Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Обновлено: 06.07.2024

Другими словами, интеллект - один из факторов, влияющих на успеваемость, но если у школьника низкая успеваемость в школе, то это не является показателем его низкого интеллекта.

Существует только нижний пороговый уровень интеллекта для обучения. Если ученик обладает интеллектом ниже этого уровня, то учиться успешно он не сможет. Но таких школьников мало. В основном, успеваемость ребенка в школе зависит от личностных особенностей: учебная мотивация, выраженная социальная желательность, дисциплинированность, самоконтроль, доверие к авторитетам и невысокая критичность.

А есть ли связь интеллекта и профессиональных достижений?

Из этого следует, что значительного успеха в профессии человек достигает не за счет интеллекта, а благодаря определенным личностным качествам. Даже сверхвысокий интеллект сильно не повлияет на его профессиональные достижения.

А как связаны между собой успеваемость студентов в ВУЗе и их дальнейшие профессиональные успехи?

В 2014 г. научными сотрудниками Высшей школы экономики было проведено исследование - как влияет средний балл студента во время обучения на заработную плату через полгода после окончания ВУЗа. Результаты были неожиданными. Оказалось, что положительной взаимосвязи между успеваемостью и заработной платой выпускников нет. А основной фактор, влияющий на заработную плату в сторону увеличения, - это совмещение учёбы и работы. Зарплата выпускников, начавших работать во время учебы в ВУЗе, в среднем на 30% превышала зарплату тех, кто не имел опыта работы.

В ряде случаях даже наблюдалась обратная связь – в некоторых сферах занятости успеваемость девушек отрицательно сказывалась на заработной плате, т.е. чем лучше училась девушка в ВУЗе, тем меньше была ее зарплата.
Также исследование показало, что совмещение учёбы и работы не влияет существенно на успеваемость студента.

Можно сделать вывод, что студенты, начавшие работать уже во время учебы, пусть даже и не по специальности, обладают преимуществом по своим личностным качествам по сравнению с другими, т. к. могут совмещать работу с учебой (пусть и в некоторый ущерб успеваемости), а также приобретают и развивают личностные качества необходимые для успешности в профессии.

А что происходит в реальности? Наша система образования направлена на усвоение определенного объема знаний и, в какой-то мере, на развитие интеллекта. Но развитию личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, внимания почти не уделяется.

Хочется подчеркнуть, что никто не подвергает сомнению необходимость знаний и развития интеллекта. Но следует помнить, что исследования, да и сама жизнь показывают, что успешность в профессии в основном зависит от личностных качеств человека, а не от успеваемости в школе или ВУЗе.

Успеваемость ребенка в школе - важная вещь. В первую очередь из-за того, что она часто становится источником конфликтов между школьником и окружающими его взрослыми. Но сама по себе она не является сколько-нибудь важным показателем дальнейшей успешности ребенка.

ВНИМАНИЕ! В статье речь шла о психометрическом интеллекте, измеряемым с помощью различных тестов и показывающего, так называемый IQ. О разных видах интеллекта можно прочитать на нашем сайте в статье ИНТЕЛЛЕКТ – ЭТО ЧТО?

Источники.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 2007.
Рудаков В. Н., Чириков И.С, Рощин С.Ю., Дрожжина В.С. Учись студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. / НИУ ВШЭ. Серия WP15 "Научные труды Лаборатории исследований рынка труда". 2016. № 1.
Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional perfomance. In: International handbook of Research and Development of Giftedness and Talent. Oxford: Pergamon. 1990. P. 311-324.

Давайте разберем это вместе на примерах и цитатах успешных людей.

1. Формула успеха от Томаса Леонарда:

УСПЕХ: 100% = 10%+40%+50%, где:

Знания, навыки, умения – 10%

Образ мышления – 40%

Судя по этой формуле, достаточно 10% знаний. Но что это значит?

Обладать знаниями в современном мире недостаточно. Важно так же иметь развитое мышление, уметь применять эти знания, видеть возможности, планировать и выстраивать структуру этим знаниям.

Он взялся доказать, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. В его книге приводится цитата.

Невролог Даниель Левитин пишет:

О чем говорит это исследование? О том, что все же экспертные знания могут привести к успеху и приводят, есть множество убедительных доказательств этому, примеров успешных людей.

Но всё же, нужно понимать, что речь идет о конкретно выбранном одном профессиональном деле, а не об уроках в школе и оценках.

Теперь я расскажу о своем мнении на данный момент.

Сама по себе оценка – это не всегда объективное выражение знаний по конкретному заданию школьника.

Суть обучения , на мой взгляд, это в самом развитии и накоплению тех знаний, которые сублимируются в совокупность умственных, высокоинтеллектуальных или физических способностей конкретного человека, и развитию нужных для реальной жизни навыков .

А данные способности могут концентрироваться в перевес одних над другими. То есть, приведу пример, если у ребенка ярко выражены технические аналитические способности, а не гуманитарные. Вполне возможно, что литература ему будет даваться, не столь легко, чем ребенку с гуманитарным образным мышлением.

И тройка по литературе может не коим образом не отразиться на его будущую успешную карьеру в области Информационных Технологий и программирования.

Когда-то меня спросили:

- Ты, правда, отличница?

А я грустно ответила:

Послушать родителей и учителей, заставляющих школьников корпеть над учебниками, – и можно сделать вывод, что отличные оценки приведут тебя на вершину мира. Но практика показывает, что школьная успеваемость имеет мало общего с успешностью во взрослой жизни. Как так случилось, что самоотверженная зубрежка не приносит каких-либо впечатляющих результатов ни в карьере, ни в личной жизни? Почему приобретенные с таким трудом навыки оказываются инструментами, которые не получается использовать?

Финансист Том Корли, работая финансовым советником и общаясь с большим количеством людей с высоким уровнем доходов, большая часть которых не миллионеры поневоле, а бизнесмены, заработавшие своё состояние собственными силами, имел возможность проанализировать условия и причины, способствовавшие успеху.

Среди прочего обнаружилось, что в большинстве своём зубрилами они не были: только 21 % были отличниками, 41 % — хорошистами, а 29 % – троечниками.

Благосостояние семьи также не имело никакого отношения к материальному благополучию, поскольку 59 % богачей происходят из семей среднего достатка, а 41 % — из очень небогатых семей.

Одним словом, они становятся психологически устойчивыми, что имеет решающее значение для успеха в долгосрочной перспективе

Например, успешные люди не испытывают потребности нравится и не ждут одобрения, они отлично справляются с искушением и способны преодолевать страх и нерешительность, чтобы получить то, что им нужно (им тоже страшно, но они имеют мужество встретиться со своими страхами лицом к лицу), они не только расставляют приоритеты, но сосредоточены на главном.

Все эти свойства требуют присутствия силы духа и психологической стойкости, поэтому тот факт, что всеми этими качествами обладают самые успешные люди, не является совпадением.

Не расстраивайтесь, если в школе ваши знания не были оценены слишком высоко. Это нормально. Рассматривайте своё прошлое как период подготовки. Оценки, какие бы они ни были, не определяют вас как личность. Об ошибках же думайте только для того, чтобы понять, где и почему ошиблись, и как поступить, чтобы не промахнуться в следующий раз и получить желаемый результат.

И это под силу каждому.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

  • двоечники — 4,2%;
  • отличники — 14%;
  • троечники — 30%;
  • хорошисты — 51,8%.

При этом среди неработающих граждан заметно больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5%), и меньше троечников и двоечников (28,1% и 3,7%).

Неужели троечник успешнее отличника? Для наглядного рассмотрения возможности успеха троечников достаточно вспомнить известных предпринимателей и ученых, которые не отличались примерной успеваемостью в школе: Билл Гейтс, Стив Джобс, Альберт Эйнштейн, Дональд Трамп. Среди великих людей действительно немало троечников, однако отличие и прилежность в учёбе также привели к славе великих людей, таких как Мария Склодовская-Кюри, Михаил Ломоносов, Натали Портман и другие.

Целесообразно ли оценивать успех по успеваемости? Хорошо ли выстроена сама система образования для того чтобы судить о будущем успехе? Для объективного анализа следует рассмотреть, как устроена система образования в России.

Отвести часть воспитательной функции школе — это целесообразно, поскольку ¼ своего времени ребенок проводит именно там. Однако это не даст эффективного результата, поскольку среднее количество учащихся в классе составляет 23 ребенка на 1 учителя, а значит полноценно уделить внимание за несколько часов в день каждому ребенку просто не получится.

Научить детей чтению, счету и письму — это основные задачи начальной школы. Однако, ребенок находится на этапе адаптации к школе, он еще не приучен к систематизированной учебе, его ведущим видом деятельности по-прежнему является игра.

Детей учат закрепленной в учебниках теории, но 90% всей информации, которая существует в мире, была создана за последние 3 года. Так насколько заученные знания будут актуальны через 1 год? А при переходе в среднюю школу? При этом оценивают способности ребенка именно по знаниям в рамках определенной системы, которые быстро перестают быть актуальными.

Изменился не только объем информации, но и подход к ее изучению. Существующая школьная программа не учитывает новые способы получения ребенком знаний. Отношение родителей к интернету зачастую очень настороженное, но если правильно сложить умение анализировать и критически мыслить, то интернет — отличный и незаменимый ресурс, это новый способ восприятия мира детьми, который не задействован в школьной программе.

В школьной программе не предусмотрены следующие важные для ребенка навыки:

  • Навык критического мышления. Как уже было сказано, за 3 года появилось 90% информации, поэтому ребенок должен уметь выбрать из этого потока главное, проанализировать и понять, что правда, а что нет, какой информации можно доверять и какую использовать в жизни.
  • Аналитический навык. Из потока информации нужно уметь вычленить необходимое, понять закономерности.
  • Навык проектной работы и самостоятельного обучения. Ребенок в школе учится быть в системе, но справится ли он один в ситуации неизвестности?

В целом, программа комфортна для учащихся, но в ней не хватает возможности самостоятельного поиска информации и нестандартных решений. При этом проектная работа очень важна, в том числе и групповая, когда ребенок может сам посмотреть, собрать информацию, обсудить с родителями, проанализировать, сделать выводы и поделиться ими, составить свое мнение и выразить его. Школа = один способ = одно решение = одна правильная оценка (пятерка).

В условиях существующей системы образования у отличников и троечников формируются соответствующие навыки успешного человека.

  • работают в режиме многозадачности;
  • готовы к большому объему информации;
  • могут сосредотачиваться и выполнять задачу до конца;
  • ответственно подходят к делу;
  • выполняют задачу без ошибок и в срок (при этом, возможность ошибки их пугает).

Получается, приоритетной единицей успеха ребенка являются вовсе не хорошие оценки. Доказательством этому также служит знаменитая формула успеха Томаса Дж. Леонарда, доказанная еще в ХХ веке и успешно применяемая на практике уже более 30 лет.

Согласно суждению Томаса Дж. Леонарда — составляющие успеха закладываются в детстве. Успех в основном формируется под влиянием окружения и имеет определенную относительность составляющих:

  • знания — 10%;
  • мышление — 40%;
  • окружение — 50%.

Период подготовки к школе и начальные классы — это как раз то время, когда ребенок учится взаимодействовать с коллективом и адаптируется в обществе. Поэтому важно с детства формировать окружение ребенка так, чтобы развивать у него позитивное мышление, позволяющее не только обладать определенными знаниями, но и уметь применять эти знания в жизни.

Родители правы в том, что будущий успех ребенка зависит от успешного детства. Как выяснилось, троечники не меньше отличников обладают конкурентоспособными личностными качествами, а оценки по своей сути не так важны, поскольку в большей степени, сами по себе не влияют на будущий успех напрямую. Поэтому важно не заострять внимание только на оценках, а уделять внимание разностороннему развитию ребенка как личности, его эмоциональному интеллекту и формированию мягких навыков.

Для гармоничного развития личности ребенка необходимо тщательно подходить к выбору школы и подготовке к начальным классам. На какие критерии смотреть:

  • какая программа в школе, есть ли прогрессивные методики, проектная работа;
  • опыт (от 3 лет) и образование педагогов (в идеале с 2 образованиями), как подходят к процессу обучения;
  • какие ценности в школе планируют заложить детям (самореализация, критическое мышление, умение выбирать);
  • сколько человек в классе, чтобы оценить результативность обучения;
  • отзывы других родителей с аналогичными целями в обучении;
  • истории выпускников (кем стали, много ли успешных).

Если не удаётся выбрать подготовительные курсы или школу недалеко от дома, то стоит обратить внимание на онлайн занятия. Это и новый способ восприятия мира детьми, и прогрессивные образовательные методики.

Онлайн школы не только научат ребенка счету, чтению и письму, но и заложат фундамент критического мышления, научат понимать и выражать свои мысли формируя их в конструктивное мнение.

Преимущество онлайн образования также обусловлено его эффективностью:

  • стандартная школьная программа дополнена прогрессивными методиками;
  • возможность индивидуального подхода за счет маленького количества участников на занятии (до 5 детей в классе);
  • одно занятие укладывается в 2 часа в день, при этом включая в себя материал полноценного школьного дня.

Доступность онлайн образования особенно привлекает внимание современных родителей, поскольку позволяет дополнить жизнь ребенка спортивными и творческими секциями, путешествиями. В результате, комплексный подход к обучению и возможности, предоставленные онлайн школами, благоприятно влияют на формирование успешной и разносторонней личности.

Читайте также: