Ушинский проект учительской семинарии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Лицо учителя, по мнению Ушинского, значит все в деле воспитания, поэтому он должен быть всесторонне подготовленным к учительской работы. Выдающийся педагог указывал, что народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связана с ним, знает народную речь, живет народными интересами. Учитель должен быть высокообразованным человеком с энциклопедическими знаниями, любить свою профессию, быть всегда заинтересованным в совершенствовании своего мастерства, владеть педагогическим тактом. Ему важно знать свое дело, четко представлять цель педагогической деятельности, иметь высокую практическую подготовку, владеть методикой обучения и воспитания, уметь излагать свои знания определенно и точно быть не только хорошим преподавателем, но и не менее умелым воспитателем.

Ушинский отмечал, что учитель должен быть психологом, знать психологию ребенка, изучать и хорошо знать своего питомца, ежеминутно находиться в сфере психологических явлений. Необходимым условием успеха учителя является его знакомство с научными основами педагогики и построение своей деятельности на передовых достижениях педагогической теории.

Если народный учитель хочет иметь моральное воздействие на детей и их родителей, его жизнь не должно противоречить школьным установкам. Он должен иметь привычку к простого, скромного, деятельного и честной жизни; знать жизнь и быт тех детей, которых будет учить.

Ушинский был недоволен системой подготовки народных учителей в России. В статье "Проект учительской семинарии" он разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения по созданию в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.

Для повышения квалификации народных учителей Ушинский предлагал организовывать при семинариях высшие педагогические курсы, ежегодные лекции по педагогике и психологии, он положительно относился к проведению учительских съездов, собраний, совещаний.

Ушинский разработал проект учительской семинарии, куда советовал принимать только тех, в ком можно предусмотреть хороших учителей. Предварительный отбор семинаристов происходит через обучение в течение нескольких лет в подготовительной учительской школе с последующей сдачей экзамена. Воспитанники, уже приняты за экзаменом, должны оставаться в семинарии три месяца и ждать окончательного зачисления, которое осуществляет ученый совет семинарии по каждому воспитаннику отдельно.

В семинарии наряду с изучением необходимых учебных предметов происходит основательная практическая подготовка будущих учителей. Ушинский считал, что народный учитель должен в совершенстве владеть письмом, уметь рисовать, чертить, выразительно читать и обязательно петь. Кроме общих и специальных предметов семинаристы должны прослушать курс естественных наук, подходит для объяснения предметов, окружающих крестьянского мальчика, короткие курсы сельского хозяйства и практической общедоступной медицины. Народный учитель должен уметь советом и делом подать нужную агроном. и медицинскую помощь крестьянам.

Главную деятельность учительской семинарии Ушинский усматривал в практических занятиях. С целью практической подготовки будущих учителей он впервые вводит педагогическую практику для семинаристов.

Ушинский считал целесообразным ввести институт классных ординариев, то есть таких старших учителей класса, которые, преподавая в своем классе как можно больше уроков, вместе с тем следили бы за преподаванием всех других предметов в классе, а также за успехами учащихся этого класса. По сути Ушинский предложил идею введения должности классного руководителя.

Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий.

Чем ниже сфера учебной деятельности наставника или, лучше сказать, чем глубже идет она в массы народа и в детство человека, тем менее, конечно, требуется от наставника познаний, но зато тем более должен он быть хорошим воспитателем и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника. Кроме того, в деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно, а необходимо и умение. Природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие- либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей. . Кроме того, в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детей и в народных школах больше влияния оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах. Даже и познания этого рода учителей должны иметь некоторую особенность, которой не могут дать им ни гимназия, ни университет. Познания эти, неглубокие и необширные, должны отличаться энциклопедичностью и в то же время окончательностью, определенностью и ясностью. 2. Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в Законе Божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве, кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщать ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни.

Гимназическое же учение дает, с одной стороны, слишком много сведений, а с другой — слишком мало для народного учителя. Кроме того, не только в каждом классе гимназии, но и во всей гимназии нет и не может быть той оконченности в образовании, той ограниченности и вместе той полноты и отчетливости, которая требуется в образовании народного учителя. Странным может показаться, если мы скажем, что у нас весьма трудно найти преподавателя для малолетних классов, который бы умел читать так ясно, громко и выразительно, отчетливо и впечатлительно, как этого требует слабое еще развитие способности внимания в детях, а учитель народной школы или малолетних классов должен часто прибегать не только к письму, но даже к рисованию, если хочет напечатать верно и прочно первые и потому самые важные образы в душе дитяти. 6. От учителя народной школы, особенно живущего в деревне или в небольшом городке, справедливо требовать, чтобы жизнь его не только не подавала повода к соблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях и детях, но, напротив, служила примером как для детей, так и для других и не противоречила его школьным наставлениям. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей и его школьная деятельность будет истинно воспитательной деятельностью. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1988. -Т. 2.-С. 81-107. Рекомендуемая литература 1. Белозерцев Е.П. К. Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. — М., 1994. 2. Водовозова Е. Н. На заре жизни: Мемуарные очерки и портреты. — М., 1964. 3. История педагогики и современность. — Л., 1970. 4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1988—1990. 5. Ушинский К.Д. Избранные сочинения: В 2 т. — М., 1974.

К. Д. Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника К. Д. Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор - в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека.

В 1870 году в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту К. Д. Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом наших современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту. До сих пор именно это наиболее сильная сторона педагогической подготовки педучилища. По проекту К. Д. Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки психолого-педагогического и естественнонаучного циклов. Будущие учителя должны были получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти практику в специально организованной при семинарии образцовой школе.

К личности народного учителя К. Д. Ушинский предъявлял серьезные требования. По его глубокому убеждению, народный учитель должен быть не только преподавателем конкретного учебного предмета, но и внимательным воспитателем. Педагог должен любить свою профессию, ответственно относиться к своему делу, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом, сочетать в себе подлинную нравственность, глубокую православную веру, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела.

К. Д. Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника К. Д. Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор - в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека.




В 1870 году в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту К. Д. Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом наших современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту. До сих пор именно это наиболее сильная сторона педагогической подготовки педучилища. По проекту К. Д. Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки психолого-педагогического и естественнонаучного циклов. Будущие учителя должны были получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти практику в специально организованной при семинарии образцовой школе.

К личности народного учителя К. Д. Ушинский предъявлял серьезные требования. По его глубокому убеждению, народный учитель должен быть не только преподавателем конкретного учебного предмета, но и внимательным воспитателем. Педагог должен любить свою профессию, ответственно относиться к своему делу, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом, сочетать в себе подлинную нравственность, глубокую православную веру, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела.


Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Жизнь и педагогическая деятельность.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения. Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке.

Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде. Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

Деятельность и активность ребенка.

Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд.

Дидактика К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы.

К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.

Учитель и его подготовка.

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Немного даже и в европейской культуре найдется личностей такого масштаба, как Ушинский Константин Дмитриевич.

Как в Польше - Корчак, в Швейцарии - Песталоцци, в Англии - Ланкастер или в Моравии - Коменский, в России были две звезды, и первая из них -Ушинский К.Д., вторая - Семен Макаренко.

Ушинский- основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

  • Цель проекта
  • Расширить кругозор о науке педагогика, через ее историю
  • Проследить жизненный путь К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки, до него в России не существовавшей
  • Совершенствовать навыки и умения научной организации труда в поисковой и исследовательской деятельности

Задачи проекта

  • Изучить литературу и архивные материалы о жизни и деятельности основоположника русской педагогической науки.
  • Собрать фотоматериалы по теме.
  • Систематизировать и обобщить собранный материал.
  • Подготовить компьютерную презентацию проекта.

Актуальность исследования

Немного даже и в европейской культуре найдется личностей такого масштаба, как Ушинский Константин Дмитриевич.

Как в Польше - Корчак, в Швейцарии - Песталоцци, в Англии - Ланкастер или в Моравии - Коменский, в России были две звезды, и первая из них -Ушинский К.Д., вторая - Семен Макаренко.

Ушинский- основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Цель проекта

Расширить кругозор о науке педагогика, через ее историю

Проследить жизненный путь К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки, до него в России не существовавшей

Совершенствовать навыки и умения научной организации труда в поисковой и исследовательской деятельности

Задачи проекта

Изучить литературу и архивные материалы о жизни и деятельности основоположника русской педагогической науки.

Собрать фотоматериалы по теме.

Систематизировать и обобщить собранный материал.

Подготовить компьютерную презентацию проекта.

К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в небогатой дворянской семье. Детство прошло в Новгород – Северском в небольшом имении родителей. Отец К.Д. Ушинского, Дмитрий Григорьевич Ушинский, родился в 1787 году в Слободско – Украинской губернии в семье потомственных, но бедных дворян. В 1838 году поселившись в имении под Новгород – Северским, занял должность уездного судьи.
Мать его, Любовь Степановна Карпинская, родилась в 1796 году и была дочерью статского советника.

Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развтие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей оказали огромное влияние не только на современное, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Самое лучшее и самое современное в педагогике как наука основано на достижениях прошлого. У выдающихся педагогов прошлого есть свои последователи и преемники. К ним относится целая плеяда педагогов-новаторов 80-ых г, которые буквально всколыхнули педагогическое сообщество учителей, побудили их к активной творческой деятельности, вселили в них веру в собственные силы и в успех.

Итак, педагогическая деятельность наиболее сложный, универсально- синтетический вид человеческой деятельности. Для него характерно то, что ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Учитель-это образ жизни.

Читайте также: