Чем занимались люди в средневековье кратко

Обновлено: 30.06.2024

В любом средневековом государстве жители делились на замкнутые группы: крестьяне, ремесленники и купцы, воины, священники.
Оттого, в какой семье рождён человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности.
Жили люди в то время в основном в деревнях, то есть крестьян было больше всех. Пахали землю (земледелие) , выращивали скот (скотоводство) . И вот поэтому все цивилизации средних веков называют земледельческими.
Города, в основном, были маленькими. Там и обитали ремесленники и купцы. Чем занимались - понятно: одни производили, другие торговали. Туда же и крестьяне на продажу возили плоды своих трудов.
Воины занимались либо захватом новых земель, либо защитой от других узурпаторов.
А священники - тем же, чем и сейчас. Плюс просвещением народа и книгопечатанием.

Жизнь городских жителей в средние века была наиболее динамична. Занятия горожан были разнообразны, многие люди на протяжении жизни несколько раз меняли род своей деятельности, чего не могло быть в прочих средневековых сословиях. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Бережное отношение к времени и своей свободе - отличительная особенность жителей средневекового города. Горожане представляли себе мир очень сложным и постоянно меняющимся.

В период средних веков основные занятия людей менялись, что определялось многочисленными факторами. Сначала это были климатические условия и ресурсы, а потом возможность получать образование, заниматься умственной деятельностью, ремеслом и торговлей.

В этот период Европа была покрыта лесами и полями, поэтому основными видами работы жителей континента были:

• Сельское хозяйство;

• Выпас животных;

• Развитие скотоводства.

Леса отлично подходили для того, чтобы выпасать крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Кроме того, лес являлся постоянным ресурсом дров. Поэтому одной из популярнейших профессий в ранее средневековье была дровосек.

Основными промыслами продолжали оставаться собирательство ягод, грибов, целебных трав, лекарственных растений, охота и рыбалка, сбор дикого меда и смолы, которая шла на изготовление факелов.

Из шкур животных шили одежду, а пепел использовали, чтобы ткани отбеливать.

В разных регионах Европы сохранялась специализация – в горных было развито скотоводство, а в равнинах преобладало земледелие.

Развитое и позднее средневековье

Стали развиваться села, где крестьяне работали на феодалов, помещиков и магнатов. Здесь развитие получили следующие виды деятельности:

• Пчеловодство;

• Земледелие;

• Скотоводство;

• Ремесленное производство.

В городах стали возникать ремесленные мастерские, торговые и купеческие лавки, объединения. В эпоху Возрождение появились люди, которые занимались умственной работой, искусством, живописью, музыкой, литературой, поэзией.

На первое место стала выходить необходимость создания материальных благ. Сначала это было ручное производство – на земле, у станка, хотя при этом активно развивался рынок сбыта продукции. Из-за этого концентрация производства стала переноситься в города, каждый из которых специализировался на выпуске конкретного вида продукции. В результате чего, стали возникать цеха, а потом мануфактуры.

Цех разрешал своим членам торговать на рынке, влиять на формирование ценовой политики, устанавливать правила производства, отправлять мастеров и подмастерьев на учебу. Цеха существовали у всех ремесленников, в частности, у бочкарей, ткачей, художников, сапожников.

На смену цехам постепенно пришла мануфактура, которая основывалась уже на использовании ручного и машинного труда. Специализация ремесла и производства усиливалась, инновации и технологии коснулись и сельского хозяйства.

Вообще, современные историки располагают относительно небольшими данными по поводу суровой средневековой бытовухи. А все потому, что тамошние летописцы старались исписать пергамен громкими событиями и геройскими деяниями, особо не задумываясь, что их потомкам будет интересно читать про житейское. Словом, там не было тенденции "реализма", которая заполонила всю литературу 19 века. Но, тем не менее, любопытной информации по этому вопросу достаточно, чтобы в целом представить средневековый труд и день рядового человека.

В сущности, средневековую эпоху можно назвать эпохой Католической церкви, ибо сам средневековый человек был очень зависим от религиозного мировоззрения. Для той поры, все же к счастью, не нашлось великого Ницше, который во всю вопил, что "Бог умер". Почему к счастью? Вероятно, сама концепция общества средних веков не могла бы быть управляемой и взаимовыгодной структурой при ином типе власти. Сам монарх, как и Церковь, отождествлялись с Божественным, поэтому, конечно не всегда и не везде, но зачастую пренебрежение народом с их стороны воспринималось безропотно. Разве что местный житель мог пожаловаться на тяжкую долю и вновь пойти возделывать поле. Ибо кто знает, сколько бы еще бунтов и полноценных восстаний лицезрела бы история без этой пропаганды?

Но чтобы управлять самим обществом - нужно управлять его временем. Поэтому ритмы Католической церкви накладывались на ритмы аграрной отрасли, которые зависели от природных условий и естественного хода времени: возделывание поля, уход, сбор урожая, воспроизводство скота и прочее, прочее. Словом, чтобы подчинить себе все это, Церковь сообразила "календарь", который приписывал человеку самый верный распорядок дня. "Календарь" этот высекали из камня перед церковным порталом, разукрашивали им стены и изображали в религиозных книгах . На нем было расписано все до мелочей: вот тогда-то ты работаешь, тогда-то ты ешь и справляешь мессу. Таким образом Церковь давала понять, что человек поступает правильно, соблюдает Божью волю, а главное - неустанно двигает экономику, будь то обеспечение едой или розничная торговля. И подчеркну: справлять мессу нужно было обязательно, дабы само влияние божественного не исчерпывалось в человеке. Конечно, были и ослушники календарного режима, которые, впрочем, зачастую каялись в своем проступке.

Но существовали и дни отдыха. То же воскресенье, когда работа осуждалась строго, или христианские праздники. Примечательно, что работающих в эти дни, ориентировочно в XIV-XV веках, уверяли, что каждый забитый ими гвоздь вонзается в тело Распятого. Естественно, что выражение можно интерпретировать по разному и в угоду всякому.

В раннем средневековье, то есть до XI века, люди в основном влачили бренное существование и в целом боролись за жизнь. Особенно это касается сельского хозяйства. Не было таких понятий, как "прогресс" или "излишки". Человек то боролся с природой, либо отнимая у нее территорию, либо признавая ее могущество, то противостоял викингам с севера или арабам с юга. Разумеется, при таких условиях человеку просто была необходима эта пресловутая "уверенность в завтрашнем дне", эта неизменность ритмов и опостылевшая стабильность. Именно поэтому удалось найти очень много пергаменов, в которых власть имущий давал бенефицию хозяину какого-нибудь поля, проще говоря - крестьянину. Так получалось, что этот самый крестьянин, не умея читать и писать, мог весьма дерзновенно потребовать от местной власти зафиксировать какого-либо рода обещание на пергамене.

Такая податливость со стороны власти объясняется тем, что средневековая деревня, как уже упоминалось, была залогом если не развития, то стабильности. Сама по себе земля - основа всего в Средние века. Из чего следует, что любое изменение в аграрном деле отразится изменением и на прочих сторонах общества.

Я клоню к тому, что только к 1000 году начинают появляться те орудия труда, без которых не удалось бы перейти в Новое Время. Например, появился ассиметричный колесный плуг, сменивший соху и повысивший эффективность возделывания земли. Он мог осилить более твердые, каменистые и наносные почвы, что давало возможность расширять хозяйство и меньше считаться с территорией. Также, плуг проводил более глубокую борозду, делал ее более рыхлой, что позволяло лучше пропитать землю всяческими удобрениями. А потом начинает прогрессировать тягловая сила. Появляются ярмо и борона. Но главное - появляется подкова, что увеличило общую производительность лошади, ибо подкова защищает копыто животного от разрушения. Да и вообще, в тот период начинают отказываться от быка, заместив его менее выносливой, зато более универсальной и быстрой лошадью.

Если так можно выразиться, именно с той поры начался расцвет средневековой эпохи. Активное использование нововведений дало мощный экономический скачок: деревни росли, города уплотнялись, еды всегда хватало, а по праздникам не скупились на мясо и хорошее вино. Основная проблема "скачка" заключалась в качестве. Плуги ломались, подковы приходилось заменять, тот же голод время от времени настигал Европу, таким образом все поставив на круги своя. Вновь началась борьба за выживание, но уже не столь рьяная. Само общество перестало пребывать в стагнации. Рождаются те же мыслители, те люди, которым свойственно что-либо изобрести, сделать какое-либо открытие. Тот же Роджер Бэкон в XIII веке, богослов и натурфилософ, предсказывал самолеты и подводные лодки, но всерьез его мало кто воспринимал. Да и более реальные вещи для того времени из области науки мало кого интересовали. Об этом явствуют "часы", которые изобрели в конце 12 века, но в обиход они вошли только лишь в 13 веке. А все потому, что люди были равнодушны к подобному, у них, что говорится, и своих проблем было предостаточно: монархи разыгрывали войны, совокупляя их с прочими распрями, а народ либо возделывал землю, либо на этих войнах воевал. В общем, тогда совсем было не до науки, ибо всех интересовали сугубо практические знания. Так, например, с развитием прядильных мастерских в средневековье появилась застежка для горла, весьма быстро снизившая смертность.

И только ближе к середине XV века философия людей начинает меняться, общество начинает выходить из средневековья и у него появляется тяга к познанию. Наверное, это самое разумное объяснение того, что викинги в свое время не открыли Америку Европе.

Многие думают, что в Средневековье аристократы только и делали, что ездили на охоту и ходили в Крестовые походы. Возможно, кто-то из благородных феодалов и жил такой унылой и однообразной жизнью, но у большинства высокородных господ забот было хоть отбавляй. Чем же они занимались в те времена, когда модных ресторанов не существовало, а на курорты Мертвого моря нужно было добираться больше года и с риском для жизни?

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №1 - BigPicture.ru

Доктор исторических наук Гамбургского университета Хелена Шредер рассказала о том, чем были занята средневековая элита, испытывавшая отвращение к физическому труду. Оказывается, вельможи тоже постоянно были заняты работой, хоть и не такой утомительной, как простолюдины.

Управление хозяйством

У любого феодала Средневековья были свои земли, на которых выращивали сельхозпродукцию, пасли скот, валили лес и выполняли прочие работы, призванные приумножить его состояние, и не дать умереть с голоду его вассалам. Сам хозяин угодий был самым настоящим топ-менеджером, который управлял бизнесом самостоятельно или через своих помощников.

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №2 - BigPicture.ru

Крупные феодалы владели огромными территориями, а их имения можно сравнить с крупными современными агропромышленными компаниями. Нужно было грамотно распределять финансы и ресурсы, вытягивать убыточные филиалы и постоянно бороться с форс-мажорами. Стихийные бедствия, эпидемии, войны, междоусобицы, неурожаи и банальное воровство постоянно угрожали благополучию вельможи.

Нужно учесть, что в те времена не было ни аграрных институтов, ни компьютерных систем анализа и учета, ни сельскохозяйственной техники. Успех давался тяжелым трудом и постоянной заботой хозяина, а терялся молниеносно и по причинам, не всегда зависящим от старания людей.

На своей земле феодал обладал полными полномочиями и имел право судить, казнить и миловать. Люди приходили в замок к вельможе для того, чтобы он их рассудил и это была также обязанность аристократа. Кражи скота, мошенничество, драки, оскорбления, колдовство, признание отцовства — дела, рассматриваемые господином могли быть самыми разными.

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №3 - BigPicture.ru

Рассудив своих подопечных, феодал нередко оставлял за собой право карать виновных и следить за тем, чтобы выигравшая сторона получила то, что ей причитается. Разумеется, делалось это не бесплатно и не один простодушный крестьянин пожалел, что не решил вопрос с обидчиком полюбовно, без господского судилища.

Аристократы, отличающиеся умом и особой преданностью монарху, могли попасть на королевскую службу и судить уже не только в своих деревнях, но и в городах, принадлежащих самому королю. Это уже была ответственная государственная работа, а финансировалась она из городской или даже королевской казны.

Военное дело

В Средние века война не обходила стороной никого, поэтому любой дворянин был просто обязан поддерживать себя в хорошей боевой форме. Постоянные упражнения в фехтовании, стрельбе из лука, верховой езде и даже кулачном бою были неотъемлемой частью жизни большинства вельмож, подходящих по возрасту для военного дела. Иногда совершенствовались на военном поприще даже прекрасные дамы, ведь в случае осады крепости или набега агрессивного соседа поблажек не делали никому.

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №4 - BigPicture.ru

Наука и искусство

Среди средневековых аристократов было совсем немного умеющих писать и читать, но все же были и те, кто увлекался музыкой, литературой, зодчеством, изобразительным искусством. Имелись и любители наук, например, алхимии, математики, анатомии, географии и даже биологии. Все это отнимало немало времени и средств.

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №5 - BigPicture.ru

Некоторые особо увлеченные персоны отправлялись изучать науки и изящные искусства за сотни миль от родных мест, в Париж, Оксфорд, Флоренцию, Лейпциг, Милан и другие культурные центры, чтобы учиться любимому делу у выдающихся мастеров и мировых светил науки.

Дом и семья

Фотография: Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу? №6 - BigPicture.ru

Так как мир столетия назад был просто огромен (из-за отсутствия современного транспорта), поездка к бабушке в соседнюю провинцию занимала не пару часов, а несколько дней. Если же требовалось съездить и уладить дела семейные на дальние расстояния, например, в Королевство Иерусалимское, то можно было смело вычеркивать из жизни пару лет (если еще удастся вернуться на коне, а не с почестями в бочке с медом.

Читайте также: