В чем различие изображения островским купеческого мира в комедиях свои люди и бедность кратко

Обновлено: 08.07.2024

Пьеса Островского переносит читателя в середину 19 века. Комедия рассказывает об особенностях взаимоотношений между людьми и простых банальностях, из которых состоит поиск простого счастья.

Конечно, автор рассматривает негативную сторону мещанского общества, подлость купцов. Некоторые элементы являются гротескными, но не сказать, чтобы автор полностью уходил от действительности в сюрреализм. Тут ситуация подобна поэме Гоголя Мертвые души, где многое кажется иллюзорным и странным, но в действительности близко к действительности.

Умелым образом Островский не перегибает ни в какую сторону и благодаря этому комедия выглядит довольно гармонично и цельно. Характеры в меру подлы и в меру комичны, в таких людях легко узнаются образы, которые не составит труда увидеть и в повседневности.

Оказавшийся под стражей Большов надеется на выкуп за деньги, которые передает как бы на хранение Подхалюзину. Приказчик в свою очередь, да и Липочка тоже, вообще не намерены как-то содействовать, они хотят воспользоваться положением и получить значительный капитал. Причем они не действуют согласованно даже между собой, так как брак является фиктивным и имеет только меркантильную цель.

Тем не менее, Островский не указывает ни на какие эсхатологические мотивы. Он просто говорит: частично общество именно таково, есть подлые и циничные люди, задумайтесь, возможно, вы тоже являетесь именно такими людьми и вот ваши ценности, вот как вы выглядите со стороны.

Анализ 2

Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.

Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.

Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.

Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.

Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся

Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сочинение по произведению Свои люди — сочтемся

В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.

Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.

Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.

Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.

Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.

Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.

Популярные сочинения

  • Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса
    С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
  • Сочинение Монолог паруса, скользящего в луче золотом 6 класс
    Это такое счастье! Такая свобода и красота! Я ощущаю прилив сил, бодрости… теплый ветер, брызги морской воды, тепло солнца! Вот это жизнь!
  • Сочинение Я подросток
    Подростковый период – очень интересное время. Ты уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Теперь нужно серьёзно задумываться о своём будущем и определить свой жизненный путь.

Вариант 4

У пьесы сложная структура композиции, замысловатые переплетения и трепещущая интрига. Для глубокого понимания нрава семьи Большова писатель включает большие эпизоды с нравоописанием. Это можно увидеть с помощью дочери купца с матерью, встречи отца с потенциальными женихами дочери, посещения свахи. Только судьба жестоко распоряжается с Большаковым и он оказывается в долговой яме после того, как объявил себя банкротом. Там он ждет денег от родственников, те в свою очередь, платить не собираются. Родная дочь Лидочка не дает родному отцу и копейки.

Можно сказать, что семья Большаковых безнравственна и бесчеловечна, которая не имеет понятий о преданности и благодарности. Таким образом счастливым не остался ни одни член семьи, ведь на чужом несчастье счастья не построишь.

Александр Николаевич Островский — один из самых выдающихся русских драматургов. Он получил высшее юридическое образование. Какое-то время писатель работал в Московском коммерческом суде. Жизненный опыт, накопленный при работе, он заложил в основу своего будущего творчества.

к постановке на сцене театров. Стоит отметить также, что сам Островский оказался под надзором полиции.

Многие современники отнесли пьесу к жанру трагедии, хотя сам Островский назвал свое творение комедией. Первая пьеса демонстрирует зрителю и читателю те черты поэтики, которые присущи всем будущим произведениям драматурга. Здесь идет сосредоточение мысли на проблемах нравственного характера. Именно эта проблема помогает по-новому взглянуть на социальную сторону жизни. Она также ведет к пониманию семейно-бытовой проблематики.

Пьеса сочетает в себе довольно сложную структуру композиции. Она напоминает

и очерк, где описывается быт людей, и интригу, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего произведения. Экспозиция произведения достаточно замедлена. Такая структура помогает автору передать довольно жесткий нрав семьи купца Большова. Множество сцен помогают читателю понять мир семьи купца, который отражает большинство процессов, происходящих в обществе в то время.

Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы — Самсон Большов — берет в долг деньги у своих друзей купцов. Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая — Большов. Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга. Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. Подхалюзин и дочь купца не вносят никаких денег.

В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.

Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.

Липочка — дочь купца — представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность — дань моде.

Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.

Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.

Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.

В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду
со своими привычками и стремлениями.
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в
купеческой среде случай мошенничества.
Материальные отношения лежат в основе изображённого конфликта пьесы.
Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных
Островским героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее,
и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных.
"Порча нравов", обозначить которую в пьесе призвано поведение "детей" ,
выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство,
во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и
верность чад
и домочадцев, то Подхалюзин всех подкупает: сваху, стряпчего
и даже мальчика Тишку.

Однако в целом для Островского в этой пьесе очень важно,
что порча не привнесена извне, её провоцирует нарушение
нравственных законов самим главой патриархального дома,
"отцом" ,
а уже грехи детей-печальное следствие, результат действий старших.

В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый
живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают
отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего
сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

да со своих три шкуры дерут счас не знаю как там но менталитет тот же уж поверьте работаююю в новорусского купца с чужими вась вась а со своего правда три шкуры дерёт внатуре и тооооооот понимает и платит потм они сотчутца эт верно

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Александр Николаевич Островский. Учебный видеофильм. Часть 2

Чрезмерное превышение власти одного члена семьи вело к подавлению воли других; на столкновении этих двух сторон построен драматизм большей части бытовых пьес Островского.

[1] Островский особенно близко подходит к С. Аксакову в изображении этой своеобразной русской бытовой черты, оставшейся нем еще со времен старой Москвы.

Драматургия Островского

Он не выделяет ни одного положительного героя, так как все они руководствовались своими эгоистическими целями и легко смогли переступить через общечеловеческие ценности. Купечество было описано автором как общество, для которого главной жизненной целью является материальное обогащение.

Купечество оторвалось от крестьянства в экономическом плане, соответственно и начало отчуждаться от их традиций. Однако так стремящиеся быть похожими на аристократию, купцы так и не смогли достичь их уровня культурного развития.

Духовная жизнь купцов представляла своеобразный симбиоз исконно русских и новых европейских традиций. Часто это смотрелось как карикатура на жизнь дворянских сословий.

О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины — это выход, который для главной героини показался наиболее правильным.

Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах? Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения?

Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними. В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются , что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов — торговля , все силы. уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника.

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

Драматургия Островского

Он не выделяет ни одного положительного героя, так как все они руководствовались своими эгоистическими целями и легко смогли переступить через общечеловеческие ценности. Купечество было описано автором как общество, для которого главной жизненной целью является материальное обогащение.

Купечество оторвалось от крестьянства в экономическом плане, соответственно и начало отчуждаться от их традиций. Однако так стремящиеся быть похожими на аристократию, купцы так и не смогли достичь их уровня культурного развития.

Духовная жизнь купцов представляла своеобразный симбиоз исконно русских и новых европейских традиций. Часто это смотрелось как карикатура на жизнь дворянских сословий.

Предметный мир купеческого дома в ранних пьесах А. Н. Островского​

Александр Островский. Критика. Предметный мир купеческого дома в ранних пьесах А. Н. Островского


А.А.Суичимез (аспирант, Измаильский государственный гуманитарный университет)

Методологические подходы А.П.Чудакова были использованы в дальнейшем в работах С.В.Тихомирова, О.Л.Кудряшова, Ю.С. Чана (см.: 4; 5; 6).

Недостаточность изученности предметного мира драматургии обусловливает цель данной статьи, в которой предпринята попытка осмыслить особенности организации предметных образов, их художественные функции в ранних пьесах А.Н.Островского.

Предметный мир замоскворецкого купечества в ранних пьесах А.Н.Островского характеризуют следующие сегменты:

Составной частью дома является его интерьер. А.Н.Островский сосредотачивает свое внимание на богатом, но не всегда со вкусом оформленном внутреннем помещении замоскворецкого купечества.

Одним из специфических элементов интерьера купеческих домов в допетровское время являлись разнокалиберные бутыли с домашними наливками, настойками, медами и прочим, которыми заставляли подоконники.

Каждая предметная реалия купеческого дома в ранних произведениях А.Н.Островского имеет конкретное назначение, обусловленное замыслом автора. Большая часть предметов направлена на выполнение миромоделирующей функции: одни из них воссоздают купеческий быт, другие отражают традиции, посредством третьих раскрывается время переломных изменений.

Литература

1. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

2. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.,1986.

3. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

4. Тихомиров С.В. Природа в сознании героев А.П. Чехова //Вестник Московского университета. – М., 1986. – №4.

5. Кудряшов О.Л. Предметный мир пьесы и спектакля // Мастерство режиссера. – М., 2002.

6. Чан Юн Сон. Предметный мир прозы и драматургии А.П.Чехова: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2004.

7. Овчинина И.А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2004.

8. Садофьева А.Ю. Культурно-бытовые детали художественного текста в сопоставительном изучении (на материале английских переводов произведений Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского): Дисс. … канд. фил. наук. – М., 2009.

9. Островский А.Н. Свои люди сочтемся! // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

10. Островский А.Н. Бедная невеста // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

11. Островский А.Н. Семейная картина // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

12. Фесенко М.Л. История русской материальной культуры 18 в. – Ярославль, 2001.

13. Островский А.Н. Утро молодого человека // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

14. Даль В.И. Современный толковый словарь русского языка. – М., 2001. Русанов Н.С. На Родине: воспоминания. – М., 1931.

Ключевые слова: Александр Островский,А Н Островский,критика,творчество,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,проза,русская литература,19 век,анализ,жизнь,пьеса,театр,бедная невеста,утро молодого человека

Отличительные черты купечества

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Читайте также: