В чем проявляется кризисное состояние межнациональных отношений в россии после распада ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновением почти во всех союзных республиках . Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

Содержание

1. Международное положение России после распада СССР.
2. Внешнеполитическое положение России в начале 21 века.
3. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Ижевский монтажный техникум"

Студент группы СЗС-31

1. Международное положение России после распада СССР.

2. Внешнеполитическое положение России в начале 21 века.

3. Список использованной литературы.

1.Международное положение России после распада СССР

Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновением почти во всех союзных республиках . Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.

Все мы сегодня видим то непростое положение России на международной арене, когда России приходится за каждое решение, в своих интересах, вести борьбу с другими странами. Также мы знаем и положение нашей страны в период существования СССР во время холодной войны, когда почти все решения в мировой политике не решались без участия СССР.

После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. … Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.

Международное положение России в современном мире является достаточно сложным и нестабильным. Эксперты в области международных отношений склонны считать это прямым следствием того специфического положения нашего государства, в котором оно оказалось после распада в конце прошлого века Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Главная сложность заключалась в том, что законодательно, являясь преемником исчезнувшего государства, Российская Федерация, тем не менее, лишилась большинства экономических, географических и политических выгод, связанных с вхождением в Союз. Россия после распада СССР, граничившего с огромным числом государств Восточной Европы, оказалась отрезанной от них достаточно большим числом новоявленных независимых государств. Обладая огромными территориями, эти новые соседи Российской Федерации вынудили правительство страны принимать ряд мер по изменению военной политики и экономических взаимоотношений в отношении европейских государств.

Заключение дружественных союзов между некоторыми из государств, образованных на базе бывших союзных республик со странами, ранее не входившими в сферу интересов СССР также значительно изменили международное положение России.

Но самыми негативными, по утверждению дипломатов и специалистов в области международной экономики, стали последствия, вызванные изменением границ бывшего Союза. Так, если до распада СССР имел огромное количество крупных портов на Черном и Балтийском морях, то его официальная преемница, Российская Федерация, вынуждена на сегодняшний день довольствоваться только Санкт-Петербургом на балтийском побережье в Туапсе и Новороссийском на черноморском.

Не менее тяжелым стало геополитическое положение России и в отношении возможностей налаживания торговли через железнодорожные узлы – взамен 25 крупных переходов у СССР сегодня мы располагаем только одним, расположенным в анклаве – Калининградской области

Еще одна специфика нынешнего положения России в международном сообществе – это отсутствие официального государственного статуса у достаточно большого числа границ между бывшими союзными республиками. Это зачастую вызывает огромное количество споров между правительствами тех или иных независимых государств, образовавшихся на базе этих республик, что также ведет к постоянной нестабильности в военной области. Периодически вспыхивающие на неподтвержденных официально границах конфликты делают геополитическое положение России более чем сложным. Все это делает достаточно трудным воплощение объективных геополитических интересов Российской Федерации, придавая ее положению в мировом сообществе некоторую нестабильность. Поэтому для нашей страны на сегодняшний момент очень важным является налаживание максимально дружественных отношений со своими потенциальными союзниками. Современная геополитика такова, что даже самые крупные мировые державы, традиционно считавшиеся основными полюсами мировой политики (Россия, США, Китай и т.д.), не могут рассчитывать на стабильное положение в мировом сообществе без постоянной поддержки свих союзников. Это также осложняет положение России, так большее количество стран, образовавшихся после распада СССР, стали предметом крупной политической игры, призванной завоевать максимально возможное количество международных геополитических и экономических союзников среди ведущих держав. Образование новых военных и экономических союзов непосредственно у границ России создает излишнюю напряженность и является причиной немалого количества международных конфликтов.

Распад СССР — это ряд процессов системной дезинтеграции в социальной структуре, народном хозяйстве, политической и общественной сферах Советского Союза, которые в результате привели к прекращению его существования в 1991 году.

Демократизация общества и национальный вопрос

Демократизация в советской общественной жизни не могла не затронуть сферу межнациональных отношений. Власти годами старались не замечать копившиеся проблемы, которые в резкой форме проявились сразу, когда повеяло свободой.

Попытки М.С. Горбачева ограничивать влияние национальных элит вызывали все более активные протесты в республиках. В декабре 1986 года, в знак протеста против назначения на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в неконтролируемые беспорядки. Расследования злоупотреблений властей в Узбекистане вызвало недовольство в республике.

Более активно, чем в прошлые годы, звучали требования о создании автономии немцев Поволжья и крымских татар. Зоной острых межнациональных конфликтов стал регион Закавказья.

Межнациональные конфликты и формирование массовых национальных движений

Готовые работы на аналогичную тему

Требования о введении в государственных и учебных заведениях родного языка звучало также на Украине, в Молдавии и в Белоруссии.

В закавказских республиках межнациональные отношения обострились не только между республиками, но также внутри их (между грузинами и осетинами, грузинами и абхазами, и т.д.).

Впервые за долгие годы в среднеазиатских республиках возникла угроза внешнего проникновения исламского фундаментализма.

В автономных республиках Татарстане, Якутии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления им прав союзных.

Для партийных республиканских верхушек создавалась уникальная возможность обеспечить себе быстрые карьеру и рост благосостояния.

Парад суверенитетов — это название конфликта между центральной властью и союзными республиками, который был вызван провозглашением главенства республиканских законов над законами союзными в нарушение Конституции СССР.

В конце 1980-х годов в республиках Прибалтики усилилось движение за выход из состава СССР. Оппозиционные силы на первых порах настаивали на признании в республиках родного языка официальным, на мерах, ограничивающих численность лиц, переселяющихся из других регионов, на обеспечении фактической самостоятельности органов власти.

  • равноправие граждан и народов;
  • право на самоопределение;
  • право на демократическое развитие;
  • территориальная целостность.

В соответствии с этим постановлением был проведен всесоюзный референдум, поставивший вопрос о сохранении Союза как федеративного объединения суверенных республик. За сохранение высказались 76,4% участников от общего числа голосовавших лиц.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

Финал политического кризиса

В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

Пустышева Оксана Михайловна

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

ВложениеРазмер
доклад студентки 37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Доклад по истории

Работу выполнила студентка I курса

группы 8по профессии

2.Обострение межнациональных конфликтов

4.Последствия распада СССР

Список используемой литературы

1.Введение

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Несомненно, это тема актуальна именно в наше время. Изучив проблемы рассматриваемого периода (конец 50-х - 91гг.), можно выявить причины экономического отставания нашего государства. Поскольку эта тема мало изучена, поэтому взгляды историков расходятся.

Историк А. Г.Механик считает, что в период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. М. Головин считает, что именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР. Исследованием данной темы занимались такие политики как Э. Баталов, А. Зубов, Т. Камоза, В. Цедербаум-Левицкий и другие.

Цель работы – изучить процесс распада СССР. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Выявить причины распада СССР;

Рассмотреть Беловежское соглашение 1991 года;

Подвести итог распада СССР.

2. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком-партия Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков быд один из результатов происшедших конфликтов


3. Беловежское соглашение

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева - в связи с состоянием его здоровья - исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вопий вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр B. C. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур.

ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконститупионный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

4. Последствия распада СССР

Можно выделить несколько последствий распада СССР:

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры.

Подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности.

1985 год – избрание М. С.Горбачева – провозглашение руководством КПСС курса на перестройку – время великих перемен, масштаб которых справедливо сопоставляют с такими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 г. в России. Однако носила она затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список используемой литературы

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России 1917-2014.

Верт Н. История советского государства 1900-1995.- М.: Прогресс-академия, 2014.

Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М.: Прогресс, 2013.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. ХХ век. - М.: Новый учебник, 2015.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век. – М., 2015.

Дмитренко В. П., Есаков В. П., Шестаков В. А. История отечества. ХХ век. – М.: Дрофа. 20014.

Долуцкий И. И. Отечественная история. ХХ век. - М.: Мнемозина, 2014.

Зуев М. Н. История России. - М.: Просвещение, 2015.

История России XX - начала XXI в./под. ред. Милова Л. В. – М.: Наука. 2016.

Кириллов В. В. Отечественная история ХХ века в таблицах и диаграммах: В помощь старшекласснику и абитуриенту. - М.: Дом педагогики, 2013.

Личман Б. В. История России. – М., 2014.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Неоргиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2014.

Отечественная история. Учебник для вузов/ под ред. Проф. Ш. М. Мунчаева. - М.: Наука, 2013.

Читайте также: