В чем различие между активным и пассивным избирательным правом кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Активным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет на день голосования, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Пребывание гражданина Российской Федерации вне места его жительства во время проведения в округе, в котором расположено его место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Иные ограничения активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации установлены Федеральным законом.

2. Гражданин Российской Федерации по достижении возраста 18 лет на день голосования может быть избран депутатом представительного органа, должностным лицом местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования, а по достижении 21 года - главой муниципального образования, избранным посредством проведения прямых выборов.

3. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В 2021 году на территории Самарской области будут проводиться выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва, дополнительные (повторные) выборы депутатов представительных органов муниципальных образований.

2. В чем различие между активным и пассивным избирательным правом?

Активное избирательное право – это право избирать, участвовать в выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право означает право быть избранным в органы власти.

3. На какой срок формируются участковые избирательные комиссии?

Срок полномочий участковой комиссии составляет пять лет. Если указанный срок истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.

4. Какая ответственность установлена за отказ от участия в выборах?

Отказ от участия в выборах не наказуем. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

5. Где можно узнать номер и адрес своего избирательного участка?

6. Я не хочу, чтобы мои данные были включены в список избирателей. Может ли избирательная комиссия исключить меня из списка избирателей?

Основания включения гражданина в список избирателей и исключения из него определены законом, иными нормативными актами. Их перечень является исчерпывающим и не предусматривает исключение гражданина из списка избирателей по собственному желанию.

Вместе с тем факт включения гражданина в список избирателей не обязывает его к участию в выборах.

7. Голосование на выборах проводится в течение трех дней. Избирателю 18 лет исполнится в последний день голосования. Вправе ли он проголосовать в первый день голосования?

8. Могу ли я получить бюллетень по служебному удостоверению?

Нет. Выдача бюллетеней избирателям осуществляется по предъявлении паспорта либо

документа, заменяющего паспорт гражданина:

- военного билета, временного удостоверения, выдаваемого взамен военного билета, или удостоверения личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемого на период оформления паспорта;

- справки установленной формы, выдаваемой гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

9. На избирательном участке висят плакаты с информацией о кандидатах. Не является ли это агитацией?

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой комиссией оборудуется информационный стенд, на котором в обязательном порядке размещаются сведения о кандидатах в соответствии с избирательным законодательства. Данная информация является документально подтвержденной, не носит оценочного характера и, соответственно, не содержит признаков агитации.

10. Почему кандидаты не информируют избирателей о своих предвыборных программах и не проводят с ними встречи?

11. Могут ли избирательная комиссия и местная администрация заказать автобус для перевозки избирателей в соседнее село, где находится помещение участковой комиссии?

Да, могут. Вместе с тем кандидатам и выдвинувшим их избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

12. Кто назначает наблюдателей на выборы?

Наблюдателя вправе назначить:

- политическая партия (иное общественное объединение), зарегистрировавшее список кандидатов;

- субъекты общественного контроля (например, Общественная палата Самарской области).

13. При получении бюллетеня избиратель предъявил свой паспорт, а также паспорт своей супруги и попросил выдать бюллетень и на нее имя. Вправе ли член комиссии выдать избирателю бюллетень для голосования за супругу?

14. Если избиратель ухаживает за больным членом семьи, обязана ли участковая комиссия предоставить ему возможность проголосовать на дому?

Да, обязана. Проголосовать на дому вправе избиратели, которые по уважительным причинам, в том числе в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

15. Я ошибся при заполнении бюллетеня. Могу ли я получить другой избирательный бюллетень?

Да, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе попросить выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень изымается у избирателя и незамедлительно погашается.

16. Можно ли уволить члена комиссии с правом решающего голоса с основного места работы без его согласия?

Однако, исходя из сложившейся судебной практики, данный запрет не является абсолютным и не распространяется на случаи нарушения работником-членом комиссии своих трудовых обязанностей (например, прогул).

17. Чем недействительный бюллетень отличается от бюллетеня неустановленный формы?

Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Бюллетень неустановленной формы – это бюллетень, изготовленный официально или не содержащий специальной марки, а также не заверенный участковой комиссией избирательный бюллетень. Бюллетени неустановленный формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются.

18. Вправе ли наблюдатели знакомиться со списком избирателей и реестром заявлений (обращений) граждан о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования?

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

Избирательное право – это одно из политических прав, которые гражданам гарантирует Конституция . Это право имеет две стороны – право самостоятельно выбирать представителей в органы представительной власти и право быть избранным. Таким образом, избирательное право дает гарантию каждому гражданину участвовать в выборах в виде избирателя и в виде кандидата. Регулируется это право не только Конституцией , но и другими Федеральными законами и нормативными актами.

Таким образом, избирательное право состоит из двух составляющих:

  • Активное избирательное право.
  • Пассивное избирательное право.

Суть активного избирательного права

Суть пассивного избирательного права

Разница между правами

Как уже понятно, первое отличие проявляется в самой сущности активного и пассивного избирательных прав, а второе отличие – в количестве ограничений на реализацию. Пассивное право имеет их больше, чем активное.

Читайте также: