В чем проявляется критическое отношение печорина к себе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Возраст. Происхождение. Род занятий

Печорина звали Григорий Александрович. О нём рассказал своему попутчику-повествователю штабс-капитан Максим Максимыч. Он передал офицеру-рассказчику и дневник Печорина. Максим Максимыч сказал, что познакомился с Григорием Александровичем 5 лет назад, тогда Печорину было лет 25. По происхождению он дворянин, а по роду занятий — военный, офицер, служит на Кавказе.

Описание внешности и психологический портрет

Автор даёт психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. При этом используются оксюмороны и антитезы:

Таким образом, уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным, противоречивым характером.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Несмотря на свою молодость, главный герой уже разочаровался в любви, для него отношения с женщинами — лишь способ разнообразить скучную жизнь. Ему интересно добиваться любви женщины, привлекать её своим обаянием, хладнокровно составлять план её обольщения и следовать ему. Но когда становится ясно, что женщина полюбила его и хочет выйти за него замуж, азарт его исчезает, он становится с ней холоден, так как больше всего дорожит своей свободой. Печорин пишет в своём дневнике, что не создан для семейной жизни. Поэтому с Верой, которая не претендовала на то, чтобы стать его женой, он поддерживает продолжительные отношения.

К дружбе Печорин относится скептически, считая, что один из двух друзей всегда раб другого. Поэтому у него друзей нет, он поддерживает с некоторыми людьми только приятельские отношения (например, с Вернером, Грушницким).

Черты характера и примеры их проявления


О странностях и противоречивости личности Печорина сказано уже в первой главе романа. Максим Максимыч говорит своему попутчику-повествователю о странностях Григория Александровича:

  • в дождь и холод он мог целый день провести на охоте, а сидя в комнате, мог простудиться, если пахнёт ветер;
  • ходил один на один на кабана, но вздрагивал и бледнел от стука ставня;
  • иногда был очень разговорчив, а порой молчал по целым часам.

Печорин очень эгоистичен, для своих целей манипулирует людьми. Например, чтобы получить понравившуюся ему дочку черкесского князя Бэлу, он хитро играет на чувствах её младшего брата Азамата, страстно желавшего иметь лихого коня. В итоге Азамат помогает ему украсть Бэлу, а Печорин помогает ему украсть коня у Казбича. Чтобы ему не было скучно, он играет на чувствах других людей (например, Грушницкого, Мери).

Как к Печорину относятся другие персонажи


Главный герой романа раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. Максиму Максимычу Печорин непонятен, странен, его поступки для штабс-капитана кажутся непредсказуемыми.

В глазах женщин (Бэлы, Веры, Мери) Печорин — романтический герой, который обладает каким-то гипнотическим воздействием на них.

Грушницкий поначалу с восторгом смотрит на Печорина. Когда тот начинает его высмеивать за демонстрацию какого-то псевдоромантизма, Грушницкий раздражается и злится на Печорина.

Приятель главного героя доктор Вернер после убийства Грушницкого отшатнулся от Печорина.

Самохарактеристика героя

Отношение автора к Печорину

Оценка героя писателями и литературными критиками

Критик-славянофил С. П. Шевырев негативно оценил Печорина, так как не увидел в нём национально-русских черт. Он считал, что его характер присущ скорее человеку Запада.

Вывод

Характеристика образа Печорина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Дневник Печорина - это своего рода его исповедь.
В нем он описывает свои взгляды на жизнь, свое
разочарование, свое равнодушие к окружающему его
обществу.
Скорее всего писал дневник Печорин с одной целью,
разобраться в самом себе, в своих мыслях и чувствах.
Слово получает здесь сам герой, анализирующий себя с
предельной степенью проникновенности и дающий
возможность читателю заглянуть в его душу изнутри,
поэтому столь открыт в их описании.
Он записал в своём дневнике:
"У меня врождённый дар противоречить; целая моя жизнь
была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу
или рассудку".
Двойственность его натуры проявляется в том, что он
неординарный, умный человек, но с другой стороны эгоист,
разбивающий сердца, и в то же время жертва или заложник
общества, которому себя противопоставляет.
Страсть к противоречиям и раздвоенность личности -
это основные черты характера героя.
Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах
его жизни; скептицизм и безверие порождают
разлад в его душе, чувствах и мыслях.
Он активно вмешивается в судьбу и жизнь окружающих,
меняя ход вещей таким образом, что это приводит к взрыву,
к столкновению.
Добавляя в жизни людей свою отчужденность, свою тягу
к разрушению, он действует, не считаясь с чувствами
других людей, не обращая на них внимания.
Он вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца,
брата, он мучает ее своей холодностью.
Похищение дает скучающему Печорину острые ощущения.
В охоте, войне и в любви дикарки Бэлы, он жаждет найти
утраченный вкус к жизни.
Хотя Печорин и был сильно увлечен Бэлой, она для него
была всего лишь лекарством от скуки, которое он не
задумываясь отбросил, как только оно перестало действовать.
Он влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку,
досадить Грушницкому или бог знает из какого другого.
Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает.
Но если бы, забавляясь игрой с Мери, он попросту не думал
о ее мученьях, не представлял себе, сколько страданий
ей приносит, отгонял от себя мысль о ее душе - это было бы
полбеды. Но он прекрасно представляет себе, что
происходит в сердце Мери, - и не только не гонит, но лелеет
мысль о ее страданиях: "…она проведет ночь без сна и будет
плакать. Эта мысль доставляет мне необъятное наслаждение.
Есть минуты, когда я понима Вампира!. ."
Он должен был оставить Мери в покое, не вмешиваться,
не дразнить Грушницкого… Но он не может не вмешиваться!
Он не умеет жалеть, не хочет щадить; на том основании,
что ему плохо, он обрекает на страдания всех вокруг, -
вот в чем его трагическая вина.
Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит
на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую
его силы.
И дуэль с Грушницким для Печорина-лишь один из аргументов
в его постоянном споре с окружающими его людьми, с собой
и своей судьбой.
Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную
опасность, смотрит на молодого человека с любопытством,
как на подопытного кролика.
Ведь он сознательно поставил "эксперимент", чтобы проверить
человеческую натуру: чего в ней больше - подлости, злобы
и страха или раскаяния и добрых порывов.
В новелле "Фаталист"намерение Печорина провести жестокий
эксперимент со своей жизнью продолжается.
Пари с Вуличем - это не просто спор двух людей, стремящихся
отстоять свою правоту.
Это одновременно попытка бросить вызов высшим силам,
доказать, что человек способен на свой личный выбор.
"Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума
не мешает решительности характера - напротив; что до меня
касается, то я всегда смелее иду веред, когда не знаю,
что меня ожидает.
Ведь хуже смерти ничего не случится-а смерти не минуешь!"

Особенности романа

В каждой главе повествование ведется от лица разных героев. В первой главе, где мы узнаем о трагической судьбе черкешенки Бэлы, влюбившуюся в Печорина, повествование ведется от лица давнего знакомого Печорина, Максима Максимовича. События из следующей главы рассказывает лирический герой, сам автор. Главы же “Тамань” и “Княжна Мери” представляют собой личные записи, дневники самого Печорина. Именно в этих главах он раскрывается как личность, обнажает свою душу перед читателем и раскрывается перед ним.

Характер Печорина

Григорий Александрович Печорин – человек с непростым характером. Иногда кажется, что у главного героя раздвоение личности, что в нем уживаются два абсолютно разных человека. Ему нравится манипулировать людьми, влюблять в себя женщин и подчинять их своей воле. Так, он соблазняет красавицу Бэлу, которая ему не особо интересно, ломая тем самым молодой девушке жизнь. Но при этом ему присущи благородные черты и поступки.

Печорин сам понимает, что его характер причиняет много боли окружающим, и сам от этого страдает:

Григорий Александрович Печорин был еще совсем молод. На вид ему было не более 23 лет, но его душа давно состарилась. Он был циничен и холоден с людьми, которые его любили. Бэла и княжна Мери – девушки, искренне его любившие, стали жертвами его эгоизма.

Характер Печорина в главе “Тамань”

Казалось бы, почему его волнуют дела совершенно незнакомых ему людей? скорее всего Печорину было просто скучно и он решил развлечься таким способом. Девушка решает его заманить на лодку и утопить. Печорин же, не испытывая никаких чувств к ней, тем не менее отправляется с ней на прогулку, где чуть не погиб. в результате он сам скидывает ее с лодки и уплывает. Его совершенно не интересует, что будет с ней дальше, какие последствия ее ждут. Ему просто было скучно и любопытно, а судьбы конкретных людей его не особо заботят.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур

Автор- составитель:

Шавырин Сергей Николаевич

учитель русского языка

и литературы

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур

Кунгур, 2017

Цель урока : объяснить поступки и чувства Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

Тип занятия : повторение и систематизация изученного материала.

Методы обучения : дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

Время: 45мин.

Средства : мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.

Цель развития:

• развитие умения вести дискуссию;

• умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;

• продолжить формирование навыков работы в группе;

• умения отстаивать собственную точку зрения;

• систематизировать и обобщать знания обучающихся по теме.

Цель воспитания:

• поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;

• на примере образа героя воспитывать лучшие человеческие качества;

• способствовать воспитанию "культуры ".

с такими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть “Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, –

Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Беседа по вопросам .

– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить.

С какой целью здесь появляется Печорин? – Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?

-Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?

Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою:

Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…

Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным ?

(Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

- Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке.

-Как ведёт себя девушка в лодке?

(Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

- Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.

- Прокомментируйте эту сцену.

. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

- Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин

Докажите, что Печорин смел.

Он отправляется ночью следить за слепым

Он отправляется ночью на свидание с ундиной

Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

Докажите, что Печорин не безразличен.

Его волнует загадочный облик девушки

Он решает разгадать происходящее

Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

- Как, по вашему мнению, герой относится к природе?

(Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Почему активность героя приносит несчастье людям?

(его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Выводы: Черты Печорина, проявившиеся в повести:

Интерес к людям

Активность, смелость, решительность, стремление к действию

Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)

Влечение к опасности

Любовь к природе

-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?

( Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

- В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

(Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

Читайте также: