Устранение онр у учащихся общеобразовательной школы анализ методики а в ястребовой

Обновлено: 05.07.2024

1. Методика преодоления заикания А.В. Ястребовой

2. Ястребова Алла Васильевна

Кандидат педагогических наук, профессор педагогики и
психологии Академии работников образования.
Около 40 лет А. В. Ястребова занималась исследовательской
и научно-методической работой в лаборатории логопедии
НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е.
Левиной. Разрабатывала вопросы изучения и коррекции
таких сложных форм речевой патологии, как заикание и
алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся
общеобразовательных школ с различными формами
первичной речевой патологии. Исследования А. В.
Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей
коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с
фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея
о преодолении заикания путем работы над
интонацией, над развитием умения
вслушиваться в чужую речь и передавать в
своей речи соответствующую интонацию.
Выразительная речь требует от заикающегося
умения владеть разным речевым темпом и
модуляциями голоса.

А.В. Ястребова, исследовав состояние устной и
письменной речи заикающихся школьников 1-4
классов массовых школ, выделила две категории
детей:
Учащие с высоким и
нормальным речевым
развитием
Учащиеся с элементами
общего недоразвития речи,
когда у них имело место
недостаточное фонетикофонематическое и лексикограмматическое развитие

5. Первая категория детей

Справляются с делением простых,
нераспространенных и распространенных
предложений на слова, свободно выделяют любой
звук в слове, производят анализ звукового состава
слов. Словарный запас разнообразен и богат.
Свободно оперируют большим количеством понятий и
представлений, использую в активной речи словаобобщения. Фраза развернутая, сложная. Отличаются
высокой грамотностью. Легко усваивают правила
правописания и активно применяют их на письме.

6. Вторая категория детей

Работа в группах заикающихся с проявлениями
недоразвития речи планируется в двух основных
направлениях:
Всестороннее
развитие всех
компонентов речи
Упорядочения темпа и
плавности, воспитания
выразительности речи
Логопедические занятия с этими
детьми продолжаются не менее 6
месяцев

Автор выделяет 3 периода обучения:
-
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Первый период логопедический занятий имеет
своей целью уточнение, развитие и расширение
пассивных знаний:
Словарного запаса;
Навыка анализа звукового состава слов;
Навыка в области грамматического строя речи;
Интонационной выразительности в процессе
работы над темпом и плавностью.

В течение первого периода занятий проводились
следующие виды работ по упорядочению темпа и
плавности:
упражнения в артикуляции гласных;
- речевом дыхании;
- грамматическом ударении;
- слитном произнесении отдельных звуков и слов во
фразе из 2-3х слов с предлогом;
- логическом ударении;
- грамматическом ударении;
- самостоятельные вопросы и ответы по прочитанному
тексту
- чтение текста с соблюдением пройденных правил
плавной, ритмичной, четкой, выразительной речи.
-

В первом периоде работа по формированию
грамматических знаний содержит:
-Правильное построение предложений из 2-3 слов
с предлогом;
-Прямое дополнение;
-Единственное и множественное число
существительных и глаголов;
-Предлоги в, на, к, от;
-Вопросы к словам в предложении, обозначающим
предмет и действие предмета;
-Родовые окончания.

11. Примеры заданий

Задание. Прочти стихотворение (на время).
Ералаш.
Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в
клетке. Дикобраз давал гудки. Соловей точил
клыки. Кошка физику учила. Маша хвостик
свой ловила.
Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во
дворе. Телевизор удит рыбу. Дед вспорхнул и
сел на глыбу. Чиж купил пальто и зонт.
Строгий дядя сдан в ремонт.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:
Во втором периоде занятий активизируются
полученные учащимися знания в области языка и
закрепляется навык плавной, ритмичной и
выразительной речи на более сложном речевом
материале, с использованием более сложных видов
упражнений.
Логопедическая работа строится с целью
активизации полученных знаний в области
словарного состава, грамматического строя.

Словарная работа во втором периоде
предусматривает
дальнейшее уточнение и расширение и активного,
а также пассивного словаря, запаса понятий и
представлений учащихся;
упражнения в словообразовании и
словоизменении:
-родственные слова;
- образование новой формы слова (с помощью
приставок, суффиксов и т.д.)
- слова- признаки предмета, выделение
противоположного качества,
- слова – обобщения

В течение всего второго периода развивают и
закрепляют навык активного наблюдения над звуковой
и интонационной стороной речи.
На первое место выступают наблюдения над
морфологическим составом слова.
Логопед направляет внимание на особенности интонации при
перечислении, при произнесении предложений с
однородными членами, прямой и косвенной речью и т.д.
В процессе логопедических занятий второго периода, так же
как и первого, проводится большая воспитательная работа,
предусматривающая развитие и закрепление у детей
целенаправленности, настойчивости и упорства в достижении
цели, прилежания и т.д.

Каждое занятие делится на две части,
способствующие развитию
активной и пассивной речи:
Учащиеся в различных
упражнениях, осуществляемых на
элементарном, бесспорно доступном
и в грамматическом, и в лексическом
отношении материале, закрепляют
навык спокойной, неторопливой,
плавной, четкой и выразительной
речи.
Логопед путем чтения,
рассказа по картине, беседы
организует наблюдение
учащихся над звуковой и
интонационной стороной
языка, пополняет и расширяет
словарный запас

18. Примеры заданий

Задание. Сосчитай количество ног у
животных.
Логопед просит детей задавать друг другу
вопросы, касающиеся количества ног у разных
видов животных и птиц.
Задание. Закончи стихотворение, используя
набор букв.
Бегемот.
В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот
Целый день все доктора (щ, у, т, и, б, е, е, а, о,
о, ж, д, г, н).

ТРЕТИЙ заключительный ПЕРИОД
Является закономерным продолжением
закрепления, углубления, совершенствования
навыка плавной, ритмичной, выразительной
речи, наблюдения над звуковой и
интонационной стороной языка, а также
приобретенных практических навыков в
собственной речи учащихся.

22. Выдвигается требование полной самостоятельности:

Самостоятельное составление рассказа по опорным
словам, деформированному тексту, картинке, серии
картин;
самостоятельный пересказ текста, прочитанного
логопедом, самим учащимся, придумывание окончания
рассказа;
самостоятельный рассказ о виденном, пережитом, на
заданною тему;
диалоги на различные темы;
Драматизация стихотворений, басен, рассказов;
Разговор по телефону;
Самостоятельное чтение текста любой трудности и т.д.

В течении всего периода обучения и особенно на
заключительных этапах логопед внимательно
следит, чтобы дети соблюдали:
Правила речевого дыхания;
четко артикулировали все звуки;
выдерживали паузу;
интонацию;
слитность произнесения смыслового отрезка;
неторопливый темп;
грамматически правильно оформляли свои мысли.

Таким образом, система логопедических
занятий А.В. Ястребовой заключается во
всестороннем развитии всех компонентов
речи (фонетика, лексика, грамматика)
наряду с работой над плавностью и темпом
у детей второй категории.

Итак, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо иметь четкое представление о проявлениях основного дефекта и возможных последствиях вторичного и третичного порядка. Рассмотрим эти проявления на примере учащихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.

Так, недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Известно, что в основе продуктивного овладения грамотой лежит умение производить анализ звучащей речи и слого-звукового состава слова. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у рассматриваемой труппы детей в процессе овладения грамотой. Суммируясь, они становятся заметным тормозом на пути обучения детей родному языку.

Таким образом, применение принципа системного подхода к анализу нарушений звуковой стороны речи, дающего возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдаленные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления дефекта и определить адекватные ему пути коррекционного обучения. Отсутствие или недоучет при организации коррекционного обучения уровня сформированности языковых средств лишает учителя-логопеда возможности прогнозировать и своевременно предупреждать появление вторичных последствий дефекта. В результате заметно снижается общая эффективность коррекционного обучения как в плане ликвидации непосредственно недочетов речевого развития ребенка, так и в плане своевременного устранения трудностей в усвоении программного материала по родному языку.

Поскольку общее недоразвитие речи (даже нерезко выраженное) есть системный дефект, рассмотренные выше последствия несформированнасти звуковой стороны речи усугубляются следствиями (первичными и последующими) недостаточного развития лексико-грамматического строя. Это значит, что такой ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения грамотой, письмом и чтением (как полагают некоторые логопеды), но и программой начального обучения в целом.

1. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова [и др.] ; ред. Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2009. – 703 с.

2. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ. дефектолог. фак. пед. вузов. Кн. 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия / сост. Р. И. Лалаева; под ред. ред. Л.С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 303 с.

3. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / ред. Р.Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд.. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.

4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

5. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи [Текст]: Метод. пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская; Под ред. О.В. Защиринской. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.

б) дополнительная литература:

1. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

2. Жинкин, Н. И. Механизм речи [Текст] / Н. И. Жинкин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 130с.

3. Китик, Е.Е. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие / Е.Е. Китик ; Омск. гос. пед. ун-т. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 193 с.

4. Колпаковская, И.К. Характеристика нарушений письма и чтения. [Текст] / И.К. Колпаковская, Л.Ф. Спирова // Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т.II. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 439-456.

6. Коррекция нарушений речи у младших школьников. [Текст] / Авт.-сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

7. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 36 с.

8. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. [Текст] / Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студдефектол.фак.пед.вузов. // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – С. 13-58.

9. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. [Текст] / Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студдефектол.фак.пед.вузов. // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – С. 112-126.

10. Логинова, Е.А. Нарушения письма [Текст]: учебное пособие. / под ред. Л. С. Волковой – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 208с.

11. Логопатопсихология [Текст]: учеб. пособие / ред.: Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2010. – 462 с.

13. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей [Текст]: учебное пособие. / Л.Г. Милостивенко. – СПб.: Образование, 1995. – 117с.

14. Мисаренко, Г. Г. Типологические трудности овладения письменной речью [Текст] / Г. Г. Мисаренко // ж. Логопед. – 2005. – № 3. – С. 4 – 11.

15. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. // Вестник образования, 2001. – №2.

16. Обучение чтению в специальных коррекционных классах [Текст]: 1 класс / сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 237 с.

17. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб: Лениздат, 2001. – 240 с.

18. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — СПБ.: Образование, 1992. - 140с. - с. 124 – 131

19. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. [Текст] / Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 225 с.

20. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. [Текст] / Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.

21. Садовникова, И.Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников. [Текст] / И.Н. Садовникова // Учебное пособие. М.: Владос, 1997. – 256 с.

22. Сергеева, Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в коррекционной группе / Е.Е. Сергеева // Логопедия сегодня. – 2008. – № 2. – С. 52-64.

23. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Юристь, 2000. – 256 с.

24. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста [Текст]: изучение, диагностика, развитие / Е.Л. Черкасова. – М.: Нац. кн. центр, 2011. – 188 с.

25. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –– М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. - file://localhost/

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика А. В. Ястребовой

А.В.Ястребова в результате исследования состояния развития устной и письменной речи заикающихся школьников 1—4 классов массовых школ обнаружила различный уровень общего развития речи. В зависимости от уровня речевого развития автор условно выделила две категории детей.
К первой категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и нормальным речевым развитием. Эти дети не отличались от школьников с нормальной речью.
Во вторую категорию вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие. Изучение особенностей речевого развития у этих детей, таким образом, протекало на фоне общего недоразвития речи, т.е. сопровождалось помимо расстройства темпа речи ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграматизма в устной и письменной речи. Система логопедических занятий А.В.Ястребовой составлена для заикающихся школьников второй категории. Автор выделяет 3 периода в обучении этих учащихся.
Первый период: уточнение и расширение пассивных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.
Содержание логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в области языка.

Третий, заключительный период занятий ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, выдвигается требование осознанного использования учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.
Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи позволяют А.В.Ястребовой считать основными направлениями логопедической работы следующие: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью, б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы, в) всемерное развитие активности детей.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы

– М.: Просвещение, 1984,158 стр.
В данной работе мы рассмотрим особенности обучения на логопедических пунктах при массовых школах учащихся с так называемым общим нерезко выраженным недоразвитием речи. Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи. В книге дается характеристика устной и письменной речи рассматриваемой группы учащихся. Знание особенностей их речи является исходной предпосылкой для правильной организации необходимого коррекционного воздействия.

В работе подробно рассмотрены содержание и приемы работы, в процессе которой преодолеваются дефекты речи и устраняются, преодолеваются пробелы в знаниях программного материала по родному языку. В книге дается характеристика особенностей обучения учащихся на каждом из трех этапов коррекционного воздействия. Задача учителя-логопеда существенно облегчается благодаря тому, что при этом приводятся примерные конспекты и планы многих из проводимых на логопедических пунктах занятий. В книге освещаются вопросы комплектования логопедических пунктов и организации их работы.

Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР

  • формат doc
  • размер 37.3 КБ
  • добавлен 19 декабря 2009 г.

Методическое пособие для дефектологов, логопедов, психологов. В работе дана сравнительная характеристика состояния фонетической стороны речи у детей с ЗПР и нормой интеллекта, описаны основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений речи. СПб

Классификация нарушений речи в таблице

  • формат doc
  • размер 11.96 КБ
  • добавлен 29 сентября 2010 г.

Здесь представлены Клинико-педагогическая и Психолого-педагогическая классификации нарушений речи, как устной речи, так и письменной. Название нарушений, их синонимы, причины появления и симптомы проявления. Это поможет Вам разобраться в разнице нарушений и поможет в дальнейшей работе с детьми и на лекциях.

Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи

  • формат doc
  • размер 150.05 КБ
  • добавлен 24 декабря 2011 г.

Учебное пособие, Ставрополь/Россия,издательство Ставропольского государственного университета, 2008 года, 87 с. В данном учебном пособии изложены вопросы, раскрывающие особенности психолого-педагогического подхода в рассмотрении речевых нарушений, критерии дифференциации фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что открывает перспективные направления развития психологической и педагогической науки в совокупности. Учебное пособие содер.

Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов

  • формат doc
  • размер 580.5 КБ
  • добавлен 19 декабря 2009 г.

Направления работы при дизартрии

  • формат doc
  • размер 41.53 КБ
  • добавлен 18 июня 2011 г.

Дифференцированный логопедический массаж. Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа. Положение тела при логопедическом массаже. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Массаж язычной мускулатуры. Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Развитие дыхания и коррекция его нарушений. Развитие голоса и коррекция его нарушений. Развитие просодики.

Новикова Л.А., Розум Л.Г. В мире звуков

  • формат doc
  • размер 1.87 МБ
  • добавлен 12 февраля 2010 г.

Учебное пособие для подготовительного класса специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, школы для детей с задержкой психического развития.

Новикова Л.А., Розум Л.Г. Я учусь разговаривать

  • формат doc
  • размер 3.11 МБ
  • добавлен 10 февраля 2010 г.

Тетрадь по развитию речи. Учебное пособие для подготовительного класса специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, школы для детей с задержкой психического развития.rn

Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия

  • формат pdf
  • размер 10.97 МБ
  • добавлен 30 июня 2011 г.

В этой книге рассказывается о способах профилактики и путях преодоления нарушений устной и письменной речи. Книга состоит из двух частей: 1. Нарушеня звукопроизношения у детей на фоне общего недоразвития речи, 2. Нарушения письменнной речи у детей. В первой части книги подробно представлен речевой материал для работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

Принципы и методы коррекции нарушений речи (под ред. Волковой Г.А.)

  • формат jpg
  • размер 62.43 МБ
  • добавлен 15 октября 2011 г.

Межвуз. сб. научи, тр, / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: Образование, 1997. 140 с. В сборнике представлены теоретическое обоснование, принципиальные положения комплекса методик по изучению и коррекции разнообразных нарушений речи. В статьях раскрывается содержание методик преодоления расстройств речи у детей со сложным дефектом — с сенсорными, двигательными и интеллектуальными нарушениями, у детей с неосложненным дефектом и у заикающихся. Пред.

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми

  • формат docx
  • размер 1.04 МБ
  • добавлен 09 ноября 2009 г.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, – 240стр. Оглавление. Логопедия, ее предмет, задачи и методы. Основные формы и виды речевых нарушений. Основные этапы нормального речевого развития ребенка. Подготовительный этап. Преддошкольный этап. Дошкольный.

Читайте также: