В чем особенности поэтического воплощения темы свободы в поэме мцыри и в лирике лермонтова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы точнее описать свободу, Михаил Юрьевич раскрывает не только образы людей, но и природы. В понимании автора, грузинские просторы – это тоже персонаж. Лермонтов олицетворяет природу, делает ее живой. При этом поэт рисует картину того, как молодой юноша наслаждается каждой минутой проведенной с этой природой. Лермонтов доносит до читателя первую влюбленность главного героя и первую битву со зверем.

Герой близок автору. Это одинокая личность воплощающая тоску в безграничное томление самого поэта. Имя – это зеркало человеческого духа. Юноша лишен имени. Лермонтов создал антитезу двух культур: городской и христианской, восточной и европейской; автор показал их несовместимость. В данном произведении мир естественного бытия связан со свободой и горной стройностью жизни. Христианский же мир описывается как неволя и плен. Юноша, вырвавшийся на волю, терпит неудачу, ибо найти идеал не возможно. Выросший в монастыре, главный герой слаб телом, его жизненные силы не соответствуют могуществу духа, он не приспособлен жить в естественных условиях.

2 вариант

В поэме рассказывается о мальчике, который заболел, из-за чего его оставили жить в монастыре, где о нём заботился монах. Когда мальчик вырос, он попытался сбежать оттуда. Оказавшись на свободе, он заблудился и через три дня вышел обратно к монастырю. Страдая от этого, мальчик начинает чувствовать приближающуюся смерть и решает исповедоваться монаху. Главный герой говорит, что отдал бы всю жизнь в монастыре за ещё три дня свободы, однако приходит время и он умирает.

Свобода – основная тема этого произведения. Герой, который, казалось бы, должен был за столько лет привыкнуть к затворнической жизни, всё равно всегда держал крупицу свободолюбия внутри себя. Почувствовав свободу во время своего побега, эта крупица разрослась. Свободного по своей натуре человека невозможно приучить к жизни в клетке, так было и с Мцыри. Он знал, что где-то там, далеко от душного монастыря, его ждут любимый Кавказ и горы, сводящие с ума. Фраза о том, что он лучше бы прожил три дня на свободе, чем долгую жизнь в заточении, говорит о многом. Действительно, лучше сгореть, чем угаснуть. То есть насладиться всеми радостями жизни (природой, свободой и теплом родного дома в случае Мцыри), хоть и недолго, гораздо лучше, чем прожить всю жизнь под опекой и в достатке, но ощущая на себе давление несвободы.

Свобода – то, чем живёт Мцыри. Он мечтает стать вольным, и когда понимает, что его мечте нельзя осуществиться, когда после драки с тигром и влюблённостью в девушку на воле, возвращается к монастырю, заболевает. Он заболевает одной из самых страшных болезней – тоской. Тоской по свободе, по Родине, по настоящей и любимой природе. Натура Мцыри настолько свободолюбива, что он из-за осознания того, что свободы достичь ему невозможно, умирает. Свободы просит не только его душа, но и весь его организм, каждая клеточка.

Свобода – то, о чём мечтал Мцыри. В произведении это видно очень хорошо. Герой борется за свободу, он бегает, дерётся на смерть и рискует всем, чем может, чтобы добыть свою свободу. К сожалению, этого сделать не удалось, и герой умирает. Смерть – лучший выход в данной ситуации, поскольку она сделает Мцыри свободным, осуществив его мечту.

Свобода в произведении Мцыри

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры. Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся. Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема свободы в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

Зима закончилась. Уже совсем по-другому светит солнышко, воркуют птички, слышна весенняя капель, сотни ручейков извилистыми речушками бегут своей дорогой, образовывая места запуска кораблико

Произведение представляет собой цикл, состоящих из нескольких рассказов, созданных писателем от впечатлений во время путешествия по Италии.

Аэропорты бывают разные. Например, московские аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково впечатляют своими размерами. Это, действительно, целые порты, только для воздушных кораблей.

Наступила зима. Лес с осени укрыт белым одеялом. На снегу виднеются следы разных зверей: вот проскакал зайчик, пробежала лисица. В лесу царит волшебная красота. Мимо нас стремительно бегут мыши полёвки

Вообщем Лермонтов написал очень много творений, посвященных теме свободы. И Мцыри - это одно из самых знаменитых из них. в нём рассматривается тема свободы и Отчизны, личности, семьи. Герой потерял эту свободу, так как в ребяческом возрасте во время войны его отобрали с отчизны. он тогда чуток не погиб, и даже был не против этого, но его выручили монахи, с тех пор он остался жить в монастыре. а занимательно это творенье тем, что, в конце концов, главный герой умирает, так и не добравшись до свободы. У многих появляется таковой вопрос: почему создатель не дал собственному герою выжить? Но если мы разберемся в жанре самого произведения, в его направлении, то мы поймём, что это романтический. то есть герой этого произведения конструктивно отличается от всех иных персонажей, его никто не разумеет. Такие герои пробуют бороться, но изредка у их выходит, в конце концов, они помирают. Таковой сюжет в некотором смысле помогают читателю более глубоко это всё прочуять


Свобода в произведении Мцыри

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры. Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся. Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.



Ряд аналогий в произведении

Поэма открывает перед читателями важность свободы физической и духовной. Каждая глава здесь играет важную роль. В первой части рассказывается история юноши в монастыре, затем описана трогательная часть с его откровениями о свободе.

Жизнь человека должна заключаться в стремлении к свободе — как физической, так и духовной. Эта независимость возможна лишь тогда, когда будет найден истинный путь, ведь это знание способно предпослать к жизни в гармонии с самим собой.

Образ и характеристика Мцыри с цитатами

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Лучшая рецензия на книгу

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней . Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Приведем пример викторины:

Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.

Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов; И грозды полные на них, Серег подобье дорогих, Висели пышно, и порой К ним птиц слетал пугливый рой.

Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.

Библейская легенда

По одной из библейских легенд некий герой, царь Саул, запретил своим верным воинам притрагиваться к еде до того момента, пока враг не будет полностью разгромлен.

Ионафан, сын царя, не услышал этот указ и пошёл испробовать мёд. В наказание отец приказал лишить юношу головы. И перед своей смертью молодой человек произнёс эти роковые слова. Да, он не был согласен с решением отца, ведь после его вкушания Ионафан стал сильнее и выносливее.

Важным символом в легенде является мёд. Он словно некий соблазн, счастье и роковая сладость, которая может привести к смерти. Но сын царя готов принять смерть гордо и достойно.

Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:

Задания повышенного уровня:

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?



Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.

Происхождение, детские и юношеские годы великого русского поэта - М.Ю. Лермонтова. Приемы и методы, с помощью которых автор раскрывает тему свободы в поэме "Мцыри". История создания, композиционно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.02.2016
Размер файла 43,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

2.2 Тема свободы в поэме и творчестве Лермонтова

Список использованной литературы

Введение

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта, прозаика, драматурга, художника по праву занимает одну из высших ступеней в ряду русских классиков. Наследуя традиции гениального русского поэта А. С. Пушкина, творчество Лермонтова, являясь переходным звеном между романтизмом и реализмом, ознаменовало приход реализма. Его произведения, ознаменовавшиеся открытием новых форм и приемов в поэтике и прозе, оставили глубокий след на небосклоне русской классической литературы.

Для того, чтобы достичь вышеуказанной цели нами был составлен следующий план работы:

1) Дать краткую характеристику творческой биографии М. Ю. Лермонтова;

3) Дать характеристику художественно - композиционного своеобразия поэмы;

4) Раскрыть тему свободы в произведении;

5) Проанализировать и обобщить полученные выводы в заключении.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов 3 (15) октября 1814 г. - 15 (27) июля 1841г. - великий русский поэт, прозаик, драматург, представитель славной пушкинской плеяды, произведения которого занимают почетное место в ряду русских классиков, появился на свет в Москве, в старинной дворянской семье.

Детство Михаила Лермонтова прошло в именье бабушки, в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области среди певучих крестьянских напевов, сказаний о Стеньки Разине, великой красоты и просторов России. Несколько раз Арсеньева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Уже тогда Кавказ, занявший впоследствии одно из центральных мест в творчестве поэта, произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

В эти же годы он знакомится с семейством Лопухиных, и Варвара Лопухина становится главной музой поэта, к ней Лермонтов питает самые глубокие чувства, когда - либо вызванные в нем женщиной, пронеся их через всю свою жизнь. лермонтов мцыри свобода поэма

В 1830 г. он поступает в Московский университет, где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда имевшими огромное влияние на идейную составляющую студенчества.

Поэт был похоронен в Пятигорске, но через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в родовое поместье Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

2.2 Тема свободы в поэме и творчестве Лермонтова

В творчестве поэта с самого начала пути сформировались два образа, две темы, впоследствии, проложивших путь через всю жизнь Лермонтова, его искания и чаяния, и отразившихся как две модели жизненного поведения, а также в его представлении о самом себе. Тема избранничества во всем многообразии этого слова: от гордой отстраненности от мелких бытовых человеческих проблем до ощущения себя пророком, гонимым людьми, не способными понять его. И тема свободы, идеал, которой недостижим, даже если человек готов заплатить за него жизнью, как Мцыри, или вечным проклятием, как Демон. Отсюда и ощущение мировой скорби, вызванной устройством мира, где нет места могучей личности.

Мы видим, как в этом произведении органично сочетаются основные темы и мотивы творчества автора: одиночество, образ Родины, ощущение обреченности душевного порыва, торжество и величие Бога и природы. Главным в этом произведении становятся мотивы движения к вечной цели - образу естественной и свободной жизни, слитой с природой, протест, призыв к избавлению от рабской неволи.

Творчество поэта как бы вобрало в себя дух эпохи, гениальному поэту удалось уловить настроение времени. Ясно понимая, что никакой реальной надежды на примирение с существующим миром нет и что трагическая развязка поединка мечты с реальностью неизбежна, Лермонтов выдвигает идею активного действия как образец подлинно человеческого поведения.

Заключение

1) Главная идея произведения невозможность примирения с насилием над личностью, необходимость борьбы с любым видом гнета. Центральной темой произведения является гимн свободолюбивому и мятежному герою - Мцыри;

2) Автор раскрывает тему с помощью приема монолога - исповеди главного героя;

3) Ясно понимая, что надежды на примирение с действительностью нет и не будет, Лермонтов все же противопоставляет обстоятельствам активные действия главного героя, чья сокрушительная и фатальная страсть приводит его к трагической гибели.

4) Поэма заканчивает период героической романтики в творчестве Лермонтова, и знаменует эволюцию автора при переходе к реализму.

Судьбой было уготовано прожить ему всего двадцать семь земных лет, но даже за этот кратчайший срок он сумел оставить великое наследие - неисчерпаемый источник вдохновения и силы, и обширное поле деятельности для исследований тончайших нюансов человеческой души.

Список использованной литературы

1) Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. С. 79.

2) Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. С. 312-313.

3) Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 635.

4) Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985г. С. 222-225.

5) Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.: Наука, 1964г. С. 190.

6) Новицкас Л.А., Першкина А.Н., Федотов А.С. II Международная конференция молодых исследователей Лермонтов и его литературное наследие // Вестник МГУ, 2011 г. Выпуск № 6. С. 213 - 215.

7) Терешкина Д. Б. Конференция М. Ю. Лермонтов и история // Великий Новгород, 2013 г. Выпуск №2. С. 251.

8) Кольовски А. А. Композиционный поэтический строй произведений М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГУ. 2012г. Выпуск №3. С. 18 - 20.

9) Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. 719 с.

Подобные документы

Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - молодой послушник, горец. Особенности его образа жизни. Трагическая судьба мальчика и причины его смерти. Тема свободы и ее необходимости для человека, отражение данной категории в произведении Лермонтова.

сочинение [9,8 K], добавлен 13.12.2012

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма.

сочинение [9,0 K], добавлен 03.05.2007

История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

презентация [53,8 K], добавлен 30.11.2014

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри". Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши , произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом.

реферат [7,8 K], добавлен 08.09.2006

Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема свободы в лирике Лермонтова


Популярные сегодня темы

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Тема поэта и толпы

У Лермонтова природа и Бог противостоят мятежному ропоту человеческой личности. А равнодушие Бога он переносит и на природу, созданную им, природу, в своей красоте безучастную к человеку.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Тема свободы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк. [10, с.281]

Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке), и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Тема свободы – одна из важнейших тем в лирике Лермонтова. Свобода для него – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек зависит от ее всевластия.

Представления о свободе всегда были основой лермонтовского мировоззрения. В его стихах свобода становится то высшим общественным благом, то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками, то шагом от заблуждений и суетной жизни к истине и мудрости и обозначением душевного состояния поэта. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории. [2, с.153]

Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Лермонтов нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

В годы, когда расцвел талант этого прекрасного поэта, высокие идеалы декабристов оказались под запретом, а в чем-то утратили свою притягательность. Жизнь молодого поколения текла “пусто и уныло”, и лучшие умы этого времени задыхались в бездействии. С юных лет Михаил Юрьевич чувствовал в себе огромные творческие силы, “его сердце было полно любовью к людям”, и он мечтал всю жизнь отдать служенью им. Но ни единого отклика своим желаниям не встретил поэт в окружающей его жизни. И неудивительно, что юный Лермонтов, оскорбленный в лучших порывах души, страстно хочет воли в ее романтическом понимании:

Дайте волю, волю, волю,

И не надо счастья мне.

Поэту невыносимо душно в этом мире, и он мечтает сбросить “вериги бытия” и улететь вместе с птицами в край милой Шотландии, которая видится Лермонтову приютом измученной души. С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает “безысходность своего существования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, так далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной темницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

. Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем.

Что близко поэту в этом мире? Единственно родным ему кажется мир природы, в слиянии с которым можно обрести истинную волю, потому что природу не затрагивают тревоги людей, она вечна и прекрасна:

Когда волнуется желтеющая нива.

. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,–

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Так, ощущая свою ненужность, чуждость пустому, светскому обществу, вдали от мира природы, Лермонтов делает последний вывод: “Я б хотел забыться и заснуть!” [3, с.67] В восприятии свободы Лермонтов всю жизнь остается романтиком. И в эпоху безвременья иных настроений не могло быть. В трагедии Лермонтова отразилась трагедия всего поколения, которое оказалось лишенным светлых идеалов, что во все времена освещали людям путь в будущее.

В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание. Восточное сказание “Три пальмы” также пронизано свободой:

И стали три пальмы на бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор.

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда “сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!” Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.

. И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит.

Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет? Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.

Мотив свободы — важнейший мотив всей мировой романтической литературы — получил у Лермонтова разнообразное развитие. [2, с.170-177]

Свобода является сущностью романтической натуры, ее основой.

Свобода – личная независимость, “достоинства личного”. Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Итак, свобода для Лермонтова – это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа. Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Лермонтов пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками – людьми, вдохновленными Богом.

Читайте также: