Успешная адаптация детей раннего возраста к доу как условие его эмоционального благополучия
Обновлено: 05.07.2024
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А.Сухомлинский
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Как должен быть подготовлен ребенок
к периоду адаптации
Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
Ступенчатая адаптация
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка , нужно сделать его постепенным( у каждого ребенка проходит индивидуально):
Правила введения ребенка в ДОУ
- Ступенчатая адаптация.
- Полная адаптация – 10-12 недель.
- При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с на 2-3 дня.
- В период адаптации сохраняются все привычки ребенка (включая вредные).
- Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома).
- Воспрещается в период адаптации делать прививки, инъекции.
- Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.
- Единство и постоянство требований со стороны всех взрослых (большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка).
Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
Признаки дезадаптации:
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
- слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
- чрезмерная тревожность родителей;
- нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
- воспитание ребенка в духе вседозволенности;
- неврологическая симптоматика у ребенка: застенчивость, гиперактивность и т.п.;
- болезненность малыша;
- несоблюдение режима дня дома
Игровая и двигательная активность детей
Работа с семьёй – важная задача образовательной системы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Главная задача для успешной адаптации детей - это охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия (пункт 1.6 ФГОС).
Ведь для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка в дальнейшем.
Как облегчить ребенку все этапы привыкания к условиям ДОО?
Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Я решила, что детский сад не должен быть источником стресса для детей, поэтому уделила большое внимание периоду адаптации детей к детскому саду.
Понимая это, я нацелила все свои силы на обеспечение психоэмоционального и морального комфорта детей.
Чтобы малыши легко привыкли к новой обстановке, я создала комфортные условия, максимально приблизив их к домашним: первой шла на контакт с ребенком, а не ждала, когда плачущий малыш протянет ко мне свои ручки; утешала, говорила с ребенком, а не предлагала поиграть с игрушками или с другими детьми.
Пожалуй, самый трудный из режимных моментов для ребенка в период адаптации, является дневной сон. Чтобы перед сном ребенок чувствовал себя защищенным и любимым, использовала различные методические приемы: поглаживание по голове, чтение сказки перед сном, слушание колыбельных песен. Все это снимает тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.
Опираясь на свой личный опыт, считаю, что особое значение в период адаптации имеют музыкальная и театрализовано - игровая деятельности. Музыка снимает напряжение у детей, расслабляет их. А театрализованные игры дают возможность ребенку отвлечься от окружающей его неизвестности.
Психологи считают, что с помощью музыки можно очень быстро и успешно наладить эмоциональный контакт с ребенком. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
Музыка благотворно влияет на развитие физических, умственных и творческих способностей, снимает психоэмоциональное напряжение у детей, улучшает настроение.
Полюбились моим малышам Кукутики - музыкальные клипы для детей и с участием актёров - детей! Все очень хорошо танцуют и поют.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы, в которых дети выражают своё настроение.
Использую в режиме дня приемы релаксации. В спокойной обстановке слушаем с детьми классическую музыку, звуки природы.
Опыт показал, что использование специально подобранного музыкального материала помогло снять у детей напряженность, страх, капризы и другие отрицательные эмоции во время адаптации. С помощью музыки было легче создать в группе теплую, добрую атмосферу, успокоить ребенка, вовлечь его в игру.
Поэтому, считаю использование музыки одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка к ДОО.
Дети раннего возраста отлично реагируют на игры с перчаточными игрушками. С их помощью я создавала мини-сценки, привлекая малышей к процессу. Чтобы помочь расслабиться вновь поступившим в группу деткам, придумывала сказки про детский сад, делая акцент на том, как весело и интересно здесь живется детям.
Чтобы снизить напряжение, оградить ребёнка от лишних впечатлений и волнений, я старалась переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Дети любят быть занятыми делом!
Поэтому предлагала своим малышам игры, которые успокаивают нервную систему, снимают перевозбуждение у детей.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Всем малышам, без исключения, нравится рисовать. Особенно, если это можно делать пальчиками, ладошками, штампами, губкой … Это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры.
Занятие лепкой из соленого теста тоже носит успокаивающий характер. Тесто приятно просто мять в руках, растягивать, рвать. А можно сделать угощение для любимой игрушки (лепешку из теста украсить крупами)
Таким образом, создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми в период привыкания к новым условиям, мне удалось создать психоэмоциональный и моральный комфорт детей и, тем самым, ускорить и облегчить протекание адаптационного процесса.
Цель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах деятельности.
1. Формировать чувство уверенности в окружающем.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Способствовать развитию положительного эмоционального фона.
Садовник, собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся.
Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.
Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка . Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 20 сверстников порождает чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны.
Когда же начинается адаптация? Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.
Детский сад – первый шаг на пути социализации – легко ли он даётся? Изучение отклонений в межличностных отношениях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют, всё дальнейшее формирование личности и могут обнаружиться в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственным мироощущением.
Анализ литературы позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих маленького ребёнка и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющего можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций.
Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у ребёнка ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, ит.д.).
Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем.
Критерии успешной адаптации:
1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);
2. Внешняя адекватность поведения (легко и точно выполнять различные требования).
Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:
А) безоговорочная симпатия к ребёнку;
Б) минимальное количество ограничений;
В) активность самого ребёнка;
Г) добровольность участия в игре;
Д) непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность.
Е) предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.
В курсе игротерапии выделяются три этапа работы:
I этап – (ознакомительный) – 2 занятия
II этап – (основной - формирующий) – 7 занятий
III этап – (заключительный) – 2 занятия
В процессе игровой терапии используются разнообразные игровые приёмы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности, на осознание детьми своего места в группе сверстников. Детям предлагается большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием (этюды, мимика, пантомимика). Многие игры являются полуфункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Причём одна и также игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки, для другого тонизирующий эффект, для третьего являться уроком коллективных отношений.
Адаптация детей к детскому саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов. Учёт специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Читайте также: