Какой фольклор называется обрядовым 6 класс кратко
Обновлено: 02.07.2024
Который используют при исполнении обрядов: на свадьбах, девичниках, похоронах, при провожании в солдаты и т. д.
Ценнейшее наследие представляет собой полузабытый обрядовый фольклор: календарные песни, свадебная поэзия, причитания и заговоры. Обрядовый фольклор, отражающий мировоззрение народа на разных ступенях его развития, — это интереснейший исторический документ и вместе с тем высочайшее достижение поэтического искусства. Немудрено, что ему посвящена обширная исследовательская литература, что его собирали и изучали не только до революции, но тщательно записывают и изучают в наши дни.
То же можно сказать и о разнообразных проявлениях ушедшего из народного быта фольклорного театра, к образам и приемам которого всё чаще обращается профессиональный театр.
Из числа так называемых малых жанров заслуживают внимания народные загадки, которые в наше время особенно широко используются в изданиях для детей.
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Устное народное творчество (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 10-13)
Обрядовый фольклор
Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
Обрядовый фольклор - это разные песни, танцы, которые принято исполнять во время обрядов. Мне известны колядки, масленичные песни, весенние, летние, осенние песни. Они получили такое название либо от обряда, либо от сезона, в который их пели.
Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Да, такие песни я слышал. Бабушка у меня живет в деревне. А я как-то приехал к ней на масленицу. Местные жители жгли чучело и пели масленичные песни.
Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем отличие от других обрядовых песен?
Колядки - это песенки в стихотворной форме, которые поют в канун Рождества (с 24 декабря по 6 января). Ряженая детвора исполняет их и до сих пор. Они поздравляют знакомых, соседей, хвалят их, приходя к ним домой. А взамен получают угощения. Прогонять их нельзя, а то беда может в дом прийти.
Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
Береза - символ Троицы. Праздник отмечают летом, поют песни, устраивают гулянья, украшают дома березовыми венками.
Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
Масленичные песни самые веселые. Потому что этот праздник - прощание с зимой и встреча с весной. Люди хотят как можно веселее встретить весну.
Песни. Колядки.
Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков?
Я считаю, что это “Приходила коляда накануне Рождества”.
Пожелание выражено тем, что коляда искала дом и нашла именно их. Это хороший знак. Да и сама колядка веселая.
Как вы думаете, какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая - в центральных областях России?
Я думаю, что “Коляда, ходя, бродя. ” записана на юге, так как имеет отношение к казачеству. А вторая колядка очевидно записана в центральной части России из-за упоминания овсеня.
Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?
Мне больше понравилась “Приходила коляда накануне Рождества”, потому что ее текст более привычен и современнен.
Кто из вас слышал другие колядки или сам пел их? Где это было и о чём пелось в тех колядках?
Я слышал осеннюю песню от бабушкиной соседки. Она пела ее шепотом. Просила хорошего урожая, проливного дождя.
Масленичные песни
В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
В песне “Масленая погорела, всему миру надоела” идет речь о завершении Масленицы. Поющие хотят ее скорее выпроводить.
Песня “Ой, масленая недалечка, Ой, недалечка, люли, недалечка” о встрече и проводах Масленицы. Встречают ее радушно, с блинами. Провожают нехотя, просят задержаться. “Любая” - значит любимая, а “обманяка” - что веселье закончилось
Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы? Расскажите о своих впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
Да. В нашей школе ежегодно проходит Масленица. Мне этот праздник нравится. Он веселый и шумный. Там все поют масленичные песни. Да, они похожи на прослушанные.
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.
Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.
Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.
Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.
Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.
Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.
Список литературы
Обязательная литература:
- Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2017. 305 с.
Дополнительная литература:
- Круглов Г. Русский фольклор // Круглов Г., Коровин В. И. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
- Даль И. Пословицы русского народа. Москва : АСТ : Астрель, 2000. 752 с.
- Зуева Т. В. Русский фольклор // Зуева Т. В., Кирдан Б. П.: учебник для высших учебных заведений. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
- Капица Ф. С. Русский детский фольклор // Капица Ф. С., Колядич Т. М. Москва, 2002.
- Калугин В. И. Очерки о русском фольклоре. Москва : Худ.Лит, 1987. 268 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.
Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.
Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.
Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.
Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.
Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.
Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.
Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:
В гости Масленка идёт
С пирогами и блинами, –
Весну под руку ведёт!
Будем петь, гулять, –
На санях кататься,
Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.
Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:
Ой, и чьё это поле
Теоретический материал для углублённого изучения
Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?
Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.
Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.
Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.
Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.
«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).
Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.
Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.
Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:
Щедрый вечер, добрый вечер.
Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.
Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.
Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Какое термин характеризует представленное определение?
… – устное словесное и музыкальное народное творчество:
Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Подберите необходимое слово и завершите пословицу:
Не всё коту масленица, будет и …
Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.
Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
Ответ
Обрядовым называется фольклор, который исполняют во время обрядов. Обрядовый фольклор представляет собой отражение быта народа в песнях.
Календарно-обрядовые потому что исполняются в определенное время года и на календарные праздники.
— колядки (от латинского слова calendae),
— масленичные песни (исполнялись во время Масленицы — этот праздник знаменовал собой приход Весны),
— весенние заклички (от слова кликать) – в них призывалась Весна, связывали такие песни с возрождением земли в весеннюю пору,
— летние хороводные песни — они пелись в честь традиционного летнего праздника – Троицы (он связан с расцветающей природой, на Троицу ходили с березовыми ветками),
— осенние песни — в них воспевался период сбора урожая.
Читайте также: