Усвятские шлемоносцы анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изображение войны и мира

раскрыть смысл названия повести.

развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности учащихся, читательские интерес к художественной литературе;

воспитывать гуманистическое мировоззрение, национальное сознания, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Универсальные учебные действия:

регулятивные УУД : умение самостоятельно определять цели урока, анализировать условия достижения целей, определять степень успешности своей работы;

познавательные УУД: умение осуществлять поиск информации , необходимой для решения учебной задачи, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

личностные : уважительное отношение к художественному слову, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные : способность свободно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействие с окружающими людьми в процессе обсуждения;

предметные : развитие творческой самостоятельности, способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ.

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

- Как вы думаете, о чем эти строки С.Есенина?( О начале войны, о том, что люди собираются в ополчение защищать Родину.)

2.Определение темы и целей урока

3 Актуализация знаний.

Слово о писателе. (Выступает ученик с индивидуальным домашним заданием)

Повесть впервые опубликована в журнале "Наш современник" в 1977 г, вышла отдельной книгой в издательстве "Молодая гвардия" в 1980г . Отвечая на анкету "Литературной России" "Кто над чем работает" (5 апреля 1974 г.), Е. Носов говорил: "Пишу повесть о войне. Уточнять трудно. Скажу только, что о войне написано много, и мне бы хотелось углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию". В 1976 г., передавая "Литературной России" отрывок из повести, писатель отмечал, что произведение задумано как "литературная симфония, с обобщениями и философскими раздумьями".

4.Постановка проблемного вопроса

-Ребята, какова основная темя повести? (Тема повести - война, нарушившая мирную жизнь крестьян, начавшая менять их жизнь еще до того момента, как они ушли на фронт.)

5.Беседа по содержанию текста.

Учитель. Давайте обратимся к тексту. (Выразительное чтение начала повести.)

- Каким мы видим главного героя повести? (Касьян всего два раза уезжал из Усвят: один раз на службу, другой - в Ливны по делам. Ему кажется, что он связан с родным селом невидимыми корнями. Ему живется комфортно, он трудится на благо семьи,растит детей. Счастлив со своей Натахой.)

- Что меняет настроение людей? ( Известие о начавшейся войне)

- Какой художественный прием использует автор в этом эпизоде? ( Антитеза. Пейзаж противопоставлен чувствам, которые испытывают жители села.)

- Эта сцена важна в понимание композиции повести. Как называется этот элемент композиции? ( Завязка)

Учитель. Усвятские пахари постепенно начинают перерождаться в воинов, защитников Отечества. Но это перевоплощение происходит для мужиков болезненно, преобразование сопрягаются с мучительным осознанием неизбежности грядущего.

- Какой эпизод в повести является кульминацией? Почему? (Сцена в избе деда Селивана. Именно здесь мужики узнают о военных подвигах старика в царское время, о том, что страха перед грядущей войной не надо стесняться, что воинами не рождаются, ими становятся).

Учитель. Но ведь не только семью и детей идет защищать Касьян. В нем окрепла мысль, что нужно защищать общее.

Учитель. Е. И. Носов говорит нам о том, что не рождались русские мужики шлемоносцами, они становились ими в час всенародной беды, надевали свои шеломы по необходимости. Мужики отправляются в путь, проходят мимо реки Остомли, с которой связана их жизнь. Здесь они провели детство, здесь пас коней Касьян в ночном. Утром мужики приходят окунуться в Остомлю пред тяжелой дорогой на фронт.

- Какое значение имеет этот эпизод в повести? (Простые слова Касьяна звучат торжественно. Читатель понимает, что на войну люди идут осознанно, понимая, свой гражданский долг.. В строю уже нет крестьян - пахарей, здесь уже солдаты, готовые пойти на смерть, совершить героический подвиг ради малой родины, ради детей, ради жены и матери, ради флага – общего дела.)

- Какой символическией смысл имеет название ? (В годы трагедий русский народ из пахарей, мирных жителей превращался в шлемоносцев, воинов, готовых отдать свою жизнь за спасение Отечества.)

- Чем заканчивается повесть?( Воины уходят на фронт. Не известно, что с ними станет.)

- Как называется такой финал произведения? ( Открытый)

Повесть Е. Носова “Усвятские шлемоносцы” рассказыва­ет о последних предвоенных днях 1941 года. Действие проис­ходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.

Главный герой повести – тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться.

И вместе со всеми уча­ствует в сенокосе. Писатель изображает

и семейную жизнь героя: Касьян любит свою жену Натаху и маленьких сыно­вей, заботится о матери. Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах.

Кажется, что затерянная в глубине России деревня ото­рвана от всего мира, является неким островком “мужицкого рая”, воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой гео­графической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: “Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. Правда, знал Касьян,

что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, аза Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва.

А по тому вон полевому шляху дол­жен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще”.

Но в один прекрасный момент это благоденствие наруша­ется тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной де­ревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы по­сидеть напоследок, поделиться сокровенным. Этот герой вое­вал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих на­градах, о своем первом бое.

Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается “шлемоносцем”, Алексей – “защитником”, Николай – “по­бедителем”. Всем им дед Селиван дает определенный завет: “Сколько кампаней перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили”. И читатель понимает, что “усвятские шлемоносцы” тоже будут с честью выполнять свой воинский долг.

Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть. Писатель дает понять это, включив в по­вествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он дума­ет о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из “Слова о полку Игореве”:

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися,

Но часто граяли враны.

Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпи­зодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противо­стояния войны и мирной жизни.

Мирная деревенская жизнь – это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует со­ответствующая символика.

Так, в Апокалипсисе присутству­ют четыре всадника: первый – Завоеватель, он едет на белом коне; второй – Война, он едет на рыжем коне; третий – Голод на вороном коне; четвертый – Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова. Первый всадник – бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй – колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся вой­не.

Третий всадник – приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: “верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным пла­чем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхит­ростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя”. Четвертый всадник – лейтенант из военкомата, орга­низующий сбор призывников и отправку их в части.

Характерна в повести и еще одна сцена – прощание Кась­яна с матерью. Она дает сыну его пуповинку – то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы по­нимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.

Таким образом, повесть проникнута философской пробле­матикой. Война осмысливается писателем как богопротив­ное, неестественное явление, нарушающее незыблемость са­мой жизни.

Все действие в произведении разворачивается в деревне под названием Усвятка, где царит спокойна и размерная обстановка. В поле работают мужчины. Одним из главных героев является житель деревни по имени Касьян. Он также, как и все работяги, работает в поле. Еще с детства он знал, что такое тяжелый труд.

Позже Касьян женился и у супругов появилось двое детей-мальчиков. Однажды в июне сорок первого года Касьян увидел очень странный сон, о том, как пиковая дама преобразилась в череп человека и деньги. Жители деревни относились к снам, как к вещим и герой решил, что ему сулит дорога дальняя.

Когда наступила война, то жизнь в деревне разбилась на две части, никто не п знал, что делать дальше и что его ожидает. Председатель села отправился в район, чтобы получить дальнейшие указания, все жители жили в неразберихи и ждали хоть каких-то новостей.

Чуть позе деревенский мужиков начали забирать на войну. Касьяну очень тяжело оставлять свою супругу, которая будет ждать и переживать за него, а также старую мать, которая с ними проживала.

Один из старых вояк в деревне по имени Селиван решил собрать мужчин этой деревни, чтобы рассказать им о своих военных заслугах, а также как стоит вести себя в бою, о дальнейших тактиках. А также вычитал из книги, что у каждого из присутствующих есть значение его имени. Главный герой произведения Касьян узнал, что является шлемоносцем и этот факт придал ему уверенности.

Очень тяжело далось всем расставаться и прощаться со своими женами, детьми, матерями. К сожалению, многие мужчина, так же и сам Касьян с войны не вернулись. В произведение также описывается прощание Касьяна с родными, в этом момент его мать отдала ему его пуповину, которую хранила долгие года после родов. А также рассказывается о том, как трагически погиб главный герой на войне.

Также читают:

Рассказ Усвятские шлемоносцы (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Жил-был пескарь, был он довольно умный и просвещенным во многих областях. Умирая, его мать и отец предупредили пескаря, что в мире множество опасностей. Исходят они абсолютно отовсюду: другие рыбы хищники

В данном романе рассказывается о том периоде, когда в истории произошел разлом Великой империи. Это было в двадцатом веке. В произведении дается оценка Григория Распутина - легендарной личности.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой – мужчина, который рассказывает про свою семью. Первый абзац книги он пишет, уже пережив те события, о которых он повествует. Потом он начинает рассказ.

Замечательный русский советский писатель Евгений Иванович Носов, к сожалению, почти совсем не известен современному русскоязычному читателю. В принципе, его и в Советском Союзе знали далеко не все. О чём говорить, если во времена моего советского детства я часто замечал, как Евгения Носова даже взрослые всё время путают с гораздо более популярным однофамильцем - Николаем Носовым, автором смешных детских рассказов и трилогии о приключениях Незнайки. А между тем Евгений Иванович Носов это, без всяких скидок, один из самых великих русских писателей второй половины 20-го века, пусть даже и наиболее из них незаметный. За свою жизнь он написал относительно немного - всего несколько повестей и примерно с десяток сборников рассказов, однако, каждое написанное им произведение в 70-80-х годах становилось знаковым событием в советской литературе. Пожалуй, самым известным произведением Евгения Носова можно считать небольшую повесть под названием "Усвятские шлемоносцы", которую я с большим удовольствием перечитал прошлой ночью.

Повесть рассказывает о первых днях войны в маленьком русском селе Усвяты. В самый разгар сенокоса сельчане неожиданно узнают о начале Великой Отечественной войны. Через несколько дней военнообязанные мужчины села получают повестки из военкомата и, проведя последние дни и ночи в родных Усвятах, все вместе уходят на сборный пункт.

Несмотря на то, что Евгений Носов в юности пережил немецкую оккупацию, а после освобождения родной Курской области полтора года отвоевал на фронте наводчиком артиллерийского орудия, центральное место в его творчестве занимает, всё-таки, не военная, а деревенская тематика. Традиционно Евгений Носов считается представителем т. н. "русской деревенской прозы", впрочем, и военной прозой он тоже никогда не пренебрегал. Повесть "Усвятские шлемоносцы" как раз и была написана как-бы на стыке двух этих жанров, соединив в себе классическое произведение о жизни и быте русской деревни и повесть о военном лихолетье.

Если по существу, то "Усвятские шлемоносцы" это своего рода реквием, проникновенно светлый и вместе с тем неуловимо грустный рассказ о последних счастливых днях одного русского села перед наступлением катастрофы, трагически и безвозвратно изменившей жизнь целого народа. Повесть написана очень характерным для "деревенской прозы" тягучим, цветастым, былинно-напевным русским языком. Никаких тебе высоких слов и глубокомысленных обобщений. Есть лишь простые русские люди, простые человеческие радости и, как сказали бы сейчас, вечные консервативные ценности - семья, дети, труд, жизнь и Родина. Такая нарочито патриархальная, озарённая ярким летним солнцем сельская идиллия, на которую внезапно упала чёрная, леденящая душу тень беды. При виде этой тени ты с горечью понимаешь - прежнего счастья и любви в описанном Носовым мире больше никогда не будет, а все эти люди с красивыми и старинными русскими именами - Касьян, Афанасий, Селиван, Кузьма и Николай, скорее всего, домой уже не вернутся и ещё не факт, что им было бы куда и к кому вернуться, даже если бы кому-то из них и удалось выжить на фронте. Евгений Носов, родившийся в небольшой деревне под Курском, прекрасно знал, о чём писал - от большинства деревень и сёл его родного края после немецкой оккупации остались одни пепелища. Этим ужасным знанием и тревожным предчувствием неминуемой гибели всего многовекового жизненного уклада русского крестьянства наполнены все сто с чем-то страниц этой относительно небольшой повести.

Как мне показалось во время чтения "Усвятских шлемоносцев", автор вполне целенаправленно идеализирует тихую, размеренную, счастливую деревенскую жизнь, тем самым как бы противопоставляя её кровавому хаосу войны, уничтожающему всё на своём пути и превращающему мирных землепашцев, кузнецов и конюхов в солдат и воинов, созидателей - в разрушителей. В этом отношении Евгений Носов следует русской православной традиции, рассматривающей войну и насилие как противоестественное для человека состояние. А один из центральных эпизодов повести, тот, в котором дед Селиван, георгиевский кавалер Первой Мировой войны, объясняет усвятским мужикам старинное значение их имён: Касьян - "шлемоносец", Николай - "победитель", Афанасий - "не боящийся смерти" и т. д., можно считать прямой отсылкой к русской христианской культуре и национальной истории. И таких ниточек, прямо или косвенно связывающих персонажей повести с реальными и мифологическими героями нашего далёкого прошлого, в "Усвятских шлемоносцах" великое множество. Временами даже возникает ощущение, что читаешь не повесть современного писателя, а какой-то древнерусский эпос о богатырях, уходящих на смертельную битву с очередным иноземным захватчиком. Думаю, что именно такой ассоциации Евгений Носов изначально и добивался, ведь не зря же произведение открывается эпиграфом из "Слова о полку Игореве".

Думаю, все уже поняли, что повесть во всех смыслах очень своеобразная и наверняка далеко не каждому придётся по вкусу, тем не менее, я безусловно рекомендую её к чтению всем без исключения русским читателям. Да, это не какой-нибудь увлекательный триллер или мелодрама с элементами боевика, а всего лишь повесть о нескольких русских крестьянах, но именно такая литература и позволяет нам время от времени вспоминать, кто мы есть и благодаря кому живём на этом свете.

Читайте также: