В чем по достоевскому особая миссия россии на чем сосредоточен писатель в своих произведениях кратко

Обновлено: 02.07.2024


Ключевые слова: концепция, традиция, народ, почва, революция, проблемы, православие, духовность, царь, правительство

spirituality, orthodoxy, problems, revolution, soil, people, tradition, concept, tsar, government

Со стороны же видно другое: Достоевский направляет русский народ в лице его образованной части, думающих людей и разночинцев на личностное преображение в духе православия. Здесь опять, на мой взгляд, противоречие: как гениальный писатель и публицист Достоевский способствует реалистическому анализу послереформенной российской жизни и связанной с этим трансформации личности русского человека, осуществляет, если так можно выразиться, критику идолов разума и сознания, а как наставник народа зовет последний в православие, считая, что это и есть столбовая дорога не только России, но и Европы и всего мира.

• Как правило, это были образованные люди, которые стали думать о России, почувствовали себя ответственными за жизнь крестьян и бедных.

• Практически все они были верующими, причем не формально.

• Это были люди, знающие Европу и сравнивающие с ней Россию.

• Состояние России они оценивали как неудовлетворительное, требующее изменений и в то же время верили в самобытность России, своеобразную несоизмеримость ее Европе.

• В той или иной мере они продумывали указанные реалии ‒ вера, Европа, Россия, народ ‒ и искали выход.

• Выход виделся (по сути, выстраивался личностью) в движении, предполагающем нравственную работу личности, общества и государства, в направлении построения мира, ядро которого составляла вера и православие.

Рассуждения Чаадаева по поводу мировой истории прошли два этапа. На первом он приходит к мысли о том, что именно в Европе воплотились идеи и замысел христианства, а Россия осталась в стороне, выпала из мирового исторического процесса. Но такой вывод по поводу России не укладывался в голове, противоречил самой идее провиденциальности Творца. Поэтому на втором этапе Чаадаев выходит на идеи, составляющие суть рассматриваемой традиции. А именно, у России есть свое назначение, она вступит в игру позднее, Россия определит историческое развитие Европы и всего мира, главное содержание этого будущего этапа истории будет раскрытие в форме социальной жизни идей подлинного христианства и православия.

И обобщенное, можно сказать, эзотерическое понимание народа сложилось у Достоевского не без влияния Карамзина, Чаадаева и православия. Если первые вводят в оборот, как бы мы сегодня сказали, политологические конструкции и дискурс ‒ Европа, Россия, народ, Рим, спасение, Церковь и др., то церковь тоже оперировала сходными обобщенными понятиями.

Рассмотренная здесь традиция разделялась как современниками Достоевского, например, Константином Леонтьевым, так и некоторыми современными мыслителями и писателями, скажем, Александром Солженицыным. Но, естественно, своеобразно личности каждого.

А вот взгляды нашего современника.

Кроме того, Солженицын среди других мер предлагает наделить людей землей, что будет выступать естественной формой возвращения к национальным истокам ‒ почве; ввести авторитарные (державные) формы правления; обеспечить самостоятельность церкви. По мнению Р.А. Медведева, идеальное русское государство Солженицына представляет собой не демократическое, а авторитарное государство безо всяких политических партий, которые не могут не быть своекорыстными.

Вернемся к вопросу, фактически поставленному выше: в какой мере осуществился прогноз Достоевского, обусловленный рассмотренной традицией? По форме прогноз, а по сути, это был социальный месседж, адресованный царю, верхам, образованным людям. Революция семнадцатого года лишила этот месседж смысла, превратила в утопию, показала его нереалистичность, в том числе потому, что были частично уничтожены, частично растлены властью церковь, православие, да и сам народ (вот здесь, пожалуй, имеет смысл говорить о народе, поскольку болезненной, катастрофической трансформации подверглись абсолютно все). Но также и потому, что к настоящему времени кардинально изменились все культурные и социально-экономические условия. Вряд ли в этой ситуации может возродиться золотая мечта русских религиозных мыслителей. Конечно, в настоящее время церковь и православие возрождаются, но не в рамках той традиции, которую мы проанализировали. Стоит почитать концепцию православной церкви и другие ее документы, чтобы понять ‒ православная церковь не ставит своей задачей указать путь решения основных европейских и мировых проблем, и даже, построения царства Божьего на земле (интересно, а какую тогда конечную цель указывает современное православие?).

Мне могут возразить, приведя заявления российских СМИ, точнее властей и Кремля, которые снова противопоставляют Россию Западу и Европе, пишут о духовных скрепах, о том, что ну да, Запад силен своей экономикой, зато мы духовные и встали с колен, и рано или поздно, но укажем путь всем. Но это не рассмотренная здесь традиция, а пустая форма, имитация, призванные решать идеологические задачи власти.

Сложность современной ситуации в том, что рассмотренная здесь культура (самодержавия и православия) и намеченная в XIX столетии российскими религиозными мыслителями и писателями традиция решения основных проблем и вызовов времени канули в лето, а новых решений, отвечающих современным реалиям и вызовам пока нет. Не дал результата поиск национальной идеи, не привилась концепция суверенной демократии, непонятно, какой тип общества и государства мы строим. Проблема также в том, что принятые обществом и культурой социальные месседжи, типа рассмотренной здесь провиденциальной концепции или построения социализма и коммунизма, как правило, действуют на протяжении относительно большого периода (полвека, век), да к тому же часто по своим последствиям являются социально деструктивными. Тем не менее, несмотря на уже осознанную в научном разуме деструктивность, такие месседжи могут еще долго не сходить со сцены истории, поскольку массы продолжают в них верить. Требуется или очень серьезное, можно сказать катастрофическое, ухудшение жизни населения или настоящая революция (не обязательно кровавая), чтобы массы или отдельные большие социальные популяции (слои) наконец расстались с привычными картинами и вехами.

Гинзбург Е. С. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности. — М.: Советский писатель, 1990. 591 с.

Творчество многих русских писателей XIX ве­ка неразрывно связано с русским миром, во многих произведениях прослеживается тема русской идеи как социально-философской основы российской государственности.

С начала XIX века происходило расширение территории России, в связи с чем остро возникла необходимость в выработке нового политического курса государства, который объединил бы вновь вошедшие в его состав народы под властью русского монарха. Интерес к данной проблеме обусловлен не только историческими причинами, что актуально само по себе, но и современными условиями, когда Российское государство осуществляет выход в мировое пространство с новой политической философией и заявляет о себе как о сильной державе, способной противостоять мировому гегемону.

Среди русских писателей, которые наиболее тщательно и последовательно раскрывали содержание русской идеи, особое место занимает Ф.М. Достоевский. Его размышления о русской идее относятся к периоду 1860-1870-х годов, когда правительство разрабатывало реформы, и позже, когда стали ощутимы первые их результаты, оказывавшие влияние на содержание внутренней и внешней политики России.

Достоевский не подвел окончательно Раскольникова к христианству, однако сделал вывод, что преступления совершаются вне Бога, на пути Его отрицания, неприятия. Евангелие-Бог победил Топор-бунт (символ топора как орудия преступления был выбран Достоевским с намеком на идеи революционных демократов, в частности, Чернышевского, призывавших Русь к топору). Евангелие, по мысли писателя, должно помочь Раскольникову на каторге, как в свое время помогло самому Достоевскому. С веры в Христа началось духовное просветление и возрождение Раскольникова.

Тема детей у Достоевского — центральная с точки зрения содержания национального самосознания русского народа. Дети — будущее народа, гарантия его существования и процветания. Благополучие детей во все времена являлось ведущим критерием благополучия общества. По состоянию детства, отношению к детям измеряют степень цивилизованности народа. В современной России на этом поле — непочатый край работы.

Находясь в течение четырех лет за границей, Достоевский постоянно сравнивал русского человека с западноевропейцами, видел различия между ними в приверженности Запада католицизму. Главным недостатком католической религии он считал забвение человека, измену Христу ради материальных, земных выгод. В католицизме писатель не видел прочных религиозных и нравственных убеждений, западники, по его мнению, действовали в зависимости от конъюнктуры, ставили во главу мотивов своих действий исключительно власть и богатство.

Вообще Достоевский очень трепетно, осторожно относился к проявлениям любви, не разбрасывался ею, бережно копил в душах героев, чтобы затем выплеснуть на окружающих с неистовой силой, вопреки законам и нормам общества. По представлению Достоевского, Бог есть любовь. Вокруг этой евангельской идеи строились многие сюжеты его произведений и в целом нравственная концепция писателя.

Наиболее яркой фигурой церковного деятеля стал Зосима (старец Зосима). Главным его предназначением являлась помощь людям — добрым словом, житейским советом, исцелением. Это — видимая сторона деятельности Зосимы, а невидимая, внутренняя заключалась в бесконечном духовно-нравственном совершенствовании. Непросто происходило формирование нравственного мира будущего старца, но Господь подвел его к высшему его предназначению на Земле. Уход Зосимы в монахи, разрыв с миром свидетельствовали об окончательном его очищении.

Примечания:

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт.: т. XXV / Ф.М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984. — С.148. Далее ссылки на это издание с указанием тома и страницы.


Чтение книг распаляет его фантазию, в его голове благодаря воображению и мечтам возникают романы. Однажды на одной из петербургских улиц он спасает девушку от преследования неизвестного. Незнакомка оказалась сиротой. Настенька по натуре веселая, жизнерадостная девушка. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель рассказывает Настеньке о своих снах, необычных, воображаемых мирах, которые кажутся ему прекраснее действительности. Влюбившись в Настеньку, герой открывает, что живет он не настоящей жизнью, а преступной. Кажется, что душа его устремляется навстречу живой жизни. Но длится это недолго. Настенька и Мечтатель решают пожениться, но появляется прежний возлюбленный Настеньки, а Мечтатель остается один. Он не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье. Настя уходит в жизнь, к людям, порывая с уединением. Мечтатель вновь погружается в мир сновидений и фантазий.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, «Италии.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.


Литература в России всегда влияла на жизнь народа. Литература – инструмент воздействия на сознание людей. Она, по сути, замещала в России философию, побуждала к самостоятельному мышлению, раскрывала смыслы и оказывала большое влияние на формирование национального самосознания.

Достоевский знал, что человечество гибнет и его нужно спасать. Он также знал, что спасти человечество Бог поручил России. В этом колоссальная ответственность интеллигенции перед Богом.

Он понимал, что наша страна избрана свыше, что она всегда искала ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия. Избранность России объясняется исполнением особой религиозно-духовной миссии. Истинная интеллигенция знала, что истину нужно выстрадать, разделив мучения своего народа, который много терпит именно потому, что является Богоизбранным народом.

Достоевский знал, что люди активно сопротивляются спасительной воле Бога, но, несмотря на это сопротивление, у человечества сохраняются шансы на спасение. Драмы Достоевского – трагическое столкновение мировоззрений. Такое противостояние сопровождается неизбежными человеческими жертвами.

Достоевский обнажает две крайности нашей жизни. Это грязная действительность и возвышенные мечты о Царстве Небесном, которое внутри человека. Мечта русских Россию устремляет в бесконечность. Достоевский знал, что судьба русского человека в собственной душе, вмещающей в себя весь Божий мир. Отсюда – всемирная отзывчивость русской души и мистические основы её космической мощи.

Человек у Достоевского – неогранённый алмаз, огранку которого осуществляет сама жизнь. Он желал показать красоту очищенной души человеческой, этот бесценный бриллиант, который большей частью весь завален, захламлён грязью лжи, гордыни, плотоугодия. Федор Михайлович верил более всего в бесконечность человеческой души. Она для него была осуществлена в Иисусе Христе – человеке. Это значит, что выражение души возможно и для каждого из нас.

Иисус Христос для Достоевского – высший нравственный идеал, которому надо стараться подражать, учиться у него любви, милосердию, подвигу и самопожертвованию. Достоевский верил в реальность Бога как в сверхчеловеческое Добро и в Христа как в Богочеловека. Он говорил о живом и деятельном, истинном учении Христа. Его истоки находятся в Богочеловеке, в Христе, – Божественной Душе человека.

Достоевский показывает, что в России рождается не только новый человек и нация, но и новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство.

Произведения Достоевского содержат в себе исследования метафизических смыслов российской нации. Прежде всего, это вопрос о качестве самого человека и необходимости выражения Души.

Являясь человеком религиозным, в высшем смысле этого слова, Достоевский был свободным мыслителем и художником. Он никогда не отделял истину от добра и красоты. Достоевский, по сути, подвижник Христа, пытающийся объяснить людям мир с этих высоких позиций. Он понимал, что Христос задал миру направление к неотвратимому достижению святости в будущем. Поняв великий замысел Бога о человеке, люди способны изменить свой мир.

В Христе открылась бесконечность Божественной Души, вмещающей в себя всю бесконечность Бога. Эта идея есть величайшее добро, величайшая истина и совершеннейшая красота. Красота неотделима от добра, любви и истины, поэтому она и спасёт мир.

Стали ли мы видеть яснее растущую красоту Целого, доброту Цели и мудрость Божественного Плана? Смогли ли мы чётче осознать, что красота, доброта и мудрость – это не просто качества, как можно предположить исходя из неадекватного представления о них, но проявление великих реалий? Постигли ли мы ту истину, что это не свойства Божества, но имена Жизней, столь могучих и активных, что люди пока и представить себе не могут?

Наука метафизика открывает глубинное понимание этих слов. Какое-то понимание должно постепенно возникать в сознании каждого просвещённого интеллигента. Оно демонстрирует отклик на воздействие энергии Божественной Души.

Достоевский верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Он считал, что именно Россия должна сказать миру новое слово. Истина едина, она и объединит все народы. Обладание истиной не может быть привилегией одного народа или отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, с пожертвованием своего национального эгоизма. Истинное дело возможно, только если в человеке есть свободные силы света и добра, но без Бога человек таких сил не имеет. Всеобщая свобода и всеобщая ответственность позволяют сделать мир таким, каким он задуман Богом.

Достоевский утверждал, что люди должны верить в своё высокое предназначение в мире. Он знал, что миссия России откроется тогда, когда нация будет готова к её выполнению. Достоевский верил, что это время обязательно наступит…

Ему открылась особая миссия русского народа, которую необходимо объяснить не только самому народу, но и всему миру. Ему открылось, что через крещение (Посвящение) проходит не только отдельный человек, но и избранный Богом народ, получающий от Бога не только особые права, но, прежде всего, особое задание в мире, которое никто, кроме него, выполнить не может.

Он знал, что в России куётся судьба мира, и настаивал, что будущее Слово и окончательная истина будет сказана Россией, невестой Христовой, которая призвана Богом спасти мир. Олицетворяемая им Россия, пережив великие страдания, прославит Бога и поможет Ему спасти весь мир от духовной смерти.

Не всем нравятся пророчества Достоевского, поскольку предполагают колоссальную ответственность перед Богом. Он старался показать, что, уходя от этих вопросов, интеллигенция много страдает, ибо идёт против собственной духовной Сущности.


Достоевский верил в Россию, потому что знал, что в Россию верит Бог. Он знал, что Россия, Святая Русь – Богоизбранная страна.



Великий Замысел Творца начинает проявляться через Его Идею. Великая Идея открывает России новые горизонты. Мы создаём будущее посредством знания прошлого и красоты настоящего. Мы суть грядущая судьба, а наше будущее окрашивает то, что есть. Истинная идея даёт ответы на все вопросы прошлого, настоящего и будущего.

Идея России исходит из Ума Бога, поэтому является Божественной и мировой. Следовательно, содержит в себе ответы на все вопросы в отношении мировых процессов. Идея России несёт с собой новый подход ко всем явлениям жизни и заложит фундамент Нового Мира, новой цивилизации и культуры.

Достоевский и Мамлеев откликались на импульсы, исходящие из мира Души. Они, как и многие русские писатели и поэты, пытались осознать групповые интересы и групповую цель. Такое побуждение вызывает потребность в индивидуальном творчестве.

Христианское сознание, или сознание души, характеризуется совершенствованием и контролем ума и демонстрацией любви в служении. Таковы характерные особенности Иерархии Света и качества тех, из кого состоит Царство Божие. Чудеса Единого Духа Истины – сокрытого Божества – могут быть разгаданы и усвоены человечеством как Его действующие силы. Дух Истины познаётся только через внутреннего Христа – Божественную Душу, как Божественного принципа внутри нас.

Россия – продвинутый мировой ученик. Российская нация продвигается по Пути Ученичества и мирового служения, проходя необходимую подготовку к своему посвящению. Подвиг нации представляет работу мирового Ученика, стремящегося продемонстрировать на поле битвы мира свою внутреннюю божественность и скрытые в нём силы. Мы имеем Дух, Душу и тело в их единстве. Жизнь, сознание и форма сходятся вместе в личности, мировом Ученике, российской нации, которая, реализуя Идею Бога, будет действовать под влиянием Души, внутреннего Христа, достигая целей Духа, Отца Небесного.

Так мы совершим подвиги и продемонстрируем свои качества и способности. Служение - единственный Путь к формированию себя как Богочеловека. Российская нация вооружена всеми божественными силами, хотя пока не знает, как ими пользоваться… В настоящее время открывается вековая тайна нашего мессианства.


Способна ли интеллигенция России увидеть входящую в нашу жизнь Истину в форме Откровения. Откровение нации всегда дают Пророки. Пророки приходят на Землю, чтобы выразить Волю Бога и дать Божественное Откровение. Для нации оно является национальной идеей.

Реализация этой идеи заместит эгоистическое человеческое сознание быстрым пробуждением группового сознания. Вся деятельность российской нации придёт в гармонию с Великим Планом. Важно знать, что именно на физическом плане человек должен продемонстрировать своё понимание, свою свободу от заблуждений и контроля низшей природы и, наконец, свою божественность. Первой в мире предстоит продемонстрировать Божественную Душу России!

Он в Российскую нацию пришёл как Бог – Отец и как Единый. Он истинный Духовный Наставник для всей нации как группы. Интеллигенции следует распознать своего пророка. С принятием Божественной Идеи Россия начнёт осознанный Путь мирового служения. С этого момента начнётся жизнь внутреннего национального раскрытия и главенства Божественной Души, или субъективного Существа. Завершить хочу пророчеством о России Эдгара Кейси:

Возрождение христианства и Православной Церкви несет огромную важность для восточной Европы. Россия из бывшей коммунистической и атеистической страны превратилась в единственную силу, по-настоящему защищающую веру и христианство пред лицом обезумевшего Запада, разрушенного потребительским отношением ко всему, а также духовной и политической трусостью. Не знаю, каким будет наше будущее, но хочу напомнить некоторые факты из прошлого.


XXI век или будет духовным, или не будет существовать вообще.

XIX век — это великая эпоха для России и Российской Империи, достигшей максимального расширения своих территорий при царствовании великого, но не слишком популярного царя Николая Первого (ах, если бы он только отвоевал Константинополь…). Численность населения достигла фантастических пределов — более 100 миллионов "душ", выражаясь словами Гоголя. К концу наполеоновских войн под царским стягом проживало 30 миллионов человек, в 1914 эта цифра составляет 160 миллионов — больше, чем сегодня!

В те времена Россия более заселена, чем Франция, которая к концу XVIII столетия опережала в этом всю Европу! И улучшения этой nation enfant — "детской нации", как называл ее путешественник и писатель Адольф де Кюстин, происходят не только в количественном, но и в качественном измерении: во время царствования Николая вы обнаружите появление целого поколения гениев (Пушкин, Гоголь, Грибоедов, погибший в посольской миссии, Лермонтов), а вдобавок — и промышленный толчок, приведший Россию к превращению в силу мирового значения уже к 1900-му году.

К 1860-му году российские писатели на равнее с французскими с легкостью преобладают на литературном поприще Европы. А начиная с 1880-х годов русские композиторы, такие как Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, ставят под сомнение превосходство германских композиторов.

Именно тогда Россия начинает внушать Европе страх (что продолжается и по сей день). В то же время Ницше предрекал, что Россия — этот престол воли к власти — в грядущих веках станет главным актером на политической и военной сцене Европы. Миссия России — пробудить Европу, вырвав ее из лап нигилистического будущего. Провокационный Ницше в труде "По ту сторону добра и зла" предвидит грядущее элит, состоящих из евреев и русских:

— Мыслитель, в душе у которого вопросы о будущем Европы, будет, касательно грядущих перспектив, рассчитывать на евреев точно так же, как будет рассчитывать и на русских — как на наиболее твердые и вероятные факторы в большой игре и битве великих сил.

Однако Достоевский видит вещи иначе — он видит как пророк и писатель, а также как человек верующий (практически, как старец). Конец XIX века предстает перед нами и как духовное и национальное возрождение, которые будет грубо выпачкано и искажено глобальными войнами следующего столетия. И Достоевский в своей гениальности, щедрости и душевной простоте так описывает будущее в своей знаменитой речи в память о Пушкине, составленной им незадолго до смерти в 1881 году (начинает он с метафизических вопросов, касающихся петровской реформы):

— Что означала для нас эта реформа?…Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее.

И Достоевский дает ответ:

— Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу, а несомненно уже ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм… И он надеется на будущее великое братское примирение европейских наций и человечества: мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия…

Достоевский полагает, что "стать настоящим русским — значит стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите". И предвидя мрачное будущее мира, он пишет следующие необычные строки:

— Западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

Такой эпический напор является чуть ли не предвозвестником возгласа "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и коммунистического идеала всеобщего братства, восхищавшего и привлекавшего на свою сторону миллионы людей (почти 2 миллиарда!) в прошлом столетии (и независимо от того, будем мы коммунистами или нет, не должны ли мы признать данные реалии?). В любом случае Достоевскому, который едва ли был коммунистом и атеистом, намерения русских являются проявлением добра, а реакции европейцев часто бывают ошибочными:

— Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги!

И почти в диалектических выражениях Достоевский добавляет:

— Стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!

Тон такой речи может показаться идеалистическим, даже наивным. Но не забывайте, что гений прав, опережая иногда на 20, а то и на две сотни лет свое время! Несомненно, что Достоевский хотел бы увидеть Пушкина исполнившим и завершившим свою миссию:

— Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших…

Да, я знаю, Россия от Пушкина до Путина — прошла через ад, пытаясь объяснить свои стремления… Но давайте подождем еще несколько лет.

Читайте также: