Как ты понимаешь слова чайковского мелодия душа музыки объясни на примере серенады шуберта кратко

Обновлено: 07.07.2024

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Как вы понимаете выражение Чайковского "Мелодия - душа музыки".


Музыка - это чудо, с которым вряд ли может сравниться какое - либо другое искусство.

Когда звучит музыка (песня), которую мы очень любим, то почему - то снова и снова она завораживает нас.

Что в этой музыке (песне) самое главное?

Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли.

Мелодия - всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём - то рассказывать.

Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками.

Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", "meloc", что означает пение, напев.

Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор.

От этого зависит характер мелодии : напевный или танцевальный, радостный или грустный.

То есть мелодия нам что - то передаёт, выражает.

Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу.

Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по музыке на тему:

П. И. Чайковский.

Тема рассчитана на три урока

Тип урока : Изучение нового материала.

помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства

Музыкальный материал:

Дополнительный материал : презентация

Организация урока.

Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Слушание и анализ музыкальных произведений

Вокальная работа.

Рассказ о творчестве Е. Крылатова

Обработка вокальных навыков.

Домашнее задание

I.Организация класса . (Слайд 2)

Учащиеся читают стихотворение

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Евгений Винокуров

II. Работа по теме.

Вступительное слово учителя. (Слайд 3)

Как это понимать?

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия ( Для голоса в сопровождении фортепиано)

Какие чувства вы в ней угадываете? ( Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)

Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? ( В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)

Пропойте вместе со мной мелодию Серенады

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

Чем наполнена мелодия? ( Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)

Чем пленяет нас мелодия серенады? ( Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)

Терминологическая работа (слайд 6)

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).

В средне – европейских странах в XVII – XVIII вв. особенное распространение получила инструментальная серенада – род дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра или ансамбля.

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:

№ 1
Вечного покоя подай Ты им, Господи!
Да тихий светит свет им с миром!
В Сионе славим песнью мы Тебя!
Твоею славою светится Ерусалим!
Услыши, Господь, молитву нашу!
В Тебе наше утверждение!
Вечного покоя подай Ты им, Господи!
Да тихий свет светит им с миром!
Господи, Податель благ!
Боже, Податель благ!
Господи, праведный!
Господи, Податель благ!

№ 2
День возмездья! Он настанет!
И нежданный, как нагрянет,
Каждый в страхе с ложа вспрянет!
Все народы, все языки,
Все познают день великий
В трубном гласе зов Владыки!

№ 3
Глас Владыки! Над морями,
Глас Владыки! над морями, над землями,
Над гробами пронесется он громами.
И нежданно, средь живущих,
Поколенья в гробе сущих,
Встанут в ряд на Суд идущих.
И се книга Им раскрыта
И ничто же в ней не скрыто,
Что нам кара, что защита.
Все к престолу станут купно
Где сидит Он недоступный
Судия нам неподкупный.
И тебя он спросит тоже,
Что ты скажешь? Боже! Боже!
Кто мне в помощь будет, кто же?

№ 4
Царь Небесный! повергаюсь
Пред Тобою! изливаюсь
Весь в слезах!

Ты Спаситель, Царь Небесный,
Ты великой мукой крестной
Искупивший нас чудесно!
Всех призвал Ты к жизни вечной
Нас любовью бесконечной,
Внемли, внемли вопль сердечный!
Нам Тобою путь указан,
Ты биен был, Ты был связан
И поруган, и истязан.
За врага же, что ярился,
Как безумный, и глумился,
Над Тобою, Ты молился.
Всех простил, бо пребывают
Во слепотстве и не знают,
Что творят, что совершают.
Ты нам подал упованье,
Что омоет покаянье
С сердца пятна злодеянья.
Милосердый, повергаюсь,
Пред Тобою, изливаюсь
Весь в слезах, о каюсь, каюсь.

№ 6
Ах, из сонма осужденных,
Вечной смерти обреченных,
Даруй встать мне в сонм спасенных!
Даруй встать мне пред Тобою,
Милосердым Судиею,
Чисту сердцем и душою.

№ 7
В оной скорби, о Владыко,
В предстоящий день великий,
Человеку и вселенной
Будь заступник неизменный,
Сыне Божий, будь нам щит святой!
Спящим в гробе дай покой!

№ 8
Господи Сыне Божий!
Податель благ, податель благ!
Изведи души всех верных рабов Твоих
И всех усопших из муки,
Из вечной муки и из конечной смерти.
Изведи Ты их из челюсти львиной,
Из погибельной муки адовой
Из мрака преисподней.
Да возведет ангел под крылом
Повеленьем Твоим их в царство света!
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал!

№ 9
С жертвой и с хвалами к Тебе, Господи! днесь прибегаем;
И молимся за души рабов Твоих,
Молим, память Ты сотвори им вечную.
Даруй им, Господи, из смерти вступити в жизнь века.
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал.

№ 10
Свят! свят Господь Бог Саваоф!
Небеса проповедуют славу Господню.
Осанна в вышних!

№ 11
Слава, слава грядущу во имя Господнее!
Осанна в вышних!

№ 12
Агнец Божий приявший все грехи мира,
Даруй Ты им вечный мир и блаженство!
Тихий свет да светит им вечно, Господи!
Да светит купно со святыми, ибо благ сей.

Перевод А. Майкова

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы глубину и силу мелодии.

Каким своеобразием отличается мелодия ? ( Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке.

III . Вокальная работа.

1. Слышу голос из Прекрасного Далека

Голос утренний в серебряной росе

Слышу голос и манящая дорога

Кружит голову как в детстве карусель

Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

От чистого истока в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко я начинаю путь

2. Слышу голос из Прекрасного Далека

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос – голос спрашивает строго,

А сегодня что для завтра сделал я?

3. Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос –и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа

Рассказ о творчестве Евгения Крылатова (слайд 11,12)

Советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации . Лауреат Государственной премии СССР.

Когда Евгению Крылатову было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху - рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.

В семье любили и понимали музыку. Отец Евгения Крылатова еще подростком на первые же заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки у известного педагога. Он самостоятельно выучился игре на рояле, неплохо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других выдающихся композиторов. Мама прекрасно пела народные песни. Для Евгения Павловича она всегда олицетворением высокой духовности, интеллигентности.

Обработка вокальных навыков.

Запев и припев разучиваются отдельно. Учитель обращает внимание учащихся на передачу разницы в характере музыки при пении.

IV . Итог: (слайд 13)

В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

Домашнее задание. (слайд 14)

Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая.

Урок музыки: Душа музыки

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Читайте также: