Как написать истории нашей школы 160 лети и кто из родителей здесь учились

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность данного исследования заключается в том,что изучая прошлое нашей школы,мы поднимаем свое сознание на более высокий уровень, приобщаясь к духовному опыту человечества.Исследование рассматривает историю школы, а она – начало сознательной истории личности, а история личности – история города, страны.

Почему я выбрала эту тему? В 2014 году наша школа отметила 50-летний юбилей.Моей задачей было собрать и систематизировать информацию об истории школы, встретиться с учителями, работавшими в школе, с выпускниками нашей школы, изучить архивные материалы.В целом эта работа образовала проблему исследования.

Цель исследования: проанализировать историю развития школы с момента ее образования и до настоящего времени.

Проблема исследования: не изученность и разрозненность имеющихся данных по истории школы.

Задачи исследования:

– рассмотреть историю открытия школы;

– исследовать первые годы жизни школы;

– рассмотреть развитие школы на современном этапе ее существования.

Предмет исследования: история школы в развитии – с момента ее образования и до настоящего времени.

Объект исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области (ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево).

Методы исследования:

– метод социологического опроса;

Практическая значимость: Распространение среди учащихся и их родителей знаний по истории своей школы, публикация материала по истории школы в местных средствах массовой информации.

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре… Я думаю, для многих людей, в том числе и для меня, Родина начинается со школы, потому что школа – это не просто здание, это целый мир, который требует познания и осмысления, это люди, при общении с которыми развиваешься и образовываешься, будь ты, учитель, родитель, ученик. Это место, где мы получаем знания, открываем для себя мир, находим друзей, учимся жить. Во все времена предназначение школы было именно в этом, поэтому я считаю, что тема школы, ее истории всегда важна и актуальна. Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для нас, сегодняшних учеников ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево – это и тропа от родительского дома, и цветы и кустарники, посаженные нами, и, конечно, наши педагоги. Мы понимаем: нельзя по-настоящему любить родную школу, не зная ее истории, не зная людей, которые создавали эту историю. Детство и Школа… эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.

er1.tif

Сегодня я хочу рассказать о школе, о самой лучшей школе на свете, о школе, в которой я учусь!

В городе огромном среди множества школ

Есть одна такая, в которой я учусь.

Есть одна такая, без которой нельзя!

Есть одна такая, но, впрочем всего не учесть,

Школа седьмая такая есть!

История открытия школы, первые годы школы

А 50 лет назад… Из воспоминаний Заслуженного учителя РФ Панюшева Г.Е.

Большой популярностью у учителей пользовались стенгазеты, которые обязательно выпускались к 8 марта. В них помещались стихотворные посвящения и эпиграммы. Никто из учителей не был забыт – каждый получал свою долю острот. Правда, совсем не обидных.

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей….

Первые педагоги школы

Фундамент знаний и умений закладывают учителя начальных классов. Галич М.Н., Захарова В.И., Селина О.И., Орлова Г.А. имели стаж работы более 20 лет. Каждый урок они превращали в интересное открытие, в радость познания.

Уроки русского языка и литературы, проводимые Рахматовой Г.М. и Волковой В.А. являлись школой эстетического и эмоционального восприятия художественных произведений.

На уроках экономической культуры Власова О.В. применяя метод проектной деятельности, стремится помочь учащимся овладеть основами культуры экономических отношений.

Наша школа, развивая интеллектуальные способности, укрепляет и физическое здоровье учащихся. Нетрадиционные задания, соревновательный дух, атмосфера доверия отличают уроки учителя физической культуры Ивановой О.Н. Они пробуждают интерес к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни.

Воспоминания выпускников нашей школы

Нигматуллина Венера – выпускница 2008 года: Для меня 7 школа – это. думаю, каждый выпускник мог бы продолжить по – своему. Я тоже не могу не вспомнить самые лучшие незабываемые умопомрачительные годы. В первый год учебы в вузе каждый день сравнивала академию со школой, профессоров, доцентов – с нашими родными и близкими учителями. Постоянно хотелось вернуться в ту теплую, знакомую, по – своему домашнюю обстановку, вновь оказаться в родных стенах, где я проводила большую часть дня. Ведь школу я воспринимала не только, как заведение где дают знания: здесь постоянно находила себе увлечения и помимо учебы. Учителя, умевшие заинтересовать нас, делали уроки интересными, помогая усвоить все полезное, что могло бы пригодиться в жизни. И мы успевали не только учиться, но и развлекаться. Различных мероприятий проводилось не мало. Мы сами придумывали конкурсы, получаю от них наслаждение, огромный заряд положительной энергии и много – много хорошего настроения. Наш дружный класс нельзя не вспомнить. Мы были большой и дружной семьей, представляли школу на различных фестивалях, формах, съездах, занимали первые места. А воспитала нас такими классная руководительница В.А. Волкова. Именно она научила стремиться быть лучшими во всем, везде, всегда! Постоянно организовывала походы на природу, в театр и т.д. Валентина Александровна умела найти подход к любому ученику, с ней можно было поделиться любыми проблемами и получить добрый совет. Сейчас я уже работаю. К сожалению, работа не очень близко от Похвистнева. Но я надеюсь приехать на юбилей нашей школы. Ведь этот день позволит еще раз окунуться в беззаботное детство, встретиться со школьными друзьями. Школа откроет двери всем: здесь будет и шумная молодежь, еще недавно прибывшая в роли старшеклассников, и самые маленькие посетители нашей школы. Я очень люблю эту школу и никогда ее не забуду.

Андрецова Анна (Ятманкина) – выпускница 1990года: В 7 школе я проучилась с 1 сентября 1982 по 28 мая 1990 года. Было всякое: и грусть, и радость. В конце начальных классов у нас появилась Тамара Максимовна Щербакова – учитель от Бога! Она была с нами не только в школе, даже домой приходила. Все знала про нас, умела поддержать в трудную минуту. Когда мы были в старших классах нашим классным руководителем была Зинаида Савельевна Микушова. Я думаю, что ее любили не только мы, но и все, кто у нее учился. Даже нелюбимый предмет (немецкий язык) она могла превратить в сказку. На ее уроках мы играли в мяч, были продавцами, учителями, врачами…Я очень любила и до сих пор люблю учителя русского языка и литературы Галину Александровну Сорочайкину. Благодаря ей я до сих пор очень люблю читать. И вообще, мне нравилась вся наша школа, весь наш класс. Нисколько не сожалею, что моя дочь Анастасия Андрецова тоже училась здесь. Она училась до 9 класса. Большое спасибо учителю начальных классов Галич Марии Николаевне за то, что она заложила хороший фундамент знаний для будущего Насти. Побольше бы таких учителей, как она. Тогда все, как моя дочь, шли бы в школу с желанием и настроением.

Многие выпускники школы выбрали себе профессии связанные с юриспруденцией и в области образования. Большинство учащихся школы посещает уроки информатики, работает компьютерный класс и открыт, один из первых в районе. По – прежнему много внимания уделяется эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Многие выпускники пошли по стопам своих учителей – посвятив жизнь школе, ученикам, это Ольга Ивановна Селина, Елена Леонидовна Шаповал и другие.

Любой из нас согласится с тем, что самые лучшие годы это годы, проведенные в школе. Во времена наших родителей так же, как и в наше время, ученики были разные. Кто-то учился хорошо, а кто-то бездельничал. Кому-то учиться было легко, а кому-то сложно, но каждый пытался учиться по мере своих возможностей.

Давайте же заглянем в прошлое и посмотрим, как же учились наши родители.

В то время, когда наши родители ходили в школу были другие времена. Тогда страна состояла из пятнадцати республик, она была очень большая и могучая. Проще сказать мои родители учились в Советском Союзе, в состав которого входила территория сегодняшней Российской Федерации.

Родители рассказывали мне о том, как они первый раз пошли в первый класс. Их за ручку в школу привели родители. Первое сентября – девочки с первого по десятый класс (у них учились десять лет), одеты в коричневую школьную форму, белый парадный фартук и огромные белые банты на голове. Мальчики были одеты проще – школьный костюм и белая рубашка. По окончании линейки десятиклассники дарили подарки каждому первоклашке, брали его за руку и вели в класс, знакомя детей с их вторым домом на ближайшие десять лет. В начальной школе их принимали в октябрята, и у каждого на груди горела красная звездочка, в центре которой был портрет маленького В.И.Ленина. Позже тем, кому исполнялось девять лет, принимали в пионеры. Плохих учеников в пионеры не принимали, пока они не исправят свое поведение и оценки. Ведь пионер – это младшим школьникам пример. Пионеры шефствовали над октябрятами. Старшеклассников, которым исполнилось четырнадцать лет, принимали в комсомол.

Учеба у них тоже отличалась от современной учебы. Наши родители не могли себе представить, что, не выходя из дома, нажав несколько клавиш, они найдут ту информацию, что их интересует. У них не было компьютеров, поэтому прежде чем написать какой-то реферат, они ходили в библиотеки, прочитывали множество литературы, делая себе записи в черновике. Дома этот реферат оформлялся от руки. Так же от руки на ватманах оформляли стенгазеты и плакаты для класса и школы.

Сейчас нельзя себе представить жизни без электроники. А во времена детства и юности наших родителей этого совсем не было. Они ходили гулять на улицу, ходили в гости. Зимой катались с горок на санках, лыжах и дугах. А летом ездили в пионерские и трудовые лагеря. Наши родители посещали разные кружки. Они многое могли делать своими руками.

Школьные годы наших родителей очень интересны. Они вспоминают их с таким восторгом, они были счастливы. И им есть, что рассказать про свои школьные годы.

Вариант 2

Многие ребята при общении с родителями, когда они проверяют домашнее задание или ругают за проступки, совершенные на переменах, задумывались, как же они учились в школе. Конечно, трудно отрицать, что школьная пора, пожалуй, самая чудесная в жизни людей. Здесь происходит закладка важнейших человеческих качеств, а некоторые уже добиваются успехов, становятся лидерами или находят свое призвание.

Даже настроение наших родителей меняется, когда они начинают рассказывать про свои школьные годы. Невольно на лицах появляется улыбка, они мысленно вспоминают свои шалости, розыгрыши или, наоборот, хорошие дела, друзей, достижения. В их время не было мобильных телефонов. Они делали развлечения для себя из подручных средств – бумаги, веточек или канцелярских принадлежностей. Даже шпаргалки тех времен были произведением искусства. Что уж говорить про различные доклады и рефераты. Нашим родителям приходилось все это писать от руки. Калькуляторов было крайне мало. Использование их на уроках не поощрялось, да и их не хватало на всех. На уроках много учили стихов, читали большие книги. В этом плане нам повезло гораздо больше. У нас больше свободного времени. В то время как мы можем поиграть на компьютерах в очередную игру, родителям приходилось ходить в различные кружки. Каждый был занят каким-то делом. Кто-то играл в шахматы и имел разряд в юные годы, кто-то ходил на борьбу, каратэ или восточные единоборства.

В те времена люди часто ходили в библиотеки, интернет был доступен не для всех и содержал несколько другую информацию. Книга для людей того поколения была сокровищем. Отсюда и соответствующее отношение к ней.

По рассказам родителей дети были дружнее – ходили друг к другу в гости, давали в долг или дарили подарки. После учебы можно было бы запросто искупаться в городском пруду. Сейчас я бы не рискнул даже ноги туда опустить. Стало много мусора, а в то время люди собирали стеклотару, макулатуру, металлолом. За них можно было получить ценный приз, как многие догадались, книгу.

Школа очень сильно изменились за последние 20 лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Как раньше учились в школе наши родители

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени - роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Ярость и натиск - такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

За 160 лет в истории этой школы было всё: привилегии, деньги, репрессии и аресты. Из частной гимназии для богатых купцов и аристократов она превратилась в образцовую советскую школу для детей Сталина и партийной элиты. Здесь учились поэты и революционеры, сюда приезжали с визитами руководители иностранных государств. Школа, история которой началась при Александре II, — до сих пор работает в центре Москвы.

До второй половины XIX века частные школы в России находились под постоянным давлением со стороны министерства просвещения. В 30-40-х годах в стране существовало от 400 до 600 частных учебных заведений. В 1850-х было и вовсе запрещено открывать новые частные учебные заведения.

Ситуация изменилась только во времена правления Александра II — уже в 1857 году император отменил указ о запрете открывать частные школы и пансионы. Одним из первых новой возможностью воспользовался московский купец и выпускник Дерптского университета Франц Иванович Крейман. Так началась история Креймановской гимназии.


В 1858 году Крейману было всего 30 лет. Он был нацелен построить свою школу на принципах западноевропейской образовательной системы — строгий подход к учащимся, освоение большого количества предметов, системная подготовка к поступлению в университет. Упор делался на классическое образование: иностранные и древние языки, словесность и история были приоритетом для руководителей гимназии.

Сначала новое учебное заведение получило статус пансиона (что не давало его выпускникам права на поступление в университет), но Крейман упорно шёл к своей цели — и статус гимназии был получен в 1865 году.


Пансион располагался на 1-й Мещанской (теперь это часть проспекта Мира) в помещениях храма Адриана и Натальи. Поначалу его популярность была невысока, а на первый урок пришло и вовсе всего семь человек. Креймана это нисколько не смутило, он был уверен в успехе. И не зря — уже через год у школы было 20 учеников, а спустя восемь лет их количество увеличилось в 10 раз.

Строгая атмосфера, классическое образование и высокая цена

При этом атмосфера в гимназии была довольно строгой. Она работала как интернат, то есть ученики жили в самой гимназии (которая в 1860-х переехала с Мещанской на Петровку — в бывшую усадьбу Губина). Администрация старалась избегать наказаний, но со временем начала их использовать — самым жёстким было исключение из гимназии.

В школе жёстко пресекали прогулы, чтение посторонних книг, длинные волосы, курение, списывание, подсказки

Несмотря на это (а также на весьма высокую плату за обучение), гимназия Креймана пользовалась большой популярностью у московских родителей. Они стремились отдать туда своих детей, а нерадивых учеников пугали тем, что их переведут в креймановскую гимназию, где проступками займутся всерьёз.


Упор на классическое образование был и сильной, и слабой стороной гимназии Креймана. Ученики и преподаватели школы отмечали глубину и серьёзность гуманитарного образования, но они же жаловались, что выучивание наизусть текстов Цезаря и Фукидида мало помогало развитию самостоятельного мышления и умения созидать. Впрочем, в гимназии было и реальное отделение, где естественным наукам уделяли больше внимания.

Как бы там ни было, во второй половине XIX века гимназия Креймана стала одним из ведущих учебных заведений Москвы.

Здесь учились дети аристократов, крупных купцов, деятелей культуры, а ещё ученики, исключённые из других московских гимназий

Крейман ставил себе амбициозную задачу перевоспитать их и сделать достойными членами общества.

Учиться было непросто: каждый день у гимназистов было шесть часов занятий (всего с одним перерывом), после обеда нужно было обязательно делать домашние задания и слушать дополнительные уроки по языкам.

Здесь же учились дети сахарозаводчика Терещенко — оба позднее достигли больших успехов в развитии семейного предприятия. В здании на Петровке учился будущий революционер и философ Илья Фондаминский, историк Юрий Готье, физик Александр Эйхенвальд, филолог Алексей Шахматов, поэт Валерий Брюсов (который, впрочем, был отчислен из-за своих атеистических убеждений).



В начале XX века школа переехала в здание в Старопименовском переулке / Фото: Николай Георгиевич Кочнев

Вскоре после 1917 года история гимназии Креймана прервалась. Она была национализирована, Рихард Крейман лишён должности. В здании в Старопименовском переулке размещались учреждения от ветеринарного института до польской школы. Но уже в 1925 году началась новая эпоха школы — в чём-то похожая на прошлое, а в чём-то совершенно иная.

Директор Гроза — подруга Крупской и Клары Цеткин

В 1925 году в здании бывшей гимназии Креймана открылась обычная районная школа № 38. Прежде всего, ей необычайно повезло с администрацией. Вскоре после открытия директором стала Нина Иосафовна Гроза — молодая женщина, чуть старше 30 лет, из офицерской семьи. Она получила отличное образование: окончила курскую Мариинскую гимназию, выпускницы которой имели право преподавать.


Как изменились русская школа и школьная программа после 1917 года


Её успехам в создании качественной школы немало помог заведующий учебной частью Александр Толстов. Выходец из крестьянской семьи, он смог получить достойное образование и в начале XX века стал школьным учителем в Москве. Кроме этого, он писал учебники, сказки для детей, статьи и брошюры по вопросам образования.

После революции Толстов некоторое время подвергался опале, но затем стал членом ВЦИК и Моссовета и был награждён орденом Ленина, оставаясь при этом беспартийным.



Высокие зарплаты и полумиллионный бюджет

Новый 1932/33 учебный год начинался для школы блестяще. Ещё весной здесь в три смены училось почти 2000 учеников, а уже к осени школу сильно разгрузили. Сначала учеников осталось около 1200, а к середине 1930-х — и вовсе ближе к 800. Сокращение коснулось прежде всего детей рабочих, доля которых упала с 64% до 34%. На эти места пришли дети из семей крупных советских чиновников, дипломатов и военных.

К середине 1930-х школьный бюджет вырос до полумиллиона рублей

На одного школьника тратилось порядка 350 рублей, что примерно в 4-5 раз больше средней нормы в обычных советских школах того времени. 25-я школа получала дополнительную поддержку от фабрики имени Дзержинского, руководства советских профсоюзов, Каляевского завода, районных и городских властей. Кроме того, она зарабатывала 15 тысяч рублей ежегодно на продаже билетов в московскую Консерваторию.


Школа была укомплектована по высшему разряду. В её библиотеке было собрано 12 тысяч томов: от Есенина и Достоевского до Диккенса, Шекспира и Гюго. Благодаря попечительству наркомздрава, в школе были собственный врач и дантист. Работала отличная столовая (её обеспечивал продуктами Наркомат снабжения), Москомхоз бесплатно уложил асфальт на школьном дворе, Наркомат лёгкой промышленности поставлял школьные принадлежности, а Наркомат лесной промышленности бесплатно предоставил мебель.

Неплохо себя чувствовали и учителя: в среднем, их зарплата была на 25% выше, чем в обычных школах

Директор и завуч регулярно получали значительные премии общей суммой в несколько тысяч рублей в год. Правда, и требования к учителям предъявлялись высокие: из 49 преподавателей 24 получили университетское образование, у половины учителей педагогический стаж насчитывал от 10 до 15 и более лет.


Дети партийной элиты и воспоминания Светланы Алиллуевой

Такая забота о 25-й школе была связана не только с тем, что в ней учились сын и дочь Сталина. Здесь получали образование дети почти всей советской партийной и культурной элиты: Серго Берия, Светлана Молотова, Алексей и Степан Микояны, Лев Булганин (сын председателя Моссовета и будущего министра обороны СССР Николая Булганина), Марфа и Дарья Пешковы (внучки Горького), Алексей Туполев (сын авиаконструктора Туполева), Светлана Собинова (дочь оперного певца Леонида Собинова). Председателем родительского комитета была Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова.

Среди учеников было немало детей зарубежных коммунистов: например, Марта Готтвальд, дочь будущего руководителя Чехословакии Клемента Готтвальда, Урсула Лоде (дочь немецкого коммуниста Вильгельма Пика).


Конечно, в образцовой школе учились и дети из обычных семей, но они были в меньшинстве и часто подвергались насмешкам.

Детей возили в школу на служебных автомобилях, но высаживали в соседних переулках


Автор учебника по геометрии и учительница-дворянка

В 25-й школе было множество дополнительных секций — от бокса и творческой самодеятельности до фотокружков, юннатов и секции лёгкой атлетики. Сильно было развито школьное самоуправление. Школу регулярно посещали иностранцы: от учёных-педологов из США до французского премьер-министра Эдуарда Эррио. При этом она не была заповедником либерализма, напротив, следовала официальным идеологическим установкам.

Ученики любили многих своих преподавателей. В мемуарах и интервью часто звучит имя Анны Яснопольской, преподавательницы литературы. Она отказывалась преподавать по учебнику, вместо этого поощряя детей ходить в библиотеку и знакомиться с произведениями русских классиков. Для Яснопольской при разговоре о литературе на первом месте стоял вопрос таланта. Она могла поставить двойку за политически выдержанные разговоры о классовом происхождении какого-нибудь писателя.


Как Сталин не стал епископом

Географию преподавала Вера Александровна Рауш — дворянка и опытный педагог. Она работала учительницей в Вятке с начала XX века. Школьникам запомнилась как строгая аристократка, которая умела увлечь учеников, но строго боролась с любыми нарушениями дисциплины — того же Василия Сталина, когда он пытался срывать уроки, она нисколько не боялась и выгоняла из класса.

Математику преподавал Юлий Гурвиц — живой и энергичный учитель, на долгие годы запомнившийся выпускникам 25-й школы как умный и строгий наставник. Он был автором учебника по геометрии, по которому учились школьники по всему СССР. Гурвиц постоянно требовал от учеников выполнять вычисления в уме, говоря, что это лучший путь к развитию своих способностей.


Неудивительно, что среди выпускников школы было немало людей, связавших свою жизнь с наукой и культурой: например, историки Даниил Проэктор и Александр Некрич, гидролог Борис Гинзбург, математик Лев Овсянников, филолог-классик Виктор Ярхо, писатель Борис Заходер, писательница Юдифь Капусто, правозащитница Дина Каминская.


Часто родителей арестовывали на глазах у детей. Так, например, произошло с дочерью наркома просвещения Еленой Бубновой. Её семья жила в большом особняке в Ермолаевском переулке, бывшем доме архитектора Шехтеля. В конце октября 1937 года из НКВД пришли арестовывать отца (его расстреляли через 10 месяцев). Во время обыска и конфискации имущества у Елены отобрали почти все его подарки.

Семье Бубновых пришлось жить у тёти в коммунальной квартире. Из школы, впрочем, Елену не отчислили — только перевели в другой класс; в комсомол вступить она не смогла, потому что не захотела отречься от отца.

Дети относились к происходящему по-разному. Часто им казалось, что арестовывают правильно (например, арест Тухачевского многие посчитали вполне справедливым). Но когда дело доходило до их семей, он верили, что произошла какая-то ошибка, которая, наверное, будет исправлена.

Но репрессии не обошли стороной и саму образцовую школу — да и разве можно было этого избежать?

Школа № 175 и директор-фаворитка Сталина

Нину Грозу сняли с должности (Толстов покинул школу ещё раньше — сохранив, впрочем, своё место в Наркомате просвещения). Её назначили директором 182-й школы, а 25-я образцовая школа получила номер 175.

В конце 1937 года был арестован Иван Гроза — его обвиняли в сотрудничестве с правой оппозицией и дружбе с Карлом Бауманом. После ареста мужа пришла очередь самой Нины Иосафовны — её отправили в ссылку, из которой, впрочем, вернули в 1941 году, когда потребовалась помощь в эвакуации московских школ.


Как школа стала школой: история создания единых стандартов образования

Новым директором стала Ольга Леонова, учительница младших классов, которую заметил Сталин во время экскурсии учеников в Кремль в 1936 году. По другой версии он был впечатлен её принципиальностью — якобы она вызвала отца Василия Сталина в школу, не поняв, кто его отец. Её карьера резко пошла в гору. Она не только возглавила школу, но и была избрана в Верховный Совет СССР в 1937 году. О Леоновой много писали газеты, превознося её педагогический талант и политическое чутьё.


По разным свидетельствам, именно в этот период школа стала ещё более привилегированной, а многие родители, раньше стеснявшиеся показывать своё положение, отринули излишнюю скромность. Детей стали привозить в роскошных автомобилях к зданию школы, а не в соседние переулки.



Уровень образования в школе оставался довольно высоким, к тому же в ней продолжали учиться дети элиты. Для школьников организовывали экскурсии (то на предприятия, то в запасники лучших музеев), работали кружки с весьма профессиональными педагогами. После 1954 года, когда было вновь введено совместное обучение, школа стала рядовой. Единственное, что её действительно выделяло — углубленное изучение биологии.

В 1990-е школе удалось немного легче преодолеть проблемы, которые стояли перед всеми образовательными учреждениями в те времена — помогали частные спонсоры и бывшие ученики. В 2008 году школа получила статус Центра образования, а позднее была объединена с лицеем № 1574 — теперь она стала его структурным подразделением. В 2010 году открылся первый кадетский класс, который курирует Федеральная служба охраны. В 2018 году школа отмечает 160-летний юбилей.

Проект

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Дпроект"Школа, в которой учились мои родители"посвящается 40-летию открытия средней общеобразовательной школы в селе, а именно об родителях учеников , которые учились в данной школе, а теперь учатся их дети. Ребята сопоставляют в своей работе интересы, любимые школьные предметы и другое . Сочинили стихи о школеданный проект"Школа, в которой учились мои родители"посвящается 40-летию открытия средней общеобразовательной школы в селе, а именно об родителях учеников , которые учились в данной школе, а теперь учатся их дети. Ребята сопоставляют в своей работе интересы, любимые школьные предметы и другое . Сочинили стихи о школе

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа

"История нашей школы"

hello_html_11af7120.jpg

С
оциальное направление

Работу выполнили: Веденеев Артём, Наговицина Юлия,

учащиеся 3 класса

Руководитель работы: Лобачева Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

Глава I. Основная часть

1.1. Из истории школы

1.2. Они были первыми

1.5. Гордость школы

1.6. Школьные годы 80-х

1.8. Школа сегодня

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты опроса

Школа, твоя юность бесконечна,

Даже если тебе будет сотня лет,

Школа, будешь ты всегда и будешь вечно,

И великой тайны в этом нет.

Тема представляет для нас большой интерес по многим причинам: во-первых, наша школа - одна из старейших школ города, во-вторых, в этом году исполняется 85 лет со дня её образования.

В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, какова история нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?

Цель: Изучить историю становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Задачи : - Изучить историю нашей школы. - Собрать и проанализировать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днём. - Опираясь на данные архивов, воспоминания ветеранов педагогического труда, собрать сведения о педагогах и выпускниках школы.

- Выступить с проектом перед учащимися и учителями школы.

- Продолжить сотрудничество с бывшими выпускниками и учителями для получения информации о школе.

Гипотеза : Если мы будем знать историю своей школы, малой родины, то невозможна потеря связи поколений.

Объект исследования : история МБОУ ООШ № 3 г. Вяземского

Предмет исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

2. Социологический опрос.

3. Анализ архивных документов, фотографий.

Глава I . Основная часть

1.1. Из истории школы

Август 1959 года. Теплые солнечные дни. Счастливые девчонки и мальчишки с книгами, глобусами, физическими приборами переходят в новую школу №3 по ул. Павлика Морозова. Это, пожалуй, первое многоэтажное в городе Вяземском здание.

Теперь у ребят будет большая, светлая школа. А раньше. Раньше, с 1934 года школа была начальной, она ютилась в двухэтажном покосившемся здании со скрипящими от старости лестницами и шатающимися перилами, узкими мрачными коридорами и печным отоплением. Второй этаж занимала контора Леспромхоза. Находилось здание по улице Верхотурова, в самом её начале, напротив учебного комбината, которого тогда ещё не было. (Приложение1.)

Все мечтали о новой школе, большой, светлой. И вот 1956 году началось строительство новой школы. И учителя и ученики, переодевшись после уроков, приходили на строительство.

Ученики клали стены школы. Учителя собственными силами, не жалея времени, закладывали фундамент. Конечно, все были рады и учителя и ученики. Но перед ними стояла ещё одна задача — перенести все вещи из старой школы в новую школу. И с этой задачей справились добросовестно и в короткий срок. Хотя сделать это было не так-то просто, ведь пришлось переносить почти половину на собственных руках по грязи, асфальта тогда не было.

Наконец-то мечта сбылась. 1 сентября 1959 средняя школа № 3 справила своё новоселье. Теперь у ребят была большая светлая школа с большими окнами, высокими потолками и белыми стенами.

Слева от школы сразу же посадили молодой сад, а через дорогу — парк. По инициативе директора и завуча полностью был озеленён район Новостройки. Именно тогда родилась традиция: прощаясь со школой оставлять в память о себе посаженное дерево.

Школа отапливалась дровами с помощью кочегарки, находившейся в подвале. Ученики по графику подвозили на санках дрова и спускали в кочегарку. Это был беспрерывный процесс.

Учащихся было так много, что вместить всех даже в большую школу не представлялось возможным, поэтому четыре класса занимались в отдельном доме, который находился напротив школы , позднее там была почта, а сейчас это жилой дом.

Школьные мастерские, библиотека и интернат разместились в отдельных помещениях, рядом со школой. В интернате проживало до 70 учащихся из сёл и лесозаготовительных участков.

1.2. Они были первыми

С 1951 года первым директором школы был Воронин Иван Семёнович , он преподавал историю и географию. (Приложение2.)

З авучами в старой школе были Гусев Е.Б., а в конце 50-х Дьяконов В.И.

В старших классах работали Воронина Т.И. (литература и русский язык), Панова Е.А., Петюрина Ф.П. (математика), Флягина Р.И. (английский язык), Панов В.И. (история), Окладникова Л.М. (химия), Петюрина Т.И. (русский язык), Новикова Л.В. (география).

Каждый из них был по-своему интересен. Воронина Т.И. любила читать наизусть стихи Блока, Есенина, хорошо рисовала, пела. Преподавая литературу, она также работала воспитателем в пришкольном интернате, где жили дети с лесозаготовительных участков.

Уроки биологии вела Погорелова Л.А., очень энергичный человек. На её пришкольном участке, всегда чистом, школьники проводили

научные опыты, результаты своих наблюдений и открытий записывали в специальные дневники.

Кобяков А.Л. возглавлял работу по физической культуре и спорту с 1949 года. Это великий энтузиаст. Он умел найти подход к каждому озорнику, увлечь его спортом. Центром спортивной работы был стадион леспромхоза, содержащийся в образцовом порядке. С утра и до позднего вечера занимались ребята различными видами спорта. Был даже акробатический кружок. А какой каток заливали зимой!

Коньки брали на прокат. Заниматься спортом тогда было престижно.

Нельзя не сказать и о школьной библиотеке, которая размещалась там же,

где начальная школа. Все ученики регулярно меняли книги. Библиотекарь Калюжко А.Д. (Живодёрова) беседовала о прочитаннном. Она была строгой и требовательной. Проработала в школе 29 лет (до 1982 г.). Пионервожатой была бывшая ученица школы Белей Р.(Мондовская).

Ветераны-учителя вспоминают свою молодость в школе как светлое время в жизни. Родители учащихся были намного старше учителей, но с почтением относились к ним. Между старшим поколением педагогов и младшим установились доброжелательные, отеческие отношения, но это не мешало предъявлять высокие требования друг к другу.

1.3. Ученики 50-х

Первый выпуск учащихся 10 класса состоялся в 1954 году. Среди них Верхотуров А., Гримберг Л., Скопецкая М., Александрова Г., Фесенко В. (лётчик), Леондовская Р.(Белых).

В 1955-м году выпустились Голубев А. (геолог, имеет учёную степень), Околов В. (хирург, живёт на Кавказе), Олендская Е. (Макаренко, г. Вяземский), Берба А. (г. Комсомольск), Воронина С. (Лис) (г.Вяземский), Шаповалова В. (г.Вяземский), Мирошниченко А. (г.Вяземский), Ковальчук В. (г.Артём), и другие, всего 19 человек.

Ученики 50-х вспоминая о своей школе, отмечали с гордостью, что много приходилось трудиться, а вот развлекательных мероприятий было очень мало. На танцы ходить не разрешали. Носить капроновые чулки, которые тогда только появились, запрещали. В школу ходили только в форме: коричневое платье и чёрный фартук. Об украшениях и думать не могли: их тогда ни у кого не было. Так как школа отапливалась дровами, то распиловка была, на плечах старшеклассников.

А ещё заботы о пришкольном участке. Очень много работали в подшефном колхозе, причём не в учебное время.

1.4. Выпускники-педагоги

В 60-ые годы школа пополнилась новыми педагогическими кадрами. Это были учителя начальных классах Черкасова З.Г. (с 1961 г.), Каличинская А.П. (с 1963 г.), Дьяконова Т.М., Стадченко Н.К., Гунько С.П..

В старших классах стали работать Поцелуйко Г.Т. (1963-97, трудовое обучение), Лысюк А.Н. (1961, вначале пионервожатая, затем учитель начальных классов, преподаватель трудового обучения, географии, организатор внеклассной работы), Нестерова Н.С. (география) и Кобяков А. (физкультура), Никоненко Л.П. и Чернявская Т.Я. (английский язык), Красникова В.И. (учитель химии), Курган В.И.(Бондарева) (1966-1971 г), учитель истории, Парнев А.А. (физика).

Совсем немного работал в школе Ополов Л.О. (черчение и рисование), но остался в памяти струнный оркестр, которым он руководил. Сам Леонид Ополов прекрасно играл на скрипке. Дома был замечательным селекционером, создавал новые сорта помидоров, картофеля.

В это же десятилетие вернулись в школу после окончания педагогических вузов и училищ бывшие выпускники школы: Чихачева Л. (история), Фищук Т. (литература), Левандовская Р. (пение), Валеева Т. (Тищенко)(математика), Мышко Л. (Рудакова) (1966 г.) учитель русского языка и литературы, Забавникова С. (Гунько). (Приложение4.)

Во 2-ой половине 60-х годов руководил школой учитель истории Корж Иван Павлович. (Приложение5.)

Заведующей учебной частью стала Орлова З.И., а хозяйственной - Евтухова А.И..

Старейшие учителя школы вспоминают, что в то время классы были переполнены (по 35-40 человек), парт не хватало. Только начальных классов было около 12 (а,б,в,г и даже д).

Учащиеся 37 классов входили в пионерскую организацию. Многие с гордостью носили красные галстуки и отдавали салют. Пионерская дружина носила имя Героя Великой Отечественной войны Александра Матросова.

До 11 вечера в школе горели огни, и родители были спокойны за своих детей, знали, что они занимаются любимым делом: художественной самодеятельностью, спортом. Спортивные кружки были разнообразные.

Преподавали физкультуру Худобородов, Нестеров А, Шеина О..

По словам ветерана педагогического труда Сабадаш Е.Е., школа в районе в то время была самой большой и престижной. Часто учителя давали открытые уроки для преподавателей, завучей, директоров района.

Педагогические советы заканчивались иногда в полночь. Душа каждого болела за родную школу. Работали с увлечением и отдыхали весело, участвовали в самодеятельности все: от рядового учителя до директора.

1.5. Гордость школы

С середины 70-х годов в каждой школе было введено профессиональное обучение. На базе учебного комбината школы № 3 изучалось автодело. Инструкторами вождения работали Раков АА., Стадченко И.Г., Лимаренко А.Н., Габидулин С.Г., Поцелуйко Г.Т..в школе были свои грузовые машины. Заканчивая учёбу, выпускники получали право на вождение автомашины.

1.6. Школьные годы 80-х

80-е отличаются тем, что директора постоянно менялись. Их было 5 за десять лет: Дагаярова А.И., Фещук Т.Н., Тищенко Т.Н., Сёмина Р.А., Михеева Н.В..

Некоторые учителя, проработав несколько десятилетий, уходили на заслуженный отдых (Попова Н.В., Черкасова З.Г., Кобяков А.Л., Панова Е.А., Погорелова Л.А., Сацук Г.П., Сабадаш Е.Е.). Их место занимали другие:

Лобачёва Н.В., Усатова Е.Б., Хотицец Т.А. (Быченко), Бритов Г.Б., Новосёлова Н.Б., Остапец Т.П., Михеева Н.В., Захарченко Г.Г., Боровцева К.Н., Дусмакеева Н. Г., Бессараб Н.А., Болтов С.В..

В это десятилетие по-прежнему большое внимание уделяется профориентационной работе. Под руководством директора школы Сёминой Р.А. создан кабинет профориентации, где собиралась информация о различных профессиях. В кабинете хранились различные тесты, методики, анкеты, справочная литература, для того чтобы выпускники могли определиться в выборе профессии.

1.7. Тяжёлые 90-е

В тяжёлые 90-е не каждый решиться взять на себя руководство школой. В это десятилетие, как и в предыдущее, один директор сменял другого: Акиньшина Э.А., Корнев М.Е., Гордеева Л.И.. С 1994 года директором школы стал Захарченко Г.Г.. Завучем продолжала оставаться Казаченко Н.Т..

С 1993 года организатор внеклассной работы — Гурдина Е.Ф..

Но на смену всему этому пришли новые формы работы. Традицией становится в школе дни самоуправления. Проводятся они в День Учителя, тогда старшеклассники полностью заменяют учителей и управляют школой. Среди них свой директор, завуч, свои классные руководители и учителя.

Нельзя не сказать о спортивной жизни школы. За последнее десятилетие школа была трижды чемпионом района по лёгкой атлетике, 6 раз- чемпионом по кроссу и дважды- легкоатлетической городской эстафете.

В 1999 году средняя школа № 3 делает свой 45-летний выпуск. За 43 года выпущено 1776 человек.

Очень многие выпускники закончили вузы и техникумы и стали хорошими специалистами.

Педагогические образование получили: Кидяева Т., Бубенец Р., Чихачева Л., Дагаярова Г., Кожевник В., Бочнарёва А. (Полякова) (школа № 2), Цугай Г., Фещук Т.(Шевелёва), Тищенко Т., Рудакова Л., Панова Л., Белоголовкина Л., Беркаль Т., Прасова О. и Прасова Л., Яновая Т., Даньковская О., Вакуленко Т., Быченко Т., Гизей М., Соколова А.. Многие из них работают в районе.

Нет пожалуй, такой профессии, которой не овладели бы выпускники нашей школы.

1.8. Школа сегодня.

А теперь. После капитального ремонта школа заметно преобразилась, она отвечает всем современным требованиям -новая мебель, новые парты, новое освещение, интерактивные доски, в каждом классе интерн ет. Имеется

современный спортивный зал с мягким амортизирующим покрытием пола, оборудованием для игровых видов спорта: баскетбола, волейбола, футбола.

Спустя 85 лет, в школе по-прежнему работает очень дружный коллектив учителей. Среди них есть и такие, кто несколько десятилетий отдал нашей школе: Гурдина Е.Ф. (директор школы), Здор Э.А.(завуч школы), Остапец Т.П.(русский язык и литература), Бабарыкина Г.А.(ангийский язык), Лобачёва Н. В.(нач. классы), Соколова А.Н.(нач. классы).

П ополнилась школа новыми учителями: Авраменко А.В., Попова А.Н., Солдаткина Е.А., Дробаха Т.Н., Ступак И.Н., Свердлицкая Е.С., Заворотько Т.В., Зубенко И.А., Косых М.Н., Комаров Д.А., Артёменко Н.А., Зачиняева М.А.

Мы гордимся тем, что учимся в этой школе – школе со своей историей и традициями.

Глава II . Практическая часть 2.1. Результаты опроса

В ходе исследовательской работы мы провели анкетирование среди учащихся начальной школы.

Целью анкетирования, проводимого нами до изучения собранных нами материалов, было выяснить, насколько ученики понимают значимость школы, гордятся ею, знают её историю. С классным руководителем мы разработали анкету и предложили ребятам ответить на вопросы. (Приложение7.)

Было опрошено 49 респондентов (это ученики 2-4 классов нашей школы — 49 чел.)

Опираясь на данные, полученные в ходе проведения анкетирования, мы для себя отметили, что большая часть учащихся не знакомы с историей своей школы, что окончательно утвердило нас в актуальности темы нашей работы.

Итак, проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. В ходе нашего исследования мы систематизировали данные истории школы с её рождения и по наши дни, благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы. Проанализировав материал, имеющийся в школьном музее, мы восстановили информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал общеобразовательным учреждением.

Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, гипотеза доказана и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Мы гордимся тем, что являемся учениками школы с интересной историей и тем, что мы - хранители её традиций.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

1. Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал;

2. Изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение;

3. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Мы считаем, что тема нашей работы актуальна, должна быть продолжена. Работа имеет практическое значение, так как она дает возможность гордиться своей школой, повышает статус образования, воспитывает патриотизм.

Данная работа может быть использована на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить архивом музея. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Читайте также: