В чем особенность северных народных песен 3 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Русский Север относится к одной из крупнейших региональных систем песенного фольклора.
Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей.

Частично музыкально-поэтические традиции Русского Севера продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова.

Русский Север - богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей.

Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов "обрастали" северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.

В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная "консервация" песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах - Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

В жанровом составе песенного фольклора Архангельской области также преобладают "женские" жанры - протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т.д. песни. "Мужские" жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились "завезенные" солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины…
В Архангельской области по сию пору сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора.

Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод - один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: "Дарить столба". "Селезень", "Скоморох" и т.д.

Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют "частыми". Как и хороводные, игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, также одна из любимых тем - высмеивание старого мужа. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно - в сольном, парном переплясе, "перекруживании", в парных плясках ("Сени", "Русского", "Метелица", "Топотуха") и кадрилях.

Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

В каждом северном районе преобладали "свои" песни. Так, в Мезени - "наулочные", "вечериночные", свадебные, "рождественские"… На Пинеге - песни кашниц, "вечериночные", девичьи, колыбельные… На Онежье - хороводные… Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.

По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник "Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.", в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).

Как и лирические песни, любим и востребован на Архангельском Севере жанр припевок и частушек. Припевки - коротенькие песенки, но не четверостишия-частушки. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием - ансамблевое или хоровое пение.). Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Эпическое начало очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний.

Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движется плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы "вьются" друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания - это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре ("Весной девушки гуляли" - Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре ("Ой, хожу я по травке" - Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре ("Из-за лесу темного" - Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре ("Не спрошёл бы то я" - Виноградовский район).

Никогда в народных песнях на Севре не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику ("Не последний-то годочек я у батюшки живу" - Коношский район), плавное поступенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях - ниспадающий квартовый (IV - I) ("Полно милой сокрушаться" - Шенкурский район, "Соколы, соколы" - Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V - I) ("По мёду, мёду" - Пинежский район).

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая. Ощущение "оканья" создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные "а", "я", "и".
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее - в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли - излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник - тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках - самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.

Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.

Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера - хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры - орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу").

В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, "где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями". В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод "косой столб" бытовал в Пинежском уезде. Под песню "Цвет наш прекрасный, аленький цветочек" девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, "обходили столб" - впереди идущую пару справа и слева.

На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню "Розочка алая" ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню - тещу, свекровь, свекра, свояка…

В хороводе "Негодяй" участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне "ходили" хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.

Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей - одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.

Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.

Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры стала традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

Жанр припевок и частушек — не четверостиший-частушек, а коротеньких песенок был на Архангельском Севере любим и востребован. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

К жанру лирических песен, который весьма обширен и разнообразен, можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

Этнографам удалось зафиксировать также в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эти эпические песенные жанры были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием — ансамблевое или хоровое пение.).

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства — мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют — избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее — в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках — никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности — внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли — излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник — тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках — самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года, в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.

Русский Север относится к одной из крупнейших региональных систем песенного фольклора.
Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей.

Частично музыкально-поэтические традиции Русского Севера продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова.

Русский Север - богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей.

Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов "обрастали" северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.

В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная "консервация" песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах - Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

В жанровом составе песенного фольклора Архангельской области также преобладают "женские" жанры - протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т.д. песни. "Мужские" жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились "завезенные" солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины…
В Архангельской области по сию пору сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора.

Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод - один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: "Дарить столба". "Селезень", "Скоморох" и т.д.

Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют "частыми". Как и хороводные, игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, также одна из любимых тем - высмеивание старого мужа. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно - в сольном, парном переплясе, "перекруживании", в парных плясках ("Сени", "Русского", "Метелица", "Топотуха") и кадрилях.

Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

В каждом северном районе преобладали "свои" песни. Так, в Мезени - "наулочные", "вечериночные", свадебные, "рождественские"… На Пинеге - песни кашниц, "вечериночные", девичьи, колыбельные… На Онежье - хороводные… Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.

По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник "Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.", в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).

Как и лирические песни, любим и востребован на Архангельском Севере жанр припевок и частушек. Припевки - коротенькие песенки, но не четверостишия-частушки. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием - ансамблевое или хоровое пение.). Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Эпическое начало очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний.

Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движется плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы "вьются" друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания - это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре ("Весной девушки гуляли" - Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре ("Ой, хожу я по травке" - Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре ("Из-за лесу темного" - Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре ("Не спрошёл бы то я" - Виноградовский район).

Никогда в народных песнях на Севре не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику ("Не последний-то годочек я у батюшки живу" - Коношский район), плавное поступенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях - ниспадающий квартовый (IV - I) ("Полно милой сокрушаться" - Шенкурский район, "Соколы, соколы" - Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V - I) ("По мёду, мёду" - Пинежский район).

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая. Ощущение "оканья" создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные "а", "я", "и".
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее - в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли - излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник - тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках - самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.

Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.

Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера - хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры - орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу").

В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, "где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями". В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод "косой столб" бытовал в Пинежском уезде. Под песню "Цвет наш прекрасный, аленький цветочек" девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, "обходили столб" - впереди идущую пару справа и слева.

На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню "Розочка алая" ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню - тещу, свекровь, свекра, свояка…

В хороводе "Негодяй" участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне "ходили" хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.

Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей - одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.

Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.

У них оканье. Я привыкла уже, а моя подруга до сих пор не все слова понимает. По праву руку, по леву руку, отворотка, со своим рукам, со своим ногам.

В том, что они не имеют отношения ни к животным, ни к растениям, ни к прочей живности.
Выбирайте категорию, в которую Вы помещаете свой вопрос, осмысленно, коль хотите получить осмысленный ответ!

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: