В чем различие между главными и второстепенными чл предложения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Главные члены предложения составляют его основу, т. е. содержат его основную мысль. А второстепенные члены передают эту основную мысль в более развернутом виде, дополняют ее.

Предикативная основа предложения формируется группой главных членов – общностью подлежащего и сказуемого для двусоставного предложения (ДСП) или одним независимым главным членом для односоставного предложения (ОСП) . Предложение, имеющее в своем составе только предикативную основу, называется нераспространенным, к примеру: Похолодало (ОСП) , Грачи прилетели (ДСП) , Жизнь стала налаживаться (ДСП) , Маша стала студенткой (ДСП) . Вне непосредственной связи с нашей темой отметим, что в таких предложениях нет ни одного словосочетания, хотя синтаксическая связь наличествует – группа подлежащего и сказуемого не рассматривается как словосочетание, это связь двух взаимозависимых компонентов, выделить среди них главное и зависимое слово нельзя.

Но при этом подлежащее и сказуемое могут стать опорными словами для присоединения к ним зависимых слов, к которым, в свою очередь, будут присоединяться зависимые словоформы. Таким образом предложение становится распространенным, наполняется второстепенными членами предложения. Уже по данному выше объяснению ставится понятно, что по отношению к формированию структуры предложения эти второстепенные члены можно будет разделить на два типа:

• Распространяющие собственно грамматическую (предикативную) основу предложения, их иногда называют приосновными, мы будем говорить о них как о второстепенных членах "первой" степени: Катя стала лучшей ученицей. Во вторник потеплеет. Жизнь нас примирила.

• Распространяющие имеющиеся приосновные второстепенные члены, то есть второстепенные члены "второй" степени: В следующий вторник потеплеет. Катя стала лучшей в школе ученицей.

Эта классификация второстепенных членов традиционно не излагается в пособиях для старшеклассников и поступающих в вузы, так как предполагается, что она воспринята на эмпирическом уровне и хорошо применяется всеми без исключения. Именно так построено обучение "расширяющемуся" предложению с букваря до первых учебников уже по "русскому языку". Детей учат угадывать "главные" члены, а потом задавать от них вопросы к "зависимым". Логика порядка вопросов должна сохраняться у любого, кто хочет выделить члены предложения, но почему-то именно такая логика "страдает" чаще всего. Скажем, в последнем приведенном нами примере (Катя стала лучшей в школе ученицей) самой частотной ошибкой будет не неверное определение типов второстепенных членов (лучшей, в школе) , а ошибочное отнесение слова "ученицей" к второстепенным членам!

Почему возникают ошибки при определении членов распростаненного предложения? Ответ прост: ошибочен порядок постановки вопросов для определения членов предложения. Выученный в первом классе, он кажется опытным старшеклассникам "утратившим срок действия", в результате они пытаются изменить его произвольно и ставят вопросы по порядку включения слов в предложение: Катя (что сделала? ) стала (лучшей в школе) (*кем? ) ученицей. Механизм ошибки прост и, к сожалению, объясним принципом подхода к изучению второстепенных членов (далее ВЧП) . Школьные учебники уделяют больше внимания не принципам выявления ВЧП, а принципам отнесения ВЧП к разряду по значению (имеются в виду определения, дополнения и обстоятельства) , а для определения разряда учат ставить вопросы, не говоря о разнице и в постановке самих вопросов.

В результате формируется следующий подход к распространенному предложению: "*каждое его слово отвечает на определенный вопрос (список тех, которые надо задавать, есть) ; задав к слову вопрос из этой группы, я определю член предложения". Ошибочное разделение при таком подходе составного именного сказуемого мы показали выше. Еще одной типичной ошибкой становится такая: В течение (чего? ) недели мы жили (на чем? ) на плоту. Обстоятельства времени и места ошибочно классифицируются как дополнения имеено потому, что неверно задан вопрос.

Получается, что работа с распространенным предложением становится именно тем этапом, на котором внимание к организации предложения заменяется схемой разбора. Поэтому и школьников, и учителей пр

Главные члены предложения несут основную смысловую нагрузку, в то время как второстепенные члены предложения лишь уточняют их. Так, подлежащие обозначает предмет или субъект, который выполняет действие или к которому применяется действие действие, а потому является главным членом предложения. Сказуемое также является главным членом предложения, поскольку описывает выполняемое действие. Второстепенные же члены предложения нужны для уточнения характера субъекта действия или самого действия. Это различные обстоятельства, дополнения, определения. Например предложение "Девушка пришла" состоит только из главных членов предложения, подлежащего и сказуемого, и хотя точно определяет сам объект и выполненное им действие оставляет совершенно непонятным детали. Вводя второстепенные члены предложения мы эти детали проясняем: "Вчера нарядная девушка пришла в гости к старой подруге на день рождения с подарком". Понятно, что во втором предложении уже становится очевидным не только совершенное действие, но сопутствующие ему обстоятельства.

Предикативная основа предложения формируется группой главных членов – общностью подлежащего и сказуемого для двусоставного предложения (ДСП) или одним независимым главным членом для односоставного предложения (ОСП) . Предложение, имеющее в своем составе только предикативную основу, называется нераспространенным, к примеру: Похолодало (ОСП) , Грачи прилетели (ДСП) , Жизнь стала налаживаться (ДСП) , Маша стала студенткой (ДСП) . Вне непосредственной связи с нашей темой отметим, что в таких предложениях нет ни одного словосочетания, хотя синтаксическая связь наличествует – группа подлежащего и сказуемого не рассматривается как словосочетание, это связь двух взаимозависимых компонентов, выделить среди них главное и зависимое слово нельзя.

Но при этом подлежащее и сказуемое могут стать опорными словами для присоединения к ним зависимых слов, к которым, в свою очередь, будут присоединяться зависимые словоформы. Таким образом предложение становится распространенным, наполняется второстепенными членами предложения. Уже по данному выше объяснению ставится понятно, что по отношению к формированию структуры предложения эти второстепенные члены можно будет разделить на два типа:

• Распространяющие собственно грамматическую (предикативную) основу предложения, их иногда называют приосновными, мы будем говорить о них как о второстепенных членах "первой" степени: Катя стала лучшей ученицей. Во вторник потеплеет. Жизнь нас примирила.

• Распространяющие имеющиеся приосновные второстепенные члены, то есть второстепенные члены "второй" степени: В следующий вторник потеплеет. Катя стала лучшей в школе ученицей.

Эта классификация второстепенных членов традиционно не излагается в пособиях для старшеклассников и поступающих в вузы, так как предполагается, что она воспринята на эмпирическом уровне и хорошо применяется всеми без исключения. Именно так построено обучение "расширяющемуся" предложению с букваря до первых учебников уже по "русскому языку". Детей учат угадывать "главные" члены, а потом задавать от них вопросы к "зависимым". Логика порядка вопросов должна сохраняться у любого, кто хочет выделить члены предложения, но почему-то именно такая логика "страдает" чаще всего. Скажем, в последнем приведенном нами примере (Катя стала лучшей в школе ученицей) самой частотной ошибкой будет не неверное определение типов второстепенных членов (лучшей, в школе) , а ошибочное отнесение слова "ученицей" к второстепенным членам!

Почему возникают ошибки при определении членов распростаненного предложения? Ответ прост: ошибочен порядок постановки вопросов для определения членов предложения. Выученный в первом классе, он кажется опытным старшеклассникам "утратившим срок действия", в результате они пытаются изменить его произвольно и ставят вопросы по порядку включения слов в предложение: Катя (что сделала? ) стала (лучшей в школе) (*кем? ) ученицей. Механизм ошибки прост и, к сожалению, объясним принципом подхода к изучению второстепенных членов (далее ВЧП) . Школьные учебники уделяют больше внимания не принципам выявления ВЧП, а принципам отнесения ВЧП к разряду по значению (имеются в виду определения, дополнения и обстоятельства) , а для определения разряда учат ставить вопросы, не говоря о разнице и в постановке самих вопросов.

В результате формируется следующий подход к распространенному предложению: "*каждое его слово отвечает на определенный вопрос (список тех, которые надо задавать, есть) ; задав к слову вопрос из этой группы, я определю член предложения". Ошибочное разделение при таком подходе составного именного сказуемого мы показали выше. Еще одной типичной ошибкой становится такая: В течение (чего? ) недели мы жили (на чем? ) на плоту. Обстоятельства времени и места ошибочно классифицируются как дополнения имеено потому, что неверно

Наша речь невероятно разнообразна, однако если ее разобрать, то можно заметить некоторые закономерности. Эти закономерности напоминают отношения между людьми. Одни слова зависят от других, некоторые являются "равноправными партнерами". Так кто от кого зависит? И что вообще такое члены предложения? Почему существуют главные члены предложений и второстепенные члены предложений? Чем же они вообще отличаются от частей речи? Если вам интересно, что такое главные и второстепенные члены предложений в русском языке, то эта статья будет вам полезна.

Члены предложений

Вам будет интересно: Что такое дисциплина: описание, задачи, методы


Изучается тема главных и второстепенных членов предложения в 4 классе, однако раскрываться она продолжает на всем пути школьного обучения, поэтому эта статья будет полезна всем. Итак, что же такое члены предложений? Это условные классы, разделение которых обусловлено их синтаксическими функциями. Их можно разделить на две группы: второстепенные члены предложений и главные члены предложений. Но даже несмотря на то, что это деление напоминает деление на части речи, эти понятия не являются тождественными. Разные части речи могут являться одними и теми же членами предложений, а разные члены предложений могут быть выражены одними и теми же частями речи.


Отличия главных членов предложения от второстепенных

Главные члены предложений

Существует только два главных члена предложения - сказуемое и подлежащее. Именно они являются грамматической основой любого предложения.

Подлежащее является самим предметом, действие которого описывает сказуемое. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительными, иногда местоимениями или инфинитивом глагола. При графическом разборе предложения подчеркивается одной чертой.


Сказуемое является действием, совершаемым подлежащим. Оно может быть выражено практически всеми частями речи: существительным, глаголом, категорией состояния, краткими формами причастия и прилагательного, инфинитивом глагола. При графическом разборе подчеркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое равны между собой, от каждого из них можно задать вопрос. Однако совсем не обязательно, чтобы и подлежащее, и сказуемое были в одном предложении. Например, предложение с одним только подлежащим является назывным. Примером назывных предложений может служить такое скупое предложение, как "Зима."

Второстепенные члены предложений

К второстепенным членам предложения относятся обстоятельства, дополнение и определение. Именно благодаря им наша речь кажется менее скупой и более выразительной.


Обстоятельство описывает непосредственно признак совершенного действия. Отвечает на наречные вопросы, чаще всего выражено наречиями или деепричастиями (в том числе деепричастными оборотами), изредка существительными. При графическом разборе предложения подчеркивается как дополнение, однако в местах разрыва стоит точка ( _ . _ . _. ).

Дополнение всегда выражено существительными, стоящими в косвенных падежах. При графическом разборе предложения подчеркивается прерывистой линией (_ _ _).

Определение описывает признаки предмета, явления. Бывает выражено прилагательными, причастиями (в том числе причастными оборотами). При графическом разборе подчеркивается волнистой линией.

Итак, эта статья о второстепенных членах предложения и о главных членах предложения должна была помочь вам разобраться с этой интересной и достаточно несложной темой.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

У доски

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

    . Мама (кто?) мыла раму. . Он (кто?) не выучил уроки. . Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу. . Упавший (кто?) сломал себе ногу. . Трое (кто?) шли по лесу.
  1. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Таблица

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

Разбор

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.

Предложение представляет собой основную единицу общения, именно оно чаще всего используется в устной и письменной речи. При его синтаксическом разборе важное значение имеет выделение второстепенных членов предложения и главных членов предложения. Чем они различаются между собой и как их обнаружить?

Терминология

Главными в предложении, его основой, являются подлежащее и сказуемое, причем в неполных конструкциях может использоваться только одно из них. Но чтобы синтаксическая конструкция стала предложением, в ней обязательно должен присутствовать компонент основы. Определение, дополнение или обстоятельство – необязательные элементы.

Именно в этом и состоит различие главных и второстепенных членов предложения – без первых оно существовать не может, без вторых – может, приобретая характер нераспространенного.

предложения по наличию главных и второстепенных членов

Отличия

Рассмотрим особенности разграничения второстепенных членов предложения и главных членов предложения.

Основа – предмет-подлежащее и действие-сказуемое – характеризует предмет, а также действие, им совершаемое. Они представляют основную информацию, которую хочет донести говорящий (или пишущий) до своего собеседника.

Определение, обстоятельство и дополнение зависят от основы, они помогают сделать конструкцию более информативной, развернутой. Однако если их убрать, ключевой смысл не изменится.

Таким образом, второстепенные члены предложения и главные члены предложения исполняют различные роли.

различия между главными и второстепенными членами предложения

Как найти

Различий между главными и второстепенными членами предложения несколько. Чтобы верно выполнить синтаксический разбор, очень важно находить все члены. Как это сделать? Прежде всего помогут вопросы:

После того, как выявлена основа, можно продолжить разбор, задавая вопросы:

Интересно, что второстепенные члены могут конкретизировать и уточнять не только основу, но и другие неглавные.

Чем выражены

Рассмотрим, чем чаще всего выражаются второстепенные члены предложения и главные члены предложения. Данная информация представлена в таблице.

Основные части речи

Существительное, местоимение. Реже – числительное, прилагательное, причастие, наречие, глагол

Глагол. Реже – существительное, прилагательное

Прилагательное, причастие, числительное, местоимение

Существительное, числительное, инфинитив

Наречие, деепричастие, существительное, инфинитив

Рассмотрим конкретный пример:

Уставшие солдаты не хотели войны, мечтали поскорее вернуться к покинутым семьям.

  • Основа предложения: солдаты (подлежащее, сущ.) (не) хотели (прост. глагольное сказуемое, гл.), мечтали вернуться (сост. глагольное сказуемое, гл).
  • Второстепенные члены: уставшие, покинутым (определения, причастия), войны, семьям (дополнения, сущ.), поскорее (обстоятельство, нар.).

Итак, в приведенном примере имеется основа, без нее предложение потеряет смысл. Конструкция является распространенной, поскольку имеет и второстепенные члены предложения, и главные члены предложения.

главные и второстепенные члены предложения

Однородность

Рассмотрим еще одно явление, часто использующееся в русском языке. Однородные члены предложения – главные и второстепенные – одноименные, между собой связаны сочинительной связью. Им присущи одна и та же синтаксическая роль, общий вопрос, второстепенные зависят от одного главного слова.

Приведем примеры однородности:

  • Лисы, волки, кабаны собрались на пир к царю зверей (однородные подлежащие).
  • Мальчик кричал, плакал, отказывался есть (однородные сказуемые).
  • Белые, синие, розовые, фиолетовые лилии росли на клумбах (определения).
  • Бабушка рассказала о своей работе, нелегких трудовых буднях, голоде, отчаянии (дополнения).
  • Она пела страстно, громко, проникновенно (обстоятельства).

Итак, второстепенными членами предложения и главными членами предложения могут быть однородные и неоднородные.

второстепенные члены предложения и главные члены предложения

Сложные случаи

Чтобы не допустить ошибки при разборе конструкции и верно расставить знаки препинания, следует учесть важные правила:

Очень важно научиться определять, являются ли определения однородными. Так, если прилагательные характеризуют предмет с различных сторон, они неоднородны (и запятой не разделяются):

Большой синий таз стоял на скамейке (определения неоднородны).

однородные члены предложения главные и второстепенные

Классификация конструкций

Предложения по наличию главных и второстепенных членов неоднородны и подразделяются на группы:

  • Двусоставные (имеется подлежащее и сказуемое) и односоставные (только один компонент основы).
  • Распространенные (есть хотя бы один второстепенный член) и нераспространенные (только основа).
  • При этом односоставные могут быть распространенными.
  • Мальчик пел (двусоставное, нераспространенное).
  • Мальчик пел громко и старательно (двусоставное, распространенное).
  • Смеркалось (односоставное, безличное, нераспространенное).
  • В тот день смеркалось быстро (односоставное, безличное, распространенное).

Второстепенные члены предложения и главные члены предложения играют в любой синтаксической конструкции различные роли: без основы любое предложение потеряет смысл, без второстепенных оно существовать сможет, но будет очень кратким.

Читайте также: