В чем отличие пассивной акустической системы от активной кратко

Обновлено: 06.07.2024

В каком случае предпочтительно выбирать пассивные акустические системы (АС), и в каких активные. Какие плюсы и минусы имеет каждая из них. Давайте разберемся.

Главное отличие активной колонки от пассивной это расположение усилителя. У активной АС усилитель расположен внутри колонки, тогда как для пассивной потребуется внешний блок. При проектировании активной акустической системы производитель рассчитывает усилитель под конкретную акустику, поэтому компоненты идеально согласуются друг с другом. В случаи с пассивными АС придется подбирать внешний усилитель самому. С другой стороны активная акустика, как правило, стоит дороже аналогичной пассивной модели, а на разницу в цене можно подобрать внешний усилитель который, как минимум, будет не хуже. Здесь уже выбор каждого.

При размещении колонок в комнате для пассивной акустики понадобится дополнительная коммутация. Внешний усилитель потребует дополнительного пространства, плюс нужно будет продумать как протянуть провода до акустики. Активная же АС потребует от вас только розетку 220 В и провод от источника звука (хотя большинство активных акустических систем поддерживают беспроводную передачу аудио сигнала).

Пример какие разъемы есть у активных колонок

Какой можно сделать вывод? У обеих акустический систем есть свои плюсы. Поэтому выбирать нужно исходя из своих предпочтений. Не хотите заморачиваться с кучей проводов и нагромождать квартиру разным оборудованием? Смело обращайте внимание на активные акустические системы.

Если стоит вопрос о качественном звуке, и вы любите экспериментировать – выбирайте пассивные колонки и внешний усилитель. Нравится вам звук определенных колонок, от определенного производителя, но активных АС данная фирма не выпускает. Решение – внешний усилитель. Главное, чтобы звук и внешний вид вашей системы приносил вам удовольствие.

Активная и пассивная акустика: в чем плюсы и минусы?

В начале 20 века были изобретены две важные вещи, позволяющие нам и поныне слушать музыку — динамик и усилитель. Первый представляет собой электромагнитную катушку с прикрепленным к ней диффузором. Электричество создает электромагнитные колебания в катушке, которые диффузор превращает в звук. Электричеством эту систему снабжает усилитель мощности, который, как нетрудно догадаться, усиливает слабый сигнал от источника — проигрывателя, магнитофона или аудиокарты.

Раньше усилители были ламповыми и громоздкими, потом — транзисторными. Сейчас вокруг полно небольших усилителей на микросхемах — везде, куда можно воткнуть наушники, есть такой. Уменьшение габаритов усилителей позволило их встраивать и в саму колонку, поэтому они сегодня бывают двух типов:

  • Активные. Идут в комплекте с усилителем, который, как правило, встроен в корпус одной из колонок.
  • Пассивные. К ним понадобится внешний усилитель или ресивер.

Отличить одни от других довольно просто — у пассивных нет разъема для сетевого кабеля.

Активная акустика


Большинство бытовых колонок сегодня — активные. Это удобно — покупателю не нужно ломать голову с выбором усилителя и сочетаемостью характеристик. Усилители класса D на копеечных микросхемах бывают настолько миниатюрными, что способны поместиться, например, в беспроводные наушники. Что примечательно, коэффициент гармонических искажений у усилителей класса D ниже, чем в самых продвинутых ламповых усилителях.

Соответственно, плюсы активных колонок легко перечислить:

  • Их просто подключить — в розетку, к источнику — и все.
  • Их проще выбрать, не надо ломать голову характеристиками. Производитель уже подобрал для колонки идеальный, на его взгляд, усилитель, покупателю остается лишь выбрать колонки.
  • Они экономят место: с ними меньше проводов, не нужна тумба для усилителя
  • Они бывают мобильными: портативные и беспроводные колонки могут быть только активными.
  • Они стоят меньше отдельного комплекта из колонок и усилителя — как правило, но далеко не всегда.

Казалось бы, одни плюсы? Даже если загуглить студийные мониторы, то 90% из них будут активными. То есть, раз уж в студиях большинство сводит на активной акустике, значит, она не только удобнее и проще, но и способна звучать эталонно? Да еще и, как правило, будет стоить меньше, чем комплект из пассивных колонок и усилителя. Зачем тогда вообще кто-то покупает все отдельно?

Дело в том, что качественные студийные мониторы — хороший пример того, как должны быть сделаны идеальные активные колонки. Большинство же бытовых экземпляров от этого идеала далеки:

  • Расположение усилителя и экранирование. Усилитель создает электромагнитные помехи, которые может улавливать катушка динамика. В идеале усилитель должен быть вне корпуса колонки, а сам корпус — экранирован графитом. На практике такое встречается редко, отсюда возникают частые проблемы с гулом, шумом и наводками у активных колонок.
  • Биампинг. В идеале у каждой колонки, а еще лучше — у каждого динамика — должен быть свой усилитель. То есть, сигнал от источника распределяется кроссоверами по усилителям, каждый усилитель работает со своим диапазоном частот и своим единственным динамиком. Такое распределение нагрузки позволяет получить больший запас мощности, низкий уровень искажений и защиту от перегрузок. С пассивными колонками такое легко организовать, но в активных эту схему можно найти, в основном, в профессиональной акустике. Чаще всего, усилитель встроен лишь в одну из колонок, а вторая подключается к первой и, по сути, является пассивной. При этом усилитель, который ради экономии подобран впритык по мощности, надрывается до хрипа, стараясь раскачать кучу динамиков, а иногда еще и сабвуфер.
  • Возможности. Обычно в студийных мониторах есть корректирующие фильтры, эквалайзер или даже приложение, позволяющее настроить звучание так, чтобы компенсировать недостатки комнаты. Хорошо, если в бытовых активных колонках есть трехполосный эквалайзер, но это далеко от того, что может предоставить профессиональная акустика. Не меньше возможностей можно найти в усилителе или ресивере для пассивной акустики — там тоже можно корректировать настройки кроссоверов и звучание чуть ли не каждого динамика.

Таким образом, если активные колонки будут обладать теми же возможностями, что и связка из усилителя и пассивной акустики, то и стоить они будут примерно одинаково. Только пассивная акустика более гибкая в настройке, и, разумеется, тоже обладает своими плюсами.

Пассивные колонки


Если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Пассивная акустика дает возможность построить идеальную аудиосистему, не сэкономив ни на одном из чувствительных компонентов. Выбор колонок, усилителя, проводов, биампинг и бивайринг (дублирование спикерных кабелей, чтобы уменьшить сопротивление) — кого-то это отпугивает, но кто-то, наоборот, видит большие возможности.

Конечно, это все не относится к ситуации, когда просто нужна музыка на фон или фильмы во время ужина. Здесь речь идет о стереосистеме или домашнем кинотеатре, где звук должен впечатлять и восхищать, как бы пафосно это ни звучало. Это не значит, что от музыки должны трястись стены и падать штукатурка. Система может быть не очень мощной, но за счет высокого качества компонентов и согласованности их между собой, она будет звучать чище, динамичнее и детальнее, чем среднестатистические активные колонки.

Итак, пассивные колонки предоставляют больше свободы выбора и имеют другие важные преимущества:

  • Поэтапная покупка. Пассивная акустика позволяет решать, как распределить бюджет и что сейчас важнее — колонки или усилитель. Часто бывает, что дома волею судеб оказывается старый советский усилитель или колонки, и их реанимация и приобретение недостающих компонентов становятся новым хобби.
  • Апгрейд и расширение. Не обязательно покупать все топовое. Чем больше у системы компонентов, тем больше возможностей для апгрейда. Многие начинают с хорошего усилителя и недорогих колонок, поэтапно повышая их класс.
  • Возможности. Усилители и ресиверы предоставляют больше возможностей для настройки звука, чем активные колонки. Современные ресиверы часто снабжают приложениями для настройки звука под комнату, где стоит акустика. Это особенно удобно для многоканальных систем, ведь чем больше колонок, тем сложнее их согласовать между собой и с помещением.
  • Гибкость. Возможность экспериментировать с вариантами подключения. К примеру, можно подключить два саба или с помощью двух усилителей организовать биампинг с раздельной регулировкой громкости каждого динамика.
  • Надежность. Если все компоненты верно подобраны и хорошо согласованы друг с другом, то такую систему очень сложно перегрузить, она будет надежной и прослужит долго. Это объясняет множество усилителей и колонок еще советских времен на вторичном рынке.

При всех своих плюсах, пассивная акустика обладает недостатками:

  • Сложно подобрать. Источник, усилитель и колонки должны быть согласованы между собой по целому ряду характеристик: мощность, импеданс, чувствительность и т. п. Подробнее о том, как подобрать усилитель для пассивной акустики — в этой статье.
  • Потери сигнала. Усилитель стоит далеко, бывает, в десятках метров. Небольшие потери звука неизбежны, в отличие от активной акустики, где усилитель расположен в десяти сантиметрах от динамика.
  • Отсутствие мобильности. Роковой минус для пассивной акустики — тяжеленный усилитель и куча проводов. Не чета беспроводной колонке, управляемой со смартфона.

Где какие колонки уместны?


Если раньше ценители Hi-End признавали лишь пассивную акустику, то сегодня большинство производителей в этом сегменте имеют линейки активных колонок. Так что вопрос о том, что уместнее в домашней стереосистеме, остается вопросом бюджета и личных предпочтений. При ее конструировании нужно решить, что будет ее центром.

  • Пассивные колонки подключаются к усилителю или ресиверу, который может собрать под своей эгидой различные устройства: CD или Blue-Ray плеер, ТВ, ПК, игровую приставку, виниловый проигрыватель, медиасервер и т. п.
  • Активные проводные колонки не умеют объединять устройства. Для этого им понадобится все тот же ресивер или звуковой процессор. А вместе с ним цена системы уже значительно вырывается вперед относительно варианта с пассивными колонками.
  • Но этого недостатка лишены беспроводные колонки. Они умеют принимать сигналы от всех беспроводных устройств: смартфонов, планшетов, умных часов и иже с ними. Причем в стационарных колонках беспроводное подключение — лишь опция, обычно их можно подключить и проводами.

Помимо стереосистем, пассивные колонки чаще всего встречаются в домашних кинотеатрах. Во-первых, там акустика обычно подключается к ресиверу, в котором уже есть усилители, так что нет смысла платить еще и за усилители в самих колонках. Во-вторых, ресивер позволяет настраивать и регулировать звук централизованно во всей системе. Каждую единицу активной системы, напротив, придется настраивать отдельно.

К тому же каждая активная колонка требует себе розетку, что бывает непросто организовать. Поэтому при конструировании большой акустической системы в кинотеатрах и на больших концертных площадках всегда используются пассивные колонки. К ним не надо подводить питание, ими можно управлять с одного усилителя, они надежнее — в них особо нечему ломаться, они легче — проще подвесить на крепления возле сцены, их можно использовать под дождем на опен-эйрах.


В свою очередь, на малых площадках, где не нужно много звука, за счет простоты установки и настройки выгоднее будет активная акустика. Также активные студийные мониторы популярны в небольших проджект-студиях, в то время как в крупных студиях предпочитают пассивные мониторы, еще и встроенные в стену.

Каждый вариант хорош для своей ситуации. Активные колонки легко выбрать и подключить, они экономят место, бывают беспроводными и мобильными. Пассивные — более гибкие в настройке и подключении, они открывают возможности для экспериментов с усилителем и другими компонентами, незаменимы при организации многоканальной аудиосистемы.

Активная полочная акустика

В самом простом случае традиционная Hi-Fi-система состоит из источника, интегрированного усилителя и пары пассивных колонок. Пока что все довольно понятно.

Но если рассмотреть путь прохождения сигнала, окажется, что в нем можно выделить еще большее число отдельных секций, из которых многие в этой простой системе перемешаны друг с другом.

Пассивные колонки

Пассивная схема прохождения сигнала


Здесь разделительному фильтру не требуется источник питания, и кроссовер считается пассивным

Во-первых, у нас имеется компонент-источник – устройство для воспроизведения музыки. Это может быть CD-проигрыватель, сетевой музыкальный плеер, виниловая вертушка и даже компьютер или телефон. Далее следует секция предварительного усилителя, которая позволяет переключаться между источниками и изменять громкость.

Если источником служит проигрыватель винила, то еще необходим фонокорректор, усиливающий поступающий с картриджа сигнал до линейного уровня и выравнивающий его АЧХ перед передачей на предусилитель (для простоты мы не стали включать фонокорректор в блок-схему).

Выходной сигнал усилителя мощности подается на разделительный фильтр, или кроссовер, который в двухполосной акустической системе расщепляет сигнал на высокочастотную составляющую, передаваемую на твитер, и все остальное, отправляемое более габаритному СЧ/НЧ-динамику.

В трехполосной системе кроссовер разделяет звуковой поток на три составляющих – высоко-, средне- и низкочастотную. Такому фильтру не требуется для работы источник питания, поэтому кроссовер считается пассивным Примерно так выглядит путь прохождения сигнала в обычной Hi-Fi-системе.

Активные колонки

Активная схема прохождения сигнала


Более точный разделительный фильтр обеспечивает лучшее согласование звучания

В активной системе все обстоит точно так же до момента, когда сигнал покидает предусилитель. После этого он передается активному разделительному фильтру, который выполняет ту же работу, что и пассивный кроссовер, однако делает это с сигналом линейного уровня (около 2 В), а не на том, на котором приводятся в действие динамики АС (обычно 15–35 В).

Работа с сигналом низкого уровня позволяет оптимизировать комплектующие для повышения точности, а не мощности. В такой конструкции обычно применяются активные элементы, а в более сложных моделях – еще и некоторые разновидности схем обработки сигнала (цифровой либо аналоговой) для излучения динамиками звука максимального качества.

В результате такой фильтр потенциально обеспечивает более высокую точность операций, а также способствует созданию оптимального и согласованного звучания.

Затем сигнал линейного уровня каждого из частотных поддиапазонов отправляется отдельному усилителю мощности, питающему столько динамиков, сколько выделено на воспроизведение этой полосы.

Какой вариант лучше?

Активный кроссовер


Звук АС с активным кроссовером в меньшей степени подвержен искажениям

В теории активные колонки состоят из одних достоинств. Принцип конструкции кроссовера обеспечивает их разработчикам гораздо более полный контроль над сигналом, а также создает намного меньше возможностей для возникновения ошибок и искажений по сравнению с аналогичными пассивными фильтрами.

Поскольку усилители мощности встроены в АС, их можно оптимизировать для каждого отдельного динамика. А из-за того, что они обычно располагаются прямо в корпусе, можно уменьшить длину кабелей между усилителями и динамиками, что приводит к снижению уровней искажений и потерь в них. Иными словами, в результате можно добиться максимального контроля.

Однако, несмотря на столь серьезные преимущества активных АС, они не лишены недостатков. Далеко не каждый производитель акустики выпускает усилители, так что обычно их приобретают в готовом виде у OEM-поставщиков. Сам по себе этот принцип неплох, но практическая реализация не всегда оказывается удачной. В результате качество звучания готовой АС получается далеким от идеала.

Кроме того, активные колонки проигрывают пассивным в торговом зале магазина с точки зрения субъективно воспринимаемой ценности. Электронные компоненты спрятаны в корпусе, а разница в ценах по сравнению с аналогичными на вид пассивными конкурентами видна невооруженным глазом. Если разложить стоимость на встроенные компоненты, активные АС обычно оказываются более выгодными, поскольку включают несколько усилителей мощности – даже простой двухполосной паре АС необходимы четыре блока усиления, тогда как все четыре динамика пассивной системы способен прокачать один стереоусилитель.

Активные конструкции также ограничивают спектр возможных обновлений. Вместо того чтобы модернизировать усилители мощности, придется менять весь комплект. Любителям комбинировать варианты это резко сужает пространство для маневра: комплект усилителей мощности и динамиков либо подходит, либо нет.

Активные или со встроенным усилителем?


ATC SCM40 – одновременно и активные, и с усилителем

Все активные колонки оснащены усилителями, но не все АС со встроенным усилением следовало бы именовать активными.

Существует разновидность АС со встроенным усилителем, у которых путь прохождения сигнала в точности такой же, как у пассивных систем, с тем отличием, что усилитель (нередко оба – предварительный и усилитель мощности) спрятан в одном из корпусов. Такие колонки соединены кабелем, идущим от ведущей АС (оснащенной усилителем) к ведомой (пассивной).

Такая конфигурация применяется в большинстве недорогих активных колонок, в частности, мультимедийных. В плане удобства подобный подход отчасти похож на тот, что применяется в активных АС, но почти не имеет соответствующих технических преимуществ.

Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", февраль 2020 г.

Акустическая система в вашем аудио — это элемент, который определяет звук. Своеобразный рубеж на пути сигнала: от того, как он пройдёт через колонки, будут зависеть наши ощущения от прослушивания. Поговорим о пассивной и активной акустике, разберёмся, в чём её особенности, и что выбрать.

Что такое пассивная акустическая система?

Представим классическую Hi-Fi-систему: источник звука (проигрыватель винила, CD, смартфон и т.д.), усилитель мощности и колонки. В этой простой схеме перед нами будет пассивная акустика, так как для её работы нужен внешний усилитель и плеер. По сути, в корпусах пассивных колонок вы найдете только динамики и кроссоверы (микросхемы), которые распределяют звук между динамиками. Конструкций может быть множество, но активной части в виде усилителя со множеством входов на борту такой акустики нет. Для работы пассивных колонок не требуется питание.


Что такое активная акустическая система?

Это акустика, на борту которой есть встроенный усилитель с возможностью приёма аналогового и цифрового сигнала: Bluetooth, фонокорректор для подключения проигрывателя винила, оптические и линейные входы. Активная акустика может заменить всю пассивную систему с отдельным усилителем, плеером и колонками. Для работы активной акустики требуется питание.

  • Не требует питания
  • Нужен внешний усилитель
  • Работает только с аналоговым сигналом
  • Меньший вес при равном объёме колонки
  • Необходимо внешнее питание от сети
  • Есть встроенный усилитель
  • Способна обрабатывать аналоговый и цифровой сигнал (есть встроенный ЦАП)
  • Больший вес при равном объёме колонки

Достоинства и недостатки пассивной акустики

Плюсы


Полочная акустика Dynaudio Emit M20 New Walnut

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 28

Диаметр НЧ-динамика, мм: 180


Акустическая система Amphion Helium510 Walnut

Вид крепления: корпус

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Цена. Как правило, пассивные системы доступнее, чем активные, так как не нужно тратиться на встроенные усилители, ЦАП-ы и прочие аудиокомпоненты (представим, что у вас уже есть усилитель и источник звука). В качестве примера — напольная трёхполосная акустика юбилейной 600-й серии Bowers & Wilkins 603 S2 Anniversary Edition. Найти активные колонки с такой проработкой звука в этом ценовом сегменте будет трудной задачей. Важно: общая стоимость активных колонок может быть ниже, чем классической Hi-Fi-системы из разных блоков.


Акустическая система Bowers & Wilkins 603 S2 Anniversary Edition White

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 165

Минусы

Сложность системы. Пассивные колонки не будут играть сами по себе, для них обязательно нужен внешний усилитель, источник сигнала и кабели. Получается целая стойка аппаратуры, которая требует тщательного подбора. При неправильном согласовании усилителя и акустики какой-то из этих компонентов может сгореть и выйти из строя. Недавно мы подробно рассказали, как собрать домашнюю систему.

Занимает много места. Отдельный блок усилителя (или даже два: предварительный усилитель и усилитель мощности), проигрыватель CD или сетевой плеер, колонки — всё это требует значительного пространства. А ещё не будем забывать о проводах, которые потянутся по полу.

Достоинства и недостатки активной акустики

Плюсы


Полочная акустика Magnat Multi Monitor 220 Black

Вид крепления: корпус

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Простота использования. Активная акустика сразу готова к работе — нужно лишь подключить её к сети. Теперь вам не нужны даже соединительные кабели между колонками. Например, у KEF LSX на задней панели полный набор входов для работы с цифровым звуком. Можно составить разные сетапы: с компьютером, сетевым плеером, телевизором, смартфоном — всё это будет отлично звучать через пару компактных KEF LSX. Для создания домашнего кинотеатра можно подключить сабвуфер.


Полочная акустика KEF LSX Green

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 19

Диаметр НЧ-динамика, мм: 180

Экономия места. Активные колонки — это всё, что вам понадобится для воспроизведения. Маленькие полочные колонки можно поставить на рабочий стол или возле телевизора, отдельная стойка с аппаратурой не потребуется. Бывают интересные варианты активной акустики, в комплекте которой есть специальная приставка. В числе таких — DALI Oberon 1 C с приставкой Sound Hub Compact. Это очень удобное решение, так как колонки полностью свободны от кабелей: все цифровые и аналоговые выходы сосредоточены на приставке, а звук идёт на колонку через Bluetooth с высоким разрешением (24 бит / 96 кГц). Под телевизором будет стоять только акустика, а всё остальное можно убрать в сторону.


Полочная акустика Dali Oberon 1 C Dark Walnut и Sound Hub Compact

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 29

Диаметр НЧ-динамика, мм: 133

Хорошая согласованность усилителя и динамиков. Производитель уже подумал за вас, какой усилитель нужно использовать в его колонках, а значит мы получаем лучшее соотношение по мощности и другим показателям. Вам не нужно ломать голову над подбором компонентов. Риск того, что активная акустика сгорит, очень мал.

Минусы

Отдельные кабели питания. Каждая активная колонка нуждается в розетке. Для того, чтобы развести их хотя бы на пару метров между собой, вам понадобится удлинитель, так как сетевые кабели у акустики обычно короткие. А если вы хотите построить систему 5.1 или 7.1, представляете, сколько розеток нужно?

Сложно ремонтировать. Если в активной акустике выйдет из строя один из усилителей, что внутри, то отремонтировать его будет сложно и дорого. Возможно, придётся менять всю систему.

Какую акустическую систему выбрать для дома?

Исходите из тех достоинств и недостатков, которые мы отметили. Если вы современный пользователь, который будет слушать музыку только со смартфона или PC и при этом у вас мало места, то активные колонки станут лучшим решением, так как цифровой звук — это их стихия. Однако, для ценителей аналогового звука и классического дизайна усилителей и колонок мы советуем обращать внимание на пассивные системы — в них всегда есть перспектива развития: меняйте кабели, усиление, источники. Классический Hi-Fi требует места, и, если вы готовы уделить его своему хобби, то вперёд.


В Dr.Head вы можете сравнить разное аудио в наших комнатах прослушивания, так как выбирать нужно только своими ушами. Для вашего удобства мы открыли запись.

Читайте также: