Какую роль в экономике современного китая играют сэз открытые морские порты и города кратко

Обновлено: 14.05.2024

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полнстью иностранными. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //М: 2000, с.135

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования -электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд. СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)- 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.

Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технических современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)

3. Дефицит сырья и энергии.

4. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

5. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.

Основные цели создания СЭЗ:

1) привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

2) увеличение экспортной валютной выручки;

4) эффективное использование природных ресурсов;

5) стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

6) мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

7) обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в 22,4 млрд. долл. США, из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, элект­роника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80%) капиталла - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и другие инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - 3,5 млрд. долл. США, из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - 22,3 млрд. долларов.

СЭЗ Пудун (составная часть Шанхая) - 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций 27,3 млрд. долл. США.

Фондовый рынок

В 1981 году Правительство КНР начало выпуск облигаций для финансирования бюджетного дефицита, был также санкционирован выпуск облигаций крупнейших государственных предприятий. На первом этапе бумаги были именными и передача их третьим лица исключалась. Это ограничение было постепенно отменено в 1986-1988 г.г., и с этого времени можно говорить о появлении в КНР рынка долговых ценных бумаг. К началу 1990-х годов размещение бумаг государственного займа первой категории постепенно перешло на рыночные условия.

Фондовый рынок появился во многом из-за потребности в объективной оценке эффективности компаний: чем выше ее оценивали инвесторы, тем дороже продавались бумаги. В декабре 1990 года открылась фондовая биржа в Шанхае, а в июле 1991 года – в Шэньчжэне. Формирование рынка акций началось с выпуска ценных бумаг небольших городских и сельских предприятий, так как правительство не решалось проводить акционирование крупных компаний.

Оборот финансовых рынков постоянно рос. В 2010 году объем сделок по краткосрочным облигациям компаний нефинансового сектора составил 27,9 трлн. юаней, по банковским облигациям – 64 трлн. юаней, объем операций репо – 87,6 трлн. юаней. По своим масштабам китайский рынок облигаций занял 2-е место в Азии и 6-е в мире. Общая сумма транзакций на фондовом рынке достигла 309,1 трлн. юаней. Суммарная капитализация компаний, котирующихся на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах, составила на конец 2010 года – 26,5 трлн. юаней ($ 3,9 трлн.). В финансовом секторе сегодня создается 4, 73 % ВВП и занято 4,5 млн. работников.

Китайские компании предпочитают кредитное финансирование привлечению денег с фондового рынка. В 2010 году организации нефинансового сектора привлекли 11,1 трлн. юаней ($ 1,6 трлн.), причем на кредиты пришлось 8,36 трлн. или 75,3 %, а на поступления от размещения акций и облигационных займов – 1,78 трлн. или 16 %. Облигационные займы намного более значимы, чем финансирование посредством размещения акций. По итогам 2010 года выпуск кратко- и среднесрочных банковских облигаций, а также облигаций и векселей нефинансовых компаний составил 3,13 трлн. юаней, а все размещения (первичные и вторичные) акций типа А на биржах в Шанхае и в Шэньчжэне принесли компаниям 1, 03 трлн. юаней. При этом 40,6 % объема новых размещений пришлось на средние и мелкие фирмы, а 20,1 % - на компании, действующие в сфере новых и высоких технологий.

С 2008 года юань усиливает свое присутствие на внешних рынках, становясь расчетной валютой в региональной торговле и резервной валютой для ряда стран. По статистике Гонконгского комитета по финансам, к концу мая 2011 года здесь на сберегательных счетах находилось 548,8 млрд. юаней, или 15 % от объема хранящейся в банках иностранной валюты. Популярность юаня подталкивает власти к реализации программы по превращению Шанхая в международный финансовый центр. Этот процесс начался еще в 1980-е годы, инициатива принадлежала местному комитету по реформам и развитию государственных институтов и шанхайской мэрии. Первое развернутое постановление центрального правительства на это счет было издано только 25 июня 2009 года, правительство никогда не оказывало проекту финансовой поддержки. В Китае исходят из того, что в мире нет ни одного финансового центра, который мог бы в полном объеме удовлетворить все потребности глобальной экономики, и поэтому, нет причин бояться конкуренции с иными финансовыми площадками.

Китай стремится к большей открытости своих финансовых рынков, не прекращает экспериментов по участию юаня в международных торговых расчетах, развивает оффшорный рынок юаня, продолжает продвигать процесс его вовлечения в международную финансовую систему. Правительство шаг за шагом либерализует финансовый рынок, уверенно превращая Китай в равноправного участника глобальной финансовой системы.

СЭЗ. Краткий ликбез по специальным экономическим зонам Китая

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.

Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.

В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:

  • Шэньчжэнь;
  • Чжухай;
  • Шаньтоу;
  • Сямэнь;
  • Хашгар (получил статус СЭЗ в 2010 году);
  • провинция Хайнань.

Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.

Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.

Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.

Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.

СЭЗ. Краткий ликбез по специальным экономическим зонам Китая

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.

Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.

В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:

  • Шэньчжэнь;
  • Чжухай;
  • Шаньтоу;
  • Сямэнь;
  • Хашгар (получил статус СЭЗ в 2010 году);
  • провинция Хайнань.

Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.

Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.

Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.

Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.

Читайте также: