В чем главная задача учителя толстой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Краткая характеристика вклада Л. Н. Толстого в педагогику

Граф Лев Николаевич Толстой в 22 года открывает в своем родовом имении Ясная Поляна первую школу для крестьянских детей. По мнению Л.Н. Толстого одной из основных задач, стоящих перед государственными чиновниками, является создание школьной системы, которая бы отвечала потребностям и интересам всего народа. Только в этом случае можно будет достичь необходимого уровня развития среди народа, что положительно скажется и на общем развитии общества и государства.

В основе обучения, Л.Н. Толстой видел свободу, так как свобода является единственным критерием эффективной педагогики, защищающей интересы и идеалы гуманистического образования.

Для того, чтобы понять какой из способов обучения является наиболее продуктивным, Л. Н. Толстой ставил педагогические эксперименты.

Вклад Л. Н. Толстого в педагогику того времени заключается в том, что процессом обучения детей крестьян занимались в основном отставные солдаты и дьячки. Процесс обучения был бессистемен, а методы обучения иногда достаточно жестокие, так как наказания считались естественным и обязательным ритуалом.

Л. Н. Толстой строил процесс обучения кардинально иначе. В основе была заложена свобода ученика. Под свободой Л. Н. Толстой понимал организацию такой формы урока, при которой ученики могли, открыто выражать свои мысли, идеи, вести с учителем беседы. То есть, основная форма урока – словесная. Дети изучали в школе арифметику, чтение, письмо, грамматику, географию, природоведение, рисование и пение.

Принципиальное отличие Яснополянской школы Л. Н. Толстого было отношение педагогам к тем знаниям и умениям, которые дети приобрели вне школы. Это связано с тем, что, по мнению Л. Н. Толстого, дети, особенно начальных классов должны обладать широким кругозором. С этой целью недалеко от школы был организован участок земли, на которой дети могли получать не только знания об окружающей природе, но и формировать необходимые умения и навыки.

Готовые работы на аналогичную тему

Азбука представляет собой своеобразную энциклопедию, которая не только учит детей чтению и письму, но и обогащает их знания в области физики, химии, ботаники, зоологии, художественного искусства и многом другом.

Основу содержания азбуки составляют взгляды Л. Н. Толстого на сущность системы образования. Ее он видел, в первую очередь, в освоении детьми элементарных знаний, который им сообщаются в школе. Данные знания в дальнейшем должны стать фундаментом (основой) для жизненного развития человека.

Школа Л. Н. Толстого – это своего рода семья, задача которой дать ученикам как можно больше знаний и умений.

Так, если задача одного учителя научить детей писать и считать, то задача другого – показать красоту окружающего мира и т.д. Тем самым разные педагоги не только дают детям разные знания, но и, применяя свой подход к обучению, развивают у детей навыки эффективного взаимодействия с окружающими. Именно это и отличало процесс обучения в Яснополянской школе, от обучения у дьячка или отставного солдата, которые в одиночку давали детям весь объем знаний, который у них имеется.

Педагогические идеи Л. Н. Толстого

Л.Н. Толстой занимался не только теоретическими разработками в области обучения, но и осуществлял практическую педагогическую деятельность. Так, он вел уроки математики, физики, истории, а также преподавал некоторые другие предметы. Основная форма урока – это рассказ или беседа. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали.

Основная задача каждого учителя – развивать природу своих учеников.

Обучение в школе Л.Н. Толстого осуществлялось в три ступени, которые были представлены тремя классами:

  • младший класс
  • средний класс
  • старший класс

Домашние задания не практиковались, все необходимое учащиеся выполняли в школе, самостоятельно или с помощью учителя.

Основной метод обучения – живое слово учителя (беседа или рассказ).

Л. Н. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, вникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.

Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей внёс писатель Лев Николаевич Толстой. В педагогической деятельности он придерживался принципа свободы. Ученики получали экспериментальное образование в Ясной Поляне. Там не было уроков, звонков и наказаний, дети занимались с учетом своих интересов и постоянно практиковались.

Толстой образование

Занятия в Ясной Поляне

Великий писатель утверждал, что школа является важнейшим общественным институтом, ведь все планы люди могут реализовать лишь в последующих поколениях. В 1859 году он начал углубляться в сферу педагогики и ставить свой эксперимент. Целью Льва Николаевича стало кардинальное изменение системы образования, которая сложилась в Российской империи.

Оценка образования в Европе

Перед тем как начать преподавать по-своему в Ясной Поляне, литератор решил посетить школы в некоторых западных странах. Он был неудовлетворён увиденным. Например, в немецких учреждениях Лев Николаевич наблюдал:

Педагогическая деятельность толстого

  • бессмысленное заучивание материала;
  • постоянные молитвы;
  • телесные наказания для учеников.

Говоря кратко, никакие европейские стандарты образования не отвечали педагогическим воззрениям Толстого. После возвращения в родное имение он начал обучать крестьянских детей, как считал нужным.

Писатель проводил аналогию между бедными детьми в Ясной Поляне и людьми, пережившими кораблекрушение. Он считал, что нужно спасти тонущих, среди которых могут оказаться выдающиеся умы России. Параллельно с этим Лев Николаевич стремился изменить и свою жизнь.

Правила новой школы

В созданном писателем учебном заведении были отменены звонки и какой-либо учебный план. Дети могли приходить в любое время и изучать то, что больше нравится. Толстой не хотел превращать школу в авторитарную диктатуру, где учитель имел неограниченную власть над обучающимися. Занятия проводились литератором и некоторыми его знакомыми.

Немаловажной составляющей становился личный пример. Педагогические взгляды Толстого включали в себя не только классические занятия в помещении. Он с детьми часто отправлялся на природу, проводил игры и гимнастические упражнения. Полностью отсутствовали оценки, задания на дом и наказания за неуспеваемость. Такой подход литератор сравнивал с воспитанием детей родителями, ведь отпрыски всегда берут пример со старших.

Педагогические взгляды толстого

Можно подумать, что дети постоянно прогуливали, раз у них была такая возможность, но это не так. Ученики с удовольствием посещали школу Толстого. Принципом заведения стала свобода обучающихся. Литератор разбил день на две части: сначала обычные занятия с педагогом, после чего следовала деятельность по интересам. При этом никто не указывал детям, где и с кем им сидеть.

К сожалению, эксперимент завершился через полтора года. Власти не желали, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам. Когда писатель отсутствовал, представители закона обыскали школу, а позже закрыли. Тогда Толстой начал издавать журнал, в котором обсуждались вопросы воспитания и педагогики. Однако и его пришлось закрыть из-за давления властей.

Взгляды писателя на воспитание

В качестве фундамента педагогической деятельности Толстой видел внутренний мир ребёнка, его интересы и стремления. Важна была личность ученика. Это легло в основу дидактических принципов:

  • природосообразности;
  • сознательности при обучении;
  • глубокого усвоения материала;
  • связи теории с практикой;
  • доступности образования.

Педагогические идеи толстого

Писатель считал, что необходимо раскрывать в детях не только интеллектуальные способности, но и творческое начало. Процесс обучения становился многоступенчатым, включал в себя различные методики. Толстой считал бездумное заучивание обобщённой информации величайшим злом для ребёнка. Ученик должен на практике осознать, как работают те или иные механизмы, пропустить этот опыт через себя.

Большую роль литератор придавал межпредметным дисциплинам. Ученикам следует не просто изучать преподнесённые данные, а наращивать жизненный опыт, учиться постигать базовые бытовые истины. Только тогда приобретённые знания смогут стать полезными в будущем. Следовало включать в учебный процесс знакомство с русским фольклором, родной природой и её явлениями. Достижение продуктивности образования Толстой видел в соблюдении ряда установок:

  • создание атмосферы дружбы и взаимодействия в школе, способствование любознательности учеников;
  • объединение интеллектуального и физического развития;
  • возможность детей подходить к обучению творчески и самостоятельно при минимальном участии преподавателей;
  • крепкая связь основной программы с внеурочными занятиями.

Толстой педагогические идеи

Великий писатель заметил, что часто принятые образовательные нормы не соответствуют возрастному и психологическому уровню ребёнка. Отсюда у него развивается нежелание учиться. Ученик по умолчанию относится к школе с неприязнью, страхом или равнодушием.

Стоит отметить, что идеи Толстого в некотором роде совпадали с воззрениями известного педагога Ивана Тимофеевича Савенкова (1846—1914). Он отправился в город Красноярск работать учителем, а позже стал готовить новых педагогов и ввёл новаторские методы работы со студентами. Преподаватель водил подопечных на экскурсии и даже занимался археологией.

Вклад Толстого в педагогику

Желающие ознакомиться с трудами Льва Николаевича по педагогике найдут в его сочинениях множество идей, актуальных и на сегодняшний день. В первую очередь бросаются в глаза меткие замечания по поводу неправильности воспитания, а также любовь к жизни, детям и всему обществу. Толстой подчёркивает, как важно раскрывать потенциал в каждом человеке на примере крестьянских детей, которые могут стать выдающимися деятелями при правильном подходе учителей.

Практика на занятиях

Писатель в одной из своих статей показывает важность личного примера преподавателя. Однажды он попросил написать учеников сочинение по русской пословице.

Педагогическая деятельность л н толстого

Никто не решился начать, посчитав это невозможным. Кто-то из детей предложил писать самому Толстому. Тот принялся за дело и представил первую страницу ученикам. Они её раскритиковали, требуя продолжать. Учитель и ученики коллективно несколько часов составляли сочинение, не чувствуя усталости и голода. Потом дети всё-таки стали писать сами в свободное время.

Толстой позже признавался в своих трудах, что немного испугался своего открытия. Он понял, что на нём лежит большая ответственность, чтобы раскрывать в детях способность к творчеству. Общественность того времени недоумевала, как маленькие крестьянские отпрыски могут творить настоящие литературные произведения. Лев Николаевич издавал повести и рассказы, которые были написаны простыми детьми в Ясной Поляне.

Новшество в обучении

Русский литератор совершил своего рода революцию в преподавании, он заново открыл ребёнка для обучения. Отныне маленький человек воспринимался не как ёмкость, куда нужно просто вложить информацию, хочет он того или нет. Теперь было необходимо зажечь в ученике творческую искру, чтобы он проявил настойчивость и усердие в усвоении знаний. Больше не требовалось наказывать и заставлять ученика заучивать материал наизусть, а следовало довериться его способностям и индивидуальному восприятию мира.

Педагогическая деятельность толстого кратко

Многие педагоги-современники писателя откровенно посмеивались над толстовской школой в Ясной Поляне, где не было чёткой программы действий и жёсткого устава. Это было правдой, учебное заведение Толстого можно назвать только попыткой что-то изменить, но за этим внешним хаосом скрывалась непреодолимая тяга к знаниям как у детей, так и у преподавателей.

Педагогические идеи Толстого доказали, что обучение может быть не только тяжёлым трудом, но и увлекательным времяпрепровождением, которое приносит удовольствие и радость.

Система будет работать лишь при соответствии требований учителя и внутреннего мира ребёнка. Великий литератор старался сделать главными в педагогике не наказания и авторитет, а творческий потенциал и скрытую энергию ученика.

С бурным развитием технологий вопросы эффективного обучения и развития способностей не утрачивают своей важности, а, наоборот, остры и актуальны. Как не запутаться в информации, но познать и усвоить необходимые знания? И какие знания нужны, а какие — хлам и ненужная в дороге жизни поклажа? Узнаем какова была педагогическая система Толстого.

Вот что думал об образовании Лев Николаевич Толстой. Помимо своей широкой известности в качестве писателя и философа, Толстой был ещё и прогрессивным преподавателем. Он сам постоянно и многому учился в своей жизни и понимал как должно организовывать процесс изучения чего-либо.

Педагогическая система Толстого

Ещё до отмены крепостного права в Российской Империи в 1861 году, Лев Николаевич открывал школы в Ясной Поляне и внедрял в них новую педагогическую систему, идущую вразрез общепринятой методике. В центральной Яснополянской школе день за днём шли эксперименты по выведению эффективной системы образования. Дети сидели кто как хотел. Не было чёткой программы преподавания. Единственная задача — заинтересовать класс. И она успешно осуществлялась.

Яснополянская школа Л.Н. Толстого

Яснополянская школа Л.Н. Толстого

Свободное образование

Основной принцип: пробудить в детях желание и тягу к знаниям, научить мыслить творчески, а не шаблонами.

В школе отсутствовала какая-либо программа. Главное пробудить в ребятах интерес к самосовершенствованию.

Постулаты педагогического учения Л. Н. Толстого

Любовь

Истинный преподаватель обладает чувством любви к себе, к своим ученикам и к преподавательскому делу. При этом он осознаёт свои ценности и пребывает в гармонии с собой.

Экспериментирование

Свобода — единственный критерий педагогики. Опыт — единственно верный её метод. Писатель видел, что устоявшиеся догмы педагогики хуже работают, чем его новаторский путь для воспитания гармоничных личностей — свободных, мыслящих, чувствующих, бесконечно действующих.

Наглядность

Широко практиковались опыты и эксперименты для развития в учащихся наблюдательности. Устраивались экскурсии. Обращалось внимание к картинам, таблицам, вещам и явлениям, встречающимся в природе в их естественном виде.

Вовлечённость

Важной была живая речь учителя — это истории, рассказы и диалоги с учащимися. Преподаватель не просто читал лекцию, а давал пищу для мыслей, ставя во главу угла всестороннее развитие детей.

Полная свобода

Практичность знаний

Любые знания и навыки должны быть применимы в реальной жизни. Иначе смысл в них отсутствует.

Педагогическая система Толстого и сейчас выглядит опережающей своё время, а полтора века назад тем более было непросто её развивать.

Сегодня повсюду мы встречаем курсы саморазвития, тренинги личностного роста, мотивации и вдохновения. Учитесь у опыта предыдущих поколений и не усложняйте жизнь.

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом.

2016-10-12_104823

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

2016-10-12_104842

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Вклад Льва Толстого в педагогику

2016-10-12_105120

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей. Читать Толстого — истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Читайте также: