Анализ рынка онлайн школ английского языка

Обновлено: 03.07.2024

Объем мирового рынка обучения английскому языку составляет $60 млрд. Доля онлайн — 2%. Ежегодно рост онлайн-сегмента составляет 30% в мире, в России — 40% (по итогам 2015 года прогнозируется двойной рост).

Английский язык занимает 76% на российском рынке изучения иностранных языков, для сравнения: французский — 7%, немецкий — 10%.

По темпам роста обучения языкам онлайн Россия находится на 10 месте в мире. Топ-4 стран: Малайзия, Китай, Румыния, Украина.

Рынок платных образовательных услуг в Москве составляет 80,5 млрд рублей (по итогам 2014 года), прогноз на 2015 — 85 млрд, из них на изучение английского языка — около 11 млрд.

Школа основана в 2013 году. В 2014 году к основателям Георгию Соловьёву, Харитону Матвееву и Денису Сметнёву присоединился Александр Ларьяновский, который стал управляющим партнёром.

Идея создания сервиса принадлежит Соловьёву, который за несколько лет до основания компании сам занимался с преподавателем из другого города. На начало 2018 года школа оценивалась в $100 млн, в ней работает 5200 преподавателей и более 500 сотрудников.

Учебный процесс строится на собственной образовательной платформе Vimbox.

Мы анализируем множество данных, которые собираем во время урока, и на их основе происходит управление. Это гибрид алгоритмов и человека. Без человека система не работает.

Мы серьёзно работаем над мотивацией ученика, чтобы она не падала во время изучения языка. Мотивацию определяем просто — когда человек приходит на следующий урок. Если бы была волшебная мотивационная таблетка, мы бы получили Нобелевскую премию за борьбу с прокрастинацией.

Первоначальные вложения составили $30 тыс, источниками стали средства бизнес-ангелов и инвестора Эркина Адылова. Затем $300 тысяч инвестировал сам Ларьяновский. В январе 2018 года Baring Vostok Capital Partners приобрела миноритарную долю компании, объём инвестиций не разглашается.

Retention в Skyeng составляет 95%, средний чек — $1000, при этом студент остаётся в школе в среднем 11 месяцев. В сервисах для самостоятельного изучения языка (self-study) добиться хорошего финансового результата трудно, считает Ларьяновский: хотя пользователей много, retention и средний чек низкие.

Продвижение и PR — важные слагаемые успеха, считают в школе. По словам Ларьяновского, это осознанный путь.

Мы с самого начала понимали: либо мы раскрываем все свои показатели, либо мы никому не интересны.

Я — медийная фигура, но Skyeng — это не только Ларьяновский. Я принёс в компанию связи, сторителлинг, то есть умение упаковать то, что мы делаем, в правильные слова. Но без основателей не было бы Skyeng. Для части клиентов лицо компании — Соловьёв, для представителей ИТ-сферы — Матвеев, нам удалось создать много лиц.

Среди угроз рынка Ларьяновский называет усиление госрегулирования и создание полноценного онлайн-переводчика, который может уменьшить интерес к изучению языков.

Компания не планирует отказываться от преподавателей, поскольку на сервисах полностью самостоятельного обучения, по мнению Ларьяновского, нет денег. Также предприниматель считает, что выход за рубеж для компании не является жизненной необходимостью.

Основатель EnglishDom Максим Сундалов создавал свою компанию в одиночку. По образованию он преподаватель английского языка. Сундалов обратил внимание на растущую популярность Skype — с помощью сервиса можно не только общаться, но и учиться дистанционно. Это открытие подтолкнуло его к созданию своей школы. В 2011 году он сверстал свой первый сайт, где рассказал о преимуществах онлайн-обучения.

Предприниматель отмечает, что сервис использует большие данные. В школе работает около трёхсот преподавателей из СНГ, средняя зарплата преподавателя — 40 тысяч рублей.

На рынке много компаний, называющих себя онлайн-школами, но это маркетплейсы, сообщества репетиторов, которые преподают по Skype. Модель EnglishDom сильна единой методикой — экосистема студента, в которой сочетаются разговорные клубы, видео, адаптированная литература, тренажёр слов и кураторы, которые отслеживают учебный процесс

За время существования школы Сундалов, по его словам, инвестировал из собственной прибыли $500–700 тысяч.

Мы не зависим от инвесторских денег. Мы за умеренную масштабируемость, иначе можем стать махиной, которая растёт для инвесторов, — и тогда потеряем нашу душевность, контакт со студентом, потеряем что-то внутри.

Выручку 2018 года в компании не раскрывают. В 2017 году выручка школы составляла 7–8 млн рублей в месяц.

По словам Сундалова, за время обучения в школе (шесть-семь месяцев) студент тратит 25–30 тысяч рублей. Средний чек составляет 7000–8000 рублей в месяц. Стоимость привлечения нового студента составляет около 2000–3000 рублей. В школе учится больше 3000 студентов.

Мы увлеклись продуктом и упустили маркетинг. Если бы можно было вернуться на семь лет назад, я бы параллельно продуктовой вертикали выстраивал и маркетинг. Теперь приходится навёрстывать.

С начала основания реферальная программа была единственным каналом привлечения студентов в школу, но два года назад стало понятно, что этого недостаточно.

Мы поняли, что у нас хороший, крутой продукт, но о нас мало знают. Сейчас у нас свои специалисты по контекстной рекламе, SMM, поисковому трафику.

Ключевой канал привлечения клиентов — органический, благодаря бесплатному онлайн-тренажёру мы привлекаем много трафика, который потом конвертируется в студентов. До 15% нам даёт реферальная программа. Остальные каналы суммарно (платный трафик, СРА-сети, социальные сети, YouTube) — 5–10%.

В 2018 году школа удвоила количество студентов (с 1500 до 3000), двукратного роста удастся достигнуть и в 2019 году, уверен Сундалов. В EnglishDom задумываются и о выходе на зарубежные рынки, это может произойти в 2019 году.

По мнению основателя, для успеха нужны хорошие связи с инвесторами, которые прежде поддерживали образовательные проекты. Также компания планирует изменить модель продукта: сделать МООК-платформу, как Coursera, или модель самостоятельно обучения.

За рубеж надо идти с другим продуктом, не таким операционным. Мы понимаем, чтобы строить модель на внешних рынках, нужна очень высокая экспертиза, не русскоязычная.

Тогда же придумали символ школы — львёнка.

Мы сразу решили, что у нас будет символ, некий персонаж, и долго искали, какой именно. Нужно было обозначить продукт кратко и наглядно. Тогда были популярны тамагочи. Они подсказали нам, что в продукте надо совместить развлечение, игру и обучение. В итоге львёнок оказался серьёзной маркетинговой удачей.

Мы первые применили одновременно freemium-бизнес-модель, геймификацию с виртуальным персонажем, достижение прогресса, отслеживанием в реальном времени этих артефактов в продукте, а также мы стали первым продуктом, за который пользователи захотели платить.

В 2012–2013 годах ещё был бум технологических стартапов, и дело не доходило до кризиса. Мы успели привлечь первые крупные венчурные инвестиции на рынке онлайн-образования. Сначала от бизнес-ангела Игоря Рябенького — $200 тысяч, затем в 2014–2015 годах от Runa Capital $3 млн и от SD Ventures и фонда Altair.vc Игоря Рябенького — ещё $3 млн. Всего компания привлекла $6,2 млн.

Компания стала операционно окупаемой в 2017 году.

По словам Абдулнасырова, пользовательская база сервиса — 18 млн, активных студентов — 2 млн, ежемесячно в школе учится 700 тысяч человек, средний чек — 1100 рублей, студент остаётся в школе более двух лет.

Выручку 2018 года в компании пока не раскрывают.

По словам Абдулнасырова, главные каналы продвижения — реферальная система, программы, стимулирующие партнёров привлекать клиентов (модель Revenue Share), а также социальные сети, мобильные приложения и поисковые системы.

Продукт и дальше будет обходиться без учителей, а его основным принципом останется геймификация. Уже в феврале 2019 года продукт станет ещё более игровым и зрелищным. Это будет развитие визуальной части продукта, его упрощение и выделение в нём самых ярких, интересных для пользователя моментов.

В 2020 году компания планирует вывести на международный рынок продукт для желающих изучать русский язык.

Была задача быстро выучить английский для работы, поднять до разговорного уровня. Я походил на курсы и увидел там много недостатков. Денег уходило прилично, а прогресса почти не было.

Я понял, что могу заниматься сам. Для некоторых видов практик преподаватель вообще не нужен. Именно поэтому мой проект начался с тренажёров, развивающих восприятие речи на слух.

Антонов считает, что оттачивание разговорных навыков — основная проблема онлайн-школ.

Если остальные навыки легко развивать в онлайне, то для разговора нужен собеседник. Мы активно думаем над тем, как решить этот вопрос. В разработке уже два пилотных проекта, нам есть чем удивить рынок.

Сильной стороной сервиса Антонов считает качественный авторский контент, для его создания приходится привлекать переводчиков, редакторов, контент-менеджеров. В штате школы 50 сотрудников (25% заняты в разработке, больше 50% сотрудников занимаются контентом).

Самые большие финансовые трудности в компании были в 2016 году, когда у нас заканчивались деньги, а в прибыль мы ещё не вышли. Тогда мы всё сильно пересмотрели, нам пришлось на 30% сократить штат, это было наше единственное сокращение.

Мы провели большую реструктуризацию в маркетинге и в продуктах, и в ноябре 2016 года компания вышла на самоокупаемость.

По словам Антонова, в компании используют контекстную рекламу, социальные сети, CPA, есть собственная партнёрская программа, YouTube.

Основной угрозой Антонов, как и Ларьяновский, считает быстрое развитие технологий — ИИ будет переводить так же качественно, как профессиональный переводчик, это подорвёт рынок обучения языкам.

По словам Антонова, сейчас растёт трафик у сервиса во Вьетнаме и арабских странах, для них сделали локализацию на сайте.

Наша аналитика подсказала именно эти страны. Там у нас уже по несколько десятков тысяч регистраций. С Бразилии мы не рискнули начать, так как у многих конкурентов там не получилось.

Puzzle English не планирует вводить занятия с живым преподавателем.

Компания начала выходить за рубеж, в 2019 году планирует активный рост за пределами СНГ, чтобы со временем выйти на 20–25 млн пользователей. Компания видит перспективу в изучении русского языка иностранцами, сервис Puzzle Russian появится в 2019 году, рассказал Антонов.

Школа основана в 2011 году, у неё два руководителя: Александра Сытник, которая занимается отбором преподавателей, работой методического и контент-отделов, и Алексей Чемирис — отвечает за маркетинг, дизайн и ИТ-проекты.

После этого повесили на сайте баннер с информацией об обучении, и уже через месяц у Виктории не осталось свободного времени для новых студентов. Так что идея нашла руководителей сама.

Занятия в школе проходят по коммуникативной методике. Около 10% студентов школы занимаются с носителями языка из США и Великобритании.

Только что какая то м*нда звонила из скайэнга.
Считаю холодные звонки максимальным неуважением.
Минус в карму, захочу в английский - будут на последнем месте при выборе.

Аха они до сих пор это продолжают. Разве это не нарушает закон? Они мне звонили 2 раза, года 4 назад. Я спрашивал у них: "откуда у вас мой номер?"
1. "Мы работаем с big data"
2. "Нам друзья ваши сказали" - "Кто?" - "Секрет"

Вот прямо по статье видно совершенно 2 разных подхода у EnglishDom с Englex и SkyEng. Одни делают упор на качество и отбор репетиторов. А вторые набирают за минимальную ЗП студентов с 3 курса из Донецка и других убитых регионов. И продают их, как профи в 3 раза дороже.

+ Захочу взять уроки. Вы будете последние.

Вспомнил еще, что они во время звонка говорили, что мне подарок - 1 бесплатный урок. Так у них на сайте блин написано, что он и так бесплатный, как и везде на подобных продуктах. Подарок, блин)

Из всех этих online-школ и сервисов для изучения языка, самыми честными считаю именно сервисы: lingua leo и puzzle english. За умеренные деньги они дают ту ценность о которой заявляют.

Школы не несут никакой доп. ценности кроме посреднической: связывают учеников и репетиторов. Они пытаются заявлять о неком “персональном подходе” и наличии собственной платформы – но это фикция.

Мой негативный опыт со SkyEng: оставил заявку, мне назначили созвон с куратором, которая задавала в целом не глупые вопросы: зачем нужен язык, какие ближайшие цели и т.п. Честно ей все рассказал, что цель №1: потребление контента (чтение и на слух).

Как потом выяснилось этот созвон был нужен только для продажи школы. Все 45 минут, которые я на нее потратил не имели смысла. На первом же уроке мне дали девочку-репетитора, которая провела для меня шаблонный урок на их примитивной платформе. Она вообще ничего не знала о тех целях, которые я заявлял в первом созвоне с куратором.

Попросил вернуть деньги (оплатил блок в 16 занятий) – эпопея затянулась на месяц. В итоге вернули деньги, только после того как связался с директором по PR и пригрозил вынести в публичное поле историю о том, как скайенг украл у меня 15к.

Потом мне еще несколько раз в холодную звонили продажники, которые тоже совершенно не владели той информацией, которую я обсуждал на первом созвоне с куратором и предлагали не нужные для меня на данном этапе опции вроде занятий с носителем.

На рынке онлайн-образования с каждым годом ужесточается конкуренция между школами онлайн- и офлайн-формата. С одной стороны, каждый из них имеет свои особенности. С другой, это легко объяснить развитием технологий и стремительным переходом бизнеса в цифровую плоскость.

Главное преимущество изучения иностранных языков онлайн — экономия времени. По данным внутреннего исследования, 97% студентов EnglishDom отмечают именно этот параметр. Около 69% указывают на персонализацию интернет-обучения и гибкость такого формата. Также студенты ценят инновации и динамику их внедрения в учебный процесс. Учитывая особенности современного поколения Z, решается и вопрос социализации, а также момент знакомства с новым контентом именно посредством онлайн-каналов, к которому они так привыкли благодаря соцсетям.

На данном этапе можно выделить следующие крупные онлайн-школы изучения английского, а также множество мелких проектов, которые так и не смогли набрать большее количество студентов, потому что не предложили инновационные способы обучения. Например, SkyEng и EnglishDom разработали собственные экосистемы для обучения и пошли по модели стартапа. Englex привлекает студентов из собственного популярного блога. Engoo сконцентрировались на азиатском рынке студентов, сократив длительность занятий. Wrabbit предоставили большее количество языков для изучения.

Согласно данным открытых источников, суммарная численность студентов в ведущих онлайн-школах английского на сегодня составляет 20 000 человек. Порядка 80% — это жители Москвы и Петербурга, остальные относятся к другим регионам России и странам СНГ. Это объясняется тем, что в столице проживает большое количество людей с динамичным темпом жизни и работы, которые хотят избежать пробок и ценят свои деньги.

Почему офлайн все еще доминирует

На данный момент, согласно рейтингу сайта Enguide, только в Москве доступно более 300 офлайн-школ английского языка. Среди них известная English First, которая в 2014 году смогла обучить около 70 000 людей в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи — эта цифра в 3,5 раза превышает суммарное количество студентов, изучающих английский через онлайн-школы России и СНГ. По другим данным, в 2016 году в одной лишь Москве около 200 000 человек обучались английскому офлайн. Показатель в десять раз превышает суммарного количества студентов онлайн-школ английского. Перевес в сторону традиционного способа изучения языка обусловлено несколькими причинами.

Почему онлайн-рынок имеет высокий потенциал

Согласно исследованию J`son&Partners Consulting, онлайн-рынок образования России прирастает на 5% ежегодно. Предпосылок для роста много, особенно если учесть высокий потенциал развития технологий. Венчурные фонды, бизнес-ангелы и крупные инвесторы проявляют интерес к рынку образовательных услуг. Недавний пример — компания Mail Group купила IT-портал Geekbrains.

Также в ближайшее время стоит ожидать использование VR и AR для изучения иностранных языков. Они помогут студенту не просто изучать английский, но и полностью погрузиться в языковую среду и иностранную культуру. Уже сейчас можно изучить специфическое произношение и сленг афроамериканцев, виртуально присутствуя на историческом событии — протесте чернокожих жителей Америки против агрессии со стороны полиции. Популярность будут обретать и интерактивные способы работы с контентом — игры и истории в стиле TellTale (студент читает рассказ, выбирая варианты дальнейшего развития событий, взаимодействует с текстом посредством мобильного устройства).

Использование искусственного интеллекта в образовательных целях также стимулирует рост рынка онлайн-курсов, хотя заменить живого преподавателя пока невозможно. Шаги в этом направлении есть: переход к электронным системам учета посещаемости, обучение по электронным учебникам под руководством преподавателя. Вполне закономерным выглядит следующий этап — обучение по электронным ресурсам под присмотром специально разработанного бота-куратора.

Big data помогает максимально персонализировать способы обучения, подбирая наиболее подходящий контент с учетом статистики пользователя, и чем дольше студент потребляет такой контент, тем выше становится его качество. Также у онлайн-обучения, благодаря статистике и Big Data, есть возможность предлагать узко сегментированные курсы и программы обучения для определенных групп студентов и когорт пользователей.

Еще один вектор развития — повышение роли видео и мобильного контента, к которому так привыкли современные пользователи соцсетей. То есть студенту достаточно будет маленькой порции контента для одной сессии изучения, но эффективность этой сессии будет расти. В таком случае на рынке останутся только школы, способные максимально долго генерировать качественный контент для обучения.

Важным этапом развития любой онлайн-школы станет формирование мощного сообщества, где студенты создают группы по интересам, становиятся менторами и наставниками для остальных, активно участвуя в социальной жизни уже в онлайн-формате. В следствие этого эмоциональный опыт учащихся становится гораздо более ценен.

При выборе онлайн-школы я составила сравнительную таблицу, расписала плюсы и особенности каждой , чтобы выбрать оптимальный вариант. И сегодня я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и опытом.

Первоначально я отобрала 7 самых популярных онлайн-школ английского языка и среди них уже выбирала. Вот эти школы:

Я составила сравнительную таблицу , в которую включила моменты, которые были важны лично для меня при выборе.


Теперь давайте кратко про каждую школу по отдельности.

По моей субъективной оценке эта школа — лидер рынка . Данная школа ориентирована только на индивидуальное обучение.

В Englex более 250 преподавателей (русскоязычных и носителей языка).

Очень большой выбор программ: общий разговорный курс; английский для школьников, бизнесменов и путешественников; экспресс-курсы, в том числе для быстрой подготовки к важному событию (собеседование); подготовка к экзаменам; постановка произношения; практическая грамматика; английский для специалистов IT области.


Обучение проходит на собственной платформе и посредством Skype. В любое удобное время с интенсивностью 2-3 занятия в неделю.

EnglishDom — одна из самых популярных онлайн-школ английского языка, лидер EdTech в Восточной Европе. Школа объединяет индивидуальные уроки по Skype, цифровой учебник, онлайн-курсы, онлайн-тренажер.


Обширный выбор программ для разных категорий учеников: дети и взрослые разных уровней языка; английский для бизнеса и специалистов разных областей; разговорный и корпоративный английский; подготовка к сдаче экзаменов (IELTS, TOEFL, FCE, ЕГЭ и др.).

Обучение проходит на собственной современной платформе , а так же по Skype.

Для учеников была создана целая экосистема: несколько приложений для телефона, которые синхронизируются с платформой, расширения для браузера (перевод любимых песен, например), умные субтитры, вебинары, youtube канал.


В данной школе существует система скидок на корпоративное обучение и на покупку пакета занятий.

Школа создана выпускниками МГУ. Преподаватели — ведущие эксперты ОГЭ и ЕГЭ.

Занятия доступны с любого гаджета — ноутбук, смартфон или планшет; умная платформа со встроенным редактором, видео платформой, аудио записями, чатом, интерактивной доской; цена значительно ниже офлайн занятий.

Основной уклон школы — работа со школьниками. Но так же есть занятия для взрослых.

EF Education First — международный образовательный центр по обучению английскому языку.

Компания образована в 1965 году , с 1995 года занимается обучением английскому в России. EF является крупнейшим частным учебным заведением в мире , филиалы EF представлены в более, чем 100 странах мира


Занятия проходят по гибкому графику , начать занятия можно в любой момент. Самостоятельное планирование интенсивности занятий. Возможность заниматься с носителями языка на любом уровне. В России с 1995 года.

Сеть центров английского языка Chicaga достаточно популярна и востребована студентами всех возрастных категорий. Школа базируется в Санкт-Петербурге , но так же активно развивает формат онлайн-обучения.


Ученикам предлагается уникальная методике PowerIntensive160, которая построена на синтезе Оксфордской коммуникативной методике и современных разработках американских лингвистов в области разговорного английского.

7Mango — центр разговорной практики, где все занятия английским языком проходят с носителями языка . Здесь это — преподаватели с Филиппин. Необычный выбор, но оправданный: Филиппины — 3-я по численности населения англоговорящая страна, и более 90% населения здесь говорят на английском языке.

Опыт работы преподавателей 6 −14 лет (все преподаватели имеют высшее образование)

Отзывов о школе в интернете довольно мало . Но те, что есть, довольно положительные.


Для проверки своего прогресса существует проверочные уроки. Вы можете запросить такой урок в любой момент, когда почувствуете, что хотели бы оценить свой текущий уровень. Урок проводит другой преподаватель, чтобы исключить предвзятую оценку. После урока вы получаете подробный отчёт.

Вывод

Каждый сам выбирает для себя ту школу, которая подходит ему под его личные критерии и запросы.

Если этот обзор был для вас полезен, можете поставить лайк. Если вы хотите поделиться своим личным опытом выбора онлайн-школы английского языка, сделайте это в комментариях.

На этом у меня все. Спасибо за внимание.

Читайте также: