Почему началось противостояние короля и парламента кратко

Обновлено: 18.05.2024

Военное и политическое противостояние Карла I Стюарта (1625-1649 гг) и английского парламента закончилось победой последнего. Король был казнен, а всю власть в стране забрал парламент, объявив Англию республикой. Новое правительство сравнительно успешно справлялось с внутренними проблемами и внешними угрозами, но его слишком часто обвиняли в подмене королевской тирании парламентской деспотией. Республика просуществовала всего четыре года, после чего парламент был принудительно разогнан.

Причины революции

Конфликт английской короны и символа законности и народного мнения — парламента, начался сразу после воцарения Якова I. Король из новой династии Стюартов придерживался абсолютистских взглядов и открыто говорил о своем праве игнорировать законы и исконные свободы. Эти убеждения разделял и его сын Карл I, но они были неприменимы к английской системе правления с ее традиционными ограничениями королевской власти со стороны парламента и церкви.

Английские монархи созывали парламент главным образом для решения финансовых проблем. Так поступали и Стюарты, однако расходы короны росли, и далеко не всегда эти расходы были целесообразны, что вызывало у парламента ряд вопросов.

Яков I Стюарт

Так, содержание двора обходилось гораздо дороже, чем это было при Елизавете I, да и казнокрадство не было секретом ни для кого. Неудачные войны (Тридцатилетняя война, англо-французская война 1625-1629 гг) и подавление восстаний разных уголках страны требовали бесконечных финансовых вливаний и не давали ожидаемых результатов.

В обмен на субсидии депутаты требовали от короля ответных уступок — изменения внутренней и внешней политики, ограничения расходов, передачи части властных полномочий парламенту. Карл I воспринимал это как покушение на свои исконные королевские прерогативы и отказывался обсуждать подобные вопросы. Король попытался обойти парламент с помощью принудительных займов и практики покупки титулов, но необходимой суммы эти меры не приносили.

Ситуацию накаляли и религиозные вопросы. Протестанты подозревали наличие католического заговора, а католики, особенно в относительно самостоятельных Ирландии и Шотландии, не намеревались мириться с давлением кальвинистов и их стремлением к гегемонии в духовной сфере.

Наконец, и протестанты, и католики с подозрением относились к арминианству, к которому принадлежал архиепископ Уильям Лод (с 1633 г). Последний стремился внедрить свое понимание кальвинизма в каждом приходе, но население воспринимало происходящее как попытку вернуть страну под власть папы.

Разногласия по поводу повышения налогов и прав парламентариев продолжались в течение всего периода 1620-х гг. В 1629 году Карл I потребовал выдать субсидии на продолжение войны с Францией, но парламент согласовал ничтожно малую сумму и потребовал избавиться от королевского фаворита герцога Бэкингема, обвинив его в казнокрадстве. Возмущенный король распустил депутатов по домам.

Следующие одиннадцать лет Карл I правил без участия парламента — вводил штрафы, пошлины, налоги. Однако население раздражало не столько дополнительное финансовое бремя, сколько нарушение английских традиций правления и игнорирование общественного мнения в лице парламента.

Впрочем, еще в 1637 году позиции английской короны не вызывали сомнений — в государственную казну регулярно налоговые доходы, пусть и собранные не совсем законным путем, оппозиция не имела достаточной организованности, административная система работала четко и слаженно. Однако все это видимое благополучие было разрушено все за несколько месяцев — после неудачной войны в Шотландии.

Карл I

Революция

В 1637 году архиепископ Лод попытался ввести в Шотландии английский молитвенник, что вызвало восстание. Карл I отправил на его подавление армию, которая не отличалась высокими боевыми качествами и явно уступала шотландской. Король не хотел рисковать, поэтому не стал вступать в сражение и заключил мир.

Однако шотландских подданных все же необходимо было призвать к порядку, а для этого нужны были деньги. Для получения субсидий для продолжения войны Карл I в апреле 1639 года созвал парламент, но депутаты отказались обсуждать этот вопрос до разбора длинного списка претензий к королю. Уже через три недели после созыва этот парламент прекратил работу по воле монарха.

Карл все же предпринял новую попытку сразиться с шотландцами, но потерпел поражение. Шотландцы оккупировали север страны, а их содержание должна была оплачивать английская корона.

Король, испытывавший серьезные финансовые трудности, в ноябре 1640 года вновь попытался обратиться к парламенту. Это решение было самоуверенным, но найти компромисс стороны все еще могли. Впрочем, король вновь требовал денег и отказывался признавать свои ошибки, а депутатская оппозиция не собиралась уступать.

Этот парламент начал свою работу в 1640 году и закончил в 1653 году, получив название Долгого. В течение первых месяцев работы палата общин добилась осуждения и казни графа Страффорда — главного сторонника абсолютизма в окружении Карла I, а также ареста архиепископа Лода. Парламент заставил короля подписать закон о роспуске представительного органа только по инициативе самих депутатов, а также о запрете введенных Карлом налогов.

Радикальная партия парламента, пуритане, настаивали на полном лишении короля власти, но слишком многим это решение казалось слишком резким. Ситуацию поменяло восстание в Ирландии, случившееся в 1641 году. Слухи об убийствах протестантов и католическом заговоре привлекли население на сторону радикалов, а попытка Карла I арестовать некоторых представителей палаты общин подорвала доверие к королю.

В январе 1642 года король покинул Лондон, а в августе поднял штандарт над крышей своего замка в Ноттингеме. Это означало объявление войны.

Гражданская война

Восточная и Южная Англия вместе с Лондоном поддержали парламент, тогда как северные и центральные графства оставались на стороне короля. Страна разделилась и по социальному признаку — католики, англикане, крупные землевладельцы выступили за короля, им противостояли пуритане, мелкие землевладельцы и торговцы.

Первое серьезное столкновение произошло при Эджхилле в октябре 1642 года, когда армия парламента преградила путь королевским войскам, направлявшимся к Лондону. Битва не принесла победы ни одной из сторон, но вплоть до лета 1644 года удача была на стороне роялистов.

В 1644 году парламент заключил союз с шотландцами, что означало для Карла I войну на два фронта. В том же году он был наголову разбит в сражении при Марстон-Муре недалеко от Йорка и утратил контроль над северными графствами.

Карта территорий под контролем парламентариев (зелёный) и роялистов (красный)

Уже с первых дней войны Оливер Кромвель, под началом которого находилась кавалерия парламента, проявил себя как отличный стратег, организатор и твердый человек. В дальнейшем он стал одним из самых могущественных людей страны, а пока стал инициатором создания войск нового образца. В 1644 году по его настоянию армия была реформирована — она стала единой, профессиональной и регулярной.

Уже в следующем году новая армия показала себя с самой лучшей стороны — в битве при Нейсби королевские войска были разбиты. Карл I сдался шотландцам, которые после нескольких месяцев переговоров в 1646 году продали его парламенту за 400 тысяч фунтов.

Казнь Карла I

Постепенно армия начала переходить на все более радикальные позиции. Более того, она приобретала политический вес и могла выдвигать собственные требования, в частности уничтожение власти короля и признание равенства прав всех жителей страны.

В мае 1647 года парламент объявил о расформировании части армии по причине ее дороговизны и политической неблагонадежности. Армия восстала, а во главе недовольных встали генерал Ферфакс и Кромвель. В августе их отряды заняли Вестминстер и получили контроль над парламентом. Большую роль в развитии недовольства в армии сыграли радикально настроенные представители течения левеллеров, которые отстаивали идею народного суверенитета и равенства всех граждан.

В октябре 1647 года король бежал на остров Уайт, где формально был пленником родственника Кромвеля, но это не мешало ему готовить заговор. Карл I получил поддержку из Шотландии и связался с роялистки настроенными военными частями, после чего в 1648 году началась вторая гражданская война. Она представляла собой череду восстаний в разных частях страны и была быстро подавлена, но имела важное следствие — были потеряны последние крохи доверия к королю.

Полковник Прайд преграждает путь парламентариям-пресвитерианам. Гравюра

В декабре 1648 года парламент принял решение о суде над Карлом Стюартом. Многие не верили в законности суда, в том числе и сам король, а главные судьи отказались вести процесс. Впрочем, это не помешало суду обвинить Карла в измене и тирании. Он взошел на эшафот 30 января 1649 года.

Для многих казнь законного короля стала шоком — при всех своих ошибках он оставался легитимным монархом. Одни увидели в произошедшем свидетельство того, что совершенное общество законности и благочестия уже наступает, другие опасались за свои земли, имущество и жизнь. В любом случае столь радикальные изменения в обществе необходимо было уравновесить новым политическим порядком и законодательством.

Утверждение республики

Еще задолго до суда над королем парламент задумывался о том, какая конструкция возникнет на месте старого порядка. Большинство считало, что вековые традиции королевской власти являются самым правильным выходом, поэтому наиболее часто рассматривались различные варианты сохранения монархии. Самыми жизнеспособными из них были два — символическое сохранение Карла I на престоле при лишении его всей власти либо утверждение королем младшего сына Карла Стюарта.

Однако для осуществления любого из этих решений необходимо было договориться с самим монархом, который вскоре после начала второй гражданской войны был отправлен под усиленную охрану в один из замков близ Лондона. Несмотря на безвыходное положение, Карл I сохранял прежнюю самоуверенность и отказывался обсуждать подобные проекты, что в итоге решило его судьбу.

Вскоре после начала суда над королем 4 января 1649 года парламент провозгласил себя носителем верховной власти, официально об этом было объявлено в мае. В начале февраля вслед за монархией палата общин упразднила и палату лордов. В итоге вся полнота законодательной власти перешла к однопалатному парламенту, а функции исполнительной власти отныне выполнял Государственный совет.

В Государственный совет вошел 41 человек, из которых три четверти были членами парламента. Армию в совете представляли Кромвель и Ферфакс. Впрочем, Кромвель был занят подавлением роялистов в Ирландии и Шотландии, а Ферфакс избегал заседаний парламента, поэтому победившая армия потеряла политическое влияние.

Наиболее видными представителями республиканской властной верхушки были Оливер Кромвель, Артур Гезльриг и Генри Вен Младший. Они не были радикалами и придерживались консервативных взглядов. Меньше всего Кромвель и компания хотели превратить республику в олигархический режим, основанный на мощи армии.

Оливер Кромвель

Вскоре оказалось, что новое и совершенное общество существовало лишь в пропагандистских листовках. Государственный совет не сумел стать полноценным правительством — на заседаниях присутствовало около 10-15 человек, а многие его участники почти сразу подали в отставку. Парламент не торопился менять и финансовую политику — гражданская война давно закончилась, но военные налоги и акцизные сборы продолжали действовать.

Угрозы республиканскому режиму: левеллеры

Провинциальные власти и дворяне ничего не знали о консервативном настрое парламента и происходящем на заседаниях Государственного совета, поэтому с тревогой ожидали кардинальных реформ. Многие считали, что парламент, казнив Карла I, уже зашел слишком далеко и опасались дальнейших радикальных решений депутатов.

В целом парламент был эффективной административной машиной и справлялся с защитой страны от внешних врагов, но этого было недостаточно. Немногие верили, что новое правительство продержится долгое время. Роялисты воспринимали его в качестве временного узурпатора власти, тогда как пуритане и многочисленные сектанты считали Республику шагом к установлению идеального общества праведников. Радикальные республиканцы требовали углубления конституционных реформ.

Пока в графствах со страхом ожидали реформ, столичные радикалисты-левеллеры остались недовольны консерватизмом парламента. Они обвиняли его в тирании и требовали продолжить революцию — провести перераспределение богатств, изменить избирательную систему, позаботиться о бедных.

Однако левеллеры, которые летом-осенью 1647 года практически управляли настроениями лондонцев и армии, к весне 1649 года растеряли большую часть своей популярности. Горожане никак не отреагировали на арест лидера левеллеров Лильберна, хотя в армии, которая вновь была на грани бунта, радикальные идеи пользовались некоторым успехом.

Недовольству армии способствовало то, что смена власти никак не отразилась на благосостоянии солдат — им вновь задерживали жалование и грозили сокращением частей. В итоге весной 1649 года произошло несколько мятежей в армейских подразделениях Лондона и Оксфордшира. Впрочем, пока армейские генералы Ферфакс и Кромвель сохраняли лояльность индепенденской республике, армия в основном следовала за ними и оставалась верна командованию,

Угрозы республиканскому режиму: роялисты и сектанты

Главными противниками республики были роялисты, которые еще надеялись посадить на престол сына Карла I, и пресвитериане, недовольные победой индепендентов. Помимо этого в Англии появилось множество сект (диггеры, квакеры, рантеры и прочие) — одни отвергали всякую власть, другие отрицали Библию, третьи хотели равенства для всех. Пока провинциальные элиты требовали от Кромвеля стабильности, активные и беспокойные сектанты наводняли крупные города листовками о необходимости дальнейших перемен и читали проповеди на улицах.

В целом религиозная политика парламента отличалась толерантностью — Государственный совет перевел в разряд необязательных и официальный молитвенник, и посещение богослужений. В то же время мириться с открытым богохульством новое правительство не собиралось и уже в 1650 году был принят ряд законов против особо радикальных сект.

Роялисты не теряли надежды восстановить монархию в лице Карла II, сына казненного короля. В 1649 году Шотландия и Ирландия признали Карла II своим правителем, многие англичане также готовы были поддержать его.

В течение 1649-1650 гг войска под личным командованием Кромвеля разбили ирландских и шотландских роялистов, но парламент все еще осознавал свое непрочное положение. Это доказывает и введение цензуры в сентябре 1649 года, и принятие в феврале 1650 года Акта, обязавшего каждого гражданина письменно признать страну республикой.

Падение индепендентской республики и протекторат Кромвеля

В общественном мнении к парламенту было две основных претензии — увеличение налогов, которые шли на подавление восстания в Ирландии и Шотландии, и задержка принятия избирательного закона. Для разработки новой выборной системы был создан специальный комитет, однако работа практически не продвигалась.

Парламентарии обсуждали различные избирательные системы, но на практике все сводилось к одному — депутаты не хотели потерять хлебные места и опасались за свою жизнь, если к власти придут те же пресвитериане или роялисты. Становилось очевидным, что депутаты настолько боялись ответственности за прошлые деяния, что готовы были забыть о прошлых обещаниях. Перспектива свободных и справедливых выборов пугала парламентариев.

Часть из них к тому времени активно использовала свое положение для личного обогащения, как это в свое время делали приближенные Стюартов. В 1649 году началась продажа бывших королевских земель, после чего львиная их доля оказалась в собственности революционеров.

Противоречия между заявлениями о справедливом обществе и реальностью, где на первый план выходили консерватизм и личные интересы, становились все острее. В апреле 1653 года парламент попытался провести избирательную систему, которая дала бы возможность нынешним депутатам оставаться на своих должностях едва ли не пожизненно.

Это переполнило чашу терпения армейской верхушки, которая к тому времени уже некоторое время конфликтовала с палатой общин. 20 апреля 1653 года Оливер Кромвель явился заседание и разогнал парламент, а через некоторое время принял на себя функции управления Английской республикой в должности лорда-протектора.

Причины противостояния короля и парламента. Для страны революция означала поворот, обеспечивавший переход от монархии неограниченной (абсолютной) к монархии конституционной, в которой власть короля ограничена законом и парламентом (представительным органом). Такое изменение в политическом строе создало бы условия для быстрого развития нового буржуазного способа хозяйствования, основанного на свободной собственности и частном предпринимательстве.

Толчком к противостоянию между старой властью и новыми силами в обществе, вылившееся, в конечном счете, в революцию, послужило то, что на английском престоле в начале XVII в. утвердилась династия Стюартов, прибывших в Англию из Шотландии. Яков Стюарт был племянником Елизаветы I Тюдор, и она, не имея собственных детей, назначила его наследником. Король Яков I, а затем его сын, Карл I, стремились к неограниченной власти, а английское общество уже не нуждалось в ней. Особенностью английского абсолютизма было то, что на протяжении всего периода его существования, продолжал периодически созываться парламент, возникший еще в середине XIII в. и имевший право утверждать введение новых налогов. Пока сильная власть была нужна обществу, парламенты отличались послушанием и сговорчивостью. Но к началу XVII в. ситуация изменилась: общество перестало нуждаться в неограниченной власти. В то же время носители короны не желали уступать своих полномочий, более того, они стремились приобрести новые.

Дворяне хотели свободно распоряжаться своей землей, а крестьяне стремились пользоваться своими земельными участками. Недовольство вызывала экономическая политика Стюартов, мешавшая развитию частной инициативы и проявлявшаяся в том, что вводились налоги, не утвержденные парламентом; не нравилась их внешняя политика, ориентированная на союз с абсолютистской Испанией, наконец, много претензий было к Короне (так в Англии принято называть монарха) в связи с религиозной политикой.

Среди пуритан были выходцы из дворян, крестьян, ремесленников, купцов. Они принадлежали к разным сектам, но общим для всех было требование отказа короля от права назначать епископов, что ослабило бы вмешательство Короны в дела веры. Священников, по мнению пуритан, должны были избирать сами верующие.

В конечном счете именно религиозные противоречия вызвали открытый конфликт между королем и его шотландскими поддаными, которые не хотели допустить подчинения шотландской церкви Лондону. В отличие от своего отца, отличавшегося крайней нерешительностью, Карл I действовал часто сгоряча и непродуманно. Как личность он был крайне противоречив. Человек большого обаяния, очень умный и образованный, первый коллекционер-меценат на английском престоле, он прославился неискренностью и лицемерием на политическом поприще. Конфликт с шотландцами перерос в небольшую и неудачную для короля войну. Пришлось ему обратиться к помощи парламента, чтобы получить средства на ведение боевых действий.

Долгий парламент. 3 ноября 1640 г. в Лондоне собрался парламент, который получил в истории название Долгого парламента (его деятельность продолжалось более тринадцати лет). Среди депутатов парламента было много противников абсолютизма, они составили оппозицию королю Карлу.

Спор между королем и парламентом происходил как раз в тот момент, когда в Ирландии началось восстание католиков-ирландцев против завоевателей-протестантов, выходцев из Англии и Шотландии. Карл I настаивал на предоставлении ему армии для подавления ирландского восстания, но получил отказ парламента. Рассерженный король в начале 1642 г. покинул столицу и уехал на север страны собирать войска. В ответ парламент начал создавать собственную армию. Страна фактически раскололась на два враждебных лагеря, один из которых поддерживал короля, а другой – парламент. При этом более развитые юго-восточные районы поддержали парламент, а за короля выступил отсталый северо-запад, где сильны были средневековые традиции. Парламент мог рассчитывать на поддержку со стороны шотландцев. Король ждал, что на континенте закончится Тридцатилетняя война (1618–1648) и ему будет оказана помощь другими монархами.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт — Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

76. Заинтересован ли исполнитель работ урегулировать конфликт без судебного процесса?

76. Заинтересован ли исполнитель работ урегулировать конфликт без судебного процесса? Да, заинтересован. Очень часто для защиты своих интересов потребителю не нужно обращаться в суд так как, достаточно грамотно изложить свои требования исполнителю услуг, для того, чтобы

5.4.2. Конфликт личности и общества

5.4.2. Конфликт личности и общества Восприятие внешнего мира начинается будущим человеком еще в замкнутом пространстве внутриутробного развития. Эмбрион находится в зависимом от иных лиц состоянии, получает дозированное жизнеобеспечение, обречен на подчинение внешним

13. Понятие парламента и его структура

13. Понятие парламента и его структура Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем

19. Понятие парламента и его структура

19. Понятие парламента и его структура Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за

20. Компетенция парламента

20. Компетенция парламента Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.Полномочия парламентов можно разделить

65. Образование английского парламента

Статус Короны

Статус Короны Политическое и юридическое положение британской короны определялось, во-первых, законодательным верховенством парламента и принципом суверенитета нации, во-вторых — традициями исторической конституции, сохранявшей за королями исключительные, иногда

Конфликт с Англией

Конфликт с Англией Непосредственным историческим толчком к борьбе колоний за свое государственное обособление от метрополии стала экономическая и торгово-финансовая политика Англии в первой половине XVIII в. Она была направлена к тому, чтобы сдержать промышленное

8.1. Управленческий конфликт: понятие, классификация и способы управления

8.1. Управленческий конфликт: понятие, классификация и способы управления Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают отношения социальных групп и общностей, взаимодействие личностей внутри

8.2. Конфликт интересов на государственной гражданской службе

8.2. Конфликт интересов на государственной гражданской службе Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено со множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки для конфликтов в этой сфере, в том числе и для конфликта интересов.

Причиной революционных перемен в Англии XVII в. стало формирование двух противоборствующих сил. Представители одной — крупные феодалы, светские и духовники — пытались законсервировать феодальные отношения. И сторонники другой — пуритане — союз но­вых дворян и буржуазии. Пуритане в свою очередь были разделены на пресвитерианское течение, требовавшие ус­тановления конститу-циональной монархии, и сторонни­ков индепендентского течения, предлагавших радикальные перемены государственного строя и соблюдения всеобщих прав и свобод.

Открытое проявление оппозиции началось в 1628 г. на заседании парламента. Петиция о праве, предъяв­ленная королю, имела буржуазное содержание. Ее по­ложения касались налогов и гражданских прав. И как ре­зультат — роспуск парламента и единоличное правление Карла I. В следующий созыв, в 1640 г. парламентариям уда­ется ввести Трехгодчный акт, в котором установлен срок обязательного созыва представительного собрания — не реже чем раз в три года. Рядом нормативных актов ограни­чивалось право короля вмешиваться в отношения собствен­ности своих подданных.

Причиной революционных перемен в Англии XVII в. стало формирование двух противоборствующих сил. Представители одной — крупные феодалы, светские и духовники — пытались законсервировать феодальные отношения. И сторонники другой — пуритане — союз но­вых дворян и буржуазии. Пуритане в свою очередь были разделены на пресвитерианское течение, требовавшие ус­тановления конститу-циональной монархии, и сторонни­ков индепендентского течения, предлагавших радикальные перемены государственного строя и соблюдения всеобщих прав и свобод.

Открытое проявление оппозиции началось в 1628 г. на заседании парламента. Петиция о праве, предъяв­ленная королю, имела буржуазное содержание. Ее по­ложения касались налогов и гражданских прав. И как ре­зультат — роспуск парламента и единоличное правление Карла I. В следующий созыв, в 1640 г. парламентариям уда­ется ввести Трехгодчный акт, в котором установлен срок обязательного созыва представительного собрания — не реже чем раз в три года. Рядом нормативных актов ограни­чивалось право короля вмешиваться в отношения собствен­ности своих подданных.

Читайте также: