В чем особенности устного и письменного общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коммуникация – обмен людей идеями, мыслями, чувствами, информацией и т.п.

Это основной способ передачи информации, инструментами которого являются язык, речь, жесты. Иными словами, инструменты коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

Основная цель общения – обеспечить понимание передаваемой информации.

Элементами общения являются:

Виды коммуникации – классификация процессов общения по разным признакам.

К типам общения относят:

  • внутриличностную;
  • межличностную;
  • малую группы;
  • общественную;
  • внутреннюю оперативную;
  • внешнюю оперативную;
  • личную.

Типы коммуникации используются в соответствии с обстановкой общения.

Существует пять видов коммуникации:

  • познавательная (нужна для того, чтобы собеседник в дальнейшем как-то использовал в практике полученную информацию);
  • убеждающая (необходима для того, чтобы переманить собеседника на свою сторону и принять чужую точку зрения);
  • экспрессивная (используется для того, чтобы изменить настрой собеседника);
  • суггестивная (применяется в целях изменения поведение собеседника);
  • ритуальная (используется для формирования чувства патриотизма, сохранения традиций).

Традиционно выделяют две формы общения:

  1. невербальную (включает движения тела);
  2. вербальную (содержит слова, знаки и т.п. Делиться на:
    1. письменную коммуникацию;
    2. устную коммуникацию.

    Специфика устного и письменного общения

    Данные формы общения относятся к вербальной форме коммуникации. Устная встречается чаще всего в различных организациях:

    • собрания;
    • доклады;
    • конференции;
    • презентации;
    • групповые дискуссии;
    • переговоры;
    • обмен новостями и мнениями.

    Плюс такой формы общения – незамедлительное высказывание мысли в форме:

    • инструкции;
    • пожелания;
    • совета;
    • просьбы;
    • распоряжения.

    Также положительной стороной устной формы общения является моментальное получение обратной связи. При это можно узнать:

    Минус вербального общения – информация проходит через несколько лиц, из-за чего она может сокращаться, искажаться, часто это происходит неумышленно.

    • распоряжения;
    • докладных записок;
    • инструкций;
    • отчетов;
    • и т.д.
    • необходимость во времени;
    • менее гибкая, чем устная речь;
    • отсутствие незамедлительной обратной связи.

    Классификация стилей коммуникации

    Традиционная классификация стилей содержит в себе три вида:

    1. ассертивный стиль;
    2. агрессивный стиль;
    3. неассертивный стиль.

    Рассмотрим каждый из них.

    1. Для данного стиля характерны:

    • экспрессия;
    • уверенность в себе;
    • твердость без нападок;
    • нет навязчивости своего мнения.

    Для человека характерны:

    Коммуникатор использует прямой и недвусмысленный язык, не оценивает других людей.

    2. Отличительные черты стиля:

    • чрезмерная экспрессия;
    • самоуверенность;
    • стремление к власти.

    Отличительные черты человека:

    3. Характерные черты стиля:

    Характерные черты человека:

    Из всех стилей самый неэффективный – неассертивный, так как человек не может высказать свою точку зрения и угождает партнеру.

    Каждый человек может улучшить свою коммуникативную компетентность в деловом общении, пройдя социально-психологический тренинг. Развитие умений общаться дает возможность стремиться к психологическому равенству с собеседниками, т.е. дает возможность сформировать ассертивный стиль, при минимальном использовании элементов агрессивного или неассертивного стилей.

    По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

    Каждая форма обладает своей спецификой.

    1. Устная форма характеризуется:

    - богатством интонационного оформления;

    - большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

    - определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

    - высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

    - контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

    - специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

    - линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

    - быстротой её порождения;

    - сравнительно простым синтаксисом;

    - редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

    - использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

    - сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

    - легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

    - дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

    - допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

    - наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

    - легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

    - оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

    - простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

    При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

    2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

    - специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

    - большая, чем в устной форме, структурная сложность;

    - большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

    - полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

    - иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

    Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:




    - ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

    - ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

    - ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

    След­ствия этих ограничений таковы:

    Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

    Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

    Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

    В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

    Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

    Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

    Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

    Задание:

    Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

    Контрольные вопросы для закрепления материала

    1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

    2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

    3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

    4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

    5. Перечислите основные функции СМИ.

    6. Какое место в них занимает коммуникация?

    7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

    8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

    9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

    10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

    11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

    12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

    13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике?

    14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?

    15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация?

    16. Расскажите о каждом из них?

    17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи?

    18. В каких двух формах существует речь?

    19. Каковы особенности устной и письменной речи?

    По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

    Каждая форма обладает своей спецификой.

    1. Устная форма характеризуется:

    - богатством интонационного оформления;

    - большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

    - определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

    - высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

    - контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

    - специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

    - линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

    - быстротой её порождения;

    - сравнительно простым синтаксисом;

    - редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

    - использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

    - сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

    - легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

    - дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

    - допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

    - наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

    - легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

    - оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

    - простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

    При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

    2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

    - специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

    - большая, чем в устной форме, структурная сложность;

    - большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

    - полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

    - иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

    Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:

    - ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

    - ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

    - ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

    След­ствия этих ограничений таковы:

    Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

    Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

    Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

    В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

    Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

    Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

    Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

    Задание:

    Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

    Контрольные вопросы для закрепления материала

    1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

    2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

    3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

    4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

    5. Перечислите основные функции СМИ.

    6. Какое место в них занимает коммуникация?

    7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

    8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

    9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

    10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

    11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

    12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

    3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.

    4. Формулы речевого этикета.

    Общение между людьми происходит в разных сферах деятельности и в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией выделяют две формы речи: устную и письменную. Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная – с помощью письменных знаков.

    Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.

    Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи, поэтому в них присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова.

    Диалог – это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию.

    В отличие от устной речи письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, фиксируя устную речь, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. Не будь древних папирусов или глиняных табличек, были бы невозможны многие знания о мире, осталась бы неизвестной история развития человечества.

    Финикийское – греческое – византийское – славяно-кирилловское – русское – вот путь русского письма.

    Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно.

    Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему еще раз, перестроить текст или часть его, осуществить поиск нужной формы. Письменной речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, предлогов, вводных слов. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе речевых средств.

    Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь она обслуживает политическую, научную и другие сферы общения, в то время как разговорная используется на официальных и полуофициальных встречах и совещаниях, торжествах, в семейно-бытовой обстановке. Письменная речь строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо. Кроме того, на письме не допускаются быстрые неоправданные переходы от одной мысли к другой, отсутствие логических связей.

    И в устной, и в письменной формах речи обязательным условием является использование определенных речевых формул, устойчивых выражений и оборотов согласно речевой ситуации.

    Этот иностранец был знаком, по-видимому, с правилами этикета. Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

    Нормы этикета – категория историческая, т. е. со временем меняющаяся. Кроме того, они зависят от национального менталитета. У каждого народа свои представления о нормах поведения в быту, в профессиональной деятельности, в сфере торговли, дипломатии, политике, экономике.

    Все качества выражаются через конкретные речевые действия, т. е. через речевой этикет. Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет отражает нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Он предполагает общие темы, общую заинтересованность, общую стилевую окрашенность речи, соблюдение культуры речи. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Оно всегда высоко ценилось в обществе. Знание правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости, избегать насмешек. Следование правилам речевого этикета членами предприятия или фирмы поддерживает положительную репутацию организации или фирмы. В свою очередь, незнание норм речевого этикета может привести к обидам, к разрыву взаимоотношений между отдельными людьми, коллегами, друзьями, конфликтам на государственном уровне, даже к подрыву экономических и политических отношений между странами.

    Таким образом, речевой этикет строится с учетом особенностей собеседников, их социального статуса, роли в общении, возраста, пола, характера человека;

    – речевой этикет определяется ситуаций общения: переговоры или доверительная беседа, день рождения или банкет по поводу юбилея фирмы и т. д.;

    – речевой этикет имеет национальные формы, которые в общении необходимо учитывать.

    Этикет устной речи – это

    – проявление уважительного отношения к собеседнику, т. е. нельзя выражать с помощью речи пренебрежение, наносить оскорбление или обиду;

    – вежливость, соразмерная с ситуацией;

    – ненавязывание собственных суждений и оценок.

    Также необходимо учитывать порог внимания и понимания слушающего, например, лучше всего воспринимается высказывание из 5–9 слов, длящееся без паузы от 45 секунд до полутора минут.

    Знание правил и норм этикета необходимо при составлении писем личного и делового характера, оформлении документации.

    Этикет письменной речи базируется на общих принципах речевого этикета, но, кроме того, нужно учитывать следующие правила:

    – Письменная речь должна соответствовать нормам и правилам культуры речи.

    – Соответствовать стандарту при деловом общении и подчиняться нормам жанра: содержать формулы обращения, прощания, каждая отдельная тема начинается с новой строки, необходимо использовать речевые клише, как то: просим вас выслать каталог, ставим в известность…

    Тон документа, личной корреспонденции должен быть уважительным и корректным.

    «Многоуважаемый А… С…

    Вы очень обяжете нас, если пожалуете к нам сегодня в 8 часов вечера. Я и жена моя будем с нетерпением ожидать вас и надеемся, что вы не откажетесь доставить нам это удовольствие.

    К этикетным речевым формам относятся речевые формулы приветствия, извинения, согласия, благодарности и др. Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в общении. Выбор речевых формул зависит от пола, возраста, социального статуса собеседников общения.

    Общепринятым считается, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает женщина. Это же делают старшие по возрасту и положению. В России руку целуют только замужней женщине. Когда мужчину представляют женщине, он встает и кланяется, женщина в таких случаях – нет. На улице мужчина идет слева от женщины. Сопровождая женщину, мужчина несколько опережает женщину, открывает дверь и входит вслед за ней. Спускаясь по лестнице, идет впереди, поднимаясь – на одну-две ступени позади. Когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Когда на улице встречаются две знакомые пары, то вначале здороваются женщины, затем женщины с мужчинами, потом мужчины.

    При знакомстве используются следующие формулы:

    – Разрешите с вами познакомиться; Разрешите представиться; Давайте познакомимся.

    При расставании говорят:

    – Всего доброго; Надеюсь на скорую встречу; Был рад знакомству.

    – Сделайте одолжение, выполните мою просьбу; Не сочтите за труд…; Настоятельно прошу вас.

    – Позвольте выразить вам огромную благодарность; Я очень вам признателен.

    Рекомендуемые для обсуждения темы и задания:

    1. Различие между устной и письменной речью.

    2. Знание речевого этикета – залог успеха в различных сферах жизни человека.

    Речевые конструкции, употребляющиеся в различных ситуациях общения

    Здравствуйте, добрый день (вечер, утро), Петр Петрович!

    Рад видеть вас, рад нашей встрече, Петр!

    До свиданья, Петр Петрович!

    Всего доброго (хорошего)! До встречи!

    Спасибо (большое, огромное), Петр Петрович! – Пожалуйста.

    Я вам (очень) благодарен. – Не стоит благодарности.

    Разрешите поблагодарить вас, Петр! – Был рад помочь.

    Я вам очень признателен. Тронут вашей заботой и вниманием. – Вы очень добры, любезны.

    Пожалуйста, будьте добры, любезны.

    Не сочтите за труд. Не откажите в любезности.

    У меня к вам большая просьба, Петр Петрович…

    Поздравляю вас, Петр Петрович, с днем рождения!

    Позвольте поздравить вас!

    Разрешите поздравить вас!

    Примите наши поздравления с праздником, юбилеем!

    Разрешите вам представить Петрова Петра Петровича, референта фирмы, моего друга, знакомого…

    Разрешите представиться: инженер фирмы Петров Петр Петрович.

    Я представляю организацию…

    Уполномочен вести переговоры от имени…

    Позвольте вручить вам мою визитную карточку.

    Прошу вас извинить меня.

    Я должен извиниться перед вами.

    Организация приносит вам извинения за причиненные неудобства

    Я виноват и приношу свои извинения, прошу простить меня.

    Ступени развития русского письма


    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Часть 1. Речевой этикет

    Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии

    К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи

    К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи Изучение устной речи прошлого встречает ряд трудностей, среди которых первое место занимает проблема источников. Поскольку материалом изучения языка исторических эпох являются письменные документы, сама

    НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

    Лекция 15. Особенности древних культур

    Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;2) среднекаменный

    Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности

    Лекция 4 Чтение и слушание как виды речевой деятельности План1. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.2. Алгоритм чтения при запоминании текста. Недостатки чтения и их исправление.3. Слушание как вид речевой деятельности. Правила эффективного

    Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

    Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

    Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи

    Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи План1. Понятие нормы языка.2. Варианты норм.3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях

    Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности

    Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности План1. Научный стиль речи и его под стили.2. Термин.3. Языковые особенности научного стиля.4. Способы и методы создания научного текста.Одной из сфер человеческой деятельности является

    Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание

    Лекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание План1. Особенности курсовой работы.2. Рубрикация текста, библиографическое описание.В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты,

    Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека

    Лекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека План1. Особенности официально-делового стиля.2. Культура делового общения.3. Условия успешной деловой коммуникации.4. Национальные особенности делового общения.Всем известна сказка о двух

    Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации

    Лекция 2 Жанры устной деловой коммуникации План1. Деловая беседа, ее структурные и языковые особенности.2. Телефонный разговор.3. Деловое совещание. Переговоры и презентации.Деловое общение всегда прагматично, подчинено решению какой-либо задачи (личной,

    Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль

    Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время

    Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория

    Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория План1. Подготовительный этап выступления.2. Создание речи.3. Композиция публичной речи.4. Оратор и аудитория.Классическая риторика состоит из следующих частей:– инвенция (лат. изобретение) – создание

    Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья

    Раздел III Повседневный речевой этикет в народной культуре прикамья Предисловие В любой подсистеме национального языка существует набор устойчивых выражений, которые используются в определённых ситуациях. С помощью этикетных формул мы обращаемся к собеседнику

    Поэтому я решила прояснить ситуацию и напомнить вам, чем различаются устная и письменная речь.

    Устная речь

    Любая речь – это форма общения людей, способ передачи информации. Главным средством речи является язык – система слов, правил их произнесения и объединения в осмысленные высказывания. Язык стандартизирован, но уровень этой стандартизации различен в устной и письменной речи.

    Устная речь первична, она возникла на заре существования человеческого рода и с тех пор постоянно меняется. Выражена эта речь в звуковой форме, но изрядно дополняется разными неречевыми средствами: мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией и т. д.

    Устная речь не только индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние. То есть по тому, как человек говорит, можно составить его психологический портрет. Индивидуальный стиль здесь вырабатывать не надо – он формируется у всех людей с момента овладения речью.

    Письменная речь

    Это система графических символов – слов и знаков препинания, которые передают значение и смысл мыслей человека. Мне очень нравятся строки, написанные В. Шекспиром:

    Изначально письменная речь носила вспомогательный характер и только дополняла устную, лишь иногда её заменяя. Вообще, история возникновения и развития письма необычайно интересная. Возможно, мы с вами как-нибудь в неё заглянем.

    Письменная речь стандартизирована, ей управляют жёсткие нормы и правила, поэтому выработать индивидуальный стиль здесь сложнее.

    С развитием человечества развивалась и письменная речь, занимая всё более важное место в общении и системе передачи информации. В настоящее время этот вид речи всё чаще заменяет устную, становясь средством межличностного общения.

    Однако письменная речь, несмотря на все её возможности, остаётся неполноценной, так как лишена вспомогательных невербальных средств и никакие смайлики выражения глаз и интонацию не заменят.

    Но массовое использование письменной речи приводит к тому, что люди забывают о её особенностях, используя, как устную. Это приводит к возникновению непонимания и искажению информации.

    Различия устной и письменной речи

    Самое заметное отличие – это то, что устная речь имеет акустическую форму, а письменная – графическую. Но это отличие порождает много других, более важных особенностей.

    А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.

    3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.

    А в устной речи эта проблема снимается возможностью переспросить, уточнить, повторить что-то.

    Но устная речь, риторика и её законы не менее интересны и важны. С этой тематикой вы можете познакомиться на другом канале. Канал не мой, но тоже интересный и полезный. Загляните туда.

    Читайте также: