В чем отличие средневековой философии от античной кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно выделить следующие отличия средневековой философии от античной: история средневековой философии уходит своими корнями в первые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей мы видим попытки использования идей античной греческой и римской философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее классическом понимании… Читать ещё >

Античная философия и философская мысль Средневековой Европы: сходства и различия ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы

Таким образом, Бог является первопричиной всех вещей, а также и итоговой целью устремлений этих вещей. Человек в своих действиях стремится к достижению блаженства, а блаженство состоит в созерцании Бога. Другие цели занимают подчиненное положение и имеют ту или иную значимость только исходя из их соответствия высшей цели. Фома Аквинский полагал, что уклонение от этой высшей цели являются злом, которое коренится в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью (О зле, 1).

Однако Фома Аквинский вовсе не был настолько категоричным, признавая те виды деятельности, которые помогали достижению земных, конечных форм блаженства.

Можно выделить следующие отличия средневековой философии от античной: история средневековой философии уходит своими корнями в первые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей мы видим попытки использования идей античной греческой и римской философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее классическом понимании, а именно — некое подобие синтеза ряда положений философии и богословия исключительно в интересах богословия. Роль философии сводится к служению религии.

Итак, важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией.

В сравнении с древней философией, она имела свою специфику: 1. Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно служила ей. В образованных кругах того времени ее называли служанкой богословия.

2. Философию средневековья характеризовал библейский традиционализм и ретроспективность. 3. Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобрела экзегетика — искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

Соответственно, это сильно отразилось и на философии той эпохи. 4. Философии средневековья был присущ характер назидательности, поучения. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу.

Таким образом, средневековая философская мысль, опирая на идеи неоплатоников, представителей эвдемонизма, основные концепции Аристотеля и других мыслителей античности, развивалась в тесной связи с особенностями теоцентрического мировоззрения, свойственного эпохе Средневековья в целом. Отличия средневековой философской мысли от античной философии как раз и были обусловлены сильнейшим влиянием религии (монотеистической) и Церкви, являющейся центром общественной, социальной и политической, а также, конечно же, духовной жизни средневекового общества.

А из античной философии средневековыми мыслителями было заимствовано и разработано только то, что коренным образом не противоречило сугубо религиозному характеру средневековой философской системы.

Список литературы

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

Антология средневековой мысли. — СПб., 2001.

Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира./Электронный ресурс//

Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. — М., 2011.

Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). — М., 2010. — С.107−121.

Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Еп. Григорий (Лурье В.М.) История византийской философии. — СПб., 2006.

Орлов Е. В. Аналитика Аристотеля // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2008. — Т. II.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней./Электронный ресурс//

Саутерн Р. Схоластический гуманизм и объединение Европы/Электронный ресурс//

Хрестоматия по сравнительному богословию. — М., 2005.

Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира./Электронный ресурс//

Байрон Г. Иэрхарт Религиозные традиции мира./Электронный ресурс//

См.: Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2009. С. 93.

Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2009. С. 94.

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней./Электронный ресурс//

См.: Орлов Е. В. Аналитика Аристотеля // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2008. — Т. II. Вып. 1.

См.: Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Цит. по: Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

См.: Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 2006. [Ресурс локального доступа]

Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV), что пришла на смену античной рабовладельческой эпохе.

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), однако становление средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I—IV вв.

В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии.

Смена философской доктрины

Греческая философия, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

Однако, христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

Принципы христианского монотеизма

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения.

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии)

Идея откровения составляет фундамент учения о познании.

ИДЕЯ ТВОРЕНИЯ ИДЕЯ ОТКРОВЕНИЯ

Обе идеи тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога.

Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви.

Природа и человек как творение Бога

Основные различия античной и средневековой философии

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало.

В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи – с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение.

Познание Бога

Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера – способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он – хотя и не до конца – постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.

Добро и зло

Понимание бытия в Средние века нашло свое афористическое выражение в латинской формуле: ens et bonum convertuntur (бытие и благо обратимы). Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания – это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожить его.

Если говорить совсем просто - в античной философии люди стремились к величию ( в положительном смысле большинство ).
В средневековой раболепствовали перед религией.

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии промодится обстоятельное расчленение мира, например на мир при­роды и мир человека. Для каждого из этих миров характерны гнои расчленения. Современный философ вряд ли назовет при­роду доброй, для него добрым может быть лишь человек. Антич­ный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос.
2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты все­гда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной фи­лософии.
3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристоте­ля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает зако­нов науки.
4. Этика античности — это по преимуществу этика доброде­телей, а не этика долга или ценностей.
5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.
6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое зна­чение и поныне.

Основные выводы
• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его ве­щественной основе. Им не удалось объяснить социальные и ду­ховные явления.
• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и че­ловека и общество.
• Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты по­исками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
______________________________________________

Философия и религия

Философские идеи в средние века чаще всего были облаче­ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестествен­ная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, бе­зудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сход­ство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуж­дой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Имен­но с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют но­вые философские принципы, развитые в средние века.

Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся фи­лософов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но да­же на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных му­дрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, на­пример для детей.

Сходство в том. что и та, и другая были умозрительными, т. е. строили картину мира исключительно на логических рассуждениях, практически не уделяя внимания опытной проверке своих положений (особенно любимый в средневековье Аристотель этим отличался) . Хотя, конечно, школы были разные, и практические (читай, научные) среди них тоже, однако беда в том, что уж больно мало сведений дошло об античной философии, а те, что дошли, искажены тем же самым средневековьем. Отличие в том, что древние философы хотя бы методологию познания разрабатывали: ту же логику, к примеру. А средневековые занимались фактически чистой схоластикой, т. е. умением подобрать порд свое мнение нужные цитаты и преподнести их в нужном свете.

Работа содержит 1 файл

Сравнение Античной и Средневековой философии.doc

Сравнение Античной и Средневековой философии.

На протяжении всего существования человечества люди искали и продолжают искать ответы на важнейшие философские вопросы о смысле жизни, о месте человека в мире, о первопричинах и первовеществе. Многие размышления древних философов остаются актуальными и в наше непростое время. Поэтому изучение философии является крайне важным для человека.

Философия античности

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), Затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода.

Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса?

Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия , таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).

Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Хотя очень многое было не изучено и непонятно, природные явления древние греки трактовали как действия богов.

Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

Греческая философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в. до н. э., некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, обособляются в специальные области исследования и знания.

Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

О С Н О В Н Ы Е В Ы В О Д Ы :

• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

• Школа СократаПлатона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

Философия Средневековья

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм).

Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм). В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий обыденному, чем его отец.

Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

Идея святости тела. Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

Идея всеобщего равенства. Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально, исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

Философия средних веков — это философия текста.

Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов — диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.

Средневековая философия, в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) - экзистенцию;

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Базовые положения христианского вероучения со временем приняли форму основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не случайно средневековое мировоззрение — теоцентрично (от греч. теос — Бог).

Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий (от лат. universalia - всеобщее).

реализм (от лат. realis — реальный);

номинализм (от лат. nomen — имя, наименование).

Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого в том, что общее (идеи) существуют до единичных вещей и вне их.

Крайние номиналисты утверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии — это имена вещей.

Основной тезис номинализма был сформулирован еще циником Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального существования и находятся только в уме.

Читайте также: