Условия применения метода проектов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

Этапы организации проектного метода обучения

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

  • Не умеет вести статистику
  • Не владеет методами обработки данных
  • Не владеет различными методами творческой деятельности
  • Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

  1. Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.
  2. Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.
  3. Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.

Требования к проектному методу обучения

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие творчески значимой проблемы, решение которой требует от учащихся интегрированных знаний и навыков исследовательской деятельности.
  • Обязательная познавательная и практическая значимость результатов, полученных по итогам реализации проекта.
  • Осуществление самостоятельной деятельности учащихся в процессе осуществления исследовательской работы по проекту.
  • Наличие структурированной содержательной части исследовательского проекта.

Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:

Доминирующей в проекте деятельности:

  • поисковые
  • исследовательские
  • творческие
  • прикладные
  • ознакомительно-ориентировочные и т.п.

Характера координации проекта:

  • непосредственный (гибкий или жесткий)
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(Л. С. Выготский)

С методом проекта я познакомилась еще 2009 году на курсах в ИПП и ППК в г. Петропавловск. Там же я защищала первый проект.

Все о м етоде проектов

Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел какого-либо действия.

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию
личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.

Учебный проект

Комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов

Метод проектов в образовательном процессе

Классификация проектов

Типы проектов (по способу организации деятельности учащихся)

Типы проектов

Метод проектов в образовательном процессе

Типы проектов

Особенности исследовательских проектов

Исследовательские проекты

Творческие проекты

Ролевые, игровые проекты

Информационные проекты

Прикладные проекты

Предметно-содержательная область проектирования:

Особенности монопроектов

Такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются более сложные разделы или темы.

Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области.

Данный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате проектной работы.

Межпредметные проекты

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Предполагают большие затраты временных ресурсов.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп в выборе средств достижения целей, тщательной структуризации хода исследования, хорошо проработанные формы итоговой презентации.

Основные условия применения метода проектов

Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

Структурирование этапов выполнения проекта.

Самостоятельность деятельности воспитанников в ситуации выбора.

Главными целями введения этого метода в ДОУ являются: развитие интереса к знаниям, приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т. д.; получение дополнительных знаний по теме, развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция .
В соответствии с требованиями образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Вариативность использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

Интеграция дополнительного образования воспитательно — образовательного процесса;

Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетичесогого направления;

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает
собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации

Для чего нужен метод проектов

n Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению

n Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы

n Научить принимать самостоятельные аргументированные решения

n Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

Цели и задачи проектного метода.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

n обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

n развитие познавательных способностей;

n развитие творческого воображения;

n развитие творческого мышления;

n развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

n формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

n развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого;

n формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

n развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные условия применения методов проектов:

n существование новой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;

n значимость предлагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

n применение творческих, исследовательских методов при проектировании;

n структурирование этапов выполнения проектов;

n самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

Виды проектов в начальной школе:

n проекты наблюдения;

n проекты рассказы;

n конструктивные проекты;

n экскурсионные проекты.

Классификация проектов

n Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

n Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование

n Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

n Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

n Ролевой проект – участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Виды проектов по доминирующей деятельности

n Практико - ориентированные

Требования к проектам и идеи проектирования.
Проектный метод должен содержать:

n предмет поиска решения проблемы;

n поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

n аналитическую работу над собранными фактами;

n корректировку первоначального направления;

n дальнейший поиск информации;

n анализ новых фактов; обобщение;

n заключение; оформление результатов; презентация;

n внешняя оценка, рефлексия.

Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы над методом проектов:

Компоненты учебного проекта

Актуальность проблемы мотивация

Методы и способы

Выбор способов и методов, планирование

Достоинства и недостатки проекта
как формы организации учебной деятельности.

Достоинства:

• Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;

• Исследовательский, поисковый характер;

• Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;

• Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;

• Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.

• Коллективный характер деятельности.

Недостатки:

• Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Эго обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих но самой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Преимущества метода проектов

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

- умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

- умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

- умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);

- умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

- умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

- умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

- умение оценивать проекты, выполненные другими;

- умение понимать критерии оценивания проектов;

- умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Читайте также: