Какие идеи к д ушинского актуальны для современной школы

Обновлено: 02.07.2024

Ушинский и современность - это очень важный, но чрезвычайно емкий, многослойный вопрос. И было бы легкомысленно перечислять или отсчитывать на пальцах либо на счетах актуальные идеи Ушинского.
Я бы выделил три основных пласта деятельности и творчества великого русского педагога и в каждом из них на некоторых примерах показал, как это ни парадоксально звучит, ведущую, определяющую роль Ушинского в решении острейших проблем современного образования.

Файлы: 1 файл

Ушинский и современность.docx

Ушинский и современность - это очень важный, но чрезвычайно емкий, многослойный вопрос. И было бы легкомысленно перечислять или отсчитывать на пальцах либо на счетах актуальные идеи Ушинского.

Я бы выделил три основных пласта деятельности и творчества великого русского педагога и в каждом из них на некоторых примерах показал, как это ни парадоксально звучит, ведущую, определяющую роль Ушинского в решении острейших проблем современного образования.

Второе. Философско-педагогическое кредо Ушинского. Здесь также выделю две ведущие, остросовременные идеи великого педагога: деятельностная, развивающая направленность образования и народный характер воспитания, образования.

Столь же актуальна ныне и идея Ушинского о народности воспитания, которая представала у него в двух основных гранях: как выстраивание системы образования, во-первых, доступной для всего народа, и, во-вторых, основанной на национальных традициях и национальных потребностях страны.

Третье. Ушинский как реформатор отечественной школы. Эта тема поистине безгранична. Посему я остановлюсь только на тех вопросах, которые сегодня обсуждаются особенно бурно - на проблемах содержания образования и экономики образования.

Периоды крупных политических социально-экономических, научных сдвигов - и эпоха Ушинского, и сегодняшнее время - всегда выдвигают на первоначальную повестку дня задачи кардинального обновления содержания образования в соответствии с новыми потребностями жизни. Эти задачи имеют первостепенную значимость. Ибо в конечном счете реформа образования - это в первую очередь реформа содержания образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.

Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но

и качественная переработка информации.

5. Твердость усвоения.

Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.

В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников.

7. Самодеятельность учащихся.

8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.

Данный дидактический принцип был отлично воспринят советской школой,

которая была ориентирована на ученика «средних образовательных и

К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

Исходя из особенностей мышления младших школьников, ученый ставил вопрос о необходимости при первоначальном обучении развивать у детей наблюдательность. Развитие наблюдательности над реальными явлениями и предметами способствует успешному развитию ребенка. Исходя и наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагает сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков. Поэтому сегодня одним из самых современных методой обучения младших школьников являются уроки на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов. Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока. Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания.

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

- Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.

2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.

5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.

6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.

10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.

Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.

Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.

Педагогические идеи и преобразования Ушинского, о которых не будет лишним вспомнить и сегодня.

В начале 60-х памятник Ушинскому поставили у входа в Педагогический институт имени А.И. Герцена в Петербурге. Так было решено почтить вклад в народное образование, которое внёс Ушинский, настаивавший на том, что общественность должна иметь доступ к управлению учебными делами.


Путь неравнодушия и конфликтов

Константин Ушинский закончил юридический факультет Московского университета и получил кандидатскую степень по юриспруденции, однако основной сферой интересов избрал педагогику. Какое-то время он побыл профессором кафедры законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославле, но оттуда его вскоре уволили из-за разногласий с руководством. Примерно такая же история приключилась и в Смольном инстиуте — Ушинский разошёлся во взглядах с начальницей заведения и покинул должность инспектора классов.

Тем не менее, ему удалось существенно улучшить качество преподавания и в Смольном, и в Гатчинском сиротском институте, где он тоже провёл значительные реформы. Бурная активность Ушинского привела к тому, что его отстранили от работы в российских учебных заведениях, отправив за границу под предлогом поправки здоровья и изучения школьного дела. Он в самом деле начал активно изучать педагогику в Швейцарии, Германии, Франци, Бельгии и Италии, чтобы вернуться на родину в качестве видного общественного деятеля.

В центре педагогики — личность

Нововведения Ушинского в институтах базировались на теоретической базе, которую он сформировал во время собственного обучения. Педагогами он ценится в первую очередь как мыслитель, который предпринял усилия, чтобы превратить сборник бытовых противоречивых представлений о воспитании юношества в полноценную дисциплину со своей методологией.

Самым ценным в процессе обучения Ушинский считал самостоятельную деятельность ребёнка, ведь только личная инициатива, собственные действия и оценка результатов позволяют по-настоящему понять, как идут те или иные процессы. Гимназический учитель или классная дама, скороговоркой начитывающие что-то по книге, не завладеют вниманием детей, поскольку в их действиях нет ничего, что обращалось бы к личности учащегося.

Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.

По мнению Ушинского, педагогика не должна существовать в вакууме. Ей следует обогащаться опытом других наук, используя принципы и знания из психологии, физиологии и философии. Таким образом, процесс обучения — это антропологические штудии и практическое исследование принципов формирования человеческой личности.


Новые учителя для благородных девиц

Отдельно нужно отметить то, как Ушинский повлиял на развитие женского образования. Он помог огромному количеству девушек, которые прежде помышляли только о замужестве после окончания института, ощутить интерес к чтению, устройству общества и природы, работе и общественной деятельности.

За эти полтора года, проведенные нами в институте после реформы Ушинского, мечты и стремления институток совершенно изменились. Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, — теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении.

Ещё по этой теме :

С подачи Ушинского В. И. Водовозов, читавший смолянкам литературу, ввёл практику, которой прежде не было в институте — между занятиями и во время прогулок по саду начал беседовать с девушками об интересных вещах не из программы. Так смолянки впервые узнали названия литературных журналов и имена Добролюбова, Некрасова, Островского и Тургенева. В 1860-х все эти писатели были представителями современной литературы, а её изучение институтская программа не предполагала.

Новый учитель литературы, приглашённый Ушинским, действительно интересовался тем, что ученицы думают и чувствуют.

Однажды одно из сочинений, попавшее в руки классных дам, показалось им интимным письмом учителю. В сочинении девушка лишь описывала свои переживания от прочитанных книг. В частности, там говорилось о том, что Печорин и Онегин, оставаясь антигероями, обладают тёмным обаянием, противиться которому трудно.

Я чувствую, я вполне уверена, если бы я встретилась с личностью вроде Онегина, и тем более Печорина, я с наслаждением записалась бы в число его жертв, лишь бы только он, хотя на одну минуту, остановил на мне свое внимание. (. ) Прошу Вас, добрый, хороший Василий Иванович, составить мне программу на целый год, имея в виду 12 часов в день работы в продолжение шести дней, воскресенье же я буду проводить в Вашей школе и только вечером посещать подруг, которых очень люблю. Для моей пошленькой натуры необходим целый день тяжелого труда, иначе я совсем погибну.

Искренний и экзальтированный (что вполне естественно для девушки, которая погрузилась в литературные грёзы) тон письма показался классным дамам непристойным. Они стали подозревать смолянок в вещах, которые тем и в голову не приходили, а именно в романах с новыми преподавателями, которых набрал Ушинский.

Елизавета Водовозова (в девичестве Цевловская), которая приводит эту историю в своих воспоминаниях, после окончания института вышла за своего прежнего учителя литературы замуж, а также стала писательницей и педагогом.


Это может быть интересно :

Образование — каждому

Другие мемуаристы отмечают, что он был человеком требовательным и надменным. К тем, кто проявлял неприятные ему качества, он мог быть строг и презрителен.

В то же время, в образовании Ушинский был сторонником гуманизма, полагая, что главное в обучении — не предмет, а человек.

Читайте также: