Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии 4 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Искусство каллиграфии, как отражение культуры человека

Среди многих направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия.

Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве Ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Священного Корана, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории. Вскоре буквы семитского алфавита превратились в декоративные, для написания и изучения Священного Корана. Сформировалась угловатая пиктографическая форма графики, напоминающая упрощённые виды иероглифов. Эта форма письменности именовалась куфи (по имени города Куфа в Ираке).

С изменением формы листов изменились формы и размеры букв: неровноудалённые, несоразмерные и крупные буквы первоначального куфи стали более слитными, ровными и пропорциональными. Стараниями визиря аббасидских халифов Ибн Мукала (умер в 940 г.), который предложил соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов и первую букву арабского алфавита (то есть букву "алиф") принял как основу для выяснения соразмерности остальных 27 букв, простая деятельность по переписыванию текстов превратилась в настоящее искусство каллиграфии.

Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определённой сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи, (возникший на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера – каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке: высчитывались высота вертикальных букв, протяжённость слова на строке. За эталон отсчёта брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяжённость той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Среди наиболее известных мастеров каллиграфии - выходцы из разных уголков арабо-мусульманского мира: Халид ибн Аль-Хаййаж, Аль-Фарахиди (8 в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Калби, Ибрахим и Йусуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (9 в.), Абу-Али Мухаммад ибн-Али ибн-Мукла, Ибрагим ас-Сули (10 в.), Абу ль-Хасан Али Ибн аль Бавваб (11 в.), Йакут аль-Мустасими (13 в.), аль-Калкашанди (15 в.) и др. Среди каллиграфов были и женщины: Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (12 в.). Но лучшим из каллиграфов называли Йакута аль-Мустасими (1203–1298). Именно он разработал систему стилей каллиграфии, взяв за основу шесть самых известных, с учётом пропорций каждой буквы, а также разработал методику обучения её секретам.

С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка – рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.

В Дагестане в последние годы стало доброй традицией проводить конкурсы каллиграфии, всероссийского уровня.

Каждый год проводятся конкурсы и выставки работ по каллиграфии, студенты и востоковеды изучают старинные рукописи, надгробные памятники, покрытые арабскими надписями и старинные манускрипты. Искусство каллиграфии как отражение культуры человека. Через нее поддерживается связь веков, чтобы не забывать то богатство, какое дает владение письменной речью.

В исламских учебных заведениях проходят уроки по каллиграфии, что даёт возможность современной молодёжи приобщиться к великому духовному наследию учёных древности.

В Дагестане искусству каллиграфии раньше тоже уделялось большое внимание. Ведь большинство книг писались вручную, с использованием разных видов почерка. Знаменитой была типография Мавраева в Буйнакске, в которой переписывались арабские книги. До сих пор в каждом селе хранятся по несколько сот рукописей. Хотелось бы отметить имена известных дагестанских каллиграфов: Газимухаммад из Уриба, Абдулатип из Накитля, Хасан из Казанища, Насрула Михакелав сын Муртазали из Ашильта и других.


Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

Мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране.Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Арабо-исламская культура уникальна.Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.Проект даёт возможность понять уникальность исламской культурыи с помощью каллиграфии научиться писать собственные имена,изображая не столько внешнюю форму, сколько значение имени.

ВложениеРазмер
proekt_novyy_okonchatelnyy.docx 190.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Ноябрьск

Искусство ислама. Каллиграфия

Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

учитель начальных классов

  1. Введение……………………………………………………………………..3-4
  2. Исламское искусство……………………………………………………………….. 5-12
  3. Экскурсия в Соборную мечеть……………………………………………………… 13
  4. Заключение…………………………………………………………………………… 14
  5. Список литературы…………………………………………………………………… 14

Мы узнали, что исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей и включает в себя практически все виды искусства.Одним из главных видов искусства являютсякниги.Самыми значимыми видами искусства являются ремёсла и прикладное творчество.Большое внимание уделяется красоте и величию архитектурных сооружений, где существенным элементом украшений является роспись. При этом, рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.

Высокий статусв исламе имеет письмо.Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая.

Каллиграфия и стала темой нашего исследования.

Цель проекта: с помощью основных видов исламского искусства – каллиграфии научиться писать собственные имена.

Актуальность: мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране. Искусство – это знания, красота. Оно всегда несёт добро. Вот и станем лучше отличать добро от зла и мир от вражды.

ΙΙ. Исламское искусство

Исламское искусство – искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.

Появившееся в VII веке учение ислама отнеслось враждебно к живописи и скульптуре, запретив олицетворять Аллаха в каких-либо видимых формах и изображать живых существ.

Распространяясь из Аравии на Восток до берегов Ганга и на Запад до Испании, исламская культура встречала более или менее развитое искусство, усваивала и перерабатывала его элементы в соответствии со своим духом и потребностями. Так сложился, по крайней мере, в архитектуре и орнаменталистике, особый исламский стиль, в разных странах имеющий, впрочем, свои особенности. В его основу легли византийские, персидские и египетские формы.

С течением времени в некоторых странах запрет на изображение человека и животных перестал быть строгим (в Иране он никогда не был тотальным), и в какой-то степени получили право на существование пластика и живопись.

Главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа.

Исламская каллиграфия - искусство каллиграфии , один из видов изобразительного искусства , в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность , используемая в арабском , дари , пушту , персидском , уйгурском , урду и некоторых других языках.
Мы узнали, что арабская каллиграфия сформировалась на базе копирования Корана. В странах исламского мира, где изобразительное творчество было ограничено, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, которые нередко сочетались с геометрическим или растительным узором.

Нам стало известно, что Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.

Что же такое арабская каллиграфия?

Арабская каллиграфия - это искусство красивого написания букв на основе арабского алфавита.

Мы познакомились с разными стилями каллиграфии и выяснили, что каждый стиль имеет отличительные формы и характер. Каждый стиль создавался для определенной цели:

  • некоторые из них использовались для написания Корана,
  • другие - для официальных документов,
  • малые начертания применялись в письмах, которые отправлялись голубиной почтой,
  • большие – для оформления архитектурных сооружений.

Некоторые начертания постепенно утратили свою значимость, другие, напротив, прошли испытание временем и продолжают активно использоваться.

Стили исламской культуры

Мы обратили на многообразие стилей исламской каллиграфии:

1. Куфи - - из г. Куфы

2. Су́люс - - "одна треть"

3. Насх - - "копировальный"

4. Ру́к’а ' - - "лоскутный"

5. Дивани - - "канцелярский"

6. Та’лик - - его же её именуют "фарси" (персидский) - "комментарий, комментаторский"

Насх приобрёл повсеместное распространение в арабском мире в XV веке , вытеснив более громоздкий и сложный сулюс . На насх переписывались Коран , хадисы и другая исламская литература. В настоящее время некогда каллиграфический стиль, насх превратился в обыденный и наиболее простой шрифт, который используют на письме практически во всём арабском мире и преподают в школах.

В компьютерах также по умолчанию используется насх.

Почерк рук’а используется в канцелярском делопроизводстве, записках и корреспонденции, и из-за этого в нём не используются сложные конструкции и огласовки. Правила письма рук’а были закреплены в Османской империи в XIX веке (1863 год).

Насх и рук’а — два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.

Стиль дивани отличался тесным расположением букв и их сложными округло-ломаными формами. В нём буквы изящно изгибаются, появились свешивающиеся отростки и узоры. Он представляет собой чёткий и структурированный

курсив (наклон приблизительно на 23º), буквы соединяются между собой особым образом.

В настоящее время шрифт дивани нередко применяется для различных торжественных документов – дипломов, аттестатов и др. Им также выделяют стихотворные строки, содержащие особую мудрость.

Мастера арабской каллиграфии

Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах.Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".

Шамаил - это настенная таблица, картина, панно с изображением святых мест мусульманства, молитв, религиозных наставлений и поучений, исполненных красивой вязью. Наряду с сурами (главы) Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты поэтических шедевров Востока. Шамаили являются оберегами домов, мечетей, учебных заведений. При таком назначении они обычно размещались над входными дверьми. Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи – о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.

ΙΙΙ. Экскурсия в Соборную мечеть

С каллиграфическими почерками мы знакомились, рассматривая страницы Священных книг.

В классной комнате, где обучают арабскому языку, имам рассказал про особенности правописания букв арабского алфавита и написал на доске наши имена. Нам было интересно самим научиться писать свои имена на арабском языке. Вместе мы продумали, как это сделать. Методом копирования мы написали свои имена, сброшюровали их в Именную книгу.

В результате работы над проектом мы познакомились с основным видом искусства исламской культуры – каллиграфией. Узнали о различных стилях и основных почерках арабской каллиграфии. Увидели уникальность данного вида искусства, который раскрывает красоту . Научились писать свои имена в одном из стилей(рук’а).

В дальнейшем мы продолжим изучение искусства исламской культуры, изучение арабского алфавита и искусства его написания. Мы считаем, что каждый человек должен знать культуру своего народа, чтобы понять другие культуры. Мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть культурным (достойным) гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культуру, культурные традиции людей, живущих в этой стране. Вот эту мысль мы хотим донести до слушателя. Культура – это знания, красота. Они всегда несут добро. Вот и станем лучше отличать добро от зла и мир от вражды.

Интересно, что искусством каллиграфии славились не только мусульманские страны, но также например Китай. А что объединяет эти совершенно разные по традициям и истории страны? И арабская вязь и китайские иероглифы оказываются достаточно сложными для написания. Изучить все тонкости арабской вязи мог только очень образованный человек, хотя каллиграфии учили в обязательном порядку в медресе. Те, кто освоил это занятие становились уважаемыми и обеспеченными людьми.

Каллиграфия стала в мусульманских странах искусством, доведенным до совершенство - каждая линия, каждая черточка находилась в определенном месте, под определенным углом, украшалась завитками и росчерками.

К тому же каллиграфия использовалась для украшения не только текстов, но и архитектурных сооружений, а ведь архитектура Востока всегда была необычайно красивой.


Некоторые скажут для удовольствия, некоторые скажут для отдыха, другие скажут для самовыражения или для себя. Искусство это всё же, скажем так - записка эпохи. В этой записке выражены вера ,мысли , надежда, образы передаваемые для следующих поколений. И через время эти образы смогут расшифровать другие люди. Самый наилучший пример Евангелие, написанное много веков назад. Не теряющее актуальности до сих пор.

А вообще для культуры. Лучше начитанный человек, который ходит в оперу и интересуется картинами, чем человек пропитанный юмористическими шоу и порнографией.

Адольф Гитлер, родившийся 20 апреля 1889 года в австрийском городке Браунау, происходил из семьи

Самый великий художник современности, возможно, сидит сейчас в нетопленом подвале и пишет картины, покупая краски на последние гроши.

Редко кого признавали мастером при жизни. Время переоценивает ценности, то обласканные монархами живописцы, скульпторы, композиторвы в большинстве своем забыты потомками, а на их место пришли те, кого не видели, не замечали, не признавали их современники.

Слово "шедевр" ко многому обязывает, и если этим словом называют произведение искусства, то значит, оно продолжает жить в веках. Так - со всем: картины, скульптуры, музыка, даже театр, благо, сейчас спектакли не уходят в никуда, а продолжают жить в записи.

Они хороши по всем показателям.

Когда я учился в школе, на уроках рисования все училки советовали эти карандаши. Я их и покупаю до сих пор. Они по цвету желтого цвета чаще всего, хотя бывают и других видов.

Существуют и сильно мягкие, и сильно твердые. Я лично беру как можно более мягкие. Хоть я и не художник, но если что-то надо писать карандашом, то твердые для этого не особо годятся.

Британская драма "Ван Гог: Портрет, написанный словами" (англ. "Van Gogh: Painted with Words") выпущена в прокат в апреле 2010-го года.

Режиссёром картины выступает Эндрю Хаттон.

Сюжет картины рассказывает про творчество и жизнь Винсента Ван Гога основываясь на письмах оного к своему младшему брату.

Сначала Ван Гог работал в торговой компании, но его уволили. Потом он захотел преподавать, но встретил трудности с трудоустройством и пошел учиться на священника, но экзамены он завалил.

Всё, за что бы он не брался, ничего не получалось. пока Ван Гог не начал рисовать первые эскизы.

Смотреть онлайн сейчас этот фильм сможете тут или на аналогичных сайтах.


В сегодняшней статье я хотел бы поговорить об искусстве каллиграфии – искусстве, которое неразрывно связано с Исламом; картины с каллиграфическими надписями висят дома у многих мусульман.

Думаю, все замечали различную стилистику в каллиграфии, самым ранним таким стилем является так называемое куфическое письмо, он развился из набатейского иракского алфавита в городе Куфе, на тот период это был интеллектуальный центр халифата, от него и произошло название стиля.

Куфическая письменность характеризуется угловатыми, прямолинейными формами и горизонтальной ориентацией. Существует множество различных версий куфического письма: квадратный куфический, цветочный куфический, узловатый куфический и др.


Изначально Коран записывался простым, наклонным и единообразным письмом, но когда его содержание было формализовано, появился шрифт, подчёркивающий его авторитет. В дальнейшем это сформировалось в то, что теперь известно как первичная куфическая письменность. Куфический почерк был распространён в рукописях VII-X веков, в VIII веке он становится самым распространённым из нескольких вариантов арабского письма с его строгим и довольно низким вертикальным профилем и горизонтальным акцентом. Примерно до XI века он был основным стилем, используемым для переписывания Корана. Профессиональные переписчики использовали особую форму куфии для копирования самых ранних сохранившихся экземпляров Корана, которые были написаны на пергаменте и датируются VIII-X веками.

Самым известным каллиграфом, писавшем в стиле сулюс в его зените, считается Мустафа Раким Эфенди (1757–1826), художник, установивший стандарт османской каллиграфии, который, по мнению многих, не превзойдён по сей день.

Образцы стиля каллиграфии насх можно найти уже в первых веках распространения Ислама. Закруглённое письмо обрело наибольшую популярность среди писцов в XI–XIII веках.

Использование насха в архитектуре впервые началось в X веке и было принято во многих мусульманских странах к XI веку.

С развитием насха связано имя ещё одного выдающегося каллиграфа – Ибн Аль-Бавваба (ابن البواب), также известного как Али ибн-Хилал, Абу’л-Хасан и Ибн ас-Ситри, он был арабским каллиграфом и просветителем, жившим во времена династии Буидов. Его фигура больше всего ассоциируется с принятием круглого письма насх для записи Корана.

Он изучал каллиграфию у дочери Ибн Муклы, свободно владел всеми шестью стилями и развивал их. Он добился известности ещё при жизни, его легко узнавали по длинной бороде. Ученики распространили его улучшенный стиль среди последующих поколений каллиграфов.


В целом Ибн аль-Бавваб, по достоверному мнению, написал 64 копии Корана. Сохранилось шесть рукописей с колофонами, в которых Ибн аль-Бавваб был назван каллиграфом. Единственный сохранившийся Коран, подписанный его именем – это знаменитый экземпляр из Библиотеки Честера Битти в Дублине, подаренный османским султаном Селимом I (1470–1512). Ещё одна сохранившаяся рукопись – это роскошный кодекс, в котором он собрал произведения доисламского поэта Саламы ибн-Джандала. Ибн аль-Бавваб был признанным мастером своего времени, его школа каллиграфии просуществовала до тех пор, пока Багдад не пал перед монголами через более чем два столетия после его смерти.

Единственный сохранившийся Коран, написанный Ибн аль-Баввабом и хранящийся в Библиотеке Честера Битти, является самым ранним примером рукописного Корана на бумаге, более ранние экземпляры Корана записаны на пергаменте. Искусство изготовления бумаги пришло в Багдад в IX веке по Великому шёлковому пути. Рукопись состоит из 286 листов и имеет размер 14 x 19 см. Кроме того, текст полностью снабжён огласовками, гласные и согласные написаны одними и теми же цветными чернилами. Он отличается прекрасной расцветкой: на основных страницах, содержащих текст, используются традиционный синий, золотой и сепия, а на первых и последних страницах – коричневый, белый, красный и зелёный. Учитывая предысторию Ибн аль-Бавваба, неудивительно, что окрашивание было сделано самим каллиграфом, на что в некоторых разделах указывало использование тростникового пера, а не кисти, а также определённых чернил.

Помимо использования бумаги, рукопись в Библиотеке Честера Битти примечательна несколькими нововведениями в коранической каллиграфии, которые на протяжении веков сильно влияли на искусство. Этот бумажный Коран, в отличие от своих предшественников на пергаменте, был ориентирован не горизонтально, а вертикально. В отличие от традиции, в Коране Ибн аль-Бавваба используется не куфический шрифт, который доминировал в первые три века Ислама, а более разборчивые рукописные шрифты. Насх используется в основном тексте, в то время как соответствующий шрифт сулюс появляется на начальных страницах, а также в заголовках суры и статистических страницах, содержащих список стихов. Эти статистические фолианты, которые начали появляться в полукуфических Коранах до Ибн аль-Бавваба, были здесь расширены за счёт дополнительной информации – добавления сведений об общем количестве слов и букв в каждой суре, количестве слов во всей рукописи и о чётном количестве букв с точками и без точек.

Два дополнительных нововведения стиля, принятых Ибн аль-Баввабом, включают интервалы. В то время как предыдущие каллиграфы использовали симметричный интервал в басмале, Ибн аль-Бавваб здесь полагается на асимметрию, увеличивая одну букву, чтобы создать большой промежуток между словами, ведя взгляд читателя по странице и чётко отграничивая новый раздел. Что касается расстояния между стихами, он не оставлял промежутков между отдельными стихами, отмечая их небольшими треугольными группами синих точек. Однако в каждом пятом и десятом стихе есть интервал, заполненный стандартными золотыми маркерами.

Насталик – следующий шрифт, о котором пойдёт повествование. Насталик является одним из основных каллиграфических стилей, используемых в персидско-арабском письме на персидском языке и языке урду, это традиционно преобладающий стиль в персидской каллиграфии. Он был разработан в Персии в XIV-XV веках. Иногда он используется для написания текста на арабском языке (где он в основном используется для заголовков), но он всегда был более популярным в сфере влияния урду, персидского и тюркского языков.

Насталик – один из самых гибких стилей каллиграфии для арабского письма. Он имеет короткие вертикальные линии без засечек и длинные горизонтальные штрихи. Традиционно для него использовался срезанный тростник с кончиком диаметром 5–10 мм (калам) и угольные чернила под названием siyahi. Перо калама можно разрезать посередине вдоль для облегчения впитывания чернил.

Насталик процветал, и многие выдающиеся каллиграфы внесли свой вклад в его развитие. Считается, что насталик достиг пика своей элегантности в творчестве каллиграфа Мир Эмада. Мир Эмад был, пожалуй, самым выдающимся каллиграфом при дворе Сефевидов, его судьба была трагична – его враги донесли шаху Аббасу, что он стал суннитом – обвинение, которое в тот период в шиитском севефидском государстве каралось смертью; так он был казнён. После себя он оставил целую династию каллиграфов: искусным каллиграфом была его дочь Гохаршад, так же, как её муж Мир Мохаммад Али и её сыновья Мир Рашид, Мир Абд аль-Раззак и Мир Яхья. Сын Мир Эмада Мирза Ибрахим также известен как каллиграф, как и его сын Мохаммад Амин.

Однако нынешняя стилистика насталика во многом основана на технике другого каллиграфа XIX столетия – Мирзы Резы Калхори, иранского курда по происхождению. Калхор модифицировал и адаптировал насталик, чтобы его можно было легко использовать в печатных машинках, что, в свою очередь, способствовало широкому распространению его стенограмм.

Он также разработал методы обучения насталику и определил для него чёткие пропорциональные правила, которым могло бы следовать большинство.

В империи Великих Моголов персидский язык использовался в качестве придворного. В то время насталик получил широкое распространение в Южной Азии, которое продолжается и по сей день. В Индии и Пакистане почти всё на урду написано шрифтом насталик. Ситуация с насталиком в Бангладеше была такой же, как и в Пакистане до 1971 года, когда урду перестал быть официальным языком.

Дивани – это ещё одна каллиграфическая разновидность арабского письма, скорописный стиль, разработанный во время правления первых турок-османов (XVI – начало XVII века). Непосредственным разработчиком письма дивани называют каллиграфа Ибрагима Мунифа, пика популярности он достиг при Сулеймане I Великолепном (1520–1566).


Он был назван стилем дивани, потому что использовался в Османском диване и был одним из секретов дворца султана. Правила этого шрифта были известны не всем, они были доступны только мастерам и нескольким способным ученикам. Он использовался при написании всех королевских указов, пожертвований и постановлений. Текст дивани, украшенный тугрой – сложной каллиграфической печатью – олицетворял власть султана и Османского государства.

Шрифт дивани можно разделить на два типа: стиль Riq`a Diwani, лишённый каких-либо украшений, с прямыми линиями, за исключением нижней части букв; джели дивани, или ясный стиль, который отличается переплетением букв и прямыми линиями сверху вниз, он акцентирован и украшен так, чтобы выглядеть как одно целое. Стиль дивани известен переплетением букв, из-за чего его очень трудно прочитать и писать, а также подделать.

Дивани отличается красотой и гармонией, а точные маленькие образцы считаются более красивыми, чем крупные. Он до сих пор используется в переписке королей, принцев, президентов, а также в церемониях и поздравительных открытках и имеет высокую художественную ценность. Художественные картины, составленные стилем дивани, представляют собой самостоятельные произведения искусства.

Искусство каллиграфии (Источник фото: guity-novin.blogspot.com)

Главным носителем и ретранслятором идей Ислама издревле было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или определённого символа, рисунка. В своё время именно каллиграфическое мастерство стало основой художественного творчества мусульман, искусством изображения слова.

На протяжении всей жизни мусульманина, начиная с прочитанного имамом на ушко новорождённому азана и заканчивая джаназа-намазом, сопровождает человека священное слово Благородного Корана, высеченное на стенах и потолках мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, оформленное в виде картины в рамку и висящее на стене.

Стоит отметить, что в мире ислама каллиграфия признана благороднейшим из изобразительных искусств. Но что такое каллиграфия? Давайте углубимся в историю и терминологию этого древнейшего искусства.

Да, конечно, с каллиграфией можно столкнуться не только в арабском мире, но и в Японии, Китае и других странах. Однако именно в исламском искусстве каллиграфия смогла не просто стать ведущим направлением искусства, но найти своё отражение в разнообразных творческих формах, которые вывели письменное слово далеко за пределы пера и бумаги, органично вплетая его в каждодневную жизнь мусульманина. Именно это позволяет считать каллиграфию оригинальной чертой исламского искусства.

Гениальность исламской каллиграфии заключается не только в бесконечном творчестве и универсальности, но и в равновесии, которое каллиграфы находят между передачей текста и выражением его смысла через формальный эстетический код.

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе

Арабский язык, а впоследствии и само искусство каллиграфии, пользуется большим уважением у мусульман, потому что арабский был языком, на котором Коран был открыт пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего). Текст Корана является священным для мусульман, и его высокий статус породил соответствующее уважение к книгам в целом. Но очень важно понимать, что далеко не вся арабская каллиграфия религиозна по своему содержанию. Как правило, каллиграфические надписи на произведениях искусства включают в себя цитаты из Корана или других религиозных текстов.

Как развивалась каллиграфия

Первый официальный каллиграфический стиль – куфический – получил своё имя благодаря иракскому городу Куфа. Он использовался во многих ранних рукописях Корана. Интересно, что такое же название принадлежит и второму стилю письма, который получил свою известность лишь в X веке. Эти новые, более угловатые стили стали включать в себя множество причудливых вариантов, таких как лиственный (украшенный завитками листьев) и флористический (украшенный цветочными формами). Такой стиль использовался уже при чеканке монет, украшении керамических изделий и изготовлении архитектурных надписей.

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе

Пока второй куфический стиль развивался на Ближнем Востоке, в мусульманской Испании и Марокко стало приобретать известность новое направление каллиграфии. Арабское название этого западного региона – Аль-Магриб, и поэтому новый стиль был назван Магриби. Некоторые каллиграфы в регионе до сих пор используют в своей работе магрибский стиль. На Востоке исламского мира куфический стиль постепенно сошёл на нет уже к XIII веку, а на смену ему пришли более округлые стили, которые используются в каллиграфии и по сей день.

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе

Возможно, новые, более пластичные стили появились на Востоке потому, что бумага пришла на смену пергаменту и папирусу. Поверхность бумаги можно было размять (покрыть крахмалом) и натереть камнем до необычайно гладкой и глянцевой консистенции. Перо двигалось по этой поверхности с большой лёгкостью.

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе

Другим фактором было использование пера, сделанного из тростника. Наконечник был сделан путём разрезания конца тростника ножом. Различные вариации разрезания наконечника позволяли создать разные эффекты. Более поздние, округлые письмена были написаны с помощью пера, вырезанного под косым углом, что позволяло каллиграфу создавать как толстые, так и тонкие линии, прибавляя изящества и добавляя разнообразие письму. Ширина пера также была важна: для более крупного письма требовались более широкие перья, чтобы ширина линии оставалась пропорциональной общему размеру письма.

Помимо того, что работы, выполненные каллиграфами, отличались особой красотой и элегантностью, существует немало способов, позволяющих сделать работу ещё более эстетичной. Сами слова могли быть написаны золотом или другими цветами, за исключением чёрного. Кроме того, каллиграфы часто комбинировали различные размеры, цвета и стили текста для разных фраз или разделов текста (но всегда придерживаясь правил пропорциональности внутри каждого раздела).

Каллиграфы были одними из самых уважаемых художников в исламских обществах, остаётся так и по сей день. Такой высокий статус был основан не только на превосходстве их работы, но также и на возвышенности их учителей. В результате сложилась целая литературная традиция, в которой история каллиграфии понималась как цепочка передачи между мастерами и учениками, охватывающая очень длительные исторические периоды.

Обучение искусству каллиграфии могло занимать много лет, при этом ученик учился точно копировать модели, предоставленные учителем. Только после того, как ученик полностью овладевал этими принципами, он мог стать мастером и начать создавать новые работы. Таким образом, обучение каллиграфии было похоже на обучение другим профессиям.

Многие люди, изучавшие каллиграфию, довольствовались тем, что прекращали обучение, когда получали достаточно знаний и навыков, чтобы зарабатывать себе на жизнь простым переписыванием уже существующих работ. Иные изучали каллиграфию, чтобы освоить другие профессии, к примеру, стать канцелярским писарем. Эти люди переписывали официальные документы для правителя, используя отличительные стили письма.

Каллиграфы, продвинувшиеся дальше всех, создавали самые изящные рукописи. Их работа стоила дорого, и они обычно работали по поручениям самых богатых членов общества, как правило, султанов, шахов и других правителей. Лучшие из них часто работали непосредственно во дворце правителя. Как только текст был закончен, книга оформлялась художниками и ремесленниками.

Лучшим каллиграфам поручали создавать композиции, которые могли быть выполнены на разнообразной основе. Эта задача отличалась от простого копирования текста. Каллиграф должен был разработать надпись, чтобы заполнить всё имеющееся в его распоряжении пространство сбалансированным образом и в соответствии с правилами конкретного стиля письма.

Работы маститых каллиграфов сохранялись, чтобы их могли скопировать последующие поколения. В более поздние времена их собирали в полноценные альбомы. В результате каллиграфы стали выпускать отдельные листы специально для включения в альбомы. Ещё позже вошло в обычай вывешивать каллиграфические надписи на стенах домов, на манер картин. Это подарило каллиграфам ещё один способ заработка.

Читайте также: