В чем проявилось влияние церкви на жизнь средневековой европы в 11 13 веках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роль церкви в период Средневековья была очень высока. Это оправдывалось тем, что люди просто не могли объяснить большинство явлений, происходящих вокруг них. Начиная с древности стали вырабатываться особые взгляды на сущность происходящих вокруг событий. Со временем люди создали систему взглядов, основанную на монотеизме. В раннем Средневековье религиозное видение мира преобладало. С появлением научных знаний они стали отходить на второй план, так как наука могла объективно дать оценку большинству явлений.

Ело в том, что в Средневековой Европе Церковь решала всё.

Она объявляла неугодных ей людей колдунами.

За неподчинение Церкви людей сжигали.

Церковь боялся даже король, и во всём ей подчинялся

Можно сказать что вся власть была у церкви

По правилам хорошего дворянского тона заниматься предпринимательством было нарушением дворянской корпоративной этики.
Но все таки дворяне занимались предпринимательством, особенно мелкое дворянство и те, которых к этому толкала нужда - не все дворяне были богатыми, а древность рода не гарантировала материальное благополучие.

Сознание людей средневековой Европы был неразрывно связан с христианской религией. Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволило бы человеку надеяться на спасение. Она порицала людей за стремление к наживе, противопоставляя этому пороку идеалы бедности и аскетизма. Отстаивая идею равенства всех людей перед Богом, церковники вместе с тем делили верующих на духовенство и мирян. Духовенство отличалось особым качеством — священством, которое шло от самого Христа и передавалось из поколения в поколение во время специального обряда. Считалось, что верующие были не способны самостоятельно, без священников отыскать пути к спасению, понять слово Божье. Спасение душ верующих могло быть только коллективным, в лоне церкви. Поэтому Библия была для рядовых мирян запретна, толковать ее дозволялось только священнослужителям.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон — особые правила изображения. Античное искусство как языческое подвергалось гонениям. По распоряжению духовенства уничтожались древние храмы, статуи, рукописи. Некоторые античные памятники литературы и искусства уцелели благодаря тому, что христиане использовали их в своих интересах. К ним относились, например, произведения Аристотеля, некоторые здания, превращенные в церкви.

Центрами культуры в Западной Европе долгое время были монастыри. Монахи сумели сохранить то немногое из античного и раннехристианского наследия, что не было уничтожено и разрушено варварами. Они переписывали книги, сохраняя знания для будущих поколений, вели хроники — записи важнейших событий, произошедших в том или ином году. При этом, хотя сами монастыри были своеобразными островками культуры среди моря неграмотности, многие монахи были необразованны. Уровень образования прихожан был минимальным.

Средневековая христианская культура опиралась не на записанное, запечатленное слово, а на изустные проповеди, молитвы, предания. Человек Средневековья привык рассматривать окружающую действительность как некий текст, систему символов, содержащих высший смысл. Поэтому средневековое искусство, прежде всего живопись, стремилось по-своему истолковать Библию.

2. Чем отличалось представление средневекового человека об окружающем мире и его устройстве от современных представлений?

В условиях отсутствия достоверных научных знаний о природе представление о мироздании средневекового человека было основано на религии. Картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Согласно представлениям европейца Средневековья мир являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил, и все были абсолютно уверены в возможности чудес. Отсюда строгое соблюдение религиозных обрядов, которые должны были помочь человеку властвовать над природой.

Представления современного человека о мире основываются на науке, а не на религии.

В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. Вопреки религии, которая прославляла аскетизм, рыцарская культура воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни.

В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей . Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

4. В чем состояло своеобразие крестьянской культуры?

Своеобразие крестьянской культуры:

- тесная связь с природой;

- почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности (консерватизм);

- большое значение общины;

- сохранение остатков древних верований, что приводило к смеси христианства и языческих суеверий.

5. Почему именно города стали центрами формирования новых духовных ценностей европейцев?

Потому что именно жители города - банкиры, купцы, ремесленники, врачи, адвокаты – были людьми предприимчивыми и более склонными к новшествам. От умения вести дела и расторопности зависело их благополучие. В городе труд и богатство были признаками достоинства человека.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счет и письмо, разбираться в свойствах материалов — металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Горожане высоко ценили собственный опыт, знания, навыки и умения, заимствованные друг у друга.

В городах возникла система светского образования.

2. Прочитайте стихотворение Бертрана де Борна:

Жду битвы как блага из благ:

В ней доблести — соль,

Все прочее — ноль

С ней рядом. Солдат

Вся жизнь — боевая страда:

Походный разбить бивуак,

Стеной обнести города,

Добыть больше шлемов и шпаг —

Господь, не неволь

Ждать лучшей из доль:

Мне слаще звон лат.

К какому жанру средневековой литературы относится это произведение? По каким признакам можно судить об этом? К какому социальному слою принадлежал, по вашему мнению, автор стихотворения?

Это стихотворение относиться к жанру рыцарской литературы. Об этом говорит желание автора участвовать в бою и походах, показать свою доблесть и храбрость. Я думаю, что автор этого стихотворения относился к рыцарскому сословию.

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

Христианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию. После 1054 г. (разрыва с византийской патриархией) церковь превращается в центр политической жизни Европы (г. Ватикан, Рим, Италия).

Согласно доктрине Августина Блаженного церковь утверждала и отстаивала свой приоритет над светской властью. Ни один король не мог оспорить привилегии папы, вмешиваться в политическую жизнь собственного государства. Конечно, светские владыки искали пути нейтрализации сильного и ненужного для них влияния католической церкви. Но эти победы были скорее исключением из правил.

Основными орудиями борьбы с непокорными монархами были финансовый пресс и институт анафемы. В период феодальной раздражительности короли были наиболее зависимыми от воли римского папы. Борьба за целостность государства требовала немалых денежных средств, ведь мятежные феодалы нередко были богаче сюзерена. Денежная помощь предоставлялась в обмен на расширения влияний папы в регионе.

Если король оказывался повиноваться главе Ватикана, то включался механизм анафемы. Анафема ? церковное проклятие, вечное отлучение от церкви неугодной персоны. Предание анафеме влекло за собой страшные, непоправимые последствия.

В эту ловушку угодили французский король Генрих VII, печально знаменитый своим походом в Каноссу, где после невероятных унижений он был все-таки прощен римским папой.

В отличие от светской власти католическая церковь имела твердый финансовый доход ? церковная десятина от крестьян, щедрые подарки от могущественных феодалов и льготы, предоставляемые монархом.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Но данные обстоятельства не отрицают всего положительного, что было сделано католической церковью в Средние века. Монастыри были центром культуры; во многих из них хранились свидетельства великих дел времен Римской Империи. Грамотные монахи кропотливо переписывали древние свитки.

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию?

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировка весьма зыбка и недостаточно обоснована. По сути дела она покоится на авторитете хронологов и теологов Эпохи

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг и рукописей весьма зыбка и недостаточно обоснованна. По сути дела, датировки зиждутся на авторитете хронологов и теологов эпохи

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ В культуре XVIII столетия Природа становится первичной реальностью. Критика традиционных общественных институтов и религиозных догм, мистических грез и темных суеверий, схоластической лжеучености и традиционных

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ Большую роль в Испании этого времени играла христианская церковь, влияние которой все более распространялось. Центрами христианизации оставались наиболее романизованные города, но в IV в. в новую религию все чаще обращаются

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировки весьма зыбки и недостаточно обоснованы. По сути дела, они покоятся на авторитете хронологов и теологов ЭПОХИ

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА По эту сторону Пиренеев евреи могли попасть в Галлию и на границы германского мира вслед за римскими легионами в эпоху, когда христианство представляло собой лишь маленькую иудейскую секту, возможно даже и до

Христианская церковь

Христианская церковь Важное значение для процесса феодализации имела гэльская христианская церковь, которая активно поддерживала королевскую власть и к середине XI в. сумела значительно укрепить свои позиции в шотландском государстве. Первоначально центром

Читайте также: