебе плату. Мать с радостью взяла младенца и стала его кормить. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына. Ему дали имя Моисей (Моше), что значит: "вынутый из воды".

21. Юность Моисея и его бегство в пустыню. Хотя Моисей рос свободно, под покровительством царской семьи, он все-таки не забывал о рабстве и страданиях своих единоплеменников. С чувством горечи и возмущения видел он, как его братьев порабощают, принуждают к тяжелым работам и оскорбляют на каждом шагу. Однажды юный Моисей вышел посмотреть на работы израильтян и увидел, что египтянин бьет одного из рабочих. Это возмутило Моисея. Видя, что никого кругом нет, он убил обидчика-египтянина и зарыл его труп в песке. Но вскоре Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Тогда Моисей убежал из Египта в пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном.

В пустыне Моисей дошел до того места, где кочевало пастушеское, родственное евреям, племя мидианитов. Тут остановился он у одного колодца и увидел, как туда подошли семь девушек-пастушек и стали наполнять водою корыта, чтобы напоить своих овец. То были дочери мидианского жреца Иитро (Иофор). Не успели девушки сделать свою работу, как прибежали пастухи и отогнали их от колодца. Моисей поспешил на помощь к обиженным пастушкам и напоил их овец. Девушки вернулись допой и рассказали отцу, что какой-то странник из Египта защитил их сегодня от грубых пастухов. Мидианский жрец пригласил Моисея в с свой дом и скоро подружился с ним. Моисею понравилось жить среди этих простых людей. Он женился на дочери Иитро, Ципоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Однако и тут не переставал он думать о рабстве своих братьев в Египте и о том, как освободить их.

Однажды Моисей пас стадо своего тестя и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен пламенем и горел, но все-таки не сгорал. И услышал он голос из огня: "Не подходи сюда; сними обувь твою с ног, ибо ты стоишь на священном месте. Я - Бог отца твоего. Бог Авраама, Исаака и Якова. Я увидел страдания моего народа в Египте и услышал стоны его, и вот Я хочу избавить его от неволи египетской и ввести его в землю хорошую и обширную, где текут молоко и мед, в землю Ханаанскую. А теперь иди: Я пошлю тебя к Фараону, и ты выведешь Мой народ из Египта". Моисей с трепетом и благоговением слушал эти слова, а затем робко возразил: "Что я значу, чтобы идти к Фараону и освободить израильтян? А если я приду к израильтянам и скажу им, что Бог отцов наших послал меня, они, ведь, спросят: как имя Ему? Что же я отвечу им?" Бог сказал: "Я - тот, который был и будет (вечно сущий). Скажи сынам Израиля: Иегова (Вечный, Сущий), Бог наших предков, послал меня к вам. Собери старейшин израильских и возвести им, что Я освобожу свой народ от египетского рабства; царю же египетскому скажи, что еврейский Бог требует, чтобы он отпустил израильтян в пустыню для служения своему Богу". Моисей снова робко заметил, что он не речист и что ему трудно будет объясняться с Фараоном. Но Бог обещал Моисею свою помощь и повелел ему действовать вместе с Ароном, его старшим братом. Взволнованный всем услышанным, Моисей возвратился в дом своего тестя, забрал свою жену и детей и отправился из селений мидианских обратно в Египет.

22. Борьба Моисея за освобождение . Моисей встретился со своим братом Ароном в пути, и оба они принялись за дело освобождения своего народа. Прибыв в Египет, они передали израильтянам весть о скором избавлении от рабства. Невольники, изнуренные тяжкими работами, сильно обрадовались. Затем Моисей и Арон явились к Фараону и объявили ему волю еврейского Бога Иеговы, чтобы он отпустил израильтян в пустыню для служения этому Богу. Но Фараон гневно отвечал: "Кто такой Иегова, чтобы я слушал его? Не знаю я Иеговы и израильтян не отпущу. Зачем вы, Моисей и Арон, отвлекаете народ от работы? Ступайте на свою работу!". После этого Фараон приказал египетским начальникам, чтобы они задавали израильтянам еще более тяжелые работы. Раньше рабочим давали готовую солому, которую они смешивали с глиною для выделки кирпича. Теперь же их заставляли собирать на полях солому и требовали, чтобы они ежедневно изготовляли такое же количество кирпичей, как прежде. Для наблюдения за работами египетские надзиратели брали себе в помощь надсмотрщиков из среды самих израильтян. И когда рабочие не успевали делать требуемого количества кирпичей, то египтяне били поставленных над ними израильских надсмотрщиков. Встретив Моисея и Арона, эти надсмотрщики упрекали, их в том, что своим вмешательством они возбудили гнев Фараона и еще более ухудшили положение израильтян.

Тогда Моисей по внушению Бога решил устрашить жестокого египетского царя. Нужно было доказать язычнику Фараону, что Бог израильский всемогущ, что Он может освободить Свой народ от рабства чудесным путем и жестоко покарать поработителей. И вот Моисеи объявил Фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные "казни" (несчастия, бедствия). Царь не послушался - и угрозы посланника Божия сбылись. Сначала вся вода в реке (Нил) стала красная, как кровь, и египтяне не могли ее пить; рыба в реке вымерла, и воздух от этого сильно испортился. Через некоторое время во всей стране, на суше и в воде, появились в огромном количестве лягушки; они завелись и в домах и не давали людям жить. Фараон испугался, призвал Моисея и Арона и сказал: "Молите Бога, чтобы Он удалил лягушек от меня и народа моего, тогда я отпущу израильтян". Но когда просьба эта была исполнена и лягушки исчезли, Фараон снова не захотел отпустить израильтян на волю. Тогда Бог послал на Египет новую казнь: вся страна покрылась мелкими насекомыми, которые кусали людей и животных. Жрецы сказали Фараону: тут видна рука Бога. Но царь все-таки упорствовал. Вслед за тем в стране появилась прожорливая саранча, истребившая все посевы на полях; открылась чума, от которой падал скот; пошел сильный град, который поломал деревья и побил множество скота и людей; египтян постигла проказа, от которой кожа их покрылась язвами и нарывами; наконец, в земле египетской настала такая густая тьма, что три дня люди не видели друг друга и не вставали со своих мест.

По преданию, все эти несчастья чудесным образом постигали только египтян, а не израильтян. После каждой казни, устрашенный Фараон призывал Моисея и просил его молить Бога об удалении беды, обещая отпустить израильских рабов. Но как только беда проходила, царь отказывался исполнять обещания. После девятой казни - трехдневной тьмы, царь уже согласился отпустить израильтян в пустыню, но требовал, чтобы стада их остались в Египте. Моисей гордо отвечал ему: скоро ты нас всех отпустишь и даже сам дашь нам скот для жертвоприношения нашему Богу. И действительно, когда Бог послал на Египет десятую, и последнюю, казнь, от которой умерли все первенцы (старшие сыновья) египтян, в том числе и первенец Фараона, - тогда жестокое сердце царя смягчилось. Он в полночь призвал Моисея и Арона и умолял их поскорее увести израильтян из Египта. Египтяне торопили евреев, говоря: уходите, а то мы все помрем! Таким образом израильтяне, после долгого рабства, сразу получили свободу.

23. Исход из Египта. Израильтяне поспешно собрались в путь. В одно весеннее утро, в 15-й день месяца Нисана, из Египта вышли все израильтяне, в количестве шестисот тысяч человек. К ним присоединилась и толпа "разноплеменных людей". Моисей шел во главе освобожденных. Израильтяне так поспешно вышли из Египта, что даже не успели испечь себе хлеба на дорогу; они взяли свое тесто, которое еще не успело скиснуть, и спекли наскоро пресные лепешки В память этого установился потом у евреев обычай - в течение семидневного праздника Пасхи употреблять в пищу, вместо обыкновенного квашеного хлеба, пресные лепешки ("маца", "мацот").

Выступив из пределов Египта, израильтяне направились к пустыне, лежавшей на пути в Ханаан. Несколько дней и ночей шли они по пустыне. Предание рассказывает, что днем впереди путников двигался столб облачный, указывавший им дорогу, а ночью им освещал путь столб огненный. Если бы они дальше шли по этому пути, то скоро бы достигли границ родной земли; но Моисей не решился идти прямым путем, боясь, чтобы жители южной окраины Ханаана не выступили сразу с оружием против израильтян, еще не подготовленных к войне. Поэтому вождь израильский повернул назад и остановился с народом близ пролива Красного моря, на границе Египта, где стоял храм египетского идола Баал-Цефона (Тифона), божества пустыни.

Между тем египтяне успели похоронить своих первенцев, умерших во время чумы, и раскаялись в том, что отпустили своих рабов-израильтян. Фараон узнал, что израильтяне повернули к морю и подумал, что они блуждают и что бог Тифон преградил им дорогу в пустыне. И вот царь египетский взял многочисленное войско, с копьями и боевыми колесницами, и погнался за израильтянами, чтобы заставить ИХ возвратиться в Египет. Египтяне настигли израильтян у морского пролива. Израильтяне, увидев неприятельское войско, испугались, а многие из них стали роптать на Моисея, говоря: "Зачем ты нас вывел из Египта? Разве там нет могил, что ты нас взял сюда, чтобы погубить в пустыне?". Но Моисей ободрил малодушных. "Не бойтесь, - говорил он. - Вы сегодня же увидите чудесную помощь Божью. Ныне вы в последний раз видите егитпян!". И действительно, в природе совершилось чтото необыкновенное. Сильный восточный ветер отогнал в сторону воду в узком проливе Красного моря, так что дно пролива в одном месте почти обнажилось. Израильтяне быстро прошли по этому дну, как по суше. Когда же египтяне бросились за ними туда, то вода снова хлынула сбоку в свое прежнее ложе и мгновенно затопила все египетское войско с его колесницами и конями.

Велика была радость израильтян, когда они окончательно избавились от своих врагов. На берегу Красного моря освобожденный народ цел песни победы, прославляя Бога и его посланника Моисея. Сестра Моисея, Мириам, взяла тимпан в руки и запела песню, а за нею вышли женщины с тимпанами, пели и плясали. Песня начиналась словами: "Пойте Иегове, ибо Он возвеличился: коня со всадником Он бросил в море!" Народ ликовал при мысли, что он освободился от многолетнего рабства и идет в землю своих предков - в Ханаан.

24. Исторические выводы. Израильтяне прожили в Египте, по библейскому преданию, 430 лет. Научные исследования по истории Востока еще не установили в точности, когда именно израильтяне поселились в Египте и когда совершился исход их из этой страны. Однако эти исследования дают возможность установить в общих чертах связь между историей еврейского народа и историей Египта в ту отдаленную эпоху.

Из построенных израильтянами в Египте двух городов, Питома и Рамзеса, второй носит имя фараонов 19-й династии, Рамзесов I и II. При фараоне Рамзесе II (ок. 1300 года), прославившемся своими великими завоеваниями и постройками, израильтяне испытывали всю горечь египетского рабства. Только при его преемнике Менефте I, когда могущество Египта стало падать вследствие возмущения рабов внутри страны и набегов кочевых племен из пустыни, - порабощенные израильтяне могли избавиться от своих угнетателей. Они окончательно покинули Египет и ушли и соседние пустыни, где кочевали родственные им семитские племена. Таким образом, исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до христианской эры, т. е. около 3250 лет до нашего времени.

Героем освобождения израильского народа является величайший из его сынов - Моисей. Он принадлежит к жреческому роду Леви, который, по-видимому, ближе стоял к египтянам, чем прочие израильские роды. Порабощение израильтян пробуждает в Моисее чувство религиозного и национального возмущения. Он покидает страну рабства и долго живет в соседней пустыне, близ горы Синай, идя Хорива. Здесь обитали родственные евреям кениты, отрасль племени мидианитов. Моисей женится на дочери жреца этого племени. Есть предположение, что кениты по своим верованиям: стояли близко к израильскому единобожию, почитали Иегову как своего племенного Бога к служили Ему на "священной горе" Синае. Таким образом, Моисей в лице кенитов приобрел себе союзников в примыкавшей к Египту пустыне. Ободренный этим, он возвращается в Египет, поднимает дух своего порабощенного народа и, пользуясь временною слабостью египетского правительства, выводит своих соплеменников из Египта в пустыню. Освобожденные рабы направляются к кочевьям дружественного им племени кенитов, где среди пустыни возвышалась священная гора Синай.

Всем известна история о том, как Моисей водил 40 лет свой народ, чтобы привести их в землю обетованную? Порабощенные Египтом евреи были готовы и 100 лет бродить в пустыне, лишь бы сбросить ненавистное ярмо.

Но почему египтяне так обошлись с целым народом?

Египтяне хоть и не отличались большой терпимостью к покоренным народам, но все же не обладали манией к порабощению и уничтожению. Военные походы египтян заключались в получении добычи и установлении дани над покоренными государствами. Завоевательной политикой египетские фараоны почти не страдали. Как же вышло, что бедный народ оказался в таком удручающем положении? Вся библейская мифология говорит нам об ужасных египтянах, на которых была призвана кара еврейского божества, дабы фараон отпустил несчастных к себе в родную землю. Где они, естественно, создадут свое государство.

Но как-то все не очень вяжется, во-первых, археологами не установлено, а точнее установлено, что никакого нового пришлого народа израильтян не поступало в указанные периоды в Ханаан. Являясь автохтонным населением своей области, израильтяне или западные семиты, никуда не уходили из своих земель и, тем более, не возвращались. Если и был исход из Египта, то он касался не целого народа, как описано в Библии, а только проживающей в Египте группы евреев. Но как они туда попали?

Племенной союз составили в основной массе амореи, также к союзу присоединились хетты и хурриты. Образовавшись на территории современной Сирии, гиксосы явно имели цели в Египте, потому что их удар был направлен именно на египетские земли, где они позже и осели.

Факт, что египетская армия на момент вторжения гиксосов не имела полноценных доспехов, использовала довольно простую конструкцию лука (что сказывалось на убойной силе оружия) и не знала лошадей. Кавалерия и, тем более, знаменитая египетская боевая колесница появилась как раз под влиянием гиксосов. Переняв опыт, египтяне модернизировали армию, но это было потом. А пока, гиксосы захватили почти весь Нижний Египет (на карте территория Нижнего Египта - это то, что наверху, следовательно, Верхний Египет находился южнее).

Гиксосы все-таки не смогли добиться полного контроля над всей территорией Египта. Развить успех такой блистательной атаки не получилось, египтяне быстро привыкли к лошадям, сумев научиться с ними обращаться. Доспехи, которые так мешали египтянам побеждать с самого начала, теперь казались не такими непробиваемыми, слабую точку можно было найти.

Имея все это и модернизированную армию, фараоны XVII династии начинают борьбу против захватчиков, которая увенчалась успехом, при Яхмосе I фараоне XVII династии.

Историю можно записать так, как тебе будет выгодно

Логика, в принципе, понятная, но мощное сопротивление правителей Верхнего Египта привело гиксоский план к провалу. Они ушли, а евреи остались. По каким причинам, не понятно. Возможно, думали, что они как бы ни при чем, ведь не они покоряли Египет. Но не провести параллель между амореями и евреями египтяне не могли: язык звучит похожий, обряды похожи, одежда та же. Потому не удивительно, что египтяне не очень дружелюбно отнеслись к пришлым чужакам, которые решили остаться.

Но египтяне все это расценивали немного по-другому, ушел народ, который когда-то ворвался к ним в дом на острее меча, который выгнал хозяев дома и сам начал в нем жить. Вряд ли и вы бы отнеслись к таким ребятам дружелюбно.

Читайте также: