В чем актуальность методической работы в современной школе

Обновлено: 02.07.2024

В современном обществе, которое находится в процессе реформирования сфер жизнедеятельности, идет процесс повышения требований к личным ка-чествам человека и профессиональным. Достижение данной цели в основ-ном зависит от способности педагога реализовать свой внутренний потенци-ал в деятельный.

Методическая, работа как раз и выступает видом этой деятельности, в ней заключаются различные функции, такие как мотивационно-стимулирующая, творческая, организационно-поддерживающая. Исходя из этого, мы можем видеть, что она имеет основную позицию как в личном, так и в профессио-нальном становлении педагогов ДОУ. С моей точки зрения, методическая работа - это особая, важная часть педагогики, о которой упоминалось уже в конце прошлого века. Именно тогда и пришло осознание того, что нужно изменять традиционные подходы в обучении и воспитании, так как они име-ли узкую направленность и не способствовали, в должной мере, всесторон-нему развитию личности.

О важности методической работы говорилось в трудах Я. М. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из воз-растных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм рабо-ты с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л. П., Полевиной М. Н., Немо-вой Н. В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.

Можно твердо сказать, что в ДОУ методическая работа является системой мер. Которые направлены на повышение квалификации и уровня профес-сионального мастерства педагогического коллектива.

Сущность методической деятельности педагога

В связи с тем, что методическая деятельность не была рассмотрена как отдельный вид профессиональной деятельности педагога, выделяется три точки зрения:

1. Методическая деятельность - это работа педагога с дидактическим мате-риалом, самообразование, квалификация педагога.

2. Методическая деятельность связана с обучением определённому предме-ту.

3. Это деятельность, как совокупность самостоятельных умений с опреде-лённой спецификой.

Изучив труды педагогов-практиков, можно с уверенность сказать, что методическая работа, как самостоятельная деятельность, имеет боль-шое значение.

Целями методической деятельности являются:

- Оказание помощи педагогам в улучшении организации воспитанияи развития дошкольников, обобщении и внедрении педагогического опыта, повышении уровня педагогической квалификации преподавателей и руководства образовательных организаций.

- Качественное социально-психологическое воспитание детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями лично-сти, семьи, общества, государства

- Непрерывное совершенствование профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции педагогов

- Управление качеством образования на базе новых педагогических техноло-гий.

- Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства, компетент-ности в области программ воспитания и обучения.

- Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС в усло-виях развития воспитательной системы организации.

Предметом методической деятельности можно назвать приёмы, методы и способы организации процесса обучения и воспитания.

Коллектив педагогов является субъектом методической деятельности.

Результаты методической деятельности - это конспекты НОД, методические рекомендации, консультации и тд.

Продукты методической деятельности - это то чем могут пользоваться дети для получения и усовершенствования своих знаний дошкольники, то что по-зволяет им развиваться.

Отсюда мы можем сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельной частью профессиональной деятельности педагога, которая помогает осуществлять воспитательную, развивающую и обучающую деятельность педагога.

К видам методической деятельности относятся те приемы и спо-собы, благодаря которым педагоги могут получать, систематизировать и распространять свои знания, накопленные с опытом работы.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Не все педагоги могут сразу включиться в методическую работу.

Изначально, работа молодого педагога строится на поиске лучших приемов, разработках по той или иной образовательной области, наглядных материа-лах, материально-техническом обеспечении занятия.

И только с опытом работы педагог начинает осознавать значимость методической работы. Он начинает понимать необходимость обобщения и передачи методического опыта. И с этого момента происходит переход с практического уровня на теоретический. Педагог начинает осознавать необ-ходимость перехода методической работы в самостоятельный вид деятель-ности.

Исходя из выше изложенного, я с уверенность могу сказать, что на совре-менном этапе развития образования, методическая работа – это неотъем-лемая часть деятельности педагога. Эта деятельность, которая помогает достичь наилучшего результата в деятельности субъектов образования. Благодаря методической работе, мы педагоги, повышаем свои профессиональные качества, а вследствие чего растёт и качество образования.

Список использованной литературы

1. Зазюм И. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просве-щение, 1989.- С. 34-64

2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : АРТ, 1994. – 205 с.

3. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.

4. Никишина И. В. Организация внутришкольной методической работы : методические рекомендвции. - Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.

5. Основы педагогического мастерства /под ред. И. А. Зазюна. – М. : Просвещение, 1989.-208 с.

6. Педагогика/под ред. Смирнова С. А. М. :Просвещение, 1999.-235 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Просвещение. -Т. 1. – С. 569

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Организация методической работы по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.

Особенности организации методической работы в ДОУ Ключевой функцией работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой.

План методической работы с педагогами в период ЛОК Большая работа в период ЛОК возлагается на воспитателей ДОУ. В нашем детском саду педагогический состав сравнительно молодой, некоторые.

План методической работы старшего воспитателя в РЦ План методической работы старшего воспитателя в РЦ Цель: продолжить совершенствование процесса психолого-педагогической, социально-педагогической.

План-схема методической работы с педагогами на 2016–17 учебный год План работы на 2016 - 2017 учебный год месяц педсоветы методсоветы Смотры- конкурсы Открытые, коллективные просмотры,ввзаимопосещения Контроль.

Система методической работы в МБДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи.


Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических, социальных и политических процессов в современном мире.

Не секрет, что образовательные результаты школьников напрямую зависят от качества преподавания учителей. Данный постулат объясняет актуальность эффективного механизма профессионального развития педагогов, каким является методическая работа, и требует её развития и совершенствования.

Методическая работа — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.

Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления образовательным процессом.

Цель методической работы — обеспечение профессиональной компетентности каждого педагога через создание системы непрерывного профессионального развития; постоянное изменение набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Значимыми являются относительно новые направления методической работы:

– информатизация системы образования, включающая мониторинг информационных потребностей педагога в соответствии с задачами ФГОС; создание банка сервисных услуг непрерывного образования педагогов;

– научное обеспечение развития системы образования: это обеспечение подготовки педагогов к реализации ФГОС через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке образовательных результатов учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей.

В рамках методической работы осуществляется методическое сопровождение и методическое обеспечение.

– определение актуальной для педагога информации из найденных источников,

– отбор заданий для включения в содержание урока (ресурс сайта НИКО),

– планирование контрольных точек;

и, наконец, реализация плана:

– применение на уроках литературного чтения приёмов по формированию умения составлять план текста и заданий, позволяющих отслеживать их результативность,

– собеседование с сопровождаемым или отчёт на заседании методической кафедры об итогах проведённой работы.

Методическое обеспечение — это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий: совместную продуктивную работу методиста и педагога или коллектива; апробацию и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров;

– это разнообразные методические средства, которые способствуют более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.

Педагогический опыт по данной проблематике представлен на муниципальном и региональном уровне в форме

– педагоги гимназии — участники городского конкурса открытых уроков, два из них стали победителем и призёром;

Важным направлением методической работы является самообразование учителя. Это самостоятельная познавательная деятельность, которая способствует как профессиональному, так и личностному росту, требует целенаправленного саморазвития — развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Так, все учителя начальных классов определили тему самообразования, исходя из профессиональных дефицитов, связанными с образовательными технологиями (13 учителей: технология деятельностного метода, проектного обучения, проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии), с организацией контрольно-оценочной деятельности учащихся (3 учителя), спланировали сроки работы по теме и планируемые результаты, например, публикация, открытый урок, разработка контрольно-измерительных материалов, подбор диагностического материала и др.

Успешность и результативность действий педагога как самостоятельной личности во многом зависит от умения осуществлять педагогическую рефлексию. Тогда он становится менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся.

Таким образом, рост профессиональной компетентности педагога идет по двум тесно взаимосвязанным направлениям:

  1. Управляемый извне: это организованная методическая работа в учреждении:

– разнообразные традиционные формы;

  1. Управляемый изнутри, со стороны самого учителя: через

Итоги анкетирования по выявлению способности учителя к саморазвитию показывают, что 56 % учителей начальных классов гимназии активно реализуют свои потребности в саморазвитии, 44 % учителей не имеют сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

Поэтому, на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. А, значит, методическая работа никогда не перестанет быть актуальной.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, Методическое пособие, начальное общее образование, современный урок, класс, начальная школа, рамка, учитель, Салехард, федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

ФГОС НОО: требования к современному уроку

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: - развивать умение учащихся ориентироваться в.

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации.

Согласно новой образовательной программе — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) — образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго.

Современное образование в России переходит на Федеральный государственный

Современный урок строится в рамках системно — деятельностного подхода, направлен на

Современный урок — это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя.

Проблема преемственности ФГОС начального и общего.

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего

Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от

За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учитель биологии, проблемы

Реализуя ФГОС общего образования, учителя биологии столкнулись с проблемой отсутствия исчерпывающей, полной, доступной.

Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. К результатам обучения в начальной школе можно.

Проблема качества современного начального образования.

Статья освещает проблемы качества современного начального образования в контексте

Управление качеством образования современной школы (методические материалы)

дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная.

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего

Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром.

Готовность учителя начальных классов к организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к

Именно поэтому сегодня актуальной является проблема готовности учителя начальных классов к контрольно-оценочной деятельности в.

Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС.

Совсем недавно эта тема активно обсуждалась среди учителей начальных классов, сегодня эти вопросы стали

В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети

Учителя используют ЭОР на различных этапах урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационального и оперативного использования новых методик, приемов и форм обучения и воспитания.

Роль методической работы в современных условиях

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационального и оперативного использования новых методик, приемов и форм обучения и воспитания.

Главное условие успеха методической работы в организации систематической и целенаправленной работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога - овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания учащихся (воспитанников). Современный педагог - это образованный человек с высокой методической культурой.

Если образовательное учреждение обеспечивает привлекательность процесса обучения и воспитания и достигает запланированных целей, то это и есть результат педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов, его методической службы.

Не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методической службы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Успешность методической работы не существует сама по себе, она является основой успешности всего учебно-воспитательного процесса.

Важнейший показатель оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Современная российская школа, вырвавшись из оков авторитарного управления "сверху", работает над созданием альтернативных методик, программ, учебных пособий. А процесс обновления требует и значительной реконструкции, и совершенствования методической работы, системы методических служб.

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно-педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе УВП система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

На мой взгляд, для обеспечения основных направлений методической работы необходима действенная и эффективная структура методической службы в учебном заведении, которая отражала бы всю сущность учебно-воспитательного процесса. При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.

Я считаю, что методические службы образовательных учреждений представляют собой разнообразные и многоаспектные структуры, которые функционально можно свести в определенную линейную форму.

Существуют и хорошо себя зарекомендовали и другие методические структуры, такие как:

клубы по интересам;

школа молодого учителя;

школа передового педагогического опыта и т. п.

Деятельность данных методических структур во многом обеспечивают создаваемые в ОУ методические кабинеты, в которых подбираются и систематизируются тематические разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки, организуются библиографические картотеки по различным разделам педагогической науки и др.

Деятельность методических служб не ограничивается обеспечением традиционной образовательной практики. Возникают структуры, так называемые временные научно-исследовательские коллективы, способные инициировать ведение экспериментальной работы в ОУ и обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов. К ним относятся:

- проектные команды, разрабатывающие программы локальных экспериментов, концепцию или новый проект, новую модель, т. е. программу системного преобразования с изменением его миссии, статуса, предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса, технологии обучения, воспитания и развития, а также системы управления;

- модульные команды, занимающиеся и обеспечивающие функционирование и развитие одной из подсистем (модулей) в рамках конкретного проекта;

лаборатории, ведущие научно-практическую работу над одной существенной проблемой, имеющей ключевое значение как для теории, так и для практики обучения и воспитания в данной конкретной школе;

- целевые, проблемные или творческие группы, объединенные на основе единства интереса к какой-то проблеме.

Подводя итоги всего вышесказанного, мне бы хотелось отметить, что деятельность методических служб должна быть направлена на интеграцию усилий учреждений и ведомств, способствующих повышению квалификации педагогов, на согласованность с органами управления, учреждениями культуры, науки в интересах решения проблем региональной системы образования. А эффективность методической работы на современном уровне должна основываться на конкретности и компетентности оказания информационно-образовательных услуг, ориентации на актуальность методических потребностей субъектов образования, соответствии сложившейся нормативной базе и социально-экономической обстановке в региональной системе образования.

Читайте также: