В чем отличие философии от мифологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мифологическое мышление — это философская концепция и антропологическая гипотеза, которую разделяли некоторые авторы, в частности философ Алексей Лосев и востоковед Генри Франкфорт. Отчасти эта идея близка к "первобытному мышлению" Леви-Брюля [он сам от неё позднее отказался].

Философское мышление — это мышление, которое не упускает из виду самоё себя, то есть это мыслящее себя мышление, предельно организованная рефлексия. Одним из следствий такой организации мышления является возможность создавать и практиковать разные необычные концепции мышления, в том числе и так называемое мифологическое. Но все прочие способы мыслить, в том числе строго рациональные, при этом не забываются.

Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

Основные положения мифологии

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

фото 811

  1. Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

  • коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
  • познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

фото 812

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

фото 813

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Сходства: Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй

Различия: 1) в философии сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия, а в мифологии нет.

2) в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений

3) для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии

1.2

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность

ГНОСЕОЛОГИЯ(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.это просто теория познания. (Т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы.)

Онтоло́гия - учение о сущем; учение о бытии , как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах

1.1 Философия и мифология.

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Сходства: Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй

Различия: 1) в философии сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия, а в мифологии нет.

2) в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений

3) для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии




1.2

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность

ГНОСЕОЛОГИЯ(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.это просто теория познания. (Т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы.)

Онтоло́гия - учение о сущем; учение о бытии , как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах

Принято считать, что философия возникла примерно в VI в. до н.э. Это тот период, в который и на Западе, и на Востоке появляется совершенно новый вид теоретических знаний, который идёт в разрез представлениям традиционной мифологии. Этот период немецкий мыслитель Карл Ясперс обозначает как время формирования особого типа сознания, которое требовало новых форм и вариантов решения проблем, связанных с воззрениями людей.

Карл Ясперс называет это время "осевым".

Новое восприятие сформировалось в силу того, что человек стал иначе воспринимать действительность и бытие, а также по-другому понимать себя и свои границы. Тем самым оголив его беспомощность и ужас мира. Последствием стало то, что человек ставил перед собой серьёзные вопросы, касающиеся самого себя. Более того, занялся поиском трансцендентных и абсолютных идеалов. Новый характерный для того времени тип сознания появился практически одномоментно в нескольких странах: Китае, Греции и Индии.

Решение мировоззренческих проблем посредством философии

Совершенно понятно, что мировоззренческие проблемы существовали ещё в дофилософском периоде. Более того, науке известны примеры, когда некоторые цивилизации вовсе не создали ничего подобного на философию.

Египетская, вавилонская, цивилизация майя, ацтеков и инков являются ярким примером народов, которые не занимались разработкой философского знания.

Но стоит отметить, что даже представители этих цивилизаций задумывались о вопросах мира и человека, жизни и смерти. Однако их ответы и пояснения носили нефилософский характер.

Исторически так сложилось, что самая первая форма мировоззрения – это мифология. Согласно суждениям Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Мифологическая форма присуща первоначальным ответам на вопросы, касающиеся мироздания, появления культуры и человека. Мифология – это комплекс мифов, в которых повествуется о происхождении и устройстве мира, о появлении социума и человека. Также в ней проигрываются ситуации, в которых ежедневно участвует человек.

Миф – это начало человеческой культуры, начальная форма реальной культурной деятельности человека.

Вместе с тем, миф – это специфический тип представления о действительности и повествования о ней. Для древних людей миф был реальность, в которой они жили. Благодаря мифам формировалась устойчивая система ценностей, которые служили законами и примерами для поведения людей. Иначе говоря, мифы стали тем, что стабилизировало социальную жизнь и гарантировало единство социума.

Современная наука находится в постоянном споре о том, насколько соотносятся обряд и ритуал с мифологическим повествованием. Этот вопрос по сей день остаётся открытым и до конца не исследованным. Одно можно точно утверждать, что огромная часть различных ритуалов, которые сформировались ещё в древние времена, окрашены мифологическим повествованием. Однако не всем обрядам и ритуалам есть точные соответствия в мифах и развитой мифологии, например, древнегреческой. Указать на точную связь мифа и ритуала пока остаётся невозможным.

Мифологическое сознание, его особенности и свойства

Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие "синкретичность" имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире, зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.

Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.

Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:

  • Метаморфоза.
  • Связи по ассоциации.
  • Телеологическая связь.

Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.

Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.

Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.

Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.

Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.

Миф и философская наука

Миф полностью не искореняется с развитием культуры. Современное массовое коллективное сознание, а также индивидуальное обыденное наполнены чертами первобытного мифа. В силу этого, можно говорить, что миф только укрепляет своё положение, принимая более модифицированную форму и приспосабливаясь к современным условиям. Первобытный миф серьёзно отличается от современного, но эти отличия не упраздняют его специфических особенностей, которые дают возможность выделить его из других типов произведений.

Бытует мнение, что миф вернулся в XX в., но скорее он продолжает своё существование и на протяжении всей истории человечества он существует в религии, искусстве и политической сфере.

Вновь обращаясь к древней мифологии и к проблематике генезиса философского знания, можно говорить, что поэтапно в синкретическом комплексе развивается религия, искусство, философия и мифологическое сознание. Чуть позднее из этого теоретического знания происходит вычленение конкретно-научных дисциплин.

Становление философской науки

Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.

Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.

Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.

Сравнение философского и мифологического

Философское сознание не синкретично. В философии существует чёткое противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и коллектива.

Философия не принимает понятие противоречия, она стремиться к исключению их. Однако, стоит отметить, что философские взгляды нескольких мыслителей могут разниться, но в пределах одной философской системы противоречия непозволительны.

Философская наука не допускает пояснения связей между явления в ходе преобразования или по принципу ассоциации. Некоторым философским системам характерен телеологический способ объяснения, но признать его ведущим невозможно. Философия образует причинно-следственные связи для того, чтобы объяснить культурные и природные явления.

Философскому мышлению не характерна символичность. Скорее это строгое мышление, которое строится на чётких понятиях и категориях, где образное мышление допускается только как вспомогательное средство изображения или в качестве формы подачи материала, при этом никогда не является основой философского содержания.

Ещё одним отличием философии от мифологии является авторитарность последней. При этом философское знание носит критический характер.

В заключении стоит сказать, что в философском учении всегда можно проследить авторство определённой идеи. Философии характерен личностный контекст, это касается и появления идей, и направленности. Таким образом, можно говорить о том, что философия формируется посредством индивидуального творчества и направлена на изучение личности.

Читайте также: