В чем отличие научного педагогического знания от житейского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

  1. Сформулируйте задачи педагогической науки и докажите их актуальность

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

Исходя из этого основные задачи педагогики - дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.

В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог должен строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.

Задача педагогики - разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье. В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности. Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий - наиболее сложная.

Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача педагогики - обоснование видов творческой деятельности детей.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса.

Задача педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у детей, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

Важнейшая задача педагогики - обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка. Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка. Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям.

Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях.

Задача педагогической науки на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и вне-учебной деятельности.

Одна из особенностей развития ребенка состоит в том, что определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. Вне чувственного познания невозможно движение мысли, овладение знаниями.

Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие логики мышления и познавательных способностей.

Задача педагогики разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в деятельности педагога.

Одним из способов решения названной задачи - разработка образовательных, воспитательных и развивающих приемов в воспитательном и учебном процессах. Исходя из общих установок педагогики и здравого смысла, они известны, но недостаточно систематизированы и не доведены до уровня технологий.

Таковы наиболее важные задачи педагогики.

  1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение — мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ущинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса – это разви­тие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в свя­зи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И, наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Про­цесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессиона­лизма, а создание эффективных моделей образования – научного подхода.

Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

Роль родителя – одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Одним она нравится, другим – не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением. Осознание себя родителем – процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса – творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами. Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.

Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний. Способ получения житейских педагогических знаний – опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобрете­ния научных педагогических знаний – выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний. Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса – это разви­тие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в свя­зи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И, наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Про­цесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессиона­лизма, а создание эффективных моделей образования – научного подхода.

Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

Роль родителя – одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Одним она нравится, другим – не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением. Осознание себя родителем – процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса – творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами. Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.

Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний. Способ получения житейских педагогических знаний – опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобрете­ния научных педагогических знаний – выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний. Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В статье подобран материал для выступления на педсовете о проблемах современной педагогики.

ВложениеРазмер
no1_chem_otlichaetsya_narodnaya_pedagogika_ot_nauchnoy.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОТ НАУЧНОЙ

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

Народная педагогика (этнопедагогика) и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: общества и профессионального педагога.

Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, Я.М. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: “Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”.

Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

В этих и других определениях народной педагогики выявляется ряд общих положений. Это— эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители — таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи— век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и другие.

Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.

Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика — это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского, белорусского и других народов.

Научная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение. К.Д. Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Народную педагогику (этнопедагогику) и научную педагогику можно сравнить по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний

Способ получения народных педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в народной педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний

Народные педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Народные и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в народной педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом народных понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В народной же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы.


Народная педагогика в наследии Л.Н. Толстого

Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что чел.


В Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова 19, 26 и 29 апреля 2019 года состоялись заседания Студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и и.

Сущность педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества является новой отраслью педагогической науки. Зародившись в рамках истории и теории культурно-просветительной работы, она выделяется в самостоятельную о.


Программа VII Международной Научно-практической конференции "Научно-технические аспекты комплексного развития железнодорожного транспорта" в рамках VII Международного Научного форума Донецкой Народной Республики, 25-26 мая 2021 г. г. Донецк



Ксюнов С.В., Завьялова С.В. От правильного выбора профессии зависит и успех. С. 173-177.

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

Роль родителя - одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль.

Одним она нравится, другим - не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением. Осознание себя родителем - процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса - творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами. Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.

Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Любая наука в качестве своей основы имеет некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Иначе обстоит дело с педагогикой.

У каждого из нас есть запас житейских педагогических знаний, педагогический компонент присутствует во многих профессиях, предполагающих постоянное общение с людьми: врачи, консультанты, священнослужители и др. И обычный родитель имеет определенные педагогические знаниями, не прочитав при этом ни одного учебника по педагогике.

В чем состоят основные отличия житейских педагогических знаний от научных? Анализ психолого-педагогической литературы выявил следующие особенности.

Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, извлекаются из индивидуального повседневного опыта человека, носят интуитивный характер, приобретаются случайным образом путем практических проб. Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам, имеют ограниченную человеческим опытом область применения. Житейская педагогика содержится в пословицах и поговорках, которые, как мы знаем, всегда противоречивы. Индивидуальный человеческий опыт не использует педагогические знания предыдущих поколений, так как условия воспроизведения не фиксируется, поэтому человек и повторяет ошибки предшествующих поколений. Житейские знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний, в то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов, результаты которых можно воспроизвести при создании определенных условий, в науке накапливаются и передаются, создавая, таким образом, уникальный и разнообразный фактический материал. Теоретические знания содержатся в научных понятиях, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Предметом научного исследования в педагогике является теоретический аспект воспитания, в этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Практика педагогики

Связь теории и практики в педагогике

Установлено, что единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности людей. Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою [3].

Остановимся на характеристике связи между теорией и практикой. Эта связь с практикой может быть прямой, когда обстоятельства вынуждают нас на время прерывать ход теоретического размышления, чтобы получить от практики новые данные и продолжить затем рассуждение на основе этих данных. Физик и химик, биолог и геолог, ученые любой отрасли науки постоянно обращаются в своей деятельности к опыту, с тем, чтобы затем вновь вернуться к теории и развивать ее дальше.

Обращение к практике как основе знаний и критерию истины совершается и в иной форме — как непрерывное адресование к данным практики, сверка каждого этапа рассуждений с фактическим, из практики почерпнутым материалом в самом ходе теоретического мышления. К данному типу связи и относится педагогика [5. С. 110 ].

Выводы Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем теоретического просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном опыте, при этом важны внутренние предпосылки: личностные качества, душевные свойства, опыт общения.

Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности.

Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный характер, когда в конкретной деятельности учителя происходит слияние знаний и деятельности, и осуществляется в сознании учителя в момент постановки задач педагогической деятельности.

Читайте также: